Как сегодня живет самый титулованный художник Дальнего Востока
В 2012 году Павлишиным в сотрудничестве с учеными был издан научно-художественный альбом «Тигр». Ее персонажами стали: различные обитатели Уссурийской тайги, представители народностей Приамурского края, и, конечно же, тигры. В книге отражена вся история существования этих великолепных животных — от саблезубых до современных, гибнущих от рук браконьеров и приходящих к людям в поисках помощи. В книге есть научный раздел, в создании которого участвовали — академик А. Окладников, писатель-охотовед С.Кучеренко, профессор ДВФУ Д. Бродянский, кандидат исторических наук Н. Артемьева. Для реалистичного изображения тигров Павлишин много лет собирал рассказы охотников об этих животных и пять лет наблюдал и зарисовывал их в Алма-Атинском зоопарке.
В США состоялись две персональные выставки художника, где они пользовались огромным успехом. Многие картины были раскуплены. Г. Павлишин, по просьбе местных архитекторов, давал им платные уроки. Все организационные хлопоты взяла на себя принимающая сторона.
После посещения США Г. Павлишин получил около полутора тонн подарков и российской таможне было дано указание не задерживать эти грузы. В России до 2013 года не состоялось ни одной персональной выставки, и ни один музей Владивостока и Хабаровска не приобрел его работы.
И только, когда художнику исполнилось уже 75 лет, благодаря инициативе Краеведческого музея, состоялась первая персональная экспозиция Геннадия Дмитриевича на родине. В 2019 году была организована его вторая выставка, которую сам автор назвал «Здесь родины моей начало». На ней были представлены акварельные работы, сделанные за последние 5 лет: эскизы и готовые иллюстрации к новым книгам, в том числе, к проекту «Владивосток», для которого были написаны акварели, в мельчайших деталях изображающие линкоры, эсминцы и шлюпки.
Геннадий Дмитриевич Павлишин — очень непубличный, работоспособный и собранный человек, планирующий свою деятельность на годы вперед. «Я жадный до работы», — говорит он о себе. Сейчас этот неординарный художник и этнограф планирует после окончания проекта «Владивосток» отразить в четырехтомнике по культуре народов Дальнего Востока этнографический материал, собранный за всю долгую и очень активную жизнь.
Иллюстрации к книгам — Мэрген, Амурские сказки, Дерсу Узала
В 1965 году Павлишин начал активное сотрудничество с Хабаровским книжным издательством. Первой книгой, проиллюстрированной молодым художником, была нанайская сказка «Мэрген и его друзья».
Но настоящую популярность приобрели блестяще выполненные иллюстрации к книге Д. Нагишкина «Амурские сказки». Художник пристально изучал культурное наследие дальневосточных народов. Он наблюдал за тем, как трудятся резчики по кости, как швея вплетает бисер в вышитый узор на одежде, как появляется резное кружево на нанайском туеске. Высокую оценку работе Павлишина дал академик А. П. Окладников, отметивший его индивидуальный стиль, объединяющий глубокие знания культуры Приамурских народов, оригинальные композиции и мастерски выполненный рисунок, который составляет с текстом единое целое.
Книга «Амурские сказки», великолепная во всех отношениях, была удостоена главного приза на Братиславской международной биеннале детских книг — «Золотое яблоко». Первое издание было в 1975 году, переиздания — в 1977 и 1980 годах. В 2014 году издательство «Речь» к 75-летию художника выпустило «Амурские сказки», дополненные новыми рисунками. В 2016 году вышло подарочное издание, вызвавшее настоящий восторг у ценителей Дальневосточной культуры.
Всего было оформлено более 100 книг. Иллюстрации к изданиям «Огненные листья», «Таежные родники», «Серебряный кубок» В. Комарова, «Таежные зори», «Поклон тайги» и другие были удостоены дипломов всесоюзных и всероссийских конкурсов. Книги, проиллюстрированные Павлишиным, выходили в США, Франции, Японии, Греции и других странах.
В Японии была издана книга проводника К. П. Арсеньева о жизни Дерсу Узала. Японские искусствоведы высоко оценили мастерство хабаровского художника, изображающего дальневосточную природу настолько живо, что по его рисункам можно получить полное представление о растительном и животном мире Дальнего Востока. За иллюстрации к книге Т. Кандзава «О, мой брат олень» ему была вручена Серебряная медаль.
Творчество и телевидение
Трудовую биографию Алексей начал в качестве иллюстратора книг. Среди изданий, проиллюстрированных сыном танцоров, — сборники стихов Бориса Пастернака и фантастики Герберта Уэллса. В 1991 году Бегак вернулся к живописи. Полотна уроженца Москвы, написанные преимущественно в жанре пейзажа, экспонировались в частных московских галереях Art Modern и «Зеро», а также в нью-йоркской галерее Eleonor Ettinger Gallery.
Во время лондонского периода жизни, продлившегося 10 месяцев, Алексей увлекся дизайном. Вернувшись в Москву, Бегак стал востребованным архитектором и дизайнером.
Картины Алексея Бегака / Фото: @galleryfineart
Первым телевизионным проектом с участием разностороннего отпрыска танцоров стала передача «С новым домом!», выходившая на канале «Россия-1» и, как «Квартирный вопрос» на НТВ, помогавшая героям программы обновить дизайн своего жилища. Другим «докультурным» телепроектом, который вел Бегак, было шоу «1000 мелочей», где Алексей Дмитриевич помогал зрителям разобраться в полезных устройствах для дома аналогично тому, как это сейчас делает Сергей Малоземов в «Чуде техники».
