Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга
Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.
В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.
Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.
Могильные Товары: Джефф Кристенсен
Кристенсен — один из самых известных представителей направления сюрреализм. В своих полотнах он развивал и продолжал идеи Сальвадора Дали, изображая жуткие сны, кошмарные видения, парадоксальные фантазии душевнобольных людей.
Вид могильных товаров заставляет зрителя задуматься о том, что человеческая жизнь преходящая, а смерти избежать невозможно. Жуткий натюрморт написан в темном, зловещем колорите, создавая у зрителя ощущение безысходности бытия, отчаяния и беспросветного мрака. Продолжая традиции сюрреализма, художник намеренно искажает и деформирует формы отдельных предметов, чтобы усилить гротеск и довести картину до абсурда.
Картина «Аленушка»
Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.
Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.
В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.
Это интересно:
Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:
Рекомендации для родителей
Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.
Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.
Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.
- Почему она убежала в лес?
- Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
- Как относится к ней художник?
- По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).
После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.
Артур Владимирович Фонвизин — Биография художника, известные произведения, выставки
(1882/1883, Рига — 1973, Москва)
Акварелист, иллюстратор книг. С детства страдал тяжелой формой аутизма. Говорить и рисовать начал в результате сильного эмоционального потрясения от посещения цирка Чинизелли. В 1902 — 1903 годах учился в МУЖВЗе у М. П. Клодта и В. Н. Бакшеева, затем пару лет в частных академиях в Мюнхене. Был дружен с М. Ф. Ларионовым, участвовал во многих нашумевших выставках «Голубой розы» и «Бубнового валета», примыкал к «Союзу молодежи». Был членом «Маковца», «Общества московских художников» и АХРР. С конца 1920-х годов работал почти исключительно в технике акварели, изображая мир поэтических видений и грёз, зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка, музыки и цветов. В 1937 году в пылу борьбы с инакомыслием в искусстве художник был причислен к «шайке формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). Со времени эвакуации в Казахстан (1943, Караганда), куда Фонвизина отправили за его немецкое происхождение, художник всё чаще обращался к пейзажу. Выставлял же
в основном портреты, преимущественно актрис — Бабановой, Зеркаловой, Глизер, Богуславской, Левитиной, Тихомирновой, Плисецкой…
А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и С. Ю. Судейкиным, за устройство не разрешенной начальством выставки. В 1904−06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», Салонов «Золотого руна», «Венок-Стефанос», «Мир искусства». В 1920-х гг. стал членом объединения «Маковец», преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме. На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние. Таковы его «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с фигурой Христа» (оба 1904). Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Любимые его героини — актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены («Портрет Д. В. Зеркаловой», «Портрет Ю. С. Глизер», оба 1940, и др.). А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не натурой, а фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия «Цирк», 1940−70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных романсов (серия «Песни и романсы», 1940−60-е), детские воспоминания о провинциальном быте («Извозчики», 1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги. Между тем ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.
Опальный мыслитель
Но в число любимых писателей Екатерины он не вошел. Слишком уж тесно он был связан с графом Никитой Ивановичем Паниным, а значит и с наследником престола Павлом Петровичем… Ведь Панин, по существу, хотел перехватить власть у императрицы и передать ее Павлу, а Фонвизин был чуть ли не главным его сотрудником, доверенным лицом и соавтором всех политических прожектов. Это вызывало отторжение императрицы, вполне объяснимое, хотя и несправедливое. Отсюда ее едкий ответ на политические мечтания Дениса Ивановича: «Вот уже и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать…» К другим писателям она была милостивее – даже если те «вскрывали общественные язвы». А Фонвизину даже запретила издавать собрание сочинений, о котором он мечтал.
Быть может, опасалась его политических предложений? Ведь Фонвизин был открытым противником крепостного права. «Мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся» может привести государство «в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели» – это его слова, и в Зимнем об этом знали.
К тому же Фонвизин рано стал хворать и не мог (а скорее всего, и не хотел) участвовать в придворной жизни. После сорока лет он чувствовал себя больным стариком. А в последние месяцы своей 47-летней жизни, страдая от паралича, и вовсе потерял интерес к литературе.
Для юного Пушкина он был кумиром в сонме русских писателей. Да и в «Евгении Онегине» он удостоил его лестной формулы: «Блистал Фонвизин – друг свободы».
Артур Владимирович Фонвизин — Старый Петербург
Творчество Артура Владимировича Фонвизина
Артур Владимирович Фонвизин – художник, обладавший талантом изображать безмятежность беспокойно – настолько подлинно его переживание. Акварели этого мастера можно приравнять к станковым полотнам, в них соответствует и исполнение, и видение автора. Умение чувствовать человека, природу, образное мышление, не лишённое поэтики, при наличии точно подобранных выразительных средств – вот что делает работы Фонвизина акварелями-картинами. Старинные картины этого художника можно приравнять к стихотворной импровизации. В них есть и нечаянная радость, и добрый юмор, и лёгкая грусть. Посредством цвета превосходно и точно передаётся настроение картины. Акварелью Фонвизин увлёкся в конце двадцатых – начале тридцатых годов прошлого века. Именно в то время художник словно обрёл себя в творчестве, формируя собственный, самобытный стиль.
Творец живописной музыки
Ведущие темы творчества Фонвизина – портреты, пейзажи, «песни и романсы» и цирк видны уже в ранних работах художника. Наиболее любима Артуром Владимировичем тема цирка как ощущения праздника, яркого, многоцветного представления. Всю жизнь художник оставался под впечатлением циркового представления, которое впервые посетил в семилетнем возрасте – в 1889 году в Туле. Наездница-балерина – основной образ, появляющийся в серии цирковых акварелей, созданных в тридцатые и сороковые годы. Несмотря на живое восприятие натуры художником, прослеживающееся в изображениях его персонажей – наездниц, актёров и гимнастов, многие работы Фонвизина сходны с миражами. Будто бы растворённые в белизне листа краски, их пульсация и мерцание делают картины нереальными. Тем не менее, в этих акварелях отображены настоящие впечатления, переживания и мысли автора.
Личное переживание, впечатление от созерцания – вот что искал художник в каждом предмете, и старался воплотить на бумаге. В основу творчества Фонвизин положил процесс перехода зрительной формы от реальной к живописной. Особое место в творчестве Фонвизина занимают «Песни и романсы». Ещё молодым Артур Владимирович любил слушать романсы, слушал их именно в той обстановке, в которой они рождались. Действие романса, вызывая определённое настроение, развивается не только в пространстве, но и во времени. А художник, располагая плоским листом бумаги, вынужден изобразить лишь одно мгновение. Фонвизин обладал редкой силой воображения и особой ассоциативностью мышления, что позволяло ему воплотить на ограниченной плоскости листа настоящую живописную музыку. Отталкиваясь от событийного ряда романса, поэтическое воображение мастера отправляется в полёт, рождая призрачную и вместе с тем необычайно осязаемую обстановку. Роковые страсти, кипящие в музыке, оживают на полотне.
В тридцатые годы прошлого века Фонвизин начал работать в качестве иллюстратора. На первых порах он получал помощь и поддержку В.В. Лебедева, который и привлёк художника к этой деятельности. Фонвизин прекрасно иллюстрировал сказки Пушкина, Жуковского, Андерсена и Гофмана. Некоторые произведения этого жанра были созданы под впечатлением от прочитанных книг. Художник настолько глубоко умел чувствовать авторский текст и замысел, обладал потрясающей способностью проследить развитие сюжета и погрузиться в ход повествования, насколько это было необходимо для создания великолепных иллюстраций. В то же время художник работал в портретном жанре, создавая целую серию портретов деятелей искусства (30е – 40е годы). В каждом портрете Фонвизина заметна неподдельная увлечённость мастера тем, кого он изображал. Воплощённые на картинах образы весьма поэтичны, фотографическое сходство с моделью стоит здесь не на первом плане. Многоплановость работ Фонвизина привлекает многих коллекционеров, занимающихся покупкой и продажей антиквариата для формирования различных собраний живописи начала 20 века.
Картина «Богатыри»
На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.
В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
- «Илья Муромец и Калин-царь»,
- «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
- «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…
Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.
Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.
О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»… Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.
Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».
Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.
В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.
Рекомендации для родителей
Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.
Объясните различия былины от сказки.
Задайте ребенку следующие вопросы:
- Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
- Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
- Какими были наши защитники?
- Как звали самого старшего богатыря?
- Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
- Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
- Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
- Какой богатырь понравился больше и почему?
Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».
Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.
Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.
Недоросль
К коллизиям «Недоросля» он подбирался долго, существует несколько протовариантов знаменитой комедии. Получилось крайне зло и крайне точно. Цитировать можно страницами. И Простакову, и Митрофанушку, и Скотинина… До сих пор эта комедия не сходит со сцены и не исчезает из школьной программы. Актуализировать ее несложно: в «Недоросле» можно увидеть и борьбу с предрассудками (а они и в наше время все чаще бросаются в глаза), и вызов коррупции (вот уж бич всех времен!). Каждый герой – из жизни, каждый узнаваем, и не только в XVIII веке. Фонвизин лишь слегка добавлял им эксцентричности.
«Умри, Денис, лучше не напишешь», – сказал ему старый университетский дружок Потёмкин после премьеры (а может быть, и не премьеры – тут тоже идут споры) «Недоросля». Правда это или исторический анекдот – но Потёмкин попал в точку. Ничего лучшего ни Фонвизин, ни другие русские драматурги XVIII века не создали.
Комедия действительно получилась вечная, несмотря на некоторую прямолинейность положительных героев. Сочиняя своего идеального Стародума, он вспоминал любимого отца. Сугубо положительные герои в комедиях всегда – слабое звено. Но разве Стародум – это не одно из лиц русского века Просвещения? Думаю, если Фонвизин и пересластил, то лишь самую малость. По крайней мере, у некоторых актеров получалось сыграть Стародума вполне обаятельным. Без нафталина.
Сам Денис Иванович – круглолицый, полноватый – конечно, играл одного из отрицательных, Тараса Скотинина. И на его саморазоблачающие, потешные репризы зал отвечал овациями. Это был настоящий успех. Одна из первых великих театральных легенд России.
Переводчик
Сначала в Фонвизине проснулся даже не писательский, а артистический дар и способности к изучению иностранных языков. Хотя и русские стихи слагать он умел не хуже будущих знаменитых стихотворцев. Он много переводил – и не только из европейских современников. Обращался и к античному наследию – например, к «Метаморфозам» Овидия. От перевода к переводу проявлялась легкость пера. Скуку он презирал больше всего в жизни. «Острые слова мои носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным. Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть», – с наслаждением вспоминал Фонвизин на склоне лет.
В молодости он любил шумное общество. Но писательство все-таки занимало его сильнее пирушек.
Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920
От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.
НочьАксел Вальдемар Йоханнессен
У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.
Университетский острослов
Откуда у русского барина немецкая фамилия? Случай, конечно, далеко не редкий. Фонвизины происходили из лифляндской рыцарской династии. Предок писателя попал в Москву еще в бурном XVI веке, и его потомки совершенно обрусели. Правда, первый русский Фон-Визин стал служить Грозному царю не совсем по доброй воле: во время одного из сражений Ливонской войны его взяли в плен. Но он принял православие и прижился на Руси. До такой степени, что Пушкин называл Дениса Ивановича «из перерусских русским». «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехрист? – наставлял он из Михайловского брата Льва, готовящего издание 1-й главы «Онегина». – Он русский, из перерусских русский».
Ему повезло: Фонвизин был одним из первых учеников московской университетской гимназии. Там его однокашником был в то время мало чем примечательный Григорий Потёмкин – будущий всесильный фаворит Екатерины Великой, фельдмаршал, князь Таврический и прочая и прочая…
О своей учебе Фонвизин, как правило, вспоминал в саркастическом духе. Но его, в числе лучших учеников, удостоили знакомства с Иваном Шуваловым и беседы с Михайлом Ломоносовым, памяти которого Фонвизин всю жизнь поклонялся… Тогда же, в Петербурге, он впервые побывал в настоящем театре и познакомился с Сумароковым и с лучшими русскими актерами того времени.
Послание к слугам
Он был одним из самых талантливых поэтов того времени, хотя писал «в рифму» сравнительно редко. Тут можно вспомнить не только классическую басню «Лисица-казнодей», но и изящное «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке»:
Скажи, Шумилов, мне: на что сей создан свет?
И как мне в оном жить, подай ты мне совет.
Любезный дядька мой, наставник и учитель,
И денег, и белья, и дел моих рачитель!
Боишься бога ты, боишься сатаны,
Скажи, прошу тебя, на что мы созданы?
На что сотворены медведь, сова, лягушка?
На что сотворены и Ванька и Петрушка?
Какое мастерство риторических вопросов – с грустью и лукавством. Фонвизин здесь так грациозно прошелся по грани пародии и лирики (да-да, лирики), что получилось живое стихотворение. Тут уже даже сатирическая острота не важна. С одной стороны, он высмеивает элегические сомнения пиитов, с другой – сам фантазирует о вечном. И это получается у Фонвизина обаятельнее, чем у многих самых талантливых современников. Хитро сделано! Недаром тот же Пушкин, очень чувствительный к удачным стихотворным строчкам, процитировал из этого послания Фонвизина в «Капитанской дочке». Именно так – «И денег, и белья, и дел моих рачитель!» называет Петруша своего дядьку Савелича.
Картина «Иван-Царевич и Серый волк»
В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.
Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…
Рекомендации для родителей
- Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
- Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
- Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
- Кто сидит на Сером Волке?
- Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
- Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
- Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
- Почему распустилась яблоня?
- Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
- Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
- Понравилась ли эта картина? Чему она учит?
Странный юбилей
С днем рождения Фонвизина вроде бы споров не возникает – 14 апреля по новому стилю. А вот годы называют разные – и 1744, и 1745 и даже 1743… Но чаще всё-таки 1745-й, значащийся в большинстве энциклопедий. Да и на могиле писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры написано: «Под сим камнем погребено тело статского советника Дениса Ивановича Фонвизина. Родился в 1745 году». Тут многое вызывает сомнения, и потому мы называем юбилей Фонвизина странным, но поверим надгробному камню.
А значит, в эти дни классику русской сатиры, ее «смелому властелину» исполняется 275 лет. Юбилей веский! А ведь он – позволим себе обобщение – был самым остроумным человеком русского XVIII века. «Бригадир» и «Недоросль» тому лучшие доказательства.
Портрет Софьи Крамской
По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.
Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?
Придворная грамматика
Не всех драматургов можно читать. И – тем более – не всех классиков XVIII века. Тут нужна особая сноровка, а еще важнее – особое настроение. Но Фонвизин остается нашим современником. Вспомним хотя бы его «Придворную грамматику» – невообразимо смелые и меткие диалоги:
«– Что есть Придворная Грамматика?
– Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.
– Что значит хитро льстить?
– Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным
приятна, а льстецу полезна.
– Что есть придворная ложь?
– Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет».
Придворных в наше время в России, кажется не имеется, но разве этот диалог по-прежнему не едок и не смешон?
Остроумие Фонвизина достойно внимательного изучения – хотя бы для того, чтобы снова и снова брать на вооружение его приемы. Прошло почти три века – и юмор Фонвизина, театр Фонвизина не умерли. А это уже бессмертие, о котором он на закате недолгой жизни, наверное, и не мечтал. Впрочем, был человеком дальновидным и лукавым. А потому – чем черт не шутит…