Клод моне «впечатление. восходящее солнце»: описание картины

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце»: описание картины


Клод Моне, ставший основателем импрессиониста, написал полотно “Впечатление. Восходящее солнце” в 1872 году. На картине изображен старый порт Гавр. Картина писалась в порыве вдохновения, когда восходящее солнце с каждой минутой окрашивает небо в новые цвета. У художника было не более десяти минут, чтобы успеть создать очертания матч, прорисовать воду, обозначить солнце и добавить переливы солнечных лучей. Он торопился передать все оттенки небосклона, пока дневное светило не добавило новых цветовых переходов.

Клод Моне, вспоминающий о создании полотна: “И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки.”

История у картины действительно необычная. Именно эта работа послужила толчком для развития нового художественного направления в живописи. В 1874 году данное творение было представлено на независимой выставке, однако усилия Моне оценили не все. Журналист Луи Леруа назвал художников импрессионистами (что в переводе означает выпечатленщики), высмеяв представленные полотна. Но разгромный текст не расстроил творца, вместо этого Клод Моне и его единомышленники стали продвигать новое направление, взяв название для собственной группы из статьи Луи.

Холст был размещен в музей Мармоттан, где до сих пор хранятся многие полотна Моне. В 1985 году картина была украдена, вернули ее на место спустя 5 лет – в 1991 году.

Моне, как и многим импрессионистам, присуща зацикленность на цветовой гамме полотна. Художник много времени уделял цветовой составляющей картины, хотя многие посетители выставки даже не догадывались об этом. “Впечатление. Восходящее солнце” выполнена с минимальным количеством оттенков – промозглое утро в синеватых тонах, да солнце, подернутое дымкой холодного воздуха. Дневное светило могло бы стать ярким акцентом на картине, но и оно выглядит мрачным, окутанным в оковы отступающей ночи.

Французский импрессионист специально показал порт минималистичным и холодным, именно таким его видели местные жители – небо плавно перетекало в глубокое море, солнечный круг с отливом на воде, смутные очертания палуб причаливших кораблей.

Однако минимальный набор цветов не сказался на атмосфере самого полотна. Оно выглядит насыщенно и живо, идеально передает картину того раннего времени суток, позволяет почувствовать прохладный чистый воздух, да шум волн.

Интересные факты:

  • Изначально Клод Моне считал эту работу очередной картиной, которую не удастся продать.
  • После неудачной выставки многие посетители требовали вернуть им потраченные деньги. А картину Моне сравнивали с обоями в зале, утверждая, что они выглядят красочнее и живописнее, нежели работа импрессиониста.
  • Небо и вода настолько похожи в работе, что если картину перевернуть, то они с легкостью заменят друг друга. Отражения на воде смогут стать новым небом, а небосклон отлично подойдет на роль холодной воды.

Впечатление. Восход солнца — 1873 Клод Моне

Сентябрь 10, 2012

Впечатление. Восход солнца

1873; 48х63 смМузей Мармоттан, Париж

Эта знаменитая картина в первоначальной версии должна была называться «Marine» («Море»). Подпись художника, различимая возле даты «1872», не соответствует подлинной дате создания картины. Моне неправильно датировал полотно, которое он рисовал в 1873 году, в Гавре, из окна гостиницы, обращенной фасадом к порту.

Освещенные проникающими сквозь утреннюю мглу солнечными лучами силуэты кораблей подтверждают увлеченность импрессионистов наукой и техникой. Великие художники и реформаторы живописи, они были сыновьями XIX века, периода быстрого развития и прогресса.

Картина была внесена в каталог первой выставки созданного в 1874 году Анонимного общества художников (Societe Anonyme d’artistes-peintres). Моне в последнюю минуту принимает решение о новом названии: «Впечатление. Восход солнца».

Впечатление и импрессионизм

Каталог к ​​выставке импрессионистов 1874 года

Моне утверждал, что назвал картину « Впечатление, восход солнца» из-за своего туманного стиля рисования в изображении предмета: «Они попросили меня назвать название для каталога, это действительно не могло быть принято за вид на Гавр, и я сказал: «Положите впечатление» . В дополнение к этому объяснению названия работы историк искусства Пол Смит утверждает, что Моне мог назвать картину « Впечатление», чтобы оправдать обвинения в незавершенности или отсутствии описательных деталей, но Моне получил эти критические замечания независимо от названия.

