БИБЛИОГРАФИЯ
- Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. — М.: МЦР, 1993
- Чюрлёните Я. К. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе. Пер. с литов. — Вильнюс, 1975
- Ландсбергис В. В. Творчество Чюрлёниса. 2-е изд. — Л., 1975
- Venclova A. М. К. Čiurlionis. — Vilnius, 1961
- Шапошникова Л.В. На берегах иных миров. Тернистый путь красоты. — М.: МЦР, 2001
- Leidykla Kronta. Чюрлёнис в Вильнюсе. — Vilnius, 2010
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
4.9/5 — (101 голос)
События и выставки
В наше время на выставочных площадях ЦДХ ведут свою просветительскую и коммерческую деятельность около 60 организаций. Политика объединения художников направлена на максимально широкое представление обществу всех форм искусства, всех способов самовыражения, действующих в мире. В год проводится более 250 различных культурных мероприятий, различных по масштабу.
Концертный зал постоянно занят кинопоказами, конкурсами и творческими вечерами. Попасть на сцену считается честью, и на афишах постоянно видны знаменитые музыканты и певцы, группы и оркестры. Зал устроен в виде амфитеатра и обладает хорошей акустикой.
В Центральном Доме Художников проводятся несколько традиционных ежегодных выставок, к которым мир искусства относится уже как к культовым. Каждое из этих мероприятий на несколько дней превращает комплекс в место встречи множества художников и их поклонников. Параллельно выставкам проводятся мастер-классы, симпозиумы, конференции.
Каждый год проводится Международная ярмарка интеллектуальной литературы «Non/fiction». В эти дни комплекс превращается в книжный город. В программе ярмарки встречи авторов с читателями, музыкальные выступления, специальные мероприятия для детей. Издатели представляют все, что было выпущено за прошедший год: научную и художественную литературу, переиздания популярных книг в новых форматах, работы неизвестных и молодых авторов.
Архитекторы и дизайнеры проводят ежегодно в мае свою большую международную выставку «Арх Москва», на которой представляются разнообразные проекты от стула до города. Широко представлен ландшафтный дизайн. Производители строительных материалов предлагают новинки технологий (свет, отделка, капитальные материалы). Будущие заказчики знакомятся с программами проектирования и их применением, смотрят фильмы и литературу по архитектуре и дизайну, беседуют с дизайнерами. На ярмарке налаживается много деловых контактов.
Кто увлечен историей искусства, не пропустит «Российский антикварный салон», проходящий в октябре. Ярмарка – выставка собирает коллекционеров и любителей старины уже больше 27 лет. Выставляются мебель и картины, скульптуры и старинные иконы, редкие книги, фарфор и монеты, ювелирные украшения знаменитых мастеров XVIII — XIX веков. Есть предметы старины, которые хранятся в музеях или частных коллекциях, и салон выступает в роли временного музея на несколько дней.
Перед Рождеством проводится Ярмарка рождественских подарков, на которой можно найти все, что угодно. Здесь можно найти оригинальные картины и игрушки, статуэтки и предметы домашнего обихода. А пока ищете, можете зайти в кафе, работающее в ЦДХ постоянно.
Музыкальные произведения
Точное количество музыкальных произведений Чюрлениса неизвестно — значительная часть его рукописей не сохранилась, в том числе погибшие в огне во время войны. Сегодня нам доступны наброски, наброски и отрывки из его музыкальных идей. Характер архива определил тот факт, что произведения Чюрлениса были окончательно опубликованы только через сто лет после смерти композитора. Сегодня в архиве почти 400 произведений, большая часть из которых — произведения для фортепиано, но также значимые опусы для симфонического оркестра (симфонические стихи « В лесу и на море» , увертюра, кантата для хора и оркестра), струнного квартета, сочинения. для различных хоров (авторские сочинения и обработки литовских народных песен), а также произведения для органа.
