Александр Александрович Дейнека — За занавеской, 1933, 55×75 см: Описание произведения

Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии. Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».

Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?

Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (, ). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…

Библиография

  • Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937.
  • Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
  • Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский художник, 1965. — с.4.
  • Сысоев В. П., А. Дейнека, Л., 1982.
  • Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки. Москва. 1979
  • Дейнека. Графика. М., 2009
  • Дейнека. Живопись. М., 2010
  • А. А. Дейнека. , M., 1935;
  • А. А. Дейнека. , M., 1957;
  • А. А. Дейнека. , M., 1969;
  • А. А. Дейнека. , M., 1980;
  • А. А. Дейнека. , M., 1989;
  • А. А. Дейнека. , M., 2001;
  • А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура. , M., 2010;
  • Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernit?. , Рим, 2011;
  • С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., , М. ГТГ. 1944
  • Kone?ny D., A. Dejneka, Praha, 1961.

Дейнека Александр Александрович. “Большая Российская энциклопедия”. Том 8. Москва, 2007 год

Дейнека Александр Александрович , российский живописец, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947; вице-президент в 1962-1966). Герой Социалистического Труда (1969).

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И.

Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). С 1920-х гг. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др.), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922; кн. «В огне» А.

Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. П. обязан прежде всего Фаворскому.

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ; «Текстильщицы», 1927, ГРМ); в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

Александр Александрович Дейнека.На стройке новых цехов.1926.

Александр Александрович Дейнека.Текстильщицы.1927.

Александр Александрович Дейнека.Оборона Петрограда.1928.

Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск; «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ; «Бег», 1934, ГРМ и др.); в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ, и др.). Александр Александрович Дейнека.В воздухе.1932

Александр Александрович Дейнека.В воздухе.1932.

Александр Александрович Дейнека.Будущие лётчики.1938.

Александр Александрович Дейнека.Бег.1934.

Александр Александрович Дейнека.Игра в мяч.1932.

Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х гг. («Мать», 1932, ГТГ; «Девушка с книгой», 1934, ГРМ; «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ).

Александр Александрович Дейнека.Мать.1932.

Александр Александрович Дейнека.Девушка с книгой.1934.

Александр Александрович Дейнека.Колхозница на велосипеде.1935.

Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.

; графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).

Александр Александрович Дейнека.Оборона Севастополя.1942.

Александр Александрович Дейнека.Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.1941.

Александр Александрович Дейнека.Сгоревшая деревня.1942.

Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х гг. («Раздолье», 1944, ГРМ; «Эстафета по кольцу «Б»», 1947, ГТГ).

Александр Александрович Дейнека.Раздолье.1944.

Александр Александрович Дейнека.Эстафета по кольцу «Б».1947.

В позднем творчестве Дейнека повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно.

Александр Александрович Дейнека.Мозаичное панно станции метро «Маяковская». Прыжок в воду.1938.

Александр Александрович Дейнека.Мозаичное панно Станция метро «Новокузнецкая».

Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в моск. Театре им. В. Э. Мейерхольда, 1930, и др.), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Творчество Дейнеки оказало значительное влияние на формирование сурового стиля в советском искусстве.

В 1970 году имя Дейнеки присвоено Курской картинной галерее. Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928-30), Полиграфическом институте (1928-1934), МХИ (1934-46 и 1957-63; профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-52, директор в 1945-48), МАРХИ (1953-57).

Ленинская премия (1964).

Сочинения: Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974.Литература: KuhirtU. A. Deineka. Dresden, 1974; Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-е – нач. 1930-х гг. М., 1979; Барабанова Н. Дейнека. М., 1980; A. Deineka. (Kat.). Düsseldorf, 1982; Сысоев В. П. А. Дейнека. М., 1989. Т. 1-2. (А. М. Муратов).

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899-1969)

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

Курский художник Дейнека Александр Александрович. Биография. Картины

Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.

***

Будущий великий советский педагог, скульптор, живописец и график родился в городе Курск ровно 115 лет назад – 20 мая 1899 года. Отец Александра был рабочим на железной дороге.

Уже в раннем возрасте мальчик стал проявлять интерес к технике и живописи. Одновременно с обучением в Курском железнодорожном училище он занимается в небольшой художественной студии. По рекомендации ее преподавателей Дейнека поступает в Харьковское художественное училище, где учится с 1915 по 1917 годы.

Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни.

В 1918 году он совмещает работу фотографом в Угрозыске с ведением секции ИЗО при Губнадзоре, выпускает плакаты, оформляет агитпоезда, участвует в театральных постановках. В 1919 г. Александра мобилизуют в Красную Армию.

Он принимает участие в обороне Курска от белогвардейцев.

После окончания службы, талантливого юношу командируют в Москву, для обучения во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении. Учителями Дейнеки становятся Игнатий Нивинский, театральный декоратор, график и живописец, и Владимир Фаворский, сценограф, основатель советской ксилографии, иллюстратор, художник и теоретик живописи.

Изучая биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которые он рисовал в годы учёбы, становится понятно, что он тщательно изучал человеческую фигуру, ищет свой собственный путь выразительности. Влияние Фаворского на графику этих работ чувствуется сразу. К этому периоду относятся иллюстрации басен Крылова «Крестьянин и смерть», «Кот и повар».

Знакомство с Маяковским так же оказало огромное влияние на становление манеры художника. Позже Дейнекой будут созданы работы «Маяковский в РОСТА» (1941), иллюстрация к стихотворению Маяковского «Шесть монахинь» (1936), «Левый марш» (1941).

Через год Александр становится одним из основателей ОСТ (Общества станковистов). В этот период им создано монументальное историческое полотно «Оборона Петрограда» (1928).

В 28-м году Дейнека покидает ОСТ и вступает в художественное объединение «Октябрь», а позже, в 1931-1932 гг. становится членом РАПХ (ассоциации пролетарских художников).

Очень отличающиеся друг от друга работы появляются в начале 30-х.

Динамичный, яркий плакат «Механизируем Донбасс», почти мистическая картина «Девочка у окна», светлая, полная жизни «На балконе», драматическая «Наемник интервентов».

«На стройке» —

Художник остается верен и политической теме, но смотрит на нее под другим углом — полотно «Безработные в Берлине», наполнено состраданием к изображенным женщинам, совсем не похоже на агитационный плакат.

Тема авиации часто встречается в работах художника — «В воздухе» (1932), «Парашютист над морем» (1934), «Будущие летчики» (1937) и ряд других произведений.

«Футбол» —

***

Наступила Великая Отечественная война. Конечно, Дейнека не мог не принять самого активного участия в жизни страны в этот тяжелый период. В Москве художник сотрудничает с мастерской «Окна ТАСС», выполняя заказ на военно-оборонные плакаты.

В послевоенный период картины Дейнеки снова прославляют радость жизни, движения, здоровья, например, «Юность», «Раздолье».

«Золотая молодёжь» —

«…Не ныть!» —

Продолжается начатая до войны работа с мозаикой. Первым проектом стала станция метро «Маяковская» в Москве (1938). Мозаики для фойе МГУ, Дворца съездов в Кремле, станции метро Новокузнецкая созданы в 50-х — 60-х годах.

Карьера Дейнеки складывалась удачно в течение всей жизни. Он много преподавал: во ВХУТЕИНе, Московских институтах — прикладного и декоративного искусства, полиграфическом, в МГАХИ им. Сурикова, МАРХИ. Занимал руководящие должности в АХ СССР.

***

Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах.

Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.

Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей.

https://youtube.com/watch?v=JWZv8UjBW2w

Курский памятник художнику –

Курская галерея имени художника —

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: