Наследие
В феврале 2006 года картина маслом из его противоречивой и культовой серии. Le Bœuf Écorché (1924) продал за рекордную 7,8 миллиона фунтов стерлингов (13,8 миллиона долларов) анонимному покупателю на аукционе Christie’s, проведенном в Лондоне, после того, как его оценили в 4,8 миллиона фунтов стерлингов. В феврале 2007 года портрет неизвестного мужчины в красном платке 1921 года. (L’Homme au Foulard Rouge) продана за 17,2 миллиона долларов — новый рекорд — на лондонском аукционе Sotheby’s. В мае 2015 г. Le Bœuf, около 1923 года, холст, масло, достиг рекордной цены для художника в 28 165 000 долларов на аукционе Christie’s. С нетерпением жду прошлого.
Одна из картин с говядиной, известная как Le Boeuf, была продана за 1 миллион долларов в 2004 году и перепродана шесть месяцев спустя за вдвое большую цену Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Наследники первого продавца подали в суд на возврат картины, утверждая, что цена была неоправданно низкой, и Расчет 2009 года потребовал передачи им картины.
Через несколько лет после смерти Сутина Роальд Даль поместил его как персонажа в своем рассказе «Кожа «.
Еврейский музей в Нью-Йорке представил крупные выставки работ Сутина в Экспрессионист в Париже: картины Хаима Сутина (1998) и Хаим Сутин: плоть (2018).
Смерть
В 1943 году у Сутина обострилась язвенная болезнь. Мнения врачей больницы городка Ришелье, где Хаим скрывался от преследований нацистов, по поводу необходимости операции разделились. Художника для конспирации положили в катафалк и повезли в Париж. До французской столицы добирались двое суток, окольными путями через Нормандию. 9 августа мужчина скончался от прободной язвы, перешедшей в перитонит.
На похоронах художника присутствовало несколько человек, в том числе Пабло Пикассо и прорвавшаяся в Париж по поддельным документам Герда Грот. Могила Сутина находится на кладбище Монпарнас.
На малой родине живописца, в Смиловичах, в 2008 году открыт музей «Пространство Хаима Сутина». В 2009-м в серии «Художники русской эмиграции» вышла монография Михаила Германа «Хаим Сутин».
Живопись
В портретах, пейзажах и даже натюрмортах Сутина сквозит отчаяние. Рыбы и зайцы на картинах Хаима не просто мертвы, а садистки убиты, что видно по застывшему выражению страдания на их мордах. Если Владимир Путин поцеловал пойманную щуку, перед тем как отправить добычу в уху, то Сутин до того, как съесть селедку, обязательно ее зарисовывал.
К рисованию Хаим относился как к единственно возможной форме существования. Рисовал зачастую набело — без набросков. При создании полотен для каждой краски из палитры Сутин использовал отдельную кисть.
Однако свои картины художник нередко уничтожал — разрывал в клочья или сжигал. В дни достатка Хаим скупал свои ранние произведения, чтобы растерзать их.
Интерес к работам уроженца Смиловичей и цены на них постоянно растут. Полотно Сутина «Ева», приобретенное в 2012 году «Белгазпромбанком» на аукционе «Сотбис» за $ 1,8 млн, стало самой дорогой картиной, хранящейся в Республике Беларусь. Банкиры-меценаты также вернули в эту страну ряд работ Марка Шагала и Льва Бакста. На рубеже 2017 и 2018 годов в Москве в Государственном музее изобразительных искусств состоялась выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива».
Детство и юность
Ранняя биография Сутина полна неясностей. Исследователи жизни и творчества художника спорят о дате рождения Хаима, о профессии и имени его отца (по одним данным, мужчина работал портным, а по другим — служкой в синагоге).
Два факта бесспорны: будущий живописец был десятым из 11 детей, родившихся в семье Сутиных, и, как все отпрыски этой фамилии, появился в местечке (маленьком городке) Смиловичи под Минском. Большинство биографов сходятся на том, что Хаим родился в январе 1893 года.