Некоторые из его наиболее исполняемых музыкальных произведений включают:
- Прелюдия ре-бемоль мажор
- Karalaitės kelionė: Pasaka ( Путешествие принцессы: Сказка )
- Семь фуг для органа (фуга соль минор)
- Народные песни для хора
- Мишке ( В лесу ), симфоническая поэма для оркестра (посмертно)
- Юра ( Море ), симфоническая поэма для оркестра (посмертно)
Синтез искусств в творчестве М. Чюрлёниса
ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура XX векаОпубликовано 17.11.2017 19:21
«Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе). Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи.
Возможно, его творчество ближе к символизму или абстракционизму, но при этом оно рядом с музыкой. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». А творчество человека, так щедро одарённого талантом проникать глубоко в самую сущность всего, что его окружало, понять и в самом деле непросто.
Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (1875-1911)
В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский.
На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения.Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Вторым языком был русский.Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). У мальчика рано проявились музыкальные способности, и его отдали в музыкальную школу князя Михаила Огинского.
В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории.
К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Вскоре он возвратился на родину, в Литву, где в 1907 г.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы — Дзукии, играл на органе. Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.
С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. В Варшаве в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью. Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком.
Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать.
Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств.
В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.
В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург. В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей.
Его жена вернулась в Друскининкай. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Леон Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.
В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. Жена перевозит его домой в Друскининкай.
В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг.
10 апреля 1911 года художника не стало.
Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.
«Фуга»
Многие его работы — яркие примеры синтеза искусств. Именно этого добивался Чюрленис. Картина «Фуга» — яркий пример. С ее помощью мы можем увидеть художественное и музыкальное значение произведения для автора.
Почему же художник назвал свою картину музыкальным термином? Ответ в образах, которые мы видим на полотне. Похожие друг на друга элементы чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения. Его ритм мы можем наглядно увидеть в образах, созданных художником.
При этом живописца постоянно мучили депрессии, с каждым годом справляться с ними становилось все труднее. В 1911-м он умер от внезапной простуды и полного психического истощения.
О художнике
Чюрленис — сын Литвы, напоенный ее воздухом, ее красотой, ее сказками и легендами. Он был композитором и художником. Должно быть, поэтому все его картины звучат. Все удивительно ритмичны и музыкальны. Часто они даже носят музыкальные названия: фуга, прелюдия, соната… Иногда указываются части — анданте, аллегро…
Мир его творений фантастичен, краски приглушенны, во многих картинах лейтмотив — грусть, отрешенность. Некоторые критики превозносили Чюрлениса именно за эту якобы воспеваемую им идею потустороннего мира, идею единого высшего духа. Другие, напротив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Все это крайности. Чюрленис был сыном своего времени, но он был человеком с крайне обостренным мировосприятием, человеком тонко организованного душевного склада. Чтобы понять его творчество, надо знать основные философские увлечения его времени и основные моменты его биографии.
Родился Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. Музыку почувствовал и полюбил еще пятилетним мальчиком. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. Музыкантом он был серьезным и теоретически прекрасно подготовленным. Отсюда такое музыкальное восприятие окружающего, так точно схваченное и переданное в его картинах чувство ритма.
Живописцем Чюрленис был скорей от природы, чем профессионалом. Он не обладал большим техническим мастерством, свои композиции он подчинял настроению, музыкальному нарастанию и ослаблению звука, ритму.
Чувство гармонии и красоты у этого художника было поразительно.
Его взгляды на жизнь формировались в тот момент, когда студенчество Варшавы и Лейпцига увлекалось философией Канта и Ницше, зачитывалось Достоевским, Эдгаром По, Леонидом Андреевым. Чюрленис, всегда бывший в центре студенческой жизни, поддается этим увлечениям. Заинтересовавшись культом Солнца и тайнами мироздания, начинает изучать древнюю Персию и Египет, а затем религию и философию Индии.
Художественное наследие Чюрлениса — более 300 картин. Они близки нам своей человечностью, музыкальностью, напряженным раздумьем.
«Весна», «Колокола» (1905 г.), «Зима», «Корабль» (1906 г.), «Лес», «Знаки зодиака» (цикл из 12 картин), «Весенняя» и «Солнечная» сонаты (1907 г.) и другие чудесные работы Чюрлениса привлекают нас теперь не своим идеализмом, отрешенностью, а, напротив, удивительно поэтическим настроением и предельно жизненным пейзажем. Причем пейзаж его картин — родной, литовский, и в этом нельзя сомневаться — там есть все приметы: старые мельницы, часовни, море.
В 1907 году Чюрленис переезжает в Вильнюс и всячески способствует развитию национального искусства. Он участвует в создании Литовского художественного общества, помогает устраивать первые национальные выставки, создает хор. Но, как это ни горько, на родине он оставался непонятым.
В 1909 году художник, женившись, переезжает в Петербург. Художественная жизнь Петербурга захватывает его. Чюрленис не по силам много работает. Картины «Всадник» и «Рай» — лучшие произведения этого периода. Но нервное переутомление сказывается на его здоровье. Начинаются сильные головные боли. Чюрлениса помещают в лечебницу, где он умирает в 1911 году от кровоизлияния в мозг.
Горький называл Чюрлениса гением литовского народа. Однажды, беседуя с художником Ф. Богородским, он воскликнул: «Да-с, сударь, быт, жанр и прочее — все это хорошо. А где же мечта? Мечта где, я спрашиваю? Почему у нас нет Чюрленисов? Ведь это же музыкальная живопись!»
Демоны и ангелы Михаила Врубеля: в Русском музее открылась выставка художника к его 165-летию
Экспозиция объединила более 200 произведений из собрания самого музея, Третьяковской галереи и Всероссийского музея А. С. Пушкина
Фото: Пресс-служба ГРМ
Выставки, подобной той, что открылась в Корпусе Бенуа Михайловского дворца, не было в Петербурге более 60 лет. А такой полной, как увидят ее посетители, не было вообще никогда. Но это еще не все аргументы за то, чтобы прийти на набережную канала Грибоедова, 2.
Увидеть по-новому
Здесь, наряду с признанными шедеврами Врубеля, экспонируются малоизвестные широкому зрителю работы. Это дает возможность познакомиться с той стороной его творчества, которая прежде была практически недоступна, например с его графикой.
Кроме того, именно на этой выставке можно увидеть живопись художника совсем в других условиях. Например, панно «Утро» на своем привычном месте в музее выглядит более скромно и мрачно. Здесь же, за счет иного освещения, оно поражает сверканием изумрудных красок.
«И с этой точки зрения очень важно прийти и увидеть своими глазами шедевры, которые кажутся известными всем еще со школьной скамьи», – считает заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX века Русского музея Наталья Соломатина. Былинный герой
Былинный герой
Вот знаменитое полотно «Богатырь». Его нередко сравнивают с богатырями Васнецова. Но специалисты считают, что в этом мало смысла.
«Они преследовали разные цели. Врубелю хотелось передать не только первозданную мощь самого героя, фигура которого занимает всю поверхность холста. Или, как писали в былинах, «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». Но и его коня, который с трудом ходит по этой земле. И настроение леса, населенного различными существами», – объясняет ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века Русского музея Владимир Круглов.
Он советует вглядеться в лицо героя, прототипом которого стал отец его жены. И внимательно рассмотреть все детали картины – багровеющее небо, таинственные орнаменты и мрачный лес, будто хранящий страшные секреты.
Загадка «Демона»
Картина «Царевна-Лебедь», хранящаяся в Третьяковке, совсем иная. На ней изображена жена и муза художника певица Надежда Забела. Все здесь – и выражение лица, и поворот головы, и наступающие сумерки создают настроение неразрешимости и некой загадки.
Рядом картина «Лебедь», в которой отразились лучшие качества живописи Врубеля. Изящный изгиб тела, бело-розовое оперение птицы, изображенной тоскующей на фоне последней зари, подчеркивают качества художника как величайшего колориста.
