Саврасов в жизни Левитана
Алексей Саврасов (1830-1897) – педагог Левитана, пожалуй, оказавший самое большое влияние на него. В пейзажный класс знаменитого академика 14-летний Исаак попал по настойчивому ходатайству самого мастера, который угадал в юном художнике родственную душу (Левитан учился сначала у жанриста Перова).
Это был совершенно удивительный педагог. С наступлением весны Саврасов со своими учениками отправлялся на природу. Только здесь были его настоящие уроки, где мастер учил наблюдать, запоминать, улавливать тонкости и нюансы. Многие относились к Саврасову, как к человеку со странностями, а Исаак действительно понимал и чувствовал его без лишних слов. Впоследствии чуткий и наблюдательный Левитан картины природы запоминал и переносил на свои полотна не фотографически, а творчески: менял композицию, светотени, цвета по наитию. Именно под началом Саврасова Левитан постигал и науку «озвучивания» картин: учился передавать кистью шорох листьев, журчание воды, дальние раскаты грома и звон колоколов.
Две высылки из столицы
Левитану как представителю еврейского народа пришлось пережить по царским указам две унизительные высылки из Белокаменной. Впервые его выселили из Москвы в 1879 году, когда ему было 19 лет. Тогда он ещё неизвестный студент, в крайней нужде скитающийся по чужим углам. Подмосковная Салтыковка стала временным местожительством для Исаака, брата и сестёр. К счастью, вскоре удалось возвратиться – помогло ходатайство из родного училища.
Через 12 лет, в 1891 году вышел второй указ, согласно которому евреи должны были покинуть Москву как столицу России. Тогда Левитан, уже признанный художник, какое-то время жил во Владимирской губернии. Затем авторитетным друзьям удалось добиться персональной отмены высылки.
Гойя. Глубокий и смелый.
Висенте Лопес Портанья. Портрет Франсиско Гойи. 1819. Музей Прадо, Мадрид.
Гойя начал свой творческий путь с юношеской пылкостью и идеализмом. Даже стал придворным художником при испанском дворе. Но вскоре пресытился жизнью, увидев алчность мира, тупость, ханжество.
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.
Только взгляните на его групповой «Портрет королевской семьи», где Гойя даже не пытался сгладить пустые выражения лиц и отталкивающее высокомерие монаршего семейства.
Гойя создал множество полотен, отображающих его гражданскую и человеческую позицию. И мир знает его прежде всего как смелого художника-правдолюба.
Доказательством может служить просто невероятное произведение «Сатурн, пожирающий своего сына».
Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-1823. Музей Прадо, Мадрид.
Это хладнокровное, максимально честное толкование мифологического сюжета. Именно так должен был выглядеть спятивший Кронос. Который до смерти перепуган тем, что может быть свергнут своими детьми.
Биография
Ивон учился живописи у Поля Делароша. В 1843 году молодой художник отправился в Россию, откуда присылал в Париж карандашные рисунки, снискавшие популярность благодаря качественному и верному воспроизведению русского быта. В 1845 году Ивон вернулся во Францию, но связей с Россией не утратил: в 1850 году им, по заказу императора Николая I, была написана картина «Куликовская битва», размещённая в Большом Кремлёвском дворце. Ивон написал также картину «Отступление маршала Нея» (в 1812 году из России), которая позже многократно воспроизводилась в различных изданиях, посвящённых Наполеоновским войнам.
Когда началась Крымская война, Ивон отправился в Крым вместе с французской армией в качестве официального художника. По возвращении, он написал в 1857—1859 годах три колоссальных картины, изображающие три момента борьбы за обладание Малаховским курганом.
По замечанию авторов ЭСБЕ, эти картины представляют собой «произведения, в которых отдельные фигуры и группы превосходны, но плохо связаны между собою в одной, общей композиции».
Помимо этого, Ивон являлся создателем ряда других батальных картин, многочисленных портретов, включая портреты Наполеона III и президента Франции Сади Карно, исторических полотен и аллегорий.
Ивон был также широко известен как преподаватель живописи в парижской Школе изящных искусств (1863—1883). У него обучались многие известные в дальнейшем художники, как французские, так и иностранные (американские, португальские и др.)
Ивон был офицером ордена Почётного легиона (1867) и почётным вольным общником Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге (1859). Его именем названа улица в Париже.
Живопись
Герхард создал серые имитации «фотоизображений» «Призрачные перехватчики» и «Моторная лодка», которые до сих пор считаются одними из его самых революционных и известных ранних работ. Такой стиль живописи родился из слияния традиционных методов рисования со снимками, опубликованными в газетах, а техника создания картин заключалась в проецировании на холст отобранных фотографий с последующим размытием мягкой кистью или шваброй.
Параллельно с монохромией художник начал создавать и красочные образные работы, выпустив целую серию видов на город, облака и горы. Вскоре к ним присоединились цветные диаграммы, основанные на закономерности и случайности, удостоенные в 1967 году художественной премии «Молодой Запад». На следующем этапе карьеры Герхард написал серию «48 портретов», изображавшую Альберта Эйнштейна, Томаса Манна, Франца Кафку и прочих интеллектуалов.
Не отвлекаясь от абстракций, в 1980-х годах Рихтер продолжал работать над сюжетными картинами и писал фотореалистичные портреты членов семьи и ставшие культовыми серии «Свечи» и «18 октября 1977 года», которые основывались на постановочных натюрмортах и пресс-снимках террористической организации, действовавшей под названием «Банда Баадера – Майнхоф».
В это время он жил и работал в Кельне, где создал витраж из 11,5 тысяч квадратов для знаменитого римско-католического готического собора. В этом городе художник организовал постоянную творческую мастерскую и написал полотна «Бетти», «Медитация», «Чтение» и «Moritz», частично продемонстрированные на ретроспективной выставке 2002 года, прошедшей в нью-йоркском Музее современного искусства.
Начало учёбы и испытания судьбы
Через два года после старшего брата Авеля в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1873 году поступил 13-летний Исаак. Его педагогами стали прославленные Перов, Саврасов, позже Поленов, сформировавшие юное дарование, а также всячески хлопотавшие за бедствующего студента.
Ведь материальное положение семьи было катастрофичным. В 1875 году не стало матери. Отец, уже старый больной человек, не мог заработать достаточно средств, чтобы содержать четверых детей. Но несчастья продолжают сыпаться на их головы: в феврале 1877 года отец умирает. Это было ужасное время душевных и физических страданий Исаака: 2 – 3 дня без обеда, кружащаяся от голода голова, неказистый костюм, который давно мал, прочие беды мучили юношу до слёз и отчаяния. Материальная помощь от училища буквально спасала: можно было продолжать занятия.
Сальвадор Дали. Эпатажный и беспощадный.
Кто он? Сумасшедший художник, фрик своего времени или грамотный пиарщик? Сальвадор Дали со своим сюрреализмом наделал много шума.
Самое известное его полотно – «Постоянство памяти», где автор постарался показать уход от линейного времени:
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА). Wikimedia Commons.
Но были в его работах и очень глубокие темы, например, война и разрушение. Были и весьма интимные. Иногда Дали в своем стремлении удивлять заходил слишком далеко.
Однажды на одной из своих картин на выставке художник написал чернилами “Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери”. После этой выходки отец Дали не разговаривал с ним несколько лет.
Но нам он запомнился ещё и бесконечной любовью к своей музе, жене Гале. Ее можно увидеть на многих его картинах. Даже в образе Божьей Матери на картине “Мадонна Порт-Льигата”.
Да-да, Дали был верующим человеком. Правда стал он им уже будучи зрелым человек, под влиянием событий Второй Мировой войны.
Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950. Собрание Минами Гроуп, Токио. Pinterest.ru.
Дали – это сплошной эпатаж. Он придумал такси, в котором всегда идёт дождь и смокинг-афродизиак с подвешенными рюмочками с ликёром. Вполне достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства.