В детстве будущему художнику довелось испытать голод и побои. От постоянного недоедания у мальчика развилась язва желудка, от которой Хаим мучился всю жизнь. Ортодоксальный иудаизм, исповедуемый Сутиными и их соседями, запрещал пластическое изображение людей и животных. Страсть Хаима к рисованию приходилась не ко двору.
В 14 лет подросток сбежал из Смиловичей в Минск. Жил случайными заработками и учился в рисовальной школе Якова Кругера, где подружился со сверстником-единомышленником — сыном подрядчика Михаилом Кикоиным.
В последний предвоенный год Сутин приехал в Париж и поселился в «Улье» — общежитии молодых художников на Монпарнасе. По воспоминаниям Кикоина, добравшегося до Франции за год до друга, Хаим спал на деревянной ширме, привязанной к двум стульям. Впрочем, в теплое время года обитатели «Улья» предпочитали ночевать на улице: внутри помещения свирепствовали клопы.
В том же общежитии жил уроженец Витебска Марк Шагал, но отношения между ним и Сутиным не сложились. На жизнь Хаим зарабатывал, разгружая вагоны с рыбой.
Юноша поступил учиться в студию Фернана Кормона при Академии художеств. Живописец, творивший в жанре реализма, либерально относился к молодым коллегам, не требуя от начинающих художников ни сдачи экзаменов, ни знания французского языка. Кормон бегло просматривал рисунки абитуриента и принимал решение о зачислении.
Однако в Академии художеств Хаим оказался строптивым учеником. Уроженцу Смиловичей не нравилось выполнять эскизы и копировать работы мастеров.
Настоящее образование Сутину дал Лувр. В музее юноша бесконечно любовался живописью предшественников и современников. Любимым художником Хаима был Рембрандт, чью картину «Говяжья туша» Сутин многократно воспроизводил.
С началом мировой войны Сутина и Кикоина зачислили в трудовую армию: молодые выходцы из Российской империи рыли окопы. Однако Хаима отчислили по здоровью. На заводе «Рено» при изготовлении снарядов он повредил палец и был демобилизован окончательно.
Вскоре началась дружба Хаима с Амедео Модильяни, которую в 1920 году прервала кончина итальянца сефардского происхождения. Причиной смерти художника-экспрессиониста стал туберкулезный менингит.
Модильяни успел написать портрет Сутина, на котором уроженец Смиловичей выглядит более привлекательным, чем на автопортрете. Амедео свел Хаима с меценатом Леопольдом Зборовским, начавшим покупать работы долговязого, одержимого живописью парня. В 1922 году 52 полотна художника приобрел американский коллекционер Альберт Барнс.
Наследие
Ева
В феврале 2006 года картина маслом из его скандальной и культовой серии Le Bœuf Écorché (1924) была продана анонимному покупателю за рекордные 7,8 миллиона фунтов стерлингов (13,8 миллиона долларов) на аукционе Christie’s, проведенном в Лондоне, после того, как, по оценкам, выручили 4,8 фунта стерлингов. миллион. В феврале 2007 года портрет неизвестного мужчины с красным шарфом 1921 года (L’Homme au Foulard Rouge) был продан за 17,2 миллиона долларов — новый рекорд — на лондонском аукционном доме Sotheby’s. В мае 2015 года картина «Ле Бёф» , около 1923 года, холст, масло, достигла рекордной цены для художника в 28 165 000 долларов на аукционе Christie’s. Заглядывая в прошлое .
Одна из картин с говядиной, известная как Le boeuf , была продана за 1 миллион долларов в 2004 году и перепродана шесть месяцев спустя за вдвое большую цену Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Наследники первого продавца подали в суд с требованием вернуть картину, утверждая, что цена была неоправданно низкой, а сложное урегулирование в 2009 году потребовало передачи картины им.
Роальд Даль поместил его как персонажа в свой рассказ 1952 года « Кожа ».
Еврейский музей в Нью-Йорке представил крупные выставки работ Сутина в картинах «Экспрессионист в Париже: картины Хаима Сутина» (1998) и « Хаим Сутин: плоть» (2018).
В 2020 году картина Сутина « Ева» стала символом продемократических протестов в Беларуси.
Личная жизнь
Большую часть жизни Хаим прожил в нищете. Появлявшиеся средства от продажи картин быстро тратились как Сутиным, так и его приятелями, и голодные времена возвращались. Он был неопрятен, страдал нервным тиком, имел плохие зубы и несоразмерно маленькие руки.
По воспоминаниям современников, художник обычно сторонился женщин и стеснялся разговаривать с девушками и дамами. Тем не менее отдельные сведения о личной жизни Сутина сохранились.
Первой любовью парня стала Дебора Мельник, мечтавшая о карьере певицы в оперном театре Вильно. Однако попытка познакомиться с девушкой не увенчалась успехом.
Удачнее для Хаима закончилось общение с дочерью виленского врача Рафелкеса, приглашавшего бедных прихожан синагоги к себе в дом обедать. Сутин сделал предложение девушке, она возмущенно отказалась. Чтобы загладить сердечную рану Хаима, отец красавицы оплатил художнику билеты в Париж.
Натурщицы, которых находил для Сутина Модильяни, скрашивали в Париже одиночество уроженца Смиловичей. Амедео пристрастил Хаима к выпивке: однажды парижане обнаружили в мусорном баке тело парня и приняли его за труп. Художник был жив, но мертвецки пьян.
Уже став известным, Хаим встретил в Париже Дебору Мельник и закрутил с ней роман. В 1925 году женщина родила дочь Эми. Сутин не признал отцовство — утверждал, что Дебора переспала со всем Монпарнасом, а детей иметь вообще не может из-за венерической болезни. Когда Эми выросла, стала художницей и работы подписывала фамилией Сутин.
В 1930 году в пародийном варианте повторилась история из юности Хаима. Художник влюбился в Мари-Зелин — дочь искусствоведа Эли Фора, относившегося к Сутину как к сыну и считавшего художника гением. Из-за отказа девушки отношения живописца с Фором разладились.
После смерти Зборовского мужчине покровительствовали супруги Мадлен и Марселен Кастен. Хаим 5 раз с мая по сентябрь жил в поместье обеспеченной четы.
В 1937 году Сутин познакомился с главной любовью своей жизни — немецкой рыжеволосой еврейкой Гердой Грот, бежавшей во Францию, чтобы избежать преследования нацистов. К моменту их встречи Хаим походил на скелет, любой прием пищи вызывал у живописца спазм в желудке. Герда 3 года совмещала для художника роли жены, матери и опекуна — отпаивала Сутина отварами и водила по врачам.
Американцы приглашали Хаима переехать в страну свободы, однако мужчина отказался. По мнению художника, в США не было интересных для рисования деревьев.
В 1940 году Герду отправили в спецлагерь на Пиренеях. Пока подруга Хаима находилась в заключении, Мадлен Кастен свела Сутина с аристократкой Мари-Бертой Оранш, которая стала последней женщиной в жизни живописца.
биография
Амедео Модильяни, Портрет Сутина, 1916
Амедео Модильяни, Хаим Сутин, 1917, Национальная художественная галерея
Сутин родился Хаим-Иче Соломонович Сутин, в Смиловичи в Минская губерния из Российская империя (сегодняшний день Беларусь ). Он был десятым из одиннадцати детей, рожденных Залманом (также известным как Соломон и Саломон) Моисеевичем Сутиным (1858-1932) и Сарой Сутиной (урожденной Хламовной) (умерла в 1938 году). С 1910 по 1913 год учился в Вильнюс в небольшой художественной академии. В 1913 году с друзьями Пинчус Кремень и Мишель Кикоин, эмигрировал в Париж, где учился в École des Beaux-Arts под Фернан Кормон. Вскоре он развил сугубо личное видение и технику рисования.
Какое-то время он и его друзья жили в La Ruche, резиденция для борющихся художников в Монпарнас где он подружился с Амедео Модильяни. Модильяни несколько раз писал портрет Сутина, самый известный из которых — в 1917 году, на двери квартиры, принадлежащей Леопольд Зборовски, который был их арт-дилером. Зборовский поддерживал Сутина во время Первой мировой войны, взяв с собой борющегося художника Отлично чтобы избежать возможного немецкого вторжения в Париж.
После войны Поль Гийом, очень влиятельный торговец произведениями искусства, начал отстаивать творчество Сутина. В 1923 году на выставке, устроенной известным американским коллекционером Гийомом. Альберт С. Барнс, купил на месте 60 картин Сутина. Сутин, который за годы своего пребывания в Париже был практически без гроша, немедленно взял деньги, выбежал на улицу, поймал парижское такси и приказал водителю отвезти его в Париж. Отлично, на французская Ривьера, более 400 миль.
Сутин однажды напугал своих соседей тем, что держал тушу животного в своей мастерской, чтобы он мог ее раскрасить (Туша из говядины)
Вонь вынудила их послать за полицией, которой Сутин тут же прочитал лекцию об относительной важности искусства над гигиеной. Есть история, что Марк Шагал увидел, как кровь из туши вытекла в коридор за пределами комнаты Сутина, и выскочил с криком: «Кто-то убил Сутина»
Сутин написал 10 работ из этой серии, которые с тех пор стали его самыми известными. Его картины каркаса были вдохновлены Рембрандт натюрморт на ту же тему, Зарезанный Бык, который он обнаружил при изучении Старые мастера в Лувр.Soutine создал большинство своих работ с 1920 по 1929 год. С 1930 по 1935 год дизайнер интерьеров. Мадлен Кастен и ее муж приветствовали его в своем летнем доме, особняке Lèves, став его покровители, чтобы Сутин провел свою первую выставку в Чикаго в 1935 году. Он редко показывал свои работы, но участвовал в важной выставке. Истоки и развитие международного независимого искусства проводился в Galerie nationale du Jeu de Paume в 1937 году в Париже, где он, наконец, был признан великим художником. Вскоре после этого во Францию вторглись немецкие войска. Как Еврей Сутину пришлось бежать из французской столицы и скрываться, чтобы избежать ареста Гестапо. Он переезжал с места на место и иногда был вынужден искать убежище в лесу, ночевал на открытом воздухе. Страдая от язвы желудка и сильно истекая кровью, он покинул безопасное укрытие в Пэрис, чтобы пройти срочную операцию, которая не спасла его жизнь. 9 августа 1943 года Хаим Сутин умер от прободной язвы. Он был похоронен в Cimetière du Montparnasse, Париж.
Творчество
Сутин был одним из создателей французского экспрессионизма. Как художник он сложился очень рано. В композиции ранних парижских работ, особенно в натюрмортах, чувствуется влияние П. Сезанна («Натюрморт с трубкой», 1914–15, Труа, коллекция П. Леви; «Натюрморт с лимоном», 1916, Нью-Йорк, коллекция И. Левик).
К началу 1920-х гг. стиль Сутина окончательно определился, и это проявилось в первую очередь в пейзажах юга Франции: извивающиеся пастозные мазки его живописи создают разорванную форму; появляется вздыбленная композиция с высоким, как правило, горизонтом и крупным, приближенным к первому плану изображением («Пейзаж Сере», 1920–21, Гарвардский университет, Фогг-Арт Музей; «Пейзаж с кипарисами», 1922–23, Нью-Йорк, коллекция А. А. Лист).
В 1927 в одной из парижских галерей состоялась первая персональная выставка Сутина. Он познакомился с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовски возьмут опеку над художником. Через пару лет Хаим познакомился с историком искусств Эли Фором, который напишет первую монографию, посвященную его творчеству.
С этого времени и на протяжении всей жизни экспрессионистское начало в творчестве Сутина, присущее ему с самых ранних работ и особенно проявлявшееся в экспрессивности цвета, только усиливалось: он шел от неистовой живописи к еще более неистовой. При этом Сутин никогда не отказывался от натуры: все свои сюжеты он находил в окружающей жизни, трансформируя обыденное в трагедию, в апокалипсические видения, созданные только живописными средствами — мучительным противоречием цвета, яростным движением кисти («Гладиолусы», 1921–22, Нью-Йорк, коллекция Р. Колина; «Слуга», 1928, Вашингтон, Национальная галерея искусства; «Маленькая городская площадь», 1930, Чикаго, Институт искусств). Трагическое восприятие жизни уходит корнями в воспоминания о детстве, о еврейской среде, от которой Сутин всю жизнь отказывался, преодолевая в себе ее влияние, но не смог его преодолеть.
Помимо пейзажа, излюбленными жанрами Сутина были портрет и натюрморт. В портрете Сутин находился под некоторым влиянием Модильяни: их работы близки композиционно — как и Модильяни, Сутин предпочитает поколенное или погрудное изображение анфас, приближенное к первому плану и несколько уплощенное, с минимальным количеством деталей. Портреты Сутина отличаются контрастным цветом и контрастом между резкой, экзальтированной живописью и незначительностью или уродством лиц портретируемых.
К натюрмортам Сутина больше всего подходит именно французское определение этого жанра — «мертвая природа»; в большинстве из них присутствует смерть в ее жестоком, неприглядном виде («Мясная туша», 1925, Нью-Йорк, Галерея искусств Олбрайт-Нокс; «Заяц на зеленой ставне», 1924–25, Труа, коллекция П. Леви; «Висящий индюк», 1926, Нью-Йорк, коллекция Р. Цейслера). Композиционно натюрморты организованы гораздо более строго, чем пейзажи, подчиняясь, в основном, вертикально-горизонтальному, а не диагональному ритму.
Наибольшие изменения в творчестве Сутина претерпел колорит: в 1920-х гг. это хаотическое переплетение зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового, затем пятна укрупняются, доминантным становится кроваво-красный, с которым контрастирует яркий синий, иногда фиолетовый; в конце 1930-х гг. ведущим становится зеленый, в который вкраплены все остальные цвета палитры, напряженные до предела и оттеняемые резкими ударами белил («Зеленые деревья», 1936, частная коллекция; «Большое дерево», 1942, частная коллекция).
В 1935 году произведения художника впервые выставляются в США в рамках коллективной экспозиции в Чикаго. А ещё через 2 года состоится выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895—1937». Там он знакомится с немкой Гердой Грот, которая скрывается от нацистского режима — она будет его подругой три года.
Биография
Хаим Сутин родился 13 января 1893 в Смиловичах (Минская губерния) в бедной еврейской многодетной семье (он был десятым из одиннадцати детей), отец был портным (по другим сведениям, синагогальным служкой. Тяга к рисованию, проявившаяся у Сутина очень рано, в семье не одобрялась. В 1907 году (в 14 лет) Сутин оставил дом и отправился в Минск, где работал ретушером у фотографа и посещал рисовальный класс Х. Крюгера. В 1910 г. он вместе с другом Михаилом Кикоиным перебрался в Вильну и поступил в Школу изящных искусств.
Файл:Amadeo Modigliani 036.jpg
Амедео Модильяни. Портрет Хаима Сутина
В 1913 г. (по некоторым источникам — в 1912 г.) Сутин отправился в Париж. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе Парижа, Сутин живет и работает в «Ла Рюш», «Улье», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в 1902 скульптором Альфредом Буше. Там он попал в круг молодых художников из разных стран (М. Шагал, Ф. Леже, Р. Делоне, О. Цадкин, А. Архипенко и другие), составивших впоследствии так называемую парижскую школу. Сутин поступил в Школу изящных искусств, в класс Кормона. Высочайшая художественная культура Парижа первой половины века повлияла на творчество Сутина. Здесь он изучает признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена. Из современников Сутин больше всего ценит Курбе и Сезанна. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рембо, среди композиторов — Бах и Моцарт.
Файл:Amadeo Modigliani 037.jpg
Амедео Модильяни. Портрет Хаима Сутина. 1917.
В 1914 г. Сутин познакомился с А. Модильяни, с которым его связывали сложные отношения дружбы-вражды. В 1918 г. Сутин жил вместе с Модильяни на юге Франции, а потом на протяжении ряда лет часто бывал там. Все эти годы Сутин страдал от нищеты, перелом произошел только в 1922 г., когда американский коллекционер А
Барнс (1872–1951) приобрел 15 полотен Сутина, чем привлек внимание к его творчеству. В 1927 г
в Париже состоялась первая персональная выставка Сутина. За ней последовали другие — в Париже (1930), Чикаго (1935), Вашингтоне (1943) и другие. Сутин приобрел мировую известность, его материальное положение ненадолго улучшилось, однако художник был подвержен тяжелым депрессиям, его физическое здоровье также было расстроено. Несмотря на это, Сутин неистово работал.
После лет, проведенных на юге Франции, Сутин возвратился в Париж, где въехал в просторное ателье на улице Мон Сен-Готар, недалеко от площади Данфер-Рошро. Именно здесь он выполнит серию бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.
Во время немецкой оккупации Парижа Сутин скрывался, переезжал с места на место, затем друзья устроили его в Шампиньи, близ Шинона; там художник не прекращал работать. В 1943 г. Сутин тяжело заболел, его привезли в Париж, положили в больницу, где он и умер.
Карьера
Какое-то время он и его друзья жили в La Ruche , резиденции борющихся художников на Монпарнасе, где он подружился с Амедео Модильяни . Модильяни писал портрет Сутина несколько раз, самый известный из которых — в 1917 году, на двери квартиры, принадлежащей Леопольду Зборовски , торговцу произведениями искусства. Зборовский поддерживал Сутина во время Первой мировой войны, взяв с собой борющегося художника в Ниццу, чтобы избежать возможного немецкого вторжения в Париж .
После войны Поль Гийом , очень влиятельный торговец произведениями искусства, начал отстаивать творчество Сутина. В 1923 году на выставке, устроенной Гийомом, выдающийся американский коллекционер Альберт Барнс на месте купил 60 картин Сутина. Сутин, который за годы своего пребывания в Париже был практически без гроша, немедленно взял деньги, выбежал на улицу, поймал парижское такси и приказал водителю отвезти его в Ниццу на Французской Ривьере , находящейся на расстоянии более 400 миль.
Каркасные картины
Сутин однажды напугал своих соседей, оставив тушу животного в своей студии, чтобы он мог ее нарисовать ( Говяжья туша )
Вонь вынудила их послать за полицией, которой Сутин тут же прочитал лекцию об относительной важности искусства над гигиеной. Есть история, что Марк Шагал увидел, как кровь из туши вытекла в коридор за пределами комнаты Сутина, и выбежал с криком: «Кто-то убил Сутина»
Сутин написал 10 работ из этой серии, которые с тех пор стали его самыми известными. На создание его каркасных картин вдохновил натюрморт Рембрандта на ту же тему, « Забитый бык» , который он обнаружил, изучая работы старых мастеров в Лувре . Сутин создал большинство своих работ с 1920 по 1929 год. С 1930 по 1935 год дизайнер интерьеров Мадлен Кастен и ее муж приветствовали его в своем летнем доме, особняке Левов , став его покровителями , чтобы Сутин мог провести свою первую выставку в Чикаго в 1935 году. Он редко показывал свои работы, но все же принял участие в важной выставке «Истоки и развитие международного независимого искусства», проходившей в Galerie nationale du Jeu de Paume в 1937 году в Париже, где его, наконец, провозгласили великим человеком. художник.