В противовес этому «Демон сидящий», навеянный одноименной поэмой Лермонтова, полон экспрессии и мощи. Эта тема вообще настолько волнует художника, что он возвращается к ней снова и снова. И создает еще «Летящего демона» и «Демона поверженного».
Увы, но многочисленные изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках (их более 13) воспринимались большинством как навязчивая идея. И закрепили за Врубелем имидж художника непонятного и странного.
Эпоха Врубеля
«Его вообще много и нещадно ругали. Критик Владимир Стасов говорил, что «… это чудовищно. С какой стороны ни посмотри на эту картину – слева, справа, снизу, сбоку – все чепуха». Это была борьба течений», – говорит Владимир Круглов.
«Зубодробительная критика» и смерть сына привели к неизлечимой болезни. Но даже в лечебнице Врубель продолжал создавать такие великолепные картины, что некоторые сомневаются: действительно ли у него были проблемы с психикой.
По иронии судьбы именно в это время Врубель становится популярным. Его картины перестают подвергать обструкции и присваивают звание академика живописи. Но это уже не радует его.
Одной из последних больших работ – она-то и завершает выставку – становится «Шестикрылый Серафим». Написанная под влиянием пушкинского «Пророка», эта картина вместила в себя всю горечь художника, который хотел и мог сказать гораздо больше, чем ему было отпущено, но не успел.
«Я думаю, что вне зависимости от того, насколько зритель подготовлен к восприятию Врубеля, он должен прийти и внимательно посмотреть на его произведения. Потому что это фантастический художник. Один из гениальнейших мастеров русского искусства», – считает Наталья Соломатина.
Организаторы выставки убеждены, что, скользнув взглядом, охватить масштаб этого гения, нельзя. Картины Врубеля нужно рассматривать внимательно и подолгу. И, чтобы разгадать его загадку, может быть, прийти на выставку не один раз.
Познакомиться или заново открыть для себя «эпоху Врубеля» в Русском музее можно до 2 августа 2022 года.
Открытие выставки живописи и графики Арона Зинштейна
10 мая 2018 г. в Галерее Искусств на ул. Ломоносова, 1/28 состоялось торжественное открытие выставки живописи и графики «Весенние мелодии» художник Арона Зинштейна.
Арон Зинштейн родился 13 октября 1947 года в городе Нижний Тагил. Художник известен не только как талантливый живописец, но и как график: помимо создания сотен офортов и линогравюр, художник оформил множество печатных изданий.
Зинштейн работает в ярко выраженной экспрессивной манере. В его произведениях всегда ощущается движение, радость, эмоция. Художник почти не пишет с натуры. Он делает многочисленные зарисовки, собирает их в альбомы, и только потом, в мастерской воссоздает их в цвете на холсте или бумаге. Мастера интересуют самые разнообразные и самые простые сюжеты, которые подсказывает ему жизнь.
В искусстве он ценит непосредственность и свободу, утверждая: «Я наивный художник, я могу изобразить все».
Открыл выставку фортепианный концерт Александра Андреева.
Выставка «Весенние мелодии» открыта до 25 мая 2018 г., включительно. Каждый день с 11.00 до 21.00.
ул. Ломоносова, 1/28
Музей Третьяковской галереи
Музей современного искусства, филиал Государственной Третьяковской галереи, хранит и постоянно выставляет более 45 тысяч картин и скульптур. Просторные светлые залы и галереи часто используются для экспозиций, предоставленных по договоренности с другими музеями России и мира. В музее есть мастерские по реставрации предметов искусства и большие запасники – хранилища.
Музей был создан с целью сохранения для потомков искусства начала XX века и советского периода. По программе сотрудничества с другими музеями России и ближнего зарубежья проводятся регулярные выставки, на которых можно увидеть коллекции, собранные партнерами ЦДХ. Или посмотреть предметы народного творчества народов ближнего Востока, Сибири и Севера. Экспозиции очень интересные и хорошо знакомят зрителей с тематикой. Билеты в музей продаются в кассах за 450 руб. для взрослых (350 руб. — взрослый для граждан России и стран СНГ), 250 руб. для студентов, а также льготные билеты — 150 рублей (пенсионеры, Герои Советского Союза, Герои РФ, студенты ВУЗов России). Время работы – с 10:00 до 18:00 (вт, ср, вс) и с 10:00 до 21:00 (чт, пт, сб), пн — выходной. Школьники могут учиться у профессиональных художников рисованию и лепке на организованных музеем мастер-классах.
«Фуга»
Многие его работы — яркие примеры синтеза искусств. Именно этого добивался Чюрленис. Картина «Фуга» — яркий пример. С ее помощью мы можем увидеть художественное и музыкальное значение произведения для автора.
Почему же художник назвал свою картину музыкальным термином? Ответ в образах, которые мы видим на полотне. Похожие друг на друга элементы чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения. Его ритм мы можем наглядно увидеть в образах, созданных художником.
При этом живописца постоянно мучили депрессии, с каждым годом справляться с ними становилось все труднее. В 1911-м он умер от внезапной простуды и полного психического истощения.
Интересное рядом
Центральный Дом художника соседствует с парком «Музеон», который сам по себе является большой выставкой на природе. В летнее время на территории парка проводятся выставки начинающих и уже известных художников и фотографов, три площадки предоставлены для выступлений музыкальных коллективов. Приезжают группы из США, Британии, Латинской Америки. Проводятся музыкальные фестивали британской музыки, российского андеграунда и «Шагающие оркестры». В парке есть языковой клуб, в котором учителя-полиглоты учат желающих выучить разные языки. Посетители парка приходят послушать лекции о современном искусстве и дизайне.
Осенью участок Крымской набережной присоединился к культурной среде ЦДХ и «Музеона». Променад с кафе-киосками, библиотека под открытым небом, где можно с кем-нибудь поменяться книгами. На маленьком рынке можно найти забавную безделушку или редкую пластинку. В зонах отдыха можно посидеть у фонтанчика и отдохнуть после урока танго или йоги.
По близости от ЦДХ есть множество интересных и похожих по смыслу мест. Например: музей Тропинина. В этой галерее собраны работы московских художников. Уютная атмосфера музея создаёт отличное настроение.
В Центральном Доме художника жизнь кипит, меняется и когда бы ни пришел, всегда можно открыть для себя нечто новое, что украсит реальность и изменит твой взгляд на мир.
Что об этом месте говорят люди…
Будьте первым, чтобы оставить свой отзыв.
Другие факты из жизни М.К.Чюрлениса
- Юный Константинас ловил карпов в пруду князя Огинского, а сам меценат был пациентом друга семьи Чюрленисов.
- Основал камерную литовскую музыку.
- Создал декорации для первой литовской национальной оперы «Блиндо».
- Подписывал свои работы аббревиатурой «МКЧ».
- Несмотря на литовское происхождение, плохо владел родным языком.
- Писал он, в основном, темперой. Поэтому сохранить его работы очень трудно, так как темпера не любит яркий свет.
- Больше всего мастер ненавидел вопрос о смысле созданных им произведений.
- Весь мир Константинас воспринимал как живой организм, как симфонию, где нотами были люди.
Один из известнейших художников Литвы прожил 35 лет, 6 из них посвятил живописи, создав более 300 картин, около 400 музыкальных произведений. Но бесконечные потусторонние миры Чюрлениса сосчитать невозможно.
Вкушение
Варшава в конце ХIХ века представляла собой настоящий культурный центр, и каждый юный музыкант мечтал сюда попасть. Здесь кипела творческая жизнь – концерты местных и приезжих пианистов и дирижеров, богатый репертуар оперного театра, музеи, выставки и библиотеки. Здесь так просто найти нужные ноты!