Хотя название картины, казалось, было выбрано для каталога в спешке, термин «импрессионизм» не был новым. Некоторое время его использовали для описания эффекта картин барбизонской школы . Оба, связанные со школой, Добиньи и Мане, как известно, использовали этот термин для описания своих собственных работ.

В рецензии критика Луи Леруа на выставку 1874 года «Выставка импрессионистов» для газеты Le Charivari он использовал термин «импрессионизм» для описания нового стиля работы, который, по его словам, типичен для картины Моне того же самого. имя.

До 1860-х годов и до дебюта Impression, Sunrise термин «импрессионизм» первоначально использовался для описания воздействия естественной сцены на художника и воздействия картины на зрителя. К 1860-м годам термин «впечатление» использовался переносом для описания картины, передающей такой эффект. В свою очередь, складывалось впечатление, что движение нужно описать в целом.

Первоначально использовавшийся для описания и осуждения механизма, термин импрессионизм «был немедленно принят всеми сторонами» для описания стиля, а « Восход солнца» Моне считался воплощением начала движения и его названия.

Рекомендации

  1. Бреттел, Ричард Р. (2000). Впечатление: живопись быстро во Франции 1860-1890 гг.. Нью-Хейвен : Йельский университет. Нажмите p. 126. ISBN  .
  2. ^ Смит, Пол (1994). Импрессионизм: под поверхностью. Нью-Йорк: Х.Н. Абрамс. п. 8. ISBN  0-81092715-2.
  3. ^ Томлинсон, отредактированный Янис (1995). Чтения по искусству девятнадцатого века. Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Prentice Hall. ISBN  0-13-104142-8.
  4. ^ Смит, Пол (1994). Импрессионизм: под поверхностью. Нью-Йорк: Х.Н. Абрамс. п. 19. ISBN  0-81092715-2.
  5. ^ Уилсон, Майкл (1983). Импрессионисты (1-е изд.). Secaucus, N.J .: Chartwell Books. п. 124. ISBN  0-7148-2230-2.
  6. ^ Смит, Пол (1994). Импрессионизм: под поверхностью. Нью-Йорк: Х.Н. Абрамс. ISBN  0-81092715-2.
  7. Гордон, Роберт; Кузница, Эндрю (1983). (3. печат. Ред.). Нью-Йорк: Абрамс. ISBN  0-8109-1312-7.
  8. ^
  9. ^ Стаки, под редакцией Чарльза Ф. (1985). Моне: ретроспектива. Нью-Йорк: Хью Лаутер Левин Ассошиэйтс. ISBN  0-88363-385-X.
  10. ^

Чистый свет

Научившись видеть мир иначе, не так, как обычный человек, живописец понял, что всё вокруг – это чистый свет, дающий впоследствии цвет. Самое интересное, что с научной точки зрения его вывод совершенно верен. Собственный метод живописи Клод Моне объяснял, как изображение не конкретных предметов, растений, фигур или чего-то другого, а рисование по особому принципу: «здесь голубая полоса, здесь розовый квадратик, здесь жилка жёлтого цвета…» Мастер, словно бросая свет на холст, подобно прилежному учёному, исследовал, как ведут себя все эти блики, отражения и преломления. Клод Моне, единственный из группы сподвижников-студентов, кто остался навсегда верен принципам импрессионизма. Написав за долгую жизнь более двух тысяч картин, подавляющее их большинство Моне исполнил в жанре пейзажа.

Контекст

Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.

Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины. Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня дает разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.


«Бульвар Капуцинок», 1873. (wikipedia.org)

Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».

Тема и интерпретация

Впечатление, Восход изображает порт Гавра на восходе солнца, две небольшие лодки на переднем плане и красное Солнце, являющиеся центральными элементами. На среднем плане изображено больше рыбацких лодок, а на заднем плане в левой части картины — клиперы с высокими мачтами. Позади них видны другие туманные формы, которые «являются не деревьями, а дымовыми трубами вьючных лодок и пароходов, в то время как справа вдали видны другие мачты и дымовые трубы, вырисовывающиеся на фоне неба». Чтобы показать эти особенности индустрии, Моне убрал существующие дома на левой стороне пристани, оставив фон незатененным.

После поражения Франции в Франко-прусская война Примером возрождения Франции 1870–1871 годов явился процветающий порт Гавр. Историк искусства Пол Такер предполагает, что контраст между элементами, такими как пароходы и краны на заднем плане, и рыбаками на переднем плане, представляет эти политические последствия: «Моне, возможно, видел эту картину с очень коммерческим местом как ответ на послевоенные призывы к патриотическим взглядам. действие и искусство, которое могло бы привести. Ибо, хотя это стихотворение света и атмосферы, картина также может рассматриваться как ода силе и красоте возрожденной Франции ».

Представление Гавра, родного города Моне и центра промышленности и торговли, празднует «обновленную силу и красоту страны … окончательное утопическое заявление Моне». Искусство, демонстрирующее возрождение Франции, изображение восхода солнца в Гавре Моне отражает возрождение Франции.

Живопись свободного сознания

Новая техника живописи, набирающей объём при некотором отдалении зрителя от картины, стала настоящим завоеванием импрессионистов, революционеров французского искусства второй половины XIX века. Без этого завоевания вся последующая живопись была бы другой, трудно представить какой. И без Клода Моне история искусства была бы иной – какое счастье, что он был.

«Впечатление. Восходящее солнце» — завораживающая, невероятно душевная картина. Она зрителя не просвещает, не наставляет, а просто даря эстетическое наслаждение, позволяет ему забыться, расслабиться и набраться сил перед новым днём, который знаменует своим появлением упоительный восход солнца Моне.

Контекст

Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.

Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины. Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня дает разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.


«Бульвар Капуцинок», 1873. (wikipedia.org)

Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».

Туманное солнце Клода Моне

Я долго рассматривал картину в Музее Мармоттан-Моне и пытался разгадать визуальный трюк Клода Моне — как художнику удалось из примитивных элементов вблизи создать убедительное впечатление издали? Солнце при увеличении особенно наглядно показывает пейзажное новаторство Моне — оно нарисовано вроде бы неаккуратно и без лишних раздумий, буквально одним вращением кисти. Представляю, как в это «некруглое» солнце уткнулись носом гневные критики картины на первой выставке в 1874 году.

Однако, если отойти от картины на 3-4 метра, именно это «неправильное» солнце начинает доминировать, притягивать внимание и давать естественное и единственно верное освещение всего пейзажа

Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент

Моне безусловно оценил свою художественную находку и часто использовал знаменитый туманный диск холодного оранжевого солнца в более поздних зимних пейзажах.

Убедитесь сами:

Клод Моне — Sun Setting over the Seine, Winter Effect, 1880 (Paris, Petit Palais, Musee des Beaux-Arts de la Ville) фрагмент

Зимнее солнце

(В обзоре были использованы материалы из книг: Мишель де Декер «Клод Моне», Диана Ньювол «Импрессионисты», «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма» (составитель Т.Г.Петровец), Джон Ревалд «История импрессионизма»)

Клод Моне — Впечатление. Восход солнца

Эту необычную картину Клод Моне писал с натуры в старом аванпорте Гавра. Готовая работа была представлена на выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и литографов», которая состоялась в 1874 году в бывшей мастерской парижского фотографа Надара, и вызвала жаркие споры.

Журналист Луи Леруа, освещавший это культурное событие в газете Le Charivari, подверг картину жестокой критике, заявив, что обои смотрелись бы намного более законченными, чем «Впечатление».

Написанная им статья называлась «Выставка впечатленщиков», или, иначе говоря, «Выставка импрессионистов» (по названию полотна).

Это меткое слово художники затем использовали в знак протеста для обозначения своей группы.

На самом деле мнение о данном полотне Клода Моне сложилось неоднозначное. Одни называли его работу настоящей мазней, другие не могли составить определенное мнение и просто пожимали плечами, третьи пребывали в восторженном состоянии после увиденного.