Самые известные работы великого мастера
Художник Исаак Левитан создал более 1000 произведений, по больше части, прекрасных пейзажей, лирических и философских, проникновенных и печальных.
Наиболее известны:
- «Осенний день. Сокольники» (1879);
- «Берёзовая роща» (1885);
- «Тихая обитель» (1891);
- «Вечерний звон» (1892);
- «Над вечным покоем» (1894);
- «Март» (1895);
- «Золотая осень» (1895);
- «Большая вода» (1897).
и многие-многие другие, которые принадлежат музеям, галереям и частным коллекциям в России и за рубежом. Самое большое собрание в Третьяковской галерее в Москве, столице единственно любимой страны, родины великого гения.
В кругу передвижников
В 1891 году художник вступает в круг передвижников и начинает участвовать в передвижных художественных выставках, не имевших предшественников на территории России. Целью выставок было знакомство жителей страны с современной живописью. Сами художники желали отойти от академического изображения и создавать картины о жизни простых людей, изображать жизнь такой, какая она есть. Эта идея очень импонировала Левитану. Несмотря на восхищение импрессионистами, художник стремился показать природу России такой, какая она есть, без прикрас.
В этот период Левитан создает такие произведения, как «У омута» и «Владимирка» (сейчас обе работы находятся в Государственной Третьяковской галерее), тепло принятые на выставках.
Художник много путешествует как по России, так и за рубежом. Везде он продолжает писать пейзажи, запечатлевая природу в разных ее состояниях. Так, он создает свои известные произведения «Март» (1895, Третьяковская галерея) и «Золотая осень» (1895, там же).
Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю.
Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874. Галерея Уфицци, Флоренция.
Айвазовский по праву находится в рейтинге самых известных художников. Его «Девятый вал» поражает своим масштабом.
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Величие стихии, безысходность. Сможет ли спастись горстка моряков, выживших после шторма? Утреннее солнце своими тёплыми лучами будто дарит едва уловимую надежду.
Айвазовского можно назвать самым главным маринистом всех времён. Никто не писал характер морской стихии так разнообразно. Никто не изображал столько морских сражений и кораблекрушений.
Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.
При этом Айвазовский был и документалистом, досконально изображая корабельную оснастку. И немного фантазером. Ведь на самом деле Девятый Вал написан неправильно – в открытом море волна никогда не загибается “фартуком”. Но для пущей зрелищности Айвазовский написал ее именно такой.
Студенты
- Луи-Мари Баадер (1828-1920), художник.
- Уильям Батист Бэрд (1847-1917), американский художник.
- Джеймс Кэрролл Беквит (1852-1917), художник.
- Николас Бертон (1831-1888).
- Арман Бертон (1854-1927), художник.
- Морис Элиот (1862-1945), художник и гравер.
- Огюстен Фейен-Перрен (1826–1888), фотограф, художник.
- Гийом Фуас (1837-1895), художник.
- Арман Огюст Фрере (1830-1919), художник.
- Луи Галлиак (1849-1934), художник.
- Жан Жоффруа, известный как Гео (1853-1924), художник.
- Эдмон Жорж Гранжан (1844–1908), художник.
- Эдмон-Жорж Гэ (1829-1865), художник.
- Феликс Лакайль (1856-1923), художник.
- Шарль Леандр (1862-1934), карикатурист, литограф, художник и дизайнер.
- Чарльз Лебайль (1856-1898), художник.
- Эрнест Нуар (или Роберт Нуар) (1864-1931), художник.
- Клемент Най Свифт (1846-1918), художник.
- Фернан Пелес (1848-1913), художник.
- Марсель Ридер (1862-1942), художник.
- Жан-Андре Риксенс (1846-1925), художник.
- Джон Сингер Сарджент (1856-1925), художник.
- Уильям Сартрен (en) (1843-1924), художник.
- Кристиан Шусселе (en) (1824-1879), художник.
- Хосе Жулио де Соуза Пинто (1856-1939), художник.
- Поль Тавернье (1852-1943), художник.
- Джулиан Олден Вейр (1852-1919), художник.
- Альфред Вордсворт Томпсон (1840-1896), художник.
Первое лето после училища и семья Чеховых
Весной 1885 года А. Чехов пригласил И. Левитана в подмосковную Максимовку, близ которой в Бабкино, имении Киселёвых, гостило семейство Чеховых «всем цыганским табором», по выражению Антона Павловича. Левитан в годы учёбы был дружен с Николаем, братом писателя, поэтому часто бывал в чеховской семье, сердечная атмосфера которой действовала на нервного художника успокаивающе. С этого года и навсегда Левитан особенно сблизился с Антоном Павловичем: они сошлись сначала на почве совместных остроумных представлений, оба оказались талантливыми актёрами, затем на полном взаимопонимании и родстве душ. Всю жизнь они подтрунивали друг над другом, бывало, соперничали, но немногие сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что Левитан только Антону Павловичу доверял свои самые сокровенные тайны, только перед ним мог раскрыть душу.
Глубокое искреннее чувство к художнику через всю жизнь пронесла сестра писателя Мария Павловна. Сам Левитан, пылкий и влюбчивый, был какое-то время очарован ею, даже делал предложение (единственный раз в жизни), но продолжения роман не получил.
Герхард Рихтер: биография
Родился художник 09.02.1932 в Дрездене (Германия). Детство его прошло в сельской местности, где отец работал учителем. Семье удалось пережить непростой военный период, и в 1948 году повзрослевший Герхард поступил в ремесленную школу города Циттау.
Герхард Рихтер всерьез увлекся изобразительным искусством. С 1952 года он обучался в Дрездене по специальности «художник», однако его творческие идеи в ГДР не одобрялись. Работы Герхарда называли «слишком буржуазными». По этой причине он бежал в западный Берлин в 1961 году, за несколько месяцев до строительства печально известной стены. Попросив политического убежища, Рихтер переехал в Дюссельдорф (ФРГ) и продолжил обучение в местной Академии искусств.
Малая родина и семья
Родился в 1860 году (по разным данным 30 августа или 15 октября) в маленьком городке Кибарты, в то время принадлежавшем Российской империи. Сейчас это город Кибартай и территория Литвы. В небогатой интеллигентной еврейской семье было четверо детей: два сына, две дочери. Отец Илья Абрамович, самостоятельно и успешно изучавший языки, стремился к улучшению материального положения семьи. Получение детьми хорошего образования также входило в его планы, к тому же сыновья подавали некоторые надежды как имеющие художественные наклонности. Поэтому в 1870-х годах он перевёз семью в Москву.
Галерея
- Некоторые работы
-
Отступление маршала Нея
-
Куликовская битва (Дмитрий Донской на Куликовом поле)
-
Битва за Малахов курган. Версаль
-
Битва при Евпатории. Музей изящных искусств (Нант)
-
Битва при Сольферино. Компьенский дворец
-
Аллегория «Гений Америки» (1858). Художественный музей Сент-Луиса
-
Барон Осман представляет Наполеону III план перестройки Парижа (1865). Музей Карнавале, Париж
-
Портрет Наполеона III (1868). Художественный музей Уолтерс, Балтимор
-
В гареме (около 1893)
-
Атака кирасиров. Эпизод Франко-прусской войны: Битва при Вёрте (Рейшсоффене).
-
Русский дворянин и его крепостные (1861)
-
Дерущиеся дети (шуточный рисунок)
Бурная личная жизнь и… одиночество
Незаурядная внешность, которую ярко демонстрирует известный портрет Левитана, написанный Валентином Серовым в 1893 году, с юных лет обеспечивает Исааку постоянный интерес со стороны женщин. Бурные романы сопровождали талантливого красавца всю жизнь, но он никогда не был женат. Самые продолжительные отношения завязались, когда художнику было 26 лет. Его пассией стала замужняя художница и пианистка Софья Кувшинникова, которой на момент знакомства было 39 лет. По свидетельству современников, не выделяясь особой красотой, она пленяла оригинальностью, изяществом и дарованиями. Эта женщина, сама обладающая незаурядными талантами, терпеливо сносит депрессии Левитана, всяческими ухищрениями успокаивая его тревожную душу, искренне радуется, когда любимый мужчина снова улыбчив и полон творческих порывов. До людских пересудов влюблённой Софье не было никакого дела.