Музыкальные пристрастия молодого Чюрлёниса в те годы разнообразны. В Бетховене ему нравился героический драматизм, а в Вагнере блистательная сочность. Шопен привлекал богатством своих чувств – от лёгкой грусти до пафосного трагизма. Но Бах затмевал всех своей глубиной и величием, своим масштабом.
В институте завязывается дружба с Эугениушем Моравским, ставшим впоследствии известным польским музыкантом и композитором. А к сестре Моравского Марии у Чюрлёниса вспыхивают нежные чувства, озарившие жизнь в чужом городе и ставшие источником светлых переживаний. Но, к сожалению, пылкий роман двух незаурядных людей так и не получил продолжения – отец Марии запретил дочери даже думать о браке с нищим музыкантом и отдал замуж за богатого вдовца. Константинас и Мария остались добрыми друзьями до конца жизни.
Константинас Чюрлёнис и Эугениуш Моравский
Живя в большом городе, Чюрлёнис прочувствовал «изнанку» жизни. В отличие от маленьких патриархальных городков, большой город усиливал контрасты – бедные были ещё беднее, а богатые богаче. Горе углублялось, а развращённость расширялась. Здесь, в Варшаве, юный музыкант понял, что хорошее образование ещё не делает человека порядочным, а принадлежность к высшему свету не добавляет благородства. Несправедливость, глупость и лицемерие явили свой отвратительный оскал. Чюрлёнис наблюдал окружающий мир, делал выводы и складывал впечатления в своём чутком и трепетном сердце.
Поступив учиться на пианиста, уже через год Чюрлёнис перевёлся на факультет композиции. Такая переменчивость продолжится в его жизни и далее – став композитором, он начнёт учиться живописи. Душа Чюрлёниса была беспокойной и мятущейся. Огромное дарование не давало ему шансов к спокойной и размеренной жизни.
За годы учёбы Чюрлёнис написал около 25 фуг. Он стал не только профессиональным композитором, но и потратил много сил для получения общего образования. Много читал, изучал философию, историю, математику и космологию. Пытался осмыслить свои корни в сложном и запутанном мире. Осознание личной национальной идентичности приходило через осмысление мировой истории и культуры.
Любознательность Чюрлёниса была потрясающей. У его сестры сохранилась тетрадь, содержащая на своих страницах сферу интересов мятущегося гения. Огромный массив заметок из разных областей: словари основных европейских языков, письмена древних финикийцев, ассирийцев и египтян, таблицы свойств химических соединений и физических тел, различные исторические даты, географические данные, придуманный алфавит и ещё многое, и многое другое. Он хотел вместить в себя всю Вселенную, чтобы в будущем воплотить тайну бесконечности на своих полотнах.
Это было время великих замыслов и масштабных людей. Подобным же образом проявил себя другой гений – поэт и художник Макс Волошин. Он был современником Чюрлёниса, близким ему по духу человеком, также мечтающим объять необъятное и воплотившим Симфонию – синтез искусств.
Кантата для хора и симфонического оркестра «De profundis» стала выпускной работой в Варшавском музыкальном институте. Это сложное произведение показало профессионализм автора, и стало вехой в литовской музыке. В начале века, а на дворе шёл уже 1900 год, начиналось становление нового искусства, яркого, с национальными чертами и местным колоритом. Чюрлёнис был его провозвестником не только в музыке, но и в живописи.
За кантатой последовала симфоническая поэма «В лесу». Музыка Чюрлёниса стала более печальной и медленной, более вдумчивой и чуткой. Появилось взвешенность, благородство и простота. Спокойствие литовских песен воплотилось в нежной и хрупкой симфонии. Лес в поэме раскрывается музыкально – ветер арф, журчание свирелей, таинственные призывы горнов, солнечный свет струнных…
Послушайте, друзья, симфонию Чюрлёниса «В лесу». Это свежая и всегда молодая музыка. Грустная, добрая и глубокая.