Смерть
Свой земной путь Морозов окончил там же, где и родился. Доподлинно причина смерти академика неизвестна – однако последние дни тот не имел сил даже подняться с постели. Умирал он в жаркую летнюю ночь 30 июля 1946 года – за пару часов до смерти Николай Александрович попросил перенести его к окну, чтобы еще раз взглянуть на небо. А последней фразой народовольца стала «Прощайте, звезды!».
Сохранилось не так много фотографий этого великого человека. Но живы его труды, которые сегодня представляют интерес и для научного сообщества, и для любителей прозы и поэзии. В честь революционера был назван астероид и кратер на Луне. А место его захоронения объявлено памятником регионального значения.
[править] Источники
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.87.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.383, 389, 392, 394, 396.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.91.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.12.
- Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.16.
- Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973. С.11.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.8.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.20.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.17.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.18.
- Георгий Мороз. Выставка. СПб.: 2007. С.10.
- Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.293.
- Художники — городу. Выставка к 70-летию Санкт-Петербургского Союза художников. Каталог. СПб.: Петрополь, 2003. С.59.
- Академическая дача. Каталог выставки. СПб.: Санкт-Петербургский Союз художников, 2009. С.13.
- Весенняя выставка 2008 года. Живопись. Скульптура. СПб.: Санкт-Петербургский Союз художников, 2008. С.31.
Великая Отечественная война
Один из самых распространенных мифов касается участия Николая Александровича в ВОВ. Якобы в первые же дни после нападения фашистов на СССР Морозов обратился в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но, учитывая преклонный возраст «новобранца», ожидаемо получил отказ.
По слухам, для ученого это не стало поводом оставить цель – вновь и вновь тот осаждал военкома заявлениями и звонками. Наконец, академик пошел на хитрость, заявив о том, что изобрел новый телескопический прицел и хочет опробовать его в боевых условиях.
Морозова отправили на фронт в качестве добровольца на один месяц (эта информация так и не получила официального подтверждения), которого хватило для того, чтобы убить с десяток фашистов.
Личная жизнь
Первый брак с единомышленницей Ольгой Любатович у Николая Александровича оставался фактическим – пара не узаконила отношения, однако некоторое время проживала совместно. Ольга Спиридоновна, как и гражданский муж, приговаривалась к ссылкам, будучи активисткой движения «Земля и воля».
В 1880 году у Любатович и Морозова родилась дочь. На тот момент революционер-народник отбывал очередное наказание, и Ольга Спиридоновна оставила девочку у друзей, чтобы освободить возлюбленного. Но добилась только собственного ареста – в это время единственная дочь ученого умерла от менингита.
Больше детей у Николая Александровича не было. А личная жизнь устроилась много позже. Со второй женой – писательницей Ксенией Алексеевной – он познакомился уже в 1906 году, на тот момент мужчине шел 52-й год. Спустя некоторое время они обвенчались.
Для Морозова супруга стала и ангелом-хранителем и музой. Эта женщина поддерживала его во время ссылок. А после освобождения способствовала его научным исследованиям, помогала в публикациях. К слову, в 1910 году народоволец посвятил избраннице сборник «Звездные песни».
Николай Александрович и Ксения Алексеевна прожили счастливую жизнь, несмотря на отсутствие детей. Жена оставалась с ним до самой смерти, пережив мужа на 2 года, и была похоронена рядом.
Литература
Литературные проекты Николая Александровича привлекали внимание публики как раз благодаря непростой биографии автора с его тюремным и революционным опытом. Известно, что Морозов состоял в нескольких общественных организациях, в том числе в Петроградском литературном обществе
Писать стихи народоволец начал в юности. А первые публикации увидели свет в Англии и Швейцарии. Интерес аудитории обуславливался социальными мотивами, революционными идеями произведений. При этом жанры его сборников были разнообразны – от дружеских посланий и стихотворной сатиры до лирических монологов и воспоминаний.
Большинство работ Николая Александровича носили автобиографический характер, однако писатель не отказывался и от социальной тематики, касаясь в том числе процессов природных явлений. Так называемая «научная поэзия» из-под его пера стала неким переосмыслением конкретных научных фактов.
Что касается прозы, то здесь больший интерес представляют мемуарные тексты автора. Любопытно, что его книга «Начало жизненного пути» была лишена «революционных будней» и затрагивала другие жизненные события писателя. А учитывая последующие его переосмысления, касающиеся идеологии оппозиции власти, большинство изданий освещали как раз период после раскола «Земли и воли».
[править] Литература
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972. С. 12.
- Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.16.
- А. Богданов. О нашем современнике. Вечерний Ленинград, 1971, 5 апреля.
- Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973. С.11.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.8.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.20.
- Портрет современника. Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.15.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.17.
- Справочник членов Союза художников СССР. Т.2. М.: Советский художник, 1979. С.82.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.18.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.87.
- Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.293.
- Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. London, Izomar Limited, 1998.
- Художники — городу. Выставка к 70-летию Санкт-Петербургского Союза художников. Каталог. СПб.: Петрополь, 2003. С.59.
- Георгий Мороз. Выставка. СПб.: 2007.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.90—97.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.91.
- Весенняя выставка 2008 года. Живопись. Скульптура. СПб.: Санкт-Петербургский Союз художников, 2008. С.31.
- Академическая дача. Каталог выставки. СПб.: Санкт-Петербургский Союз художников, 2009. С.13.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.383, 389, 392, 394, 396.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
[править] Биография
Георгий Мороз родился 30 апреля 1937 года на Украине в городе Днепродзержинске. Первые уроки рисунка и живописи получил в местной изостудии у Г. А. Латунова. Затем учился в средней художественной школе в Киеве.
Мороз Г. Сирень. 2006
По окончании школы в 1957 году Г. Мороз приехал в Ленинград и поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Ю. М. Непринцева, А. Д. Романычева. В 1963 году окончил институт по мастерской Ю. М. Непринцева с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Колхозные поля».
После окончания института Г. Мороз по приглашению Р. Н. Ермолина несколько лет работал в Воркуте в Коми отделении художественного фонда РСФСР. С 1963 года начал участвовать в выставках, писал жанровые картины, портреты, пейзажи, натюрморты.
После возвращения в Ленинград работал по договорам с Художественным фондом и Комбинатом живописно-оформительского искусства. В 1973 году был принят в члены Ленинградского Союза художников. Совершал творческие поездки на Украину, по России, работал в домах творчества Старая Ладога, Академическая дача, посетил Италию, США, Японию.
Последние двадцать лет жил и работал в собственном доме в Шувалово, живописном пригороде Петербурга, облюбованном многими художниками и скульпторами. Среди основных произведений, написанных Г. Морозом, картины «Весна», «Март» (обе 1970), «Портрет М. Л. Плетенец» (1971), «Подсолнухи» (1972), «Верба цветёт», «Собор Успения» (обе 1973), «Весенний натюрморт», «Цветёт черёмуха», «Гуси» (все 1975), «Ранняя весна» (1977), «Праздник урожая» (1980), «Синички», «Ландыши», «Черёмуха» (все 1993), «Гармонь. Черёмуха» (1994), «Стожок» (1995), «Сирень в саду» (2002), «Сирень» (2006), «Красота» (2007) и другие.
Георгий Моисеевич Мороз скончался 10 марта 2015 года в Санкт-Петербурге на семьдесят восьмом году жизни. Произведения Г. М. Мороза находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Италии, Германии, Голландии, Франции, Швеции, США и других странах.
Детство и юность
Николай Александрович родился 7 июля 1854 года в усадьбе Борок Ярославской губернии. Его отец – Петр Щепочкин – имел конный завод и располагал большим состоянием. Правда, сам Морозов даже в автобиографической книге «Повести моей жизни» не упоминал имена родителей.
Мать будущего революционера, Анна Плаксина, была дочерью кузнеца – Петр Щепочкин даровал той вольную, родил семерых детей, но так и не узаконил брак. Он же и присвоил ей фамилию Морозова, которую носил Николай Александрович. Отчество народоволец получил от крестного, местного помещика.
Детство мальчика прошло в достатке. Несмотря на то, что Щепочкин так и не узаконил положение наследников, серьезно относился к их воспитанию и образованию. Коля рано проявлял способности к науке, поэтому отец видел сына ученым.
В возрасте 14 лет подросток поступил во 2-й класс гимназии – особой нелюбовью у него пользовались Закон Божий и латынь. Причем с последним предметом гимназист справлялся на отлично, но из-за конфликта с учителем оценки были плохими, а Коле даже пришлось остаться на второй год.
Классическое образование быстро наскучило Морозову, и тот решил основать некий неформальный кружок естествознания с собственным уставом. Быстро нашлись единомышленники – подростки изучали труды Дарвина, читали радикальную литературу, выпускали журнал.
Изначально отец позволял сыну подобные вольности, но когда увлечение кружком стали губительно сказываться на успеваемости, выразил недовольство. Однако это не мешало Коле все больше углубляться в «подпольную студенческую жизнь». В те годы он стал знакомиться с представителями радикальных групп. А весной 1874 года решил вступить в число «чайковцев».
Впоследствии Николай вел активную революционную деятельность, будучи в составе «Земли и воли», и даже участвовал в подготовке убийства Александра II – из-за этого в судьбе ученого случились неоднократные аресты. В 1882 году народника приговорили к пожизненному заключению. Полное освобождение он получил только в 1913 году, попав под амнистию. К слову, как раз в местах лишения свободы Морозову удалось трансформировать научные идеи в многотомные труды.
Наука
Николай Александрович стал автором десятков историографических и астрофизических работ, также прославился как химик. Любопытно, что он не получал профильного образования в этой науке, но благодаря поразительному труду и интеллектуальным способностям самостоятельно изучил основы. А после освобождения даже преподавал в Петербургской высшей вольной школе.
Морозов имел степень доктора наук, при этом не защищал диссертацию. Его работа «Озон и перекиси» стала подробным изложением взглядов ученого на механизм образования перекисных соединений. Из-под руки академика вышел еще ряд проектов, касающихся аллотропии простых веществ. Но главным достижением, по мнению современников, стали исследования в области периодического закона элементов. К примеру, он предвосхитил открытие позитрона и электрона.
Большого внимания заслуживают и исторические воззрения академика, вылившиеся в три больших сочинения – «Пророки», «Откровения в грозе и буре» и «Христос». Последнее вызвало критику и споры среди научного сообщества, поскольку в ней автор сформулировал теорию фальсификации истории.