«…отец леонард»

Туржанский Леонард Викторович (1875-1945)

Л. В. Туржанский родился на Урале, в семье врача.
С юных лет увлекся живописью, и вопрос о выборе жизненного пути был
решен однозначно.

В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где занимался у
В.
Н. Бакшеева, В. А. Серова,
К. А. Коровина. Испытав
поначалу влияние своих именитых учителей, Туржанский ушел от
простого подражания их манере и сумел выработать собственный стиль.
Среди его ранних работ есть и портреты (артистки М. Петровой,
писателя И. А. Бунина, оба 1905), и жанровые полотна («В провинции»,
1910), но творческое лицо живописца наиболее ярко проявилось в
пейзаже.

Еще в годы учебы он показал на выставке ТПХВ цикл работ, написанных во время путешествия по Русскому Северу
(«Север. Тихий вечер», «Поморы на промыслах», «У северного берега
Мурмана» и др., все 1905), и предстал в них как вполне сложившийся,
смелый мастер, по-своему воплощающий поэтическое начало природы.
Недаром лучшие из этих пейзажей сразу были приобретены для
Третьяковской галереи.

Постоянным источником творческого вдохновения для
художника была природа родного Урала. Милая его сердцу деревня Малый
Исток под Екатеринбургом не отличалась оригинальной красотой, но
именно здесь Туржанский черпал свои излюбленные мотивы, питавшие его
искусство долгие годы (даже поселившись с 1920 г. в Москве, он
каждую весну приезжал в родные края).

Художник любил изображать мирную жизнь земли,
тишину, в которой слышатся привычные деревенские звуки: «Пашня»
(1910), «Осень. Солнце», «К вечеру» (обе 1912), «Этюд. Средний
Урал», «Деревенская улица» (обе 1930-е), «Осенняя ночь. Тихо» (1935)
и др. Обладая великолепным даром анималиста, Туржанский почти каждый
свой пейзаж одушевляет присутствием домашней живности — это куры,
телята, козы, а чаще всего — лошади, наделенные каждая своим
характером, настроением («Желтый жеребенок», 1914; «Ранняя весна»,
«Деревенские лошадки», обе 1910-е; «Вечер. Старая лошадь», б. г., и
др.).

Картины Туржанского немногословны, бесхитростны,
лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Главное
содержание его полотен заложено в колористическом решении.
Прирожденный живописец, он мыслит и чувствует цветом, причем его
гамма построена не на богатстве палитры, а на возможностях избранных
красок. В картинах мастера преобладают насыщенные «земляные» тона —
красно-коричневые, зелено-желтые. Его дар колориста, тонкое чувство
декоративности цвета с впечатляющей полнотой проявились в таком
специфическом жанре, как изображение интерьеров.

Подобно другим представителям СРХ, членом
которого Туржанский стал с 1912 г., он увлекся мотивами
патриархальной старины. Но не тоска об ушедшей в прошлое жизни
усадьбы (как, например, в интерьерах И. П. Петровичева или С. Ю.
Жуковского), а восторг перед красотой предметов, их живописным
бытием отчетливо выражен в работах Туржанского «Интерьер. Красный
ковер» (1921), «Интерьер. Большая Никитская» (1928) и др. Вклад
Туржанского в развитие русской живописи и особенно пейзажа
неоспорим. Творчески связанный с традициями, он вместе с тем
решительнее, чем кто-либо из мастеров СРХ, обогащал их новыми
приемами живописного обобщения.

Туржанский Леонард Викторович

(первый импрессионист в российской живописи)

(1875 — 1945)

«Я завидую ему – какое у него чувство поэзии в живописи,

какой интересный колорит!»

К.А. Коровин

Именно так говорил о своем ученике Леонарде Туржанском известный художник.  На занятиях он советовал присматриваться к манере Туржанского, учиться у него.

9 (21) февраля — дата рождения Леонарда Туржанского,  в действительности является датой крещения, о чем свидетельствует хранящаяся у наследников Леонарда Викторовича выписка из  Пермского приходского костела: «Тысяча восемьсот семьдесят пятого года февраля девятого дня в городе Екатеринбурге окрещен младенец по имени Леонард Виктор куратором Пермской Римско-Католической церкви священником Брониславом Орлицким с совершением всех обрядов таинства доктора медицины коллежского асессора Виктора и Марии, урожденной Берштрессер, брачных супругов сын, родившийся 30 сентября минувшего года там же»

Первоначальное образование он получил в Екатеринбургском реальном училище, потом были Строгановское училище и Московское училище живописи и ваяния, где его наставниками стали Апполинарий Васнецов, Алексей Степанов, Валентин Серов, Константин Коровин.

Среди уральских художников, Леонард Викторович получил прозвище «отец Леонард». Авторитет мастера был непререкаем. Многие стремились подражать ему и даже соревновались в том, кто пишет «туржанистее». Но больше всего те, кто знал художника и видел, как он пишет свои полотна, поражались палитре мастера. Говорили, что на ней всегда были «горы грязных красок», казалось, что Туржанский никогда ее не чистил. Удивительно, как при этом он ухитрялся выбирать из этой «грязи» чистые и солнечные тона для своих сюжетов. Живописец обладал фантастическим умением передавать атмосферу тихого деревенского быта.

Туржанский создавал портреты и бытовые композиции, работал театральным декоратором, но самое яркое в его творчестве, конечно пейзажи — эмоциональные и в то же время простые, чувственные и в то же время малопредметные. Леонарда Туржанского считали прямым наследником левитановского «пейзажа настроения».

Жил он в Москве и Екатеринбурге, в 1903 и 1905 годах совершил поездки на Русский Север. Член Товарищества передвижных выставок и Союза Русских художников, член-учредитель Объединения художников-реалистов.

Был женат на Варваре Сергеевне Любимовой, в 1913 году написал ее портрет,  в 1915 у них родились близнецы — Вадим и Игорь, а в 1920 —  дочь — Ирина.

Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации на Северном Кавказе: в Нальчике, Долинске, Тбилиси.

Умер 31 марта 1945 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Екатеринбурга, Владимира, Иркутска, Калуги, Новосибирска, Перми, Самары, Севастополя, Тюмени, Челябинска, во многих художественных, мемориальных и краеведческих музеях страны, а также в частных собраниях России и за рубежом.

Есть работы Леонарда Туржанского и у нас  — в «Мемориальном музее-усадьбе художника Н.А.Ярошенко»:


«Облака над озером» — этюд (1910-е г.г.) — поступление  в 1968 в дар  от В.Я.Андреевой (Москва)
«Крыши домов» — этюд (1920-е г.г.) — поступление в 2967 г. в дар от В.Я.Андреевой (Москва)

«Вечер» — этюд (1923 г.) — поступление  в 1961 г.  от Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

«Вечерние облака» — поступление в 1961 г. от Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

«Пасмурный день» — этюд (1923 г.) — поступление в 1961 г. от Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

«В огороде» — этюд (1924 г.) — поступление в 1961 от г. Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

«Холодный вечер» -(1927 г.) — поступление в 1961 г. от Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

«Весна» (1914?) — поступление в 1966 г. от Н.В.Большакова (Москва)

«Куры» — поступление в 1965 г.  от А.И.Шустера (Ленинград)

«Пашня» — этюд — поступление  в 1968 г. от  В.Я.Андреева (Москва)

«Солнечный день» — Поступление в 1966 г. от  В.Н.Грибанова (Москва)

Удивительно трогательные, близкие и родные каждому русскому человеку — эти работы наполняют сердца теплом и любовью к природе, не приукрашенной, а живой и чувственной, простой и в то же время, пронизанной сдержанным благородством красок из которых будто соткан любимый его пейзаж. Замечательные образцы синтеза передвижнических традиций и импрессионистических  приемов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: