Ван Гог был сталкером
Винсент Ван Гог — самый несчастный художник в истории искусства, непризнанный гений, сошедший с ума и покончивший с собой, — известен к тому же как человек, которому катастрофически не везло в личной жизни. Не последнюю роль в этом играло поведение Ван Гога, который мало того что отличался завидной неряшливостью, так еще и абсолютно не умел вести себя с женщинами.
Винсент Ван Гог в возрасте 19 лет
Неудачная первая любовь в Лондоне, связь с пьющей уличной проституткой, приводившая в ужас его родных, а также плачевно закончившийся роман с соседкой на десять лет старше (из-за давления обеих семей женщина даже пыталась покончить с собой) заставляют нас думать, что Винсент был жертвой обстоятельств. Отчаянно нуждающийся в близости, он просто выбирал не тех людей. Однако это не совсем так.
В 1881 году Ван Гог влюбился в собственную кузину, которая недавно овдовела, — Кее Вос-Стриккер. В то время он гостил у родителей в Эттене, где была и Кее. Винсента очаровала ее тихая грусть, и он решился сделать предложение. Но девушка его отвергла.
3 сентября 1881 года он пишет брату Тео:
Казалось бы, нет значит нет, но не для Винсента. Он оправдывал отказ девушки давлением семьи и искренне считал, что лучше знает, в чем нуждается Кее, чем она сама.
Корнелия Адриана Стриккер (Кее Вос-Стрикер) с сыном
Ван Гог забрасывал кузину любовными письмами, которые она отсылала обратно нераспечатанными, а затем и вовсе заявился к ее родителям в Амстердам. Отец Кее однозначно дал понять незадачливому ухажеру, что девушка не собирается с ним разговаривать, однако Винсент решил пойти ва-банк и поднес ладонь к горящей свече.
Вся эта ситуация обострила и без того непростые отношения Ван Гога с собственной семьей, но вряд ли чему-то научила художника.
Современные исследователи склоняются к мысли, что причиной такого поведения великого постимпрессиониста могли быть ментальные проблемы, которые тогда не умели ни диагностировать, ни лечить. По косвенным признакам Ван Гог имел биполярное и пограничное расстройства личности, что существенно затрудняло его коммуникацию с людьми и в итоге привело к трагическому финалу.
Вишенкой на торте любовных странностей Ван Гога, безусловно, можно считать его «подарок» работнице публичного дома в Арле, куда невменяемый художник заявился в роковую ночь 23 декабря 1888 года.
Интересные факты
С произведением связаны несколько небольших, но интересных фактов.
Холст
Для новой композиции «Любительница абсента» молодому Пикассо нужен был холст, купить который он не мог себе позволить. Жизнь между Барселоной и Парижем изматывала художника и лишала средств к существованию.
Чтобы выйти из положения, он взял одну из своих прежних работ, предположительно, 1900 года с изображением танцующих канкан и закрасил изображение беспорядочными движениями. Под мазками полусухой кисти случайно осталась видна голова танцовщицы с рыжими волосами.
Такой холст в грунтовке не нуждался. Новый сюжет он изобразил на обратной стороне, предварительно проклеив ее. Вынужденная технология создала редкий живописный эффект. Холст имеет особую матовость с сохранением «зерна».
Подрамник
Для прежней работы он был сколочен наспех из легких планок. Для нового произведения пригодился тот же непрофессионально выполненный подрамник. Шедевр с мировой известностью до сегодняшнего дня находится на этой основе.
Название
В архиве французского галериста Канвейлера полотно называлось «Женщина с бокалом абсента» («La femme au verre d`abssinthe» – фр.) Он приобрел его у мастера в 1909 году.
Московский купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин, выкупив шедевр у Канвейлера, дал ей название «Пьяница». Смена названия была связана с начавшимся в 1905 году запретом абсента в Европе.
После эмиграции Щукина (1918) коллекция была национализирована. Произведение попало в Эрмитаж. Нынешнее название появилось после изучения архивов Канвейлера. Второе название шедевра – «Аперитив» менее известно.
Портрет души
По мнению некоторых искусствоведов, в обличии любительницы художник изобразил портрет своей души в трудный для него период жизни.
В картине «Любительница абсента», как и в других своих работах, художник не критикует социальные порядки. Он поднимает вопросы о месте человека в мире, об отношении к себе и другим.
Работы «голубого» периода (1901-1904)
«Завтрак слепого» 1903
«Суп» 1902
«Мать и дитя» 1903
«Любительница абсента» 1901
«Гладильщица» 1904
«Нищий старик с мальчиком» 1903
«Жизнь» 1903
«Две сестры (Свидание)» 1902
«Голубая комната (Ванна)» 1901
«Гурман» 1901
«Сидящая женщина в капюшоне» 1902
В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.
Вопросы по теме
У тех, кто начинает изучать творчество Пабло Пикассо, нередко возникает множество вопросов: Сколько картин написал художник за свою жизнь? Почему они стоят так дорого и какая из его вещей самая дорогая? И наконец, в чем же уникальность картин Пикассо? Эта статья постарается ответить на все вопросы.
Сколько картин написал Пабло Пикассо? Всего за свою жизнь Пикассо написал около двух тысяч картин. Если же учитывать эскизы, рисунки и скульптурные произведения, их общее количество составит более пятидесяти тысяч!
Почему картины Пабло Пикассо так дорого стоят? Какая картина самая дорогая? Пикассо считается одним из самых дорогих художников – большая часть его картин продается за баснословные деньги. Это неудивительно: Пабло Пикассо был гением, его имя известно во всем мире и нет такого коллекционера, который не хотел бы заполучить себе одну из его вещей.
Самая дорогая на сегодняшний момент вещь Пикассо– картина «Алжирские женщины (версия О)». Она была продана на аукционе за 179 миллионов долларов! Сложно представить себе такие суммы, однако коллекционеры готовы отдать их, чтобы стать владельцами произведений самого Пабло Пикассо.
В чем уникальность картин Пабло Пикассо? Чем же картины Пикассо отличаются от других? Пабло Пикассо был не только гением, он был первым, кто начал рисовать в подобной манере. Сперва его работы не принимались обществом, и только спустя время стало ясно: то, что он делает, – это новое слово в искусстве. Так, например, именно Пабло Пикассо и его друг Жорж Брак стали основоположниками кубизма – нового направления живописи. Пикассо также один из первых стал сюрреалистом, и этот стиль давался ему так, как мало кому еще. Его произведения самобытны и необычны, и Пабло Пикассо заслуженно считается одним из главных творцов в истории искусства.
Поль Гоген и его юные «жены»
Другой постимпрессионист — Поль Гоген, бежавший на Таити «варвар», — в отличие от своего голландского коллеги, не имел проблем с женщинами. В бытность биржевым маклером он женился на датчанке Метте Гад и обзавелся пятью детьми.
Поль Гоген с женой, 1885 год
Брак распался после того, как Гоген решил стать художником, уволился с биржи и обрек семью на полунищенское существование. Метте пришлось вернуться в Данию и зарабатывать на кусок хлеба переводами и преподаванием, параллельно воспитывая и обеспечивая детей. Гоген же в это время пытался покорить художественный Олимп и не стремился помогать жене в чем бы то ни было. Зато очень обижался, что она его не поддерживает, и постоянно жаловался в письмах, как тяжело ему приходится.
Несмотря на бурную личную жизнь Гогена, он и Метте никогда не были официально разведены.
В 1891 году сорокатрехлетний Поль Гоген отправился на Таити, оставив в Париже беременную любовницу, служившую ему моделью.
Поль Гоген, «Предки Теха’аманы», 1893 год
В то время для приехавших на остров французов было обычным делом иметь местных «жен», которых называли «ваины», но такие браки не обладали юридической силой. Гоген прожил с Техурой до 1893 года. Он оставил девушку на пятом месяце беременности и вернулся во Францию решать финансовые вопросы.
Через несколько лет художник вновь приехал на Таити, но Техура отказалась жить с ним, в том числе из-за сифилитических язв, которые покрывали тело Гогена.
В своей книге «Ноа Ноа» Гоген мифологизирует образ юной таитянки, что заставило некоторых исследователей усомниться в ее существовании. Для постимпрессиониста Гогена — она экзотическая Ева, олицетворяющая первобытную варварскую культуру, которой он был так одержим и которую противопоставлял ненавистной цивилизации.
Поль Гоген, «Дух мертвых не дремлет», 1892 год
Однако феминистический дискурс заставляет нас по-другому взглянуть на отношения художника с женщинами/девушками/девочками маори. Героини гогеновских картин лишены какой-либо индивидуальности, художник использует их для создания собственной легенды о потерянном рае, наполненной шаблонными представлениями о жизни туземцев и беззастенчивой культурной апроприацией.
Поль Гоген, «Купальщицы на Таити», 1897 год
Теория о распущенности туземок превалировала в колониально-патриархальном сознании европейцев. Несмотря на то, что образцом добродетели могла считаться исключительно христианская моногамная семья с ее четкой иерархией, на колонизированных территориях с успехом действовала система двойных стандартов, и те же самые европейцы с удовольствием брали в «жены» несовершеннолетних по западным меркам девушек, еще и возмущаясь их меркантильностью.
Последние произведения
Пикассо был одним из 250 скульпторов, которые выставлялись на 3-ей Международной выставке скульптур, состоявшейся в Музее искусств Филадельфии в середине 1949 года. В 1950 году стиль Пикассо вновь изменился, когда он взялся за создание реинтерпретацию искусства великих мастеров. Он написал серию работ, основанных на картине Веласкеса «Менины». Пикассо также создал картины по работам Гойи, Пуссена, Мане, Курбе и Делакруа.
Ему было поручено сделать макет для огромной общественной скульптуры 50 футов (15 м) в высоту, которую должны были построить в Чикаго, и обычно известную как Чикагский Пикассо. Он подошел к проекту с большим энтузиазмом, спроектировав неоднозначную и несколько спорную скульптуру. Представленная фигура не известна; это может быть птица, лошадь, женщина или полностью абстрактная форма. Эта скульптура, одна из самых узнаваемых достопримечательностей в центре Чикаго, была открыта в 1967 году. Пикассо отказался от оплаты в 100 000 $, пожертвовав всю сумму жителям города.
Публичная скульптура Пикассо в стиле кубизм высотою в 50 футов. Её Пикассо подарил жителям Чикаго.
Последние работы Пикассо представляли собой смесь стилей, способ выражения в постоянном движении до конца его жизни. Посвятив всю свою энергию творчеству, Пикассо стал более смелым, а его произведения более красочными и выразительными. С 1968 по 1971 года он создал множество картин и сотни медных гравюр. В то время эти работы отклонили, в основном как порнографические фантазии бессильного старика или неряшливые работы художника, чьи лучшие годы уже в прошлом. Только позже, после смерти Пикассо, когда остальная часть мира искусства перешла на абстрактный экспрессионизм, создав критическое сообщество, они увидели, что Пикассо уже открыл неоэкспрессионизм и был, как и раньше, впереди своего времени.
Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)
«Человек у камина» 1916
«Человек в цилиндре» 1914
«Бокал и игральные карты» 1912
«Гитара» 1912
«Натюрморт с фруктами на столе» 1914-1915
«Пьедестал» 1914
«Столик в кафе (Бутылка Перно)» 1912
«Харчевня (Ветчина)» 1914
«Зеленый натюрморт» 1914
«Человек с трубкой, сидящий в кресле» 1916
Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.
Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.