В 2014 году художник начал вести передачу «Правила жизни», в которой вместе со звездными гостями рассуждал об изменениях в этике и эстетике в последние века и десятилетия. Также Бегак вел программу телеканала «Культура» «Гений», являвшуюся российской адаптацией одноименного британского шоу, и совместно с хореографом Аллой Сигаловой — программу-конкурс «Большая опера».
Не забывал Алексей Дмитриевич и о живописи и выставочной деятельности. Так, в 2017 году в Еврейском музее и центре толерантности прошла экспозиция картин телеведущего «Большое увеличение».
Как все начиналось…годы военного детства
Геннадий Дмитриевич родился в городе Хабаровск в 1938 году. Рисованием он увлекся с раннего детства. Во время Великой Отечественной войны мальчик рисовал военные машины и сидящих на них солдат на полях газет так точно, что солдаты просили эти рисунки у ребенка, чтобы отправить их домой. После войны Павлишин пришел в кружок юных художников при Дворце пионеров, где написал первую «взрослую» картину маслом «На Амуре».
Получать профессиональные знания Павлишин отправился во Владивостокское худучилище. Днем он учился, а вечерами подрабатывал, загружая уголь в вагоны. 3 года проработал пожарным в 9ВПЧ Дальзавода. При проведении сварочных работ на кораблях должен был присутствовать представитель пожарной части, и молодой художник с удовольствием ходил на эти дежурства, во время которых, как он говорит: «Перерисовал весь Тихоокеанский флот от клепки до клепки».
После окончания учебы в 1964 году Павлишин остался во Владивостоке, где в течение 5 лет работал в лаборатории Дальневосточного филиала Академии наук СССР. Это были годы частых поездок по Дальневосточному краю, в которых он знакомился с культурным наследием малых народов, делал наброски, позже ставшие основой его полотен, акварелей, панно-мозаик.
Флорентийская живописная мозаика
Геннадий Дмитриевич Павлишин — не только известный иллюстратор, но и мастер флорентийской мозаики, получивший высокую оценку своего мастерства на родине этого вида прикладного искусства. Во Флоренции ему вручили премию Леонардо да Винчи.
Навыки камнерезания Г. Павлишин приобрел еще в детстве в ремонтных цехах — сначала наблюдал со стороны за рабочими, а потом учился у них. Наиболее известная мозаичная работа — «Поэма о Приамурье», созданная в 1979 году. Ее площадь — 12 м². Чтобы найти материалы для изготовления панно художник с рюкзаком за плечами проехал и прошел сотни километров. Река Зея подарила ему халцедоны, Кульдур — офикальциты, Хинган — кальциты, Нижний Амур — морионы и лазуриты, Якутия — нефриты, Приморье — ониксы и агаты, удалось даже добыть редкую синюю удскую яшму. При создании панно было использовано более 100 тысяч камней, которые распиливались на тонкие пластинки с созданием нужного контура. Это была кропотливая работа, требующая не только художественных способностей, но и огромного терпения и усидчивости.
Мозаика Геннадия Павлишина «Поэма о Приамурье»
Из интервью Геннадия Павлишина еженедельнику «Аргументы и Факты» № 37, «АиФ Даль-Информ» 12.09.2018:
Сегодня это произведение искусства, служащее визитной карточкой Дальневосточного края, находится в Хабаровске в Доме приемов.
Геннадий Павлишин и его дочь Ирина, продолжающая творческие традиции своего отца, часто работают для русской православной церкви, создавая поразительные мозаичные иконы. С 2003 года в технике мальтийской мозаики начала работать и младшая дочь Геннадия Дмитриевича — Наталья, долгие годы занимавшая пост главного художника Хабаровского Театра кукол, член Союза Художников с 2006 года.
Знаменательным событием стало сооружение православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Павлишины создали и подарили мозаичное панно-икону Святого воина Виктора, изготовленную из смальты и камней-самоцветов. Для этой же часовни была изготовлена икона-мозаика «Порт-Артурская Божья Матерь». В 2009 году на фасаде храма архангела Михаила установили икону, которую семья Павлишиных создавала в течение года из тысяч каменных элементов.
Путешествие по БАМу длиной в 10 лет
В середине 70-х художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание — подготовить книгу о строительства БАМа, изобразив во всех подробностях великий подвиг строителей трассы. В столице обещали сопровождение, билеты и командировочные, но в хабаровском издательстве отказали во всякой помощи. 10 лет этот удивительный человек, считавший себя обязанным выполнить порученную работу, за свой счет путешествовал от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Постепенно художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок красочные книги для своих детей, охотно подвозили художника, хотя брать попутчиков на БАМе было строго запрещено.
Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».
За годы путешествия по строящейся магистрали были выполнены более тысячи рисунков, графических работ, этюдов. По результатам десятилетней работы Геннадий Павлишин выпустил 7 книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Стройка века была запечатлена в альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания» и других. А главное — он открыл удивительные неизведанные места Дальнего Востока, до сих пор неизвестные широкому кругу жителей России.
Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».