Восемь лет уже длились эти отношения, когда пылкий художник увлёкся Ликой Мизиновой – подругой Маши, сестры Антона Павловича Чехова, который сам интересовался Ликой и даже подумывал сделать предложение. Взбалмошная Лика открыто кокетничала с Левитаном. Это усилило раздор, возникший между друзьями после выхода в 1891 году «Попрыгуньи» Чехова (с явным намёком на пару Левитан-Кувшинникова). Дружба возобновилась только в 1895 году.
Следующая соперница Софьи Петровны, мать трёх дочерей-невест, жена сенатора, Анна Николаевна Турчанинова добилась разрыва отношений художника с Кувшинниковой. Но такой преданности дать не смогла, к тому же ей пришлось бороться за сердце талантливого красавца с собственной дочерью, 20-летней Варварой.
Любовные приключения отвлекали от искусства и отнимали слишком много сил: Левитан всё чаще стал погружаться в отчаяние. Упадочные настроения привели к очередной попытке покончить со всем с помощью выстрела и письму-мольбе к Антону Чехову: «Ради Бога…приезжай ко мне… Мне ужасно тяжело, как никогда».
Рафаэль. Тонкий и вдохновенный.
Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Самый знаменитый представитель Эпохи Возрождения поражает гармоничными композициями и лиризмом. Написать красивых людей не так сложно, как грамотно разместить их на полотне. Вот в этом Рафаэль был виртуозом.
Пожалуй, ни один мастер в мире так не влиял на своих коллег, как это удалось Рафаэлю. Его манеру письма будут нещадно эксплуатировать. Его герои будут кочевать из одного столетия в другое. И потеряют свою актуальность лишь в начале 20 века. В век модернизма и авангарда.
Вспоминая Рафаэля, мы в первую очередь думаем о его прекрасных Мадоннах. За свою недолгую жизнь (38 лет) он создал 20 картин с ее изображением. И ни разу не повторился.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.
Самая известная – «Сикстинская Мадонна». Мы видим не сухую иконографическую героиню, а нежную мать, полную достоинства и душевной чистоты.
А только взгляните на озорных ангелочков! Такое правдивое изображение детской непосредственности, полное очарования.
Самым дорогим произведением Рафаэля стал на удивление эскиз «Голова молодого апостола». Он был продан на аукционе «Сотбис» за 48 млн. долларов.
Рафаэль. Эскиз “Голова молодого апостола”. 1519. Частная коллекция.
Итальянский живописец, которого ценили современники за мягкость и естественность, сегодня воистину бесценен.
О мастере читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
Трудности происхождения
Говоря о биографии художника Левитана, нельзя не упомянуть о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни ему приходилось сталкиваться с трудностями из-за своего еврейского происхождения. Некоторые учителя изначально относились к нему предвзято, более того, будучи евреем, он выбрал «запретную», по их мнению, тематику – русский пейзаж. Некоторым его чувства казались неискренними и наигранными с целью получить расположение окружающих. Однако на этом неприятности не закончились: в 1872 году вышел указ, запрещавший евреям проживание в «исконно русской столице». Левитана с братом и сестрами выселили из их дома, и им пришлось несколько лет жить на небольшой даче в местечке Салтыковка (сейчас окрестности города Балашихи). В 1879 году художнику удается продать картину «Вечер после дождя» и переехать назад в город. Однако диплом художника Левитан получить не смог, вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания.
Зарубежные поездки
Левитан давно хотел познакомиться с европейским художественным искусством. В конце 1889 года художник отправляется в Париж на Всемирную выставку. Здесь, ознакомившись с полотнами интересовавших его пейзажистов (Коро, Милле, Руссо), Исаак становится более уверенным в себе.
