Презентация на тему: » Эль Греко. 2 часть. Эль Греко. 2 часть.. Толедо Эль Греко Погребение графа Оргаса 1586 Церковь Сан Томе, Толедо.» — Транскрипт:
1
Эль Греко. 2 часть. Эль Греко. 2 часть.
2
Толедо
3
Эль Греко Погребение графа Оргаса 1586 Церковь Сан Томе, Толедо
4
Некоторые особенности картины Соединение двух планов композиции – земного и небесного. Эффектное смешение исторических персонажей с современниками. Нижний ярус – земной – написан в реалистической манере. Верхний ярус – причудливая деформация фигур. Сальвадор Дали, впервые увидев эту картину, упал в обморок.
7
Тициан Ассунта Церковь Санта Мария Глориоза в Венеции. 1518
8
Человек, смотрящий прямо на нас – предположительно сам художник. На переднем плане художник поместил своего сына Хохе Мануэля. На сложенном носовом платке, торчащем из его кармана, можно прочитать дату его рождения
9
Главный герой полотна – граф Оргас умер в 1323, завещав своим наследникам оплачивать содержание церкви Санто Томе. Однако, Эль Греко одевает его в доспехи 16 века. Это должно было усилить непосредственность восприятия данного сюжета.
10
На ризе святого Стефана изображена сцена его мучений (он был побит камнями до смерти). Этот первый христианский мученик был небесным, а граф Оргас земным покровителем монастыря августинцев в Толедо. Бледные, элегантно удлиненные кисти рук отчетливо проступают на фоне черной одежды, указывая на совершающиеся чудеса.
11
Эль Греко Распятие 1589
12
Поклонение пастухов 1596 Благовещение 1596
13
Апостол Иаков Около 1600
14
Апостол Андрей и св.Франциск Около 1600
15
Евангелист Иоанн 1600-е гг
16
Апостолы Петр и Павел Огромная роль рук и жеста в произведениях Эль Греко=. Жест Петра как бы обращающегося с просьбой – несколько робкий и неопределенный, противопоставлен жестам Павла, активным и завершенным в действии. Павел был проповедником, и, согласно преданию, он принес христианство на Крит, родину Эль Греко
17
Христос на Масличной горе. 1605
18
Моление о чаше. 1610
19
Вид Толедо Музей Метрополитен. Нью-Йорк. 1.Один из первых самостоятельных пейзажей в мировой живописи. 2.Пронзительная тревога разлита в пейзаже. 3. Искажение некоторых топографических деталей для придания полотну большей выразительности.
20
«Лаокоон» (1613–1614, Национальная галерея, Вашингтон).
21
Н.Дмитриева: «…нечто загадочное начинает твориться с фигурами – они вытягиваются в длину и причудливо деформируются, словно в зеркале с кривой поверхностью. Как узкие колеблющиеся языки пламени, они тянутся ввысь. Хотя готические фигуры тоже очень вытянуты в длину, хотя изменение естественных пропорций встречается то и дело в искусстве – с сознательной деформацией мы впервые встречаемся только у Эль Греко. Если готические фигуры удлинены, то потому, что удлинены колонны, возле которых они стоят, потому что этого требует общая система готики, конструкция, наконец, общий стиль времени. У Эль Греко деформации выглядят неожиданными и загадочными, так как они не диктуются общим стилем времени, а вытекают из индивидуального стиля художника, построены по законам его духа». «Лаокоон» трактован как тема гибели и одновременно как тема Толедо.
22
Задание: 1.В Риме Эль Греко видел одноименную эллинистическую скульптурную композицию. Что воспринял художник у античных мастеров, и в чем его трактовка совершенно оригинальна? 2. Вглядитесь в фигуру юноши слева. Найдите близкие мотивы в творчестве Микеланджело.
23
Апокалиптический сюжет, где воспрянувшие тела, как раскрученные пружины, снизу вверх словно ввинчиваются в устрашающе грозное небо последнего дня мира «Снятие пятой печати» Метрополитен музей, Нью Йорк
24
Здесь покоится Грек. Природа ему завещала искусство, искусство — знание. Ирида – свои краски. Феб – свой свет, но не завещал свои тени Морфей. Луис де Гонгора Здесь покоится Грек. Природа ему завещала искусство, искусство — знание. Ирида – свои краски. Феб – свой свет, но не завещал свои тени Морфей. Луис де Гонгора
Архитектор
Не все архитектурные творения Вазари можно назвать успешными. Так, в частности, в работе над монументальными объектами мастеру не всегда удавалось сохранить единство стиля и форм, но в декорировании зданий чувствовался большой талант и неповторимый почерк.
https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: «Джорджо Вазари — архитектор». Лекция искусствоведа Марины Лопуховой | Часть 2 | ВАЗАРИ 2016 (https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQ)
Сохранилось несколько архитектурных работ, выполненных по замыслу Вазари, отличающихся особой красотой и оригинальностью. К числу самых значимых относятся:
Вилла Джулия
Вилла Джулия (Villa Giulia) – архитектурный комплекс, возведенный в Риме для Папы Юлия III. Строительство началось в 1550, и завершилось спустя пять лет.
Грандиозный проект, выполненный в соавторстве с такими знаменитыми мастерами, как Джакомо да Виньола (Vignola), Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati) и Микеланджело, представлял собой великолепный дворец, состоящий из трех ансамблей.
Рыцарская площадь
Рыцарская площадь (Piazza dei Cavalieri) в Пизе и дворец рыцарского ордена святого Стефана, перестроенный из комплекса нескольких зданий. Работа осуществлялась в 1558 году по заказу герцога Тосканского Козимо I Медичи.
Фасад украшен в традиционной для средневековья технике граффито (graffito) с витиеватыми рельефными узорами, аллегорическими фигурами, зодиакальными знаками, надписями, а также установленными позже мраморными бюстами знатных граждан и фамильными гербами. Дворец носит название Палаццо делла Карована (Palazzo della Carovana), в наши дни в стенах великолепного здания размещена учебная и административная база итальянского государственного центра высшего образования и научных исследований (Scuola Normale Superiore).
Галерея Уффици
Галерея Уффици (Palazzo degli Uffizi) во Флоренции, сооружение которой началось в 1560 году и закончилось спустя 20 лет, уже после смерти Вазари.
Первоначально здание должно было играть роль главного административного центра, вмещающего в себя основные органы городского управления, канцелярию, архив и библиотеку. Первый проект, предложенный архитектором, был существенно изменен. В итоге дворец приобрел вид сооружения, состоящего из двух корпусов, соединенных между собой большой аркадой.
Оригинальное оформление фасада, наполненное легкостью и изяществом, признано истинным архитектурным шедевром Вазари.
Практически сразу после окончания строительства, с 1581 года в здании Уффици разместилась выставка искусств с уникальными экспонатами, коллекция которых постоянно пополнялась. Вот уже несколько веков старинный музей остается самой популярной туристической достопримечательностью не только Флоренции, но и всей Европы.
Коридор Вазари во Флоренции
Одним из самых известных и необычных архитектурных творений мастера считается крытая галерея, соединяющая здания Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti), расположенные на противоположных берегах реки Арно.
Коридор Вазари (Corridoio Vasariano) – так называется 750-метровое сооружение, был возведен в рекордно быстрые для того времени сроки (5 месяцев) в 1565 году. Проект осуществлялся по заказу Козимо I, и был приурочен к торжественному заключению династического брака между сыном великого герцога Тосканы, Франческо I Медичи (Francesco I de Medici), и представительницей старинного монаршего рода Габсбургов, Иоанной Австрийской (Giovanna d’Austria), младшей дочерью императора Фердинанда I.
Влиятельный клан Медичи переехал в 1560 году в более просторный Палаццо Питти, находящийся на западном берегу реки Арно. Сооружение коридора, объединяющего новую резиденцию со Старым Дворцом (Палаццо Веккьо), где происходили заседания правительства Флоренции, позволяло титулованным особам, не выезжая в город, быстро, а главное инкогнито, попадать из одного здания в другое.
Пространство крытого перехода условно разделялось на несколько секций. Войти сюда можно было как из Галереи Уффици, так и через личные апартаменты герцогини Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo). Коридор начинался с огромного помещения, получившего название «Зал Пятисот» (Salone dei Cinquecento).
Просторный холл был построен еще во времена правления Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), вмещал пять сотен народных представителей Флоренции и олицетворял демократическую власть. При Козимо I помещение использовалось для проведения торжественных приемов и балов. На стенах и потолках, высота которых была значительно увеличена архитектором, появились панно и фрески, выполненные Вазари, описывающие жизнь представителей клана Медичи.
Особый интерес вызывает участок перехода с круглыми слуховыми окошками и металлическими решетками, простирающийся вдоль набережной к старинному мосту Понте Веккьо (Ponte Vecchio).
Несмотря на многочисленные реставрационные работы, этот отрезок коридора сохранился практически в первозданном виде.
Именно здесь хранится около полутора тысяч ценных полотен именитых живописцев, относящихся к XVI-XVII векам, в том числе уникальная по своим размерам коллекция автопортретов, состоящая исключительно из подлинников.
В экспозиции можно найти и картину с изображением Джорджо Вазари, кисти самого мастера. Доступ в этот участок коридора осуществляется только в рамках специальных экскурсионных программ по предварительной записи.
Секция галереи, проходящая через жилые дома и торговые помещения на мосту, оборудована панорамными окнами с видом на Флоренцию и реку Арно. В 1939 году, по приказу итальянского диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini), смотровые отверстия были увеличены. Примечательно, что во времена Козимо I мясные и рыбные лавки, располагавшиеся на Понте Веккьо, заменили на ювелирные магазины, дабы зловонный запах не беспокоил величественных особ. Павильоны, торгующие украшениями из золота и драгоценных камней, функционируют здесь и в наши дни.
В галерее есть участок, вплотную прилегающий к древней церкви Санта Феличита (Santa Felicita). Для великого герцога тосканского и членов его семьи в стене храма было вырублено окно и сооружен импровизированный балкончик, находясь на котором, можно было присутствовать на богослужении, оставаясь незамеченным для всех прихожан.
На последнем участке крытого перехода размещена выставка автопортретов современных художников. Здесь была проведена масштабная реставрация в 2013 году. Галерея заканчивается выходом во двор Палаццо Питти и раскинувшимися за дворцом садами Боболи (Giardino diBoboli), представляющими собой уникальный парковый ансамбль с гротами, причудливыми статуями и фонтанами.
В наши дни коридор Вазари является частью музейного комплекса Уффици, и считается одной из самых интересных достопримечательностей Флоренции.
К сожалению для туристов и ценителей искусства, в феврале 2019 года администрацией города было принято решение о закрытии для посещений этого уникального архитектурного сооружения, хранящего сотни бесценных экспонатов. Коридор Вазари станет доступным для гостей Флоренции в 2021 году.
Детство и юность
Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.
Эль Греко
Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев
Несмотря на большое число архитектурных работ и плодовитость мастера в живописи, Джорджо Вазари увековечил свое имя благодаря тому, что стал основоположником такой науки, как искусствоведение. Его фундаментальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti») стал для потомков главным источником знаний о 178 великих итальянских творцах эпохи Возрождения.
Вазари впервые давал критический анализ художественным произведениям мастеров и систематизировал теоретическую базу истории искусств. Он ввел такое понятие как «Ренессанс», а также «Раннее (XIV век), Среднее (XV век) и Высокое (XVI век) Возрождение». Была проведена колоссальная и кропотливая работа по сбору и обработке материалов: использовались автобиографии, письма, отзывы и воспоминания современников.
Все жизнеописания художников, скульпторов и архитекторов изложены в хронологическом порядке. Галерея исторических портретов охватывает период с середины XIII до середины XVI веков. Некоторые главы дополнены гравюрами, выполненными в том числе и самим автором книги. Сведения представлены в форме занимательных новелл, повествующих об интересных и курьезных биографических данных деятелей искусств, особенностях их характера, привычках, друзьях и врагах. За описаниями обстоятельств жизни следует полный перечень работ и их подробный искусствоведческий анализ. Вазари дает тщательную оценку стилю исполнения, манере, техническим приемам и особенностям. В литературном труде представлена история жизни и описание творений и самого автора.
https://www.youtube.com/watch?v=fg-fVW5_rTYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Виктор Арсланов. Лекция 19. Часть 1-3: «Жизнеописания» Вазари (https://www.youtube.com/watch?v=fg-fVW5_rTY)
К созданию своего монументального литературного труда Вазари приступил примерно в 1540-1546 годах. Поводом к тому, по утверждению исследователей, стала встреча с историком и ученым-гуманистом Паоло Джовио (Paolo Giovio), занимавшимся жизнеописаниями знаменитых людей. В 1550 году книга вышла в свет и имела колоссальный успех у современников.
Спустя еще 18 лет была издана вторая отредактированная версия пятитомной работы, дополненная теоретическими трактатами и портретами. Существенные поправки, касающиеся стиля повествования, были внесены по поручению автора, сначала писателем Аннибале Каро, а потом монахом Маттео Фаэтани, знавшими толк в литературе. В России переведенное на русский язык произведение Вазари (в сокращенном виде с биографиями 12 деятелей искусств) стало доступным для читателей в 1933 году.
Несмотря на субъективизм и имеющиеся неточности, с художественной и научной точки зрения, фундаментальный литературный труд итальянского мастера не теряет своей актуальности вот уже пять веков, и по прежнему остается настольной книгой как узких специалистов, так и всех, кто интересуется историей, живописью и скульптурой.
Биография
Джорджо Вазари был уроженцем Ареццо (Arezzo), одного из старейших городов Тосканы. Он родился в 1511 году, в большой семье простого ремесленника, занимающегося гончарным делом. Еще в раннем возрасте проявлял склонность к творчеству, и уже 12-летним подростком обучался декоративному искусству у французского художника Гильома де Марсилья (Guillaume de Marcillat), приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.
В 1524 году Вазари оказался во Флоренции, где познакомился со своим будущим учителем, живописцем Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Там же он встретил Микеланджело (Michelangelo), ставшим ему впоследствии не только наставником, но и другом. Находясь в столице флорентийской республики, юный художник получил покровительство представителей влиятельного клана Медичи. Вскоре, из-за изменившейся политической обстановки, Вазари был вынужден вернуться в родной город, где ему, после смерти отца пришлось содержать братьев и сестер.
Несмотря на юный возраст, он получал заказы, обучаясь одновременно ювелирному делу, которое, в те времена приравнивалось к рангу искусства.
Ему была присуща исключительная трудоспособность, он много путешествовал, в поисках работы переезжал из одного города в другой. Вместе с тем Вазари отличался везеньем, он умел расположить к себе влиятельных особ и снискать их благосклонность, что во многом способствовало профессиональному росту. Очень скоро, молодой художник и архитектор завоевал большую популярность среди современников и стал получать многочисленные приглашения. Он жил и непрестанно творил в Пизе, Риме, Флоренции и Болонье.
Джорджо Вазари сумел разбогатеть, достичь высокого социального положения и уважения соотечественников, и получил звание дворянина. Многое было сделано им и в области художественного образования: уже умудренный опытом мастер долгие годы занимался преподавательской деятельностью, а в 1561 году, при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Козимо I Медичи (Cosimo I de Medici) стал одним из основателей флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).
Джорджо Вазари умер в 1574 году, во Флоренции, в возрасте 62 лет. Похоронен на родине в Ареццо в церкви Успения Пресвятой Девы Марии (Santa Maria della Pieve di Arezzo).
Советую скачать книгу “Коллекционер жизней. Джорджо Вазари и изобретение искусства”, авторов Ноя Чарни, Ингрида Роланда.
Маргарита
Наибольшую известность получила одна из работ мастера — портрет Маргариты де Севр, которая была известной французской актрисой. Ради нее художник потратил все деньги на покупку «миллиона алых роз». Вознесенским, автором прославленного стихотворения, эта история была немного приукрашена, но суть осталась верной. События произошли в Тбилиси в начале XX века.
Актриса Маргарита
Маргарита де Севр была французской танцовщицей, в которую безответно влюбился Пиросмани. Чтобы завоевать ее сердце, он продал все, что у него было на тот момент. А на полученные деньги скупил цветы, какие только нашел в Тбилиси. История произошла весной, поэтому розы еще не цвели. Нико выкупил у торговцев разные виды цветов и усыпал ими всю улицу перед домом возлюбленной. Охапки сирени, акаций, анемон, бегоний, лилий, маков, пионов были разложены прямо на мостовой. Действительно ли их было около миллиона, неизвестно.
От такого цветочного изобилия Маргарите показалось, что в нее влюбился местный богач. Она и не думала, что покорила сердце бедного художника. Измученный, без гроша за душой Нико так и не смог ее заинтересовать. Она вернулась во Францию и связала свою судьбу с каким-то военным. После ее отъезда Нико Маргариту больше никогда не видел. После его смерти, работы художника отправились на выставку в Лувр. К знаменитому портрету подошла старая женщина и сказала, что изображенная на нем женщина — это она. Какой была настоящая жизнь Маргариты, история умалчивает, а вот судьба Нико сложилась печально.
Первая и единственная прижизненная выставка автора прошла в квартире города Тифлиса. Это событие стало возможным с помощью братьев Зданевичей. Они открыли для публики удивительный талант Пиросмани. Нико заметили в «Обществе грузинских художников», но это никак не повлияло на его жизнь. Он все сильнее отдалялся от людей, не принимал ничью помощь, вел отшельнический образ жизни. «Общество грузинских художников» собрало 300 рублей для помощи талантливому живописцу, но его так и не смогли найти, чтобы отдать эти деньги.
Смерть
Перед смертью Нико сильно голодал, вел нищенский образ жизни. Он ушел из жизни 5 мая 1918 года. Введение сухого закона в Тбилиси заставило многих духанщиков закрыть свои заведения, поэтому художник больше не смог зарабатывать себе на еду. Нико был согласен даже на милостыню, хотя ранее отказывался от любой помощи. Он нашел для проживания маленькую комнату, расположенную под лестницей в подъезде старинного дома. Ему не хотелось никого видеть, поэтому он старался не попадаться на глаза соседям.
Только сильный кашель выдавал его местонахождение. У него болели ноги, руки, спина и грудь. В своем убежище он провел в беспамятстве не менее трех дней, когда его нашли соседи и сопроводили в больничные покои. В них он и умер, так и не придя в сознание.
Дом, где провел свои последние дни художник, сохранился. В маленькой комнатке под лестницей оборудован музей, а улица, на котором стоит этот дом, названа в его честь.