Занавес к балету «Парад» 1917
Программка балета Парад с рисунком Пикассо. 1917
Китайский маг, в костюме Пикассо, современная интерпретация, 2003
Персонаж французского «управителя» (зазывалы)
Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Происхождение художника и начало творчества
Пабло Пикассо родился в 1881 году в городе Малага в Испании. Рисовать его научил отец, который сам был художником и учителем рисования. Интересно, что свою первую серьезную картину, «Пикадор», Пабло нарисовал уже в восемь лет и очень ей дорожил впоследствии. В 14 он сдал экзамен в школу искусств в Барселоне. На тот момент Пикассо был слишком молод для поступления, но его вступительная работа не оставила ни у кого сомнений в таланте молодого художника.
Мне нравится34Не нравится7
В 1900 году, отучившись в Мадриде и изучив коллекцию музея Прадо, Пикассо со своим другом Карлосом Касагемасом, тоже художником, переезжает в Париж.
Работы военного времени (1937-1945)
«Фазан» 1938
«Голова женщины в шляпе» 1939
«Мария Тереза в венке» 1937
«Мастерская художника» 1943
«Майя с куклой» 1938
«Молящая» 1937
«Натюрморт» 1945
«Плачущая женщина с платком» 1937
«Птицы в клетке» 1937
«Раненная птица и кот» 1938
«Склеп» 1945
«Женщина в красном кресле» 1939
В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни». Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки.
«Радость бытия» 1946
В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.
Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.
В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.
«Резня в Корее» 1951
В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.
Пикассо в мастерской Мадура
Керамика Пикассо в музее, Париж
Сравнивая работы Пикассо с керамикой античных времен можно найти некоторые сходства:
В 1958 году для парижского здания ЮНЕСКО была написана композиция «Падение Икара».
«Падение Икара»
Любовь до гроба
В марте 1917 года Модильяни познакомился с начинающей художницей Жанной Эбютерн, которой на тот момент не было и 19 лет. Она брала уроки рисования, подрабатывала моделью и, как и её старший брат Андре, мечтала стать профессиональной художницей, способной зарабатывать на жизнь творчеством. Она также изучала музыку и играла на виолончели. Семья была категорически против её связи с Модильяни, который был на 14 лет старше, страдал туберкулёзом, употреблял наркотики и алкоголь. Тем не менее пара съехалась и поселилась на Монпарнасе.
После его романов с Ахматовой и Гастингс, Жанна была первой и единственной женщиной, которая разделяла страсть Модильяни к живописи. Весной 1918-го они были вынуждены покинуть Париж и уехать на Лазурный берег в попытке спастись от бомбёжек и эпидемии испанского гриппа. В ноябре того же года у них родилась дочь. Интересно, что ни Жанна, ни Амедео не написали ни одного портрета девочки. (Хотя ту же Жанну Амедео писал более 20 раз).
К концу мая 1919 года они вернулись в Париж. Состояние Модильяни было крайне тяжёлым, к осени он окончательно потерял силы и уже не мог работать. 24 января 1920 года 35-летний Амедео Модильяни умер. Через два дня Жанна Эбютерн, находившаяся на восьмом месяце беременности, покончила с собой.
Амедео Модильяни незадолго до смерти. (wikipedia.org)
Похороны художника на кладбище Пер-Лашез из скромной церемонии обернулись громким событием. «Как будто принц умер», — говорили на Монпарнасе. Деньги на похороны собирали всем миром. Художники, писатели, модели, арт-дилеры, владельцы баров и бистро Монмартра и Монпарнаса — все пришли проститься с Модильяни. Его дочь забрала к себе сестра, жившая в Ливорно.
Встреча с Ахматовой
Примерно в 1911 году Амедео Модильяни познакомился с Анной Ахматовой. Поэтесса приехала в Париж в 1910 году в компании мужа Николая Гумилёва, во французской столице они проводили свадебное путешествие. На одном эзотерическом вечере в мастерской врача Поля Александра на улице Дельта художник и поэтесса встретились. Между ними пробежала искра, правда, кажется, любовь, так и осталась платонической.
Их общий интерес к эзотерике, вероятно, лежал в основе того, что они считали главным в искусстве, а именно разработки универсального языка. Оба увлекались культурой Древнего Египта и вместе посетили египетский отдел Лувра. Под впечатлением от увиденного было решено, что поэтесса исполнит роль модели. В качестве образа выбрали египетскую царицу-танцовщицу и кариатиду. Модильяни создал более 15 карандашных рисунков Ахматовой.
Кариатида на коленях, 1911. (wikipedia.org)
Обнажённая , ок. 1911. (wikipedia.org)
Кстати, Модильяни был большим почитателем поэзии. (Возможно, это была ещё одна черта его характера, которая помогла ему сблизиться с Ахматовой.) По словам Ильи Эренбурга, он никогда не встречал художника, столь сильно любившего поэзию. Модильяни регулярно цитировал по памяти Данте и других поэтов. Он также написал портреты нескольких известных авторов, в частности, Блеза Сандрара, Гийома Аполлинера и Жана Кокто. Его любимым произведением были «Песни Мальдорора» графа де Лотреамона (Исидора-Люсьена Дюкасса), текст которых он неизменно имел при себе.
Работы периода сюрреализма (1925 — 1936)
«Акрабат» 1930
«Девушка, бросающая камень» 1931
«Фигуры на пляже» 1931
«Натюрморт» 1932
«Обнаженная и натюрморт» 1931
«Обнаженная на пляже» 1929
«Обнаженная на пляже» 1929
«Женщина с цветком» 1932
«Сон(портрет любовницы художника Марии Терезы Валтер)» 1932
«Обнаженная в кресле» 1932
«Обнаженная в кресле» 1929
«Поцелуй» 1931
В 30-е и 40-е годы героем многих полотен Пикассо стал бык, Минотавр. Минотавр в творчестве художника — олицетворение разрушительной силы, войны и смерти.
«Минотаврия» 1935
- «Палитра и голова быка» 1938
- «Баранья голова» 1939
- «Натюрморт с бычьим черепом» 1942
- «Череп быка, фрукты, кувшин» 1939
«Три бараньи головы» 1939
Весной 1937 года маленький город Испании Герника немецкие фашисты буквально стерли с лица земли. Это событие Пикассо не мог оставить без внимания и так на свет появилась картина «Герника». Эту картину можно назвать апофеозом темы Минотавр. Размеры картины впечатляют: длина — 8 м, ширина — 3,5 м. Известен один случай, связанный с картиной
Во время обыска, который устроил гестапо офицер-нацист обратил внимание на картину и спросил Пикассо: «Это вы сделали?» на что художник ответил «Нет. Это сделали вы!»
«Герника» 1937
Параллельно полотнам о Минотаврах, Пабло Пикассо создает серию о монстрах «Мечты и ложь генерала Франко» (1937). Эта серия выражает позицию художника во время гражданской войны в Испании, в которой он поддерживал республиканцев и выступал против политики диктатора Франко.
«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)
«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)
Всю Вторую мировую войну Пабло Пикассо жил во Франции, где художник в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии.
Единственная выставка
В 1914 году Монпарнас стал новым центром притяжения творческой интеллигенции. Художники жили в полуразрушенных мастерских в нищенских условиях. Модильяни часто посещал местные кафе, где за неимением денег ему приходилось расплачиваться рисунками. Много времени он проводил со своей любовницей Беатрис Гастингс, которая в качестве обозревателя The New Age писала о светской жизни в Париже.
Беатрис Гастингс, 1915. (wikipedia.org)
В 1916-м Модильяни окончательно переключился на живопись. На полотна он перенёс неотъемлемые детали его скульптурных образов: вытянутая шея, овал лица, подобный маске, глаза, лишённые зрачков. Последнее стало визитной карточкой портретов кисти Модильяни. Деталь, восходящая к эстетической дематериализации и стилизации, — признак самоанализа и душевного спокойствия. Это глаза, которые не лицезреют видимого, являются символом отказа от всего внешнего и качеством трансцендентности. Данная традиция заимствована из африканских и восточноазиатских произведений искусства.
Невеста и жених, 1915−1916. (wikipedia.org)
Модильяни был заядлым рисовальщиком и любил писать с натуры, хотя иногда мог использовать фотографию для уточнения деталей. Часто, сидя в кафе или на улице, он доставал бумагу и карандаш и начинал так называемую графическую гимнастику. Художник был признанным мастером скетча: за 15 минут несколькими штрихами он схватывал главное. Эти рисунки служили набросками будущих картин. Кроме того, Модильяни обменивал их на товары, когда не хватало денег.
Портрет Леопольда Зборовски, 1916. (wikipedia.org)
Примерно в то же время арт-дилер Леопольд Зборовски настоял на том, что Модильяни должен попробовать себя в написании обнажённой натуры. Он гарантировал, что найдёт покупателей, которых заинтересуют такие полотна. Своё слово Зборовски сдержал: немало картин приобрели коллекционеры Йонас Неттер и Роже Дютийоль, что помогло Модильяни отчасти улучшить финансовое положение.
Обнажённые женщины Модильяни наследуют классической традиции: от «Рождения Венеры» Боттичелли до салонной живописи 19-го века, от «Махи обнажённой» Гойи и «Большой одалиски» Энгра до «Олимпии» Эдуарда Мане. Что особенно чувственно в произведениях Модильяни, так это небывалая близость модели к зрителю и мощное присутствие телесности, не смягчённой никаким мифологическим нарративом. Стилизация силуэтов и формализация являются отсылками к архаичному искусству.
На своей первой (и единственной при жизни) персональной выставке в декабре 1917 года Модильяни выставил 20 полотен, представлявших обнажённых женщин. Этот цикл картин, сегодня считающийся самым известным в наследии живописца, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Вокруг галереи собралась такая толпа, что пришлось вмешаться полиции. Стражей порядка возмутила не столько сама нагота, сколько физиологичность изображений. Под угрозой конфискации полотна пришлось изъять из экспозиции. Наученный горьким опытом, Амедео больше не писал обнажённую натуру — модели на последующих работах так или иначе были прикрыты.
Интересно, что обвинения в порнографии и тяготению к сексуализации искусства противоречат личности самого Модильяни. В 1918 году он и его партнёрша Жанна Эбютерн посетили знаменитого импрессиониста Пьера Огюста Ренуара. Вероятно, желая повеселить Модильяни, Ренуар заявил, что считает картину с обнажённой натурой лишь тогда законченной, когда у него появляется желание шлёпнуть её по ягодице. Итальянец шутку не оценил и отрезал: «Мне не нравятся ягодицы».
В последние два года своей жизни он в основном писал самых близких ему людей, прежде всего Жанну, свою возлюбленную. Под впечатлением приближения отцовства он впервые начал изображать детей.
Алиса, 1918. (wikipedia.org)
Между архаикой и авангардом
В начале 1906 года Модильяни переехал в Париж и поселился на Монмартре — там же, где были студии у Пабло Пикассо и других пионеров современного искусства. В то время французский авангард активно использовал средства архаического и не европейского искусства, тем самым порывая с академической изобразительной традицией. Появился термин «примитивный»: в случае с искусством он подразумевает, что художники, подобно мастерам византийских икон и европейским ремесленникам, следовали многовековым традициям. Замок Ангкор в современной Камбодже, выросший в джунглях, ассоциировался с Храмом Соломона; африканская скульптура сравнивалась с искусством Древнего Египта. Модернисты были восхищены теми намеренно абстрактными формами, которые художники прошлого, не испорченные цивилизацией, придавали фигурам людей. Примитивизм считался репрезентаций основ искусства, его чистой красоты.
Кариатида, 1911/1912. (wikipedia.org)
Кариатида, 1913. (wikipedia.org)
Из экспедиций в Западную и Северную Африку, а также Индокитай археологи и туристы привозили многочисленные артефакты. Часть из них была представлена на всемирных выставках 1867-го и 1889-го в Париже. В 1882 году во французской столице открыт первый этнографический музей, где были представлены предметы искусства из Индокитая. Всё это сформировало лицо авангарда.
Модильяни в начале творческой карьеры находился под влиянием картин голубого и розового периодов Пикассо. Героями его полотен становились маргиналы, например, арестованные женщины и алкоголики, голодающие артисты. Модильяни и себя считал изгоем, одним из тех, чьи образы переносил на холст. На его ранние работы, помимо Пикассо, повлияло творчество Поля Сезанна, Поля Гогена, Теофиля Александра Стейнлена и Анри де Тулуз-Лотрека.
В 1909 году, после знакомства с Константином Бранкузи, Модильяни начал создавать скульптуры из камня. За свою короткую карьеру он выполнил около 25 работ. Стиль этих абстрактных удлинённых голов, во многом напоминающих африканские маски, впоследствии найдёт отражение в его живописных произведениях. Скульптуры Модильяни демонстрируют знание автора не только африканской традиции, но также культуры Кикладской и Шумерской цивилизаций.
Молодого автора даже выбрали для участия в Осеннем салоне 1912 года, что было большой честью. Биографы, учитывая финансовые трудности Модильяни, нередко задавались вопросом, как он мог раздобыть дорогие материалы. Предположительно, как и многие другие скульпторы того времени, он время от времени «брал взаймы» камень: Монпарнас в то время активно ремонтировался, на строительных площадках можно было найти достаточно известняка. Возможно, это совпадение, но серии голов Модильяни вырезаны из камня того же типа.
Перед началом работы над статуей Модильяни выполнял множество подготовительных рисунков, повторяя и варьируя тему кариатид. Чёткие, стилизованные контуры очерчивают аскетические и строго фронтальные фигуры, отражающие строгость и жёсткость архаической скульптуры. Чтобы усилить эффект чужеродности и загадочности, Модильяни сочетал разные традиции: вытянутые шея и голова, клиновидный нос, скрещенные на груди руки — из кикладской культуры; украшения для тела, заострённый подбородок, маленький рот с тонкими губами и миндалевидные глаза — из африканской; причёска — из египетской.
К 1914 году художнику, страдавшему туберкулёзом, пришлось отказаться от скульптуры: работа с мрамором и известняком была губительна для его лёгких.
Что изображено?
Женщина неопределенного возраста проводит время за столиком недорогого кафе с рюмкой абсента. К напитку подан только сифон с холодной водой, предположительно для разбавления. Она никуда не торопится, «мягкий» прием волшебного спиртного героиня совмещает с длительными раздумьями.
Южная внешность: темные глаза, черные брови и волосы, собранные в пучок, выдают тоску художника по родной Испании. Мужественное лицо, с широкими скулами, ровным ртом и узкими губами не передает каких-либо эмоций.
Левой рукой героиня поддерживает подбородок. Правой обхватывает левое плечо. Втянутая в плечи шея, фигура, сжавшаяся в комок, создает ощущение беспомощности и беззащитности. Замкнутость линий не оставляет какого-либо свободного пространства. О несломленном духе говорит осанка – ровная спина.
Отход от реализма к экспрессионизму позволяет нарушить пропорции тела, изобразить неестественную позу для передачи чувств и настроения девушки. Она полностью закрылась от окружающего мира.
Взгляд прищуренных глаз направлен в одну точку. Сквозь всех присутствующих она смотрит в себя, погруженная в собственные мысли и переживания. Признаки «абсентизма» в виде расслабленных мышц лица и широко открытых глаз отсутствуют. Употребление абсента дамой контролируется ею самой.
Ее столик размещен в углу темного зала, о чем свидетельствуют линии стыка стен и панелей. Женщина загнана в угол в прямом и переносном смысле.
Висящее рядом зеркало изображает ее иллюзии. Темный синий цвет в отражении представлен бесформенным пятном. По композиции видно, что он отступил перед светлыми тонами на задний план.
Четкие линии просматриваются только в фигуре
Художник слегка растушевал остальные контуры, создавая атмосферу малой важности обстановки
В композиции неоднократно изображены перекрещенные линии:
- руки героини;
- геометрическая фигура в отражении зеркала;
- линии на стене;
- крышка сифона.
Эти своеобразные знаки могут говорить об окончании важного жизненного периода