После Парижа посещает Италию, пишет великолепные полотна, которым, по отзывам, всё-таки не хватает сердечности, свойственной работам, созданным на родине. По признанию самого художника, «нет лучше страны, чем Россия; только здесь может быть настоящий пейзажист».
В 1895 году – поездки в Австрию и Францию, в 1896-м – в Финляндию, в 1897-м – в Италию. Картины по мотивам путешествий. И вновь и вновь патриотический вывод, убеждение, что настоящие красоты только в России
Связь с Родиной
В творческом наследии этого художника Дрезден занимает особое, почетное место. Еще в 2006 году Герхард завещал свой архив государственным музеям Саксонии. В дополнение к двум залам в «Галерее новых мастеров», полностью отведенным под работы Рихтера, архив располагает полным собранием книг, каталогов, статей и рецензий, а также неопубликованных материалов художника. Это уникальное хранилище имеет право совместно с другими музеями организовывать выставки работ немецкого мастера.
Сегодня Герхард Рихтер — это… понятие. Искусствоведы дружно поклоняются его картинам, ценители искусства готовы платить за его работы миллионы, а молодые художники завидуют и его богатству, и тому перфекционизму, с которым он подходит к своему делу.
Качели настроения
По воспоминаниям современников, на художника иногда находили приступы меланхолии, настолько всепоглощающей, что просто обессиливали его. Тогда он или погружался в многодневные мрачные раздумья, или с ружьём уходил в леса с прибившейся к нему собакой Вестой, бродил неделю-другую, пока душевное равновесие и радость не возвращались к нему. Художник сам мучился от этого периодического разлада в душе. Однажды к Чеховым из Максимовки прибежала хозяйка дома, где жил Левитан, и рассказала о попытке художника застрелиться. Обеспокоенные душевным состоянием живописца, Чеховы устроили его переезд в Бабкино, ближе к себе, в хозяйский флигель-курятник. Выход из состояния отчаяния требовал времени и терпеливого участия близких людей. Такими людьми на Истре были Чеховы.
Вообще живописные места близ имения Киселёвых, окрестные деревни, леса, реки, ручьи и овраги «богатством материалов» приводили художника в восторг и давали пищу для работ, которых было написано так много, что ими были увешаны все стены левитановского флигеля. В этих, ставших дорогими сердцу художника, местах родились многие известные летние и осенние пейзажи.
Последние годы жизни
В 1896 году тяжёлая инфекция дала осложнение на без того больное, ослабленное сердце художника, симптомы аневризмы стали более явными.
В 1898 году Левитану, некогда не дождавшемуся звания художника, присвоено звание академика пейзажной живописи. Теперь авторитетный и именитый мастер стал преподавателем в родном училище.
Зимой 1899 года по рекомендации врачей Исаак Ильич едет в Ялту к Чехову. Но сердце 39-летнего художника, совсем молодого мужчины, измотано постоянными болями, никаких улучшений нет. По возвращении в Москву Левитан почти безотлучно находится у себя дома, в Трёхсвятительском переулке. Не закончив десятки этюдов и картин, 4 августа 1900 года великий, истинно русский художник умер. Бесконечно жаль, что так рано…
Подведем итог
На свете жили тысячи художников. Но лишь единицы смогли стать знаменитыми настолько, что их знает почти каждый житель Земли.
Кто-то из них жил 500 лет назад, как Леонардо, Рафаэль и Босх. А кто-то творил в XX веке, как Пикассо и Дали.
Что их всех объединяет? Они все, каждый по-своему, меняли то время, в котором жили. Как сказал искусствовед Александр Степанов, лишь посредственный художник живет в ногу со своим временем.
Ждём следующего гения такого же масштаба. Может, он уже творит прямо сейчас. Джефф Кунс? Недаром его Надувная Собака была не так давно размещена в Версале. А может, Дэмьен Херст? Или дуэт художников Recycle group? Как думаете?..
Джефф Кунс. “Надувная собачка” на выставке в Версале в 2008 г. Buro247.ru.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.