Биография[ | код]
Занимался у Й. Г. Мюллера в Бергене (ок. 1808). С 1811 года обучался в Академии художеств в Копенгагене. С 1817 года преподавал в классе рисунка.
«Извержение Везувия» (1820)
В 1818 году, получив специальную стипендию от датского принца Фредерика, приехал в Саксонию и осел в Дрездене. Здесь он присоединился к художникам-романтикам, образующим группу вокруг Каспара Давида Фридриха. Вскоре женился на Эмилии фон Блок. В 1820—1823 годах совершил поездку в Италию, где не столько интересовался античными древностями, сколько занимался непосредственным наблюдением за природой этой страны. Созданные во время этой поездки многочисленные эскизы позже легли в основу художественных полотен Даля.
«Зима в Согне-фьорде» (1827)
Испытал влияние немецкого романтизма. В летние месяцы часто приезжал в Норвегию. С 1820 года работал в Неаполе. Увлёкся пейзажем, писал сцены извержения Везувия, как и Фридрих, изображая на первом плане фигурки людей. Жил и работал на вилле кронпринца Квизисана у Монте-Сант-Анджело в окрестностях города. У Даля много рисунков и акварелей с видами из окон виллы и террасы. Изучение голландской живописи и северных «итальянистов» привело к появлению тонального колорита в пейзажах художника. В 1826, 1834, 1839, 1844, 1850 гг. возвращался в Норвегию. С 1836 года преподавал в Академии художеств Дрездена.
В 1824 году вернулся в Дрезден, где совместно с Фридрихом получил профессорскую кафедру в местной Академии искусств. Впоследствии совершил много поездок за границу, прежде всего на свою родину, в Норвегию. Созданные на основе норвежских впечатлений картины Даля считаются одними из лучших в его творческом наследии. Анализируя используемую Далем палитру цветовых сочетаний, критики считают художника одним из предтеч импрессионизма.
В своём творчестве следовал традиции голландских пейзажистов XVII века, в частности Мейндерта Хоббема и Якоба ван Рёйсдала.
Даль писал главным образом горы, реки, долины и озёра Норвегии. Работы Даля всегда панорамны, в них тонко передано единство световоздушной среды («Лесной пейзаж», 1820; «Вид Штальхайма», 1826). Подобно живописцам-романтикам, он часто изображал водопады (рисунок «Водопад около Ломена», 1820), эффекты лунного света (рисунок «Пейзаж с луной», 1824). Писал также морское побережье, лодки и корабли в море («Два корабля», 1826). Даль был противником традиционных методов обучения и придавал большое значение работе с натуры. Среди значимых произведений: «Извержение Везувия» (1820), «Вид на Фортундаль» (1836), «Стальхейм. Пейзаж с радугой» (1842), «Две копенгагенские башни на вечернем небе» (ок. 1820), «Перед дождём» (1835), «Берёза, растущая на краю пропасти» (1849).
Литература[ | код]
- Даль Юхан Кристиан Клаусен // Гоголь — Дебит. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 7).
- Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. — М.: Белый город, 2006.
- Johann Christian Dahl. 1788—1857. Ein Malerfreund Caspar David Friedrich. Ausstellung (1988—1989). München, 1989.
- Caspar David Friedrich. Johann Christian Dahl. Zeichnungen der Romantik. Staatliches Museum Schwerin. Schwerin, 2001.
- P.Wegmann: Caspar David Friedrich to Ferdinand Hodler:A Romantic Tradition, Frankfurt-am-Main/Leipzig 1993
- N.Wolf: Malerei der Romantik, Köln 1999
- Die Welt der Malerei, Köln 1990.
Известные работы
Доска | Переведенное название | Оригинальное название | Датировано | Габаритные размеры | Технический | Место расположения | Город | Страна | Заметки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Замок Фредериксборг | Игровой автомат Frederiksborg | 1814 г. | Масло на холсте | Национальная галерея Осло | Осло | ||||
Замок Фредериксборг | Игровой автомат Frederiksborg | 1817 г. | Масло на холсте | Художественный музей | Даллас | ||||
Церковь Авальдснес | Avaldsnes kirke | 1820 г. | Масло на холсте | ||||||
Королевский дом Quisisana | 1820 г. | 93 × 136 см | Масло на холсте | Музей Каподимонте | Неаполь | Италия | Каталог музея | ||
Зубы тролля | Тролльтинден | 1823 г. | Масло на холсте | ||||||
Извержение Везувия | Везув утбрудд | 1826 г. | Масло на холсте | Штедельский художественный институт и муниципальная галерея | |||||
Вид на Дрезден при лунном свете | Blick auf Dresden bei Vollmondschein | 1839 г. | Масло на холсте | Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна | Осло | Норвегия | |||
Мануар Фрогерн | Фрогнер Ховедгаард | 1842 г. | Масло на холсте | Частная коллекция | Соединенные Штаты | ||||
Вид на Сталхейм | Фра Сталхейм | 1839 г. | Масло на холсте | Национальная галерея | Осло | Норвегия | |||
Порт Копенгагена в лунном свете | Københavns Havn i måneskinn | 1846 г. | Масло на холсте | Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна | Осло | Норвегия | |||
Береза в шторм | Бирк я шторм | 1849 г. | 92 × 72 см | Масло на холсте | Берген Билледгаллери | Берген | Норвегия |