Американский период
В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.
Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом
В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике
Фрида и Диего Ривера, 1931
После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.
Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.
В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».
Больница Генри Форда, 1932 год
Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год
Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.
Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.
И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».
Без супчиков, запеканок и… кроватей
Живя в США, я много общалась с русскими мамочками, которые водили своих детей в местные сады. Конечно, российские родители, «избалованные» нашей системой дошкольного образования, с трудом привыкают к особенностям американской «дошколки».
Моя знакомая Светлана, переехав из России, где ее ребенок посещал обычный государственный садик, устроила его в ближайший к дому Монтессори-preschool.
Действительно, в американском саду много нюансов, которые русские часто считают «дикостью», а еще «свинством» и «безалаберностью».
Например, приходя в сад, дети снимают верхнюю одежду, но не переобуваются в сменную обувь (ее просто нет) и не меняют одежду с «уличной» на «садиковскую». У них нет отдельных шкафчиков, а группа — это одно небольшое помещение, где малыши едят, занимаются и спят. Причем на время дневного сна они тоже не раздеваются и даже (о ужас!) не разуваются — детей в одежде и обуви (а зимой — в ботинках или сапогах) укладывают на резиновые туристические коврики прямо на полу, накрывая тонкими пледами.
Часто в садиках отсутствуют собственные игровые площадки, а если они и есть, то оборудованы — по российским меркам — весьма скромно: никаких веранд, уютных теремков, растительности. Из соображений безопасности все площадки — с прорезиненным покрытием: на них обычно установлен один игровой комплекс и пара пластиковых горок для малышей. В непогоду — дождь или снег — детей на улицу просто не выводят.
Сами детские сады нередко располагаются на первых этажах зданий и в полуподвальных помещениях — basements: дело в том, что их владельцы чаще всего не являются собственниками зданий, где располагается сад, а из соображений экономии арендуют их часть.
Кстати, горячее питание в саду тоже, как правило, не предусмотрено: дети едят то, что приносят с собой из дома в ланчбоксах — макароны, наггетсы, сэндвичи, соки. Редко кто кладет ребенку фрукты или овощи. Раз в неделю малышей организованно кормят пиццей, которую заказывают на деньги родителей в ресторане неподалеку. Естественно, ни о каком четырехразовом питании с запеканками, супчиками, манными кашками и компотом из сухофруктов нет и речи.
Новое дыхание Фриды — Диего Ривьера
Совместная жизнь молодоженов началась с бурного скандала прямо во время свадьбы, и кипела страстями на всем своем протяжении. Их связывали большие, порою мучительные чувства. Как творческая натура, Диего не отличался верностью и частенько изменял жене, особо не скрывая этого факта. Фрида прощала, иногда в порыве злости и в отместку мужу, она пыталась крутить романы, но ревнивец Ривера пресекал их на корню, и быстро ставил зарвавшуюся жену и потенциального любовника, на место. Пока, в один прекрасный день, не изменил Фриде с ее собственной младшей сестрой. Это было третьим ударом, который нанесла женщине судьба — злодейка.
Терпение Фриды подошло к концу и супруги расстались. Уехав в Нью-Йорк, она всячески старалась вычеркнуть из своей жизни Диего Риверу, крутила один за одним головокружительные романы и страдала, не только от любви к неверному мужу, но и от физической боли. Ее травмы все чаще давали о себе знать. Поэтому, когда врачи предложили художнице операцию, она не раздумывая согласилась. Именно в это непростое время, Диего отыскал беглянку в одной из клиник и снова сделал ей предложение руки и сердца. Супруги опять были вместе.
Человек с третьим ухом
Стеларк
Австралийскому художнику Стеларку не нужен холст — он рисует на своём теле. С 1970-х годов Стеларк уже успел подвесить себя в воздухе на металлических крючках, покружить вокруг гигантского робота, запихнуть камеру себе в желудок и даже подключить себя к интернету. Но в своём последнем эксперименте Стеларк превзошёл сам себя.
Проект под названием «Ухо на руке» полностью соответствует своему названию: из собственных клеток Стеларк и врачи создали биосовместимый каркас в форме уха. В 2006-м году они хирургическим путём вживили каркас в левое предплечье Стеларка, и теперь у него есть недоразвитое третье ухо. Само собой, без внимания новый орган Стеларка остаться не мог — реакции разные, от любопытства до отвращения. Тем не менее, художник с ухом пока не закончил — он хочет сделать несколько операций для увеличения органа и наращивания мочки.
На заключительном этапе планируется снабдить ухо микрофоном и беспроводным передатчиком — Стеларк хочет подключить ухо к интернету, чтобы любой желающий мог слышать то, что слышит он сам. Он даже хочет отвечать с помощью уха на телефонные звонки. Голос звонящего Стеларк услышит в своей голове благодаря имплантированному в рот передатчику. Да, вот он — настоящий человек искусства.
Три месяца — и в сад!
Если в России находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком можно полтора года, а при желании — до тех пор, пока малышу не исполнится три, то в США работодатель сохраняет место за молодой мамой не дольше 12 недель. Через три месяца после родов она должна либо уволиться, либо выйти на работу. В этот период женщины не получают никакой финансовой поддержки от государства, а чаще всего — и от работодателя. Законопроект о том, чтобы на государственном уровне ввести оплачиваемый 12-недельный отпуск по уходу за ребенком, в Америке только на стадии обсуждения — недавно за его принятие в открытом письме Конгрессу выступила супруга британского принца Гарри Меган Маркл.
Чтобы не остаться без средств к существованию по истечении трех месяцев, молодые мамы вынуждены или искать няню для своей крохи, или устраивать малыша в частные ясли — day care. С трех до пяти лет ребенок посещает платный preschool, а в возрасте пяти лет детей принимают в бесплатную общеобразовательную школу. Привлекать к воспитанию детей бабушек и дедушек в США не принято — такая практика распространена в основном среди мигрантов.
Если позволяют финансы, то родители делают выбор в пользу няни — ее услуги стоят минимум 20 долларов в час. Ясли обойдутся чуть дешевле — 15-17 долларов в час. Но если брать сумму за месяц, то получается значительная экономия. Стандартное время пребывания ребенка в саду — с 9.00 до 15.00. Дополнительное время оплачивается отдельно и по другому тарифу, что увеличивает размер ежемесячного чека примерно вдвое.
Чем старше становится ребенок, тем меньше нужно платить за услугу «уход и присмотр». В среднем по США детский сад стоит от 370 до 1100 долларов в месяц — при том, что средняя зарплата по стране колеблется от 2850 до 4250 долларов в месяц. В некоторых штатах существует государственная поддержка детских садов. Например, в Нью-Йорке действует программа Pre-K 4 All, по которой в любой частный сад принимаются все без исключения дети от 4 до 5 лет.
Дополнительные материалы:
- Preschool: How much does it cost?
- What Is the Average American Income in 2021?
Дети
Сильнее творческой страсти художницы было только ее желание стать матерью. Однако оно так и осталось мечтой: авария, перенесенная в юности, повлекла за собой три неудачные беременности. Они стали причиной продолжительной депрессии, которую только усугубляли постоянные измены Диего.
Bettmann
Стремление завести ребенка было отчасти бунтом против опеки мужа, который всячески открещивался от роли отца. Фрида прекрасно понимала, что материнство станет помехой для творческого саморазвития и отдалит ее от Диего. Однако в рождении ребенка она видела высший долг перед своим родом, что нашло отражение в работе «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я».
Авария и начало художественного пути
Фриде было 18 лет, когда она вместе с парнем Алехандро попала в страшную аварию: деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, металические перила прошли через ее таз.
Месяц она провела в больнице, а после почти год была прикована к кровати. От карьеры врача пришлось отказаться, поэтому Фрида задумалась о профессии медицинского иллюстратора. Она попросила у отца кисти и краски. Ей установили специальный подрамник, позволявший писать лёжа, а под балдахином кровати прикрепили большое зеркало.
Лежа в постели, восстанавливаясь после тяжелой аварии, она начала писать первые картины. С тех пор темы смерти и хрупкости человеческого тела нередко проявлялись в ее картинах. А больничная кровать стала определенным символом ее творчества.
Большинство работ, которые Кало написала за то время, — портреты сестер, школьных подруг и себя самой. Но самой первой картиной стал автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего».
После выздоровления Фрида вступила в Коммунистическую партию Мексики и познакомилась со многими политическими активистами и художниками, в том числе с изгнанным кубинским коммунистом Хулио Антонио Мелле и фотографом Тиной Модотти. Именно последняя представила Фриду ее будущему мужу — Диего Ривере — одному из самых успешных художников того времени.
Облака в комнатах
Облака всегда пленили людей. Кто хоть раз в жизни не искал в небе воздушные замки или пушистых слонов? Да и художники часто изображают облака на своих холстах — примером могут служить «Крик» Мунка или «Восемь склянок» Гомера. А голландский художник Бернднаут Смилд стал первым в мире создателем собственных облаков. Он забросил кисти и краски и полностью положился на науку, чтобы создавать настоящие облака.
С 2012-го года Смилд объездил весь земной шар в поисках церквей и галерей, подходящих для его метеорологической магии. В итоге он наконец нашёл идеальное место, привёз туда машины и начал творить. В комнате должен быть подходящий «климат», и Смилд тратит по нескольку дней, чтобы отрегулировать температуру и влажность, поливая водой полы. Когда время пришло, он выпускает из своей машины туман — и появляется облако.
Бернднаут Смилд
Иногда Смилд делает кучевые, иногда дождевые, иногда и перистые облака. К сожалению, существуют они всего несколько секунд — за это время художник успевает сфотографировать свою работу. И, несмотря на научный подход, Смилда интересует эфемерный аспект его работы — облако живёт всего мгновение, а затем исчезает.
Совместная жизнь
Это был вулкан, без преувеличения. Кало Фрида, пылкая, увлекающаяся, практически боготворила своего мужа, признавая его талант, но при этом позволяя себе указывать на огрехи в работе. Диего бесился, крушил все, что попадалось под руку, и уходил из дома, при этом всегда возвращаясь. Справедливости ради стоит отметить, что на жену руку он не поднимал, хотя не брезговал подобными жестами ранее — одну из своих любовниц, что родила ему дочь, он чуть не зарезал. Вероятно, это связано с тем, что он признал в ней равную — как по духу, так и по таланту. Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути. Фрида Кало, фото которой вы можете увидеть ниже, терзалась, страдала, но не прекращала любить.
Пять лет совместных плясок на пороховой бочке окончились шумным разрывом, однако жить отдельно друг от друга они так и не научились — через год сошлись вновь. Измены мужа продолжились, равно как и терзания жены. Стремясь хоть как-нибудь отомстить, художница тоже пустилась в разнос, пуская в свою постель как мужчин, так и женщин. Естественно, Диего рвал и метал, ведь, по его мнению, что Юпитеру доступно, не дозволено быку.
Последние годы
В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской
После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.
Две Фриды, 1947 год
В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.
В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.
Становление характера
Фрида выросла в женском окружении. Она была третьей из четырех дочерей в семье и, кроме того, имела двух старших сестер от первого брака отца. Помимо этого обстоятельства, на становление ее характера немалое воздействие оказала Мексиканская революция 1910-1917 годов. Серьезный экономический кризис, гражданская война, постоянные насилие и стрельба вокруг закалили Фриду, воспитав в ней стойкость духа и желание бороться за счастливую жизнь.
Однако история Фриды Кало не была бы столь трагичной и уникальной, если бы на этом ее злоключения заканчивались. Будучи еще ребенком, в возрасте 6 лет, Фрида заболела полиомиелитом. В результате этого страшного заболевания ее правая нога сделалась тоньше левой, а сама Фрида осталась хромой.
Новое понимание экосистем
Сегодня легендарный сад Клода Моне в Живерни переживает свое второе рождение и ежегодно привлекает примерно полмиллиона посетителей. Его начали приводить в порядок в 1977 году по инициативе филантропа Жеральда Ван де Кемпа, который также принял активное участие в реставрации версальских дворцов. На восстановление сада ушло четыре года. Если в прошлом столетии Моне писал картины под впечатлением от цветочных композиций, то в XX веке команда профессиональных садовников провела несколько месяцев, изучая живопись и дневниковые записи художника, чтобы воссоздать эталонный фрагмент рукотворного райского уголка. 1977 год — не случайная дата, а следствие еще одного большого культурного переворота в отношении человека к природе.
Благодаря популяризации экологии финансирование научных исследований в этой области увеличилось, и они стали проводиться чаще. Накопленные знания подтолкнули научное сообщество к новому пониманию экосистем.
На протяжении большей части XX века экологи , что экосистемы постепенно и неуклонно приходят к стабильному состоянию, которое может быть нарушено только внешними силами. В качестве примеров приводили леса, которые, достигнув зрелого состояния, якобы оставались в нем навсегда. Однако долгосрочные исследования показали, что экосистемы постоянно развиваются, адаптируются и в математическом смысле не являются стабильными, а только кажутся нам такими из-за краткости человеческой жизни. К примеру, пожары нередко помогают лесам обновляться: некоторые виды деревьев нуждаются в высоких температурах для распространения семян.
Вместе с осознанием динамичности и гибкости экосистем пришло и понимание того, что человеческий контроль над природой бывает опасен, даже если люди исходят из благих побуждений.
Например, долгие годы сдерживания возгораний в Йеллоустоунском парке в конце концов привели к крупнейшему в истории заповедника пожару 1988 года, от которого треть насаждений.
Фиолетовое смещение
Анжело Вермюлен
Любители искусства, посетившие «Фиолетовое смещение» Анжело Вермюлена в 2005-м году, получили шанс продемонстрировать свои божественные силы. Мало того, что интерактивная инсталляция дала гостям контроль над жизнью и смертью, она также дала им власть творца.
Объединившись с эволюционным биологом Люком-Де Мистером, Вермюлен соорудил ряд аквариумов, в которых плавали голодные рыбы и водяные блохи. Аквариумы были разделены горизонтальными дырявыми досками. Дыры были достаточно малы, чтобы удерживать рыбу на дне, но достаточно большими, чтобы ракообразные блохи могли свободно плавать туда и обратно. Конечно, любая водяная блоха знает, что лучше держаться от стаи рыб подальше, правильно? Ну, всё зависит от освещения.
Люк-Де Мистер
Над аквариумами располагались прожекторы, подключённые к датчикам движения. Большую часть времени огни были ярко-жёлтыми, что для блох было очень хорошо — привлечённые ярким жёлтым светом блохи плавали в верхней части аквариума. А вот синий цвет водяные блохи не любят. Синий для них означает открытую воду и, соответственно, хищников. Поэтому, когда к аквариуму подходил посетитель, желтый цвет сменялся синим, и блохи в панике бежали на самое дно аквариума, к рыбам. Иными словами, всякий подошедший к аквариуму человек обрекал блох на гибель.
Но некоторые водяные блохи в конце концов поняли, что происходит. Они преодолели естественный страх синего света и остались в живых. Это была микроэволюция в действии, адаптация к замкнутому пространству — именно то, что хотел увидеть Вермюлен.
Конечно, «Фиолетовое смешение» затрагивает несколько интересных вопросов: допустимо ли убивать во имя искусства, например. Но рыб такие проблемы не волнуют — уж они-то на такой вопрос с уверенностью ответили бы «да».
Садоводство как экологический активизм
А для австралийского художника Ллойда Годмана работа с растениями — это возможность минимизировать свой углеродный след.
Поэтому в собственных работах Годман использует ксерофиты, то есть растения, очень медленно испаряющие влагу. В основном Годман работает с тилландсиями. При помощи особых волосков, трихом, они накапливают воду на своей поверхности, не нуждаясь ни в корнях, ни в почве. Кроме того, эти растения, в отличие от многих других, способны захватывать углекислый газ по ночам.
Из металлических конструкций, оплетенных тилландсиями, художник создает скульпутуры, вращающиеся в воздухе. Около десятка таких произведений установлены в австралийских Мельбурне и Хобарте; еще три размещены во Франции. Эти работы не требуют особого ухода, остаются на месте монтажа годами и поглощают углекислый газ по ночам, когда многие растения «спят».
Одна из воздушных скульптур Ллойда Годмана из тилландсии
Современные художники, работающие с растениями, возвращают в искусство этику и призывают нас, говоря словами куратора упомянутой выставки Rewind/Rewild Анны Саутер, «осознать, что природа — это не „где-то там“, это не великое „другое“, не абстракция, но сеть взаимодействий между реальными животными, реальными растениями и реальными грибами, и человек — неотъемлемая часть этой сети».
Что еще почитать и посмотреть на эту тему:
- Лекция-экскурсия по «Саду земных наслаждений» Босха
- Лекция Джорджа Монбио о ревайлдинге на TED
- Книга Джорджа Монбио о ревайлдинге Feral. Rewilding the Land, the Sea, and Human Life
- Книга Ричарда Рейнольдса о садовой герилье On Guerrilla Gardening: The Why, What, and How of Cultivating Neglected Public Space
- Книга Линды Вайнтрауб о связи экологии и искусства To Life! Eco Art in Pursuit of a Sustainable Planet
Когда ваши соседи — деревья
Представьте себе раскрашенный в разные цвета многоквартирный дом, на фасаде которого не видно ни одной прямой линии. Полы в доме тоже неровные. Дом находится в общественном владении, но желающие могут арендовать одну из квартир. Места хватит на двести человек, двести пятьдесят растений и деревьев.
Такой дом-сад спроектировал и построил в Вене в 1985 году австрийский художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер. Отвергавший утилитарную архитектуру XX века с ее засильем прямых линий, художник в своем «Манифесте заплесневелости против рационализма в архитектуре» заявлял:
«Дом Хундертвассера». Источник
Разница менталитетов
То, как организована работа наших детских садов, американцам кажется чем-то из области фантастики. «That’s too good to be true („Слишком хорошо, чтобы быть правдой“)», — сказала мне как-то одна американская мамочка, когда я расписывала ей все прелести нашей «дошколки».
Но на самом деле все наши сады с бассейнами, «развивашками», кроватками с ортопедическими матрасами и четырехразовым питанием кажутся американцам a bit too much — «как-то слишком, чересчур». У них в целом более спокойное отношение к тому, что ест, как спит и в какие игрушки играет ребенок — главное, чтобы он был счастлив и находился в безопасности. А эти потребности американский детский сад вполне в состоянии удовлетворить.
Самые посещаемые ботанические сады в России
Описывая лучшие декоративные сады мира нельзя пройти мимо больших ботанических парков и дендрариев России. Критериями для такого названия могут служить как размеры парка, так и количество видов и растений произрастающей в нем флоры. Среди множества разных по размерах выделяют 2 наибольших сада, находящихся в столице страны — Москве:
Главный ботанический сад Цицина
Ботанический сад Академии наук в Москве — один из крупнейших в Европе, с большим разнообразием растений, насчитывающим свыше 17 000 видов и сортов. Основан в 1945 году. На данный момент территория главного ботанического сада им. Н. В. Цицина РАН занимает около 330 гектаров земли.
Здесь собраны почти 2 тысяч видов древесных и кустарниковых культур со всей планеты. На территории сада созданы профильные экозоны, такие как «Розарий», «Сад непрерывного цветения», «Сад прибрежных растений» и «Теневой сад». Сотрудниками сада на протяжении многих лет собиралась огромная коллекция цветов и декоративных растений, количество разновидностей и сортов которых превысило 6 000.
Бирюлевский дендрарий
Дендропарк был основан в 1938-м году дендрологом Всеволодом Полозовым. В наши дни сохранилась планировка с прямыми аллеями и большим количеством полян. В Дендрарии высажены древесные культуры в виде Аллей – каштановой, еловой, березовой, липовой, акациевой и другие. Также есть дубовая роща и смешанный лес. Всего в дендрарии 15 аллей.
В Москве находится и наистарейший ботсад, который назывался с 1706 по 1805 гг. «Аптекарским огородом».
Вопрос к искусствоведам
Многие убеждены в том, что Фрида Кало – художница-сюрреалист. В действительности сама она достаточно прохладно относилась к этому званию. Творчество Фриды, отличающееся самобытностью, каждый истолковывает по-разному. Одни полагают, что это наивное искусство, другие называют фолк-артом. И все-таки чаша весов склоняется в сторону сюрреализма. Почему? В заключение приведем два аргумента. Согласны ли вы с ними?
- Картины Фриды Кало нереальны и являются плодом воображения. Воспроизвести их в земном измерении невозможно.
- Ее автопортреты прочно связаны с подсознанием. Если сравнивать с признанным гением сюрреализма Сальвадором Дали, то можно провести такую аналогию. В своих работах он играл с подсознанием, словно разгуливая по стране снов и эпатируя публику. Фрида, напротив, обнажала на холсте душу, тем самым притягивая к себе зрителя и покоряя мир искусства.