На картине видны резкие стремительные мазки, которые больше напоминают сверкающие пятна. Чтобы добиться чистоты и прозрачности света, художник использовал краску в чистом виде, а не смешивал цвета на палитре. Подобное новшество было воспринято как нонсенс.

Удивительно, но если картину перевести в черно-белую гамму, этот эффект практически исчезнет. Порт едва различим, все вокруг окутано густым туманом, лишь лодки на воде выделяются темно-зелеными пятнами.

Их уходящие вдаль силуэты дают явное ощущение бесконечной глубины моря.

Поскольку картина писалась с натуры, у художника было совсем немного времени, чтобы запечатлеть все на холсте. Это очередной раз доказывает, что Моне в совершенстве владел мастерством передачи увиденного.

Как подобрать музыку к картине К. Моне «Впечатление от восхода солнца»

Домашняя работа ученицы 5 класса «Как звучит картина Клода Моне

«Впечатление Восход солнца, впечатление?»

Клод Моне, известнейший представитель французского импрессионизма написал полотно «Впечатление. Восход солнца» в 1872 году.

Картина «Впечатление, восход солнца Клода Моне была написана им поутру, во время пребывания художника в Гавре, городе своего детства. На картине изображен утренний восход в порту, своеобразным символом промышленной революции 19 века.

По мнению некоторых историков искусства на картине Моне «Восход солнца, впечатление» изображен порт, который можно видеть из окон гостиницы «Адмиралтейской» города Гавр.

Картина Моне имеет богатую историю. По началу, её не хотели принимать критики, посчитав картину бездарной. Но все – же картина имела популярность у публики, она попадала в руки частных владельцев, перепродавалась за смешную цену.

На переднем плане картины изображено море в сине-зеленых тонах, выделены два силуэта рыбацких лодок. Жирные выделенные темные мазки кисти и невыраженные силуэты уходящих лодок дают явное ощущение глубины моря.

Все цвета, использованные в картине «Впечатление, восход солнца» тусклые, приглушенные.

Единственное яркое пятно на всем полотне- ясно-оранжевый диск восходящего над французским городком солнца, расплывающегося также в отражении неспокойной морской воды.

На заднем плане, в серо-голубом тумане еле заметны силуэты парусных судов, кранов у причала и дымовых труб. Дым из труб указывает на северо-восточный ветер.

Если же присмотреться внимательно, то и солнце здесь не является ярким пятном. Искусствоведами и учеными Гарвардского Университета с помощью фотометра было определено, что степень яркости изображенного солнца и кусочка чистого неба, окружающего его, находятся на одном уровне. Особенности человеческой сетчатки воспринимают оранжевый цвет солнца как за самое яркое пятно на картине.

Бледно оранжевые лучи солнца, смешанные с грязным серым дымом практически не придают картине ясности. В этой местности царствует не солнечный свет, а пелена промышленного дыма намекает художник.

https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-kloda-mone-vpechatlenie-vosxod-solnca/

Как и художники-импрессионисты, вышедшие на пленэр для того, чтобы уловить бесконечную изменчивость красок природы, и схватить неуловимость и поэтичность момента, Дебюсси призывает слушать природу и находить новые средства для выражения неповторимости этих ощущений.

Этот лейтмотив звучит с удивительной настойчивостью в высказываниях Дебюсси: «Я думаю, что музыка покоилась до сих пор на ложном принципе. Природа окружает нас, и мы жили внутри неё, не замечая этого до сих пор».

«Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки».

«Видеть восход солнца полезнее для композитора, чем слышать «Пасторальную симфонию» Бетховена».

Слушая музыку Дебюсси, мы поражаемся её пластичности, свободе и непосредственности. И представляем раннее утро, свежий ветен, играющий парусами рыбацких лодок.

https://wikilivres.ru/О_некоторых_особенностях_композиционной_техники_Клода_Дебюсси_(Денисов)

Судьба художника

Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.

«Водяные лилии», около 1915. (wikipedia.org)

Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьёзному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.

Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».

К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашёл себе учителя и единомышленников.

Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжёлым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провёл остаток лет.

Водяные лилии в Музее Оранжери. (wikipedia.org)

За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: