Сергей алексеев

Северный кружок любителей изящных искусств

Являлся преподавателем пейзажного класса ИАХ (с 1887 года по 1901 год), а затем и участником выставки ИАХ и ТПХВ (проходящей в тысяче восемьсот семьдесят пятом году) в Санкт-Петербургском обществе художеств, Московском Обществе любителя художеств, Московском товариществе художников.

В 1906 году, являясь одним из учредителей, занимает руководящую должность в Северном кружке любителей изящных искусств, находящемся в Вологде. Своей авторитетностью Александр Киселев устанавливает связи в Санкт-Петербурге и привлекает живописцев в Академии художеств к участию с своих выставках. Киселев являлся частью коллектива художников, участвовавших в оформлении интерьера храма-памятника Александра Невского в городе Софии (Болгария).

Личная жизнь

О том, был ли женат Сергей Алексеев, история умалчивает. В интервью журналистам «МК» писатель признался:

А детей у Алексеева пятеро. Старшая дочь Светлана стала оперной певицей. Сын Алексей – музыкант, пишет музыку и сочиняет к ней стихи, дома молодого человека в шутку называют «исполнителем драматического рока».

Сергей Алексеев

Еще один наследник Егор тоже посвятил жизнь музыке – бас-гитарист питерской группы. Вторая дочь Валентина переводчик и филолог, вышла замуж за немца и уехала в Германию. Последний сын по имени Иван получил профессию автомеханика, живет и работает в Вологде.

В этом старинном городке Сергей Трофимович поселился в 1985 году. В свободное время автор книг занимался любимыми делами – вволю охотился и строил. Мужчина собственноручно возвел пять домов, десяток добротных бань, несколько настоящих русских печей и даже часовню на могиле родителей. Спектр увлечений коснулся живописи и музыкального продюсирования.

Сложности эмиграции

Еще в 1912 году Александр Алексеев уехал в Уфу к родственникам, затем, проехав во время революции через всю страну во Владивосток, скитался по Китаю и Японии. С немыслимыми трудностями он добрался в 1921 году до Франции. А. Алексеев начинал работать как театральный художник в Париже. Он вместе с Судейкиным оформлял спектакли в театре Жоржа Питоева. Одновременно он иллюстрировал русскую и зарубежную классику. Александр Алексеев выбрал сложнейшую технику – акватинта. Ее суть заключается в том, что металл протравливается кислотой на различную глубину. Это позволяет создавать на оттиске сложные тональные переходы оттенков одного цвета, который напоминает гризайль.

Туапсинский период

Купив под городом Туапсе недорогой участок земли, Александр Александрович Киселев к 1902 построил небольшой одноэтажный дом. Усадьба бережно сохранена, и в ней сейчас действует музей Киселева. Когда-то художнику пришлось одалживать деньги, чтобы выстроить эту дачу, в которой он отдыхал и работал каждое лето. Киселев создал обширную серию полотен, темой которых стал Туапсе с его живописными окрестностями, а имя художника превратилось в своеобразный символ города. Пейзажист запечатлел великолепные виды побережья с Кадошскими скалами, и одна из них, самая красивая, названа его именем.

В туапсинский период Киселев посетил многие места Кавказа и Крыма. Путешествовал он также за границей, побывав во Франции, Германии, Венеции, Риме. Самые знаменитые картины Киселева Александр Александровича тех лет: «Старый Сурамский перевал», Кадошские скалы», «Горная речка», «Под облаками. На Военно-Грузинской дороге» «Дача в Крыму», «Базар в Туапсе», «Домик в Туапсе», «Уличка Туапсе», «У подножия Казбека», «Ночь на море», «Через пропасть».

Умер Александр Александрович внезапно, во время работы за своим письменным столом. Художника, которому исполнилось 73 года, настиг сердечный приступ. В последние годы своей жизни Киселев добился особой быстроты в работе и необыкновенной живости изображения.

Его жизнерадостные, светлые, немного идеализированные пейзажи отображают искренние чувства автора. Киселев виртуозно умел запечатлеть красоту и безмятежное состояние природы, которое удивительным образом передается зрителю, созерцающему прекрасные полотна пейзажиста.

Детство и юность

Сергей Алексеев родился в селе Плисков возле Киева. Его родители познакомились в период 1-ой мировой войны, на фронте. Отец, Петр Сергеевич, был врачом, а мать, Елена Александровна Ганшина, – медсестрой. Вскоре после регистрации брака на свет появился сын Сергей.

С родителями

Родители научили ребенка читать, считать и писать. Поскольку в Плискове не было русской школы, то в 9 лет его отправили учиться в Москву, к сестрам матери. В доме теток господствовал культ книги, интеллектуального труда и строгого режима дня. Нужно было гулять только во дворе и заходить, когда в форточке маячило белое полотенце. Если выбился из графика, то вместо брюк выдавали шорты, лишали походов на выставки, в музеи и театры.

Учился Сережа старательно, любимым предметом была история. Активно участвовал во всех школьных делах, в том числе спортивных соревнованиях, организации школьных вечеров, выпусках стенгазеты.

В детстве

Родители надеялись, что сын станет врачом, тетушки видели его ученым-историком, а он в старших классах «заболел небом» и стал заниматься в аэроклубе. Тогда многие подростки были увлечены романтикой неба. Развивалась авиация, о чем восторженно сообщали радио и газеты. Летчики совершали подвиги: беспересадочные полеты на Дальний Восток, в США через Северный полюс, спасение полярных экспедиций И.Д. Папанина и с раздавленного льдами парохода «Челюскин».

В молодости

Сергей Алексеев сейчас

15 лет Сергей Трофимович жил и творил в Москве, но вдруг однажды решил покинуть суетливую столицу и поселился в маленьком поселке в Свердловской области, где сейчас и наслаждается жизнью в скромной, но «теплой и уютной» избушке. Говорит:

Мечтает когда-нибудь устроиться в ските на берегу горной реки Березовой, протекающей поблизости, чтобы слышать бег воды, времени и одиночества. Когда старость возьмет свое, мужчина планирует переехать в Вологду, считает, что этот город хорош для последнего пристанища.

Сергей Алексеев в 2018 году

Сергей Трофимович открыл канал на «Ютубе», где в рамках проекта «Скитские письма» выкладывал короткие ролики, в которых отвечал на самые интересные вопросы читателей, а заодно знакомил с укладом своей жизни на Урале.

В тиши деревушки писатель продолжает изучать историю и этимологию русского языка и, конечно, создавать новые литературные произведения – читатели с восторгом приняли роман «Обнажение чувств», который вышел в 2017 году.

Увлечение мультфильмами

Приход в кинематограф сопровождался постижением нового. Фигурки двигались, они оживали под его рукой. Но этого показалось мало. К художнику пришла новая мысль.

Александр Алексеев решил в кино с помощью иголок создать живую гравюру. В ней главное – не предметы, а их движения. В плоскость воткнули миллионы равномерно расположенных иголок. Иглы то выдвигаются, то углубляются. Объектив «видит» только тени, которые они отбрасывают. Иголка выдвинута – картинка темнеет, иголка втянута – светлеет. На свое изобретение Александр Александрович получил патент в 1935-м году.

Он создал шедевры на музыку М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», «Три темы». Славу во всем мире принесло создание пролога к фильму Орсона Уэллса «Процесс».

[править] Биография

Бабков С. Портрет художника А. А. Ефимова. 1959

Александр Ефимов родился 5 октября 1905 года в Санкт-Петербурге. В 1928 году поступил в ленинградский Высший художественно-технический институ (ВХУТЕИН). В 1932 окончил институт с присвоением звания художника живописи. В Библиографическом справочнике Художники народов СССР, очевидно, ошибочно указывается 1936 год окончания института, а также название дипломной работы: «Проводы рыбаков». Там же среди педагогов А. Ефимова называются И. Бродский и Д. Кардовский.

После института занимался оформительскими работами, писал картины по договорам. В 1937—1938 годах преподавал в ленинградской Средней художественной школе. С 1939 года начал участвовать в ленинградских выставках. Работал в технике масляной живописи и акварели. Участник Великой Отечественной войны, награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Послевоенное творчество А. Ефимова было преимущественно посвящено истории военно-морского флота. Работал в студии маринистов при Центральном Военно-морском музее с 1952 по 1962 год. С 1953 по 1962 год руководил работой студии. В 1944—1952 годах преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Кандидат искусствоведения.

Ефимов А. Таллин. Ковш ремонтного завода. 1954. ЦВММ

Среди основных произведений, созданных А. Ефимовым, картины «Ленинградки» (1943), «Ленинградка» (1947), «Солдатская дружба» (1946), «В Шелонских лесах», «Зима» (обе 1950), «Моряки в боях за Будапешт» (1951, совместно с художником А. А. Трошичевым, ЦВММ), «Участие моряков Онежской флотилии в освобождении Петрозаводска. 29 июня 1944 года» (1952, в ЦВММ), Сражение у острова Фидониси 3 июля 1788 года (1954, в ЦВММ), «Конец интервенции на Севере. 23 января 1919 года», «Северный флот» (совместно с Е. Ефимовой) (обе 1956, в ЦВММ), «Пасмурный день», «Клайпеда» (обе 1960), «На Каспии», «Рыбак», «На Севере» (все 1961) и другие.

А. Ефимов был женат на художнице Екатерине Матвеевне Ефимовой (1910—1996). Отец ленинградской художницы Ольги Александровны Ефимовой (1934—1994).

Александр Алексеевич Ефимов скончался 3 декабря 1964 года в Кишинёве на шестидесятом году жизни. Произведения А. А. Ефимова находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Детство и юность до эмиграции

Александр Алексеев родился в Казани, когда начался новый, XX век. Его детство до пятилетнего возраста прошло в Константинополе, где служил его отец, погибший в Германии. Он запомнил мать, сидящую в белом с книгой в руках, и отца – военного атташе в черном. Этот контраст запал в его душу на всю жизнь. Одна из его гувернанток говорила с ним по-французски, другая – по-немецки. Ребенок же рисовал корабли на Босфоре. Свои первые профессиональные уроки живописи Александр получил у живописца, графика и театрального художника С. Ю. Судейкина. Затем была учеба в Кадетском корпусе Санкт-Петербурга, которую прервала революция.

Библиография

Серии книг

  • 1995-2012 – Цикл романов «Сокровища Валькирии»
  • 2000-2013 – Цикл романов «Волчья хватка»
  • 2004 – серия «Арвары» («Родина богов» и «Магический кристалл»)
  • 2010-2015 – серия «Крагач» («Очаровательная блудница» и «Запах цветущего кедра»)

Романы

  • 1985 — «Слово»
  • 1988 — «Рой»
  • 1994 — «Возвращение Каина»
  • 1997 — «Долина смерти» («Пришельцы»)
  • 1998 — «Утоли моя печали»
  • 1999 — «Аз Бога Ведаю»
  • 2000 — «Кольцо принцессы»
  • 2002 — «Покаяние пророков»
  • 2003 — «Когда Боги спят»
  • 2006 — «Молчание пирамид»
  • 2007 — «Роковой срок»
  • 2008 — «Игры с хищником»
  • 2009 — «Мутанты»
  • 2010 — «Чудские копи»
  • 2012 — «Изгой Великий»
  • 2015 — «Понтифик из Гулага»
  • 2016 — «Черная сова»
  • 2017 — «Обнажение чувств»

Заслуженный успех

Русская знать и коллекционеры охотно покупали картины художника Киселева. Александр Александрович побывал в Крыму и на Кавказе, после чего его горные пейзажи получили особенно большой успех. В 1883 году после очередной выставки передвижников Павел Третьяков «Забытую мельницу» Киселева купил для своей галереи. С 1883 по 1901 год несколько пейзажей приобрели члены императорской семьи, включая самого Александра III. Это были картины: «В Венеции», «Переправа», «По Тереку», «У снежных вершин» «Горная река на Кавказе», «Тихая вода».

Киселев получил заслуженные звания и должности. С 1890 года он в журнале «Артист», одном из ведущих театральных изданий государства, возглавил отдел изобразительного искусства и опубликовал немало критических статей. В тот же год Киселев получил звание академика, а через три года его избрали действительным членом в Императорскую академию художеств. С 1895 года Александр Александрович переехал с семьей в Петербург, поскольку Киселева пригласили на должность классного инспектора Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. Спустя два года в Академии он занял место руководителя пейзажной мастерской. В этой должности художник оставался до своей кончины. Также Александр Александрович активно участвовал в культурной и общественной жизни России.

Литература

Писательская биография Сергея Трофимовича стартовала в 1976 году. Написал первый рассказ и вдруг испугался открывшейся тяги к литературе, поэтому сжег его. Но через год вновь сел за перо. Да так серьезно, что уволился из милиции, а заодно бросил и университет.

Чтобы хоть как-то прокормиться, пришлось совмещать творчество с другими профессиями: работал корреспондентом в областной газете «Красное знамя», техником в НИИ высоких напряжений, по первому образованию в геологоразведочной экспедиции.

Писатель Сергей Алексеев

Чуть позже Сергей в одиночку отправлялся в путешествия. Путь писателя пролегал по Полярному и Северному Уралу, старообрядческим скитам и другим уголкам необъятной Родины, скрывающих неведомые тайны.

Вольные экспедиции открывали новый мир, позволяли лучше понять людей, а также магию русского языка. Удивительные открытия ложились на бумагу, в итоге родились произведения «Слово», «Волчья хватка», романы цикла «Сокровища Валькирии».

Сергей Алексеев

Герои книг странствуют по свету в писках смысла жизни и сокровищ, постигают тайны русского слова, в горных пещерах Урала и глухой тайге хранят сакральную сущность Родины. Часть произведений автобиографичные – факты собственной жизни Алексеев, например, описал в романах «Правда и вымысел», «Материк» и эссе «Ох, Охота!».

Автор умело сочетает мистические мотивы с реализмом, поддерживает русское неоязычество, развивает идеи происхождения нации от древних ариев.

Сергей Алексеев в своем доме

Сергей Алексеев оказался автором плодовитым, почти ежегодно даря читателем новые книги. Труды писателя заметили представители кинематографа. Так в 1989 году на советские экраны вышла картина «Продление рода» по одноименному произведению томского писателя.

Фильм режиссера Игоря Масленникова рассказывает о восстановлении древнего монастыря в российской глубинке. В картине снимались Елена Сафонова, Игорь Агеев, Валерий Приемыхов и другие известные актеры. А на сцене Вологодского театра (мужчина жил некоторое время в Вологде) по мотивам произведений Алексеева ставили пьесы.

Елена Сафонова и Игорь Агеев в фильме «Продление рода»

Сергей Трофимович удостоен россыпи наград за вклад в литературу. Премия Ленинского Комсомола получена за роман «Слово», книга «Рой» отмечена премией ВЦСПС и Союза Писателей СССР, а «Возвращение Каина» — премией им. Шолохова.

Второе тысячелетие тоже ознаменовалось для Алексеева признанием в литературных кругах – писатель стал лауреатом премии Кузбасса, эта награда досталась за эссе «Россия: Мы и мир». В интервью Сергей Алексеев говорит:

Дом-музей Киселева

Кавказские горы, пленившие ум и душу художника, привели к покупке в Туапсе (Россия, Краснодарский край) сначала дачи, а затем и строительству дома городского типа (1902 год), в настоящее время являющегося домом-музеем Александра Александровича Киселева. Он открыт к посещению для всех желающих.

В настоящее время музеем художника был торжественно презентован альбом Александра Александровича Киселева. Участниками данного события являлись ведущие музеи Краснодара, Туапсинские художники, а также представители русских музеев.

Иллюстрированный лучшими полотнами А. А. Киселева, альбом еще имеет приложение — CD диск, включающий записи с научными конференциями об искусстве Киселева.

Идея данного альбома была реализована под руководством директора Дома-музея Александра Киселева — Екатерины Андреевны Козловой

Презентация данного альбома, состоявшаяся восемнадцатого сентября две тысячи тринадцатого года в Туапсе, привлекла внимание и представителей русского музея

А картина «Кадошские скалы», признанная культурным брендом Туапсе, привлекает все большее внимание туристов со всех стран мира

Личная жизнь

С Валентиной Алексеевной Сергей Петрович познакомился в конце июля 1957-го года, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Студентка, встречавшая украинскую делегацию, возмущалась, что не выделили билетов на фестивальные мероприятия. Доставая билеты, Сергей лично ходил по фестивальным начальникам. После вручения билетов каждый вечер ждал, пока девушка попрощается с гостями, чтобы предложить куда-либо сходить вместе.

Валентина сначала избегала встреч. Но Алексеев не прекратил ухаживать. Чтобы не отпугнуть возлюбленную, сначала предложил дружбу. На своей «Победе» он свозил девушку к ее родителям в Киев, потом в творческую поездку под Одессу. Поселился поблизости от практики студентки в Гурзуфе и скрашивал скучные вечера. Постепенно строптивица привыкла к ухажеру и уже не представляла своей жизни без его шуток, разыгрываний, стала критиком его произведений…

9 января 1958-го года состоялась свадьба. В июне 1959-го года родился сын Сергей. Супруга преданно служила семейному очагу до смерти писателя, а потом совместно с внуком Владимиром написала о нем повесть «Добавить краски в серость будней»

Детство и юность

Детство писателя пролетело в поселке Алейка (Томская область). Деревушка настолько маленькая, что даже не было собственной школы, Сережа каждый день отправлялся за знаниями за семь километров от дома. В 5-летнем возрасте мальчик уже уверенно держал в руках ружье и наизусть знал прилегающие к селу леса, из него вырос отличный охотник.

Сергей Алексеев

Окончив восьмилетку, Сергей начал зарабатывать на жизнь кузнечным делом – юношу приняли молотобойцем на промкомбинат. Однако на этом не остановился, параллельно учился в вечерней школе, а в 1968 году отправился покорять областную столицу.

Молодой человек сдал экзамены в геологоразведочный техникум, днем грыз гранит науки, а по ночам трудился на конфетной фабрике. Учебу на время прервала армия.

Сергей Алексеев в молодости

Благополучно отдав долг Родине, Сергей в звании старшего сержанта вернулся в Томск и продолжил учиться на геолога. Выпускник техникума год посвятил романтичной профессии, да не где-нибудь, а на Таймыре, куда попал в составе полярной экспедиции.

Затем Алексеев вернулся домой, чтобы вновь учиться. На сей раз пополнил ряды заочников юридического отделения Томского университета, а зарабатывал на жизнь в милиции, где мужчину приняли инспектором уголовного розыска.

Война и возвращение в Европу к книге

Начало войны принесло Алексееву и его семье, как всем беженцам, неисчислимые трудности. Кое-как с женой Александрой Гриневской и дочерью Светланой они добрались до Испании, а затем отправились в США. Только после освобождения Александр Александрович с семьей и помощницей Клер Паркер, которая впоследствии станет его второй подругой, вернулся во Францию. Он работает не только над мультипликацией, но и над романами Ф. Достоевского, Л. Толстого, Б. Пастернака. «Доктор Живаго» стал близким и родным Алексееву, который на его шестистах страницах «нашел» пропавшего старшего брата.

После смерти супруги Клер в 1981-м художник затосковал. Он пережил ее на один год и ушел из жизни по собственному желанию.

Выставка работ большого русско-французского художника прошла в России в 2011 году. Наконец был открыт для широкой публики Александр Алексеев. Москва в залах Литературного музея в Трубниках с ними познакомила интеллигентную общественность.

[править] Литература

  • Молодые художники РСФСР. Каталог выставки. М.: Всекохудожник, 1941.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1950 года. Каталог. Л.—М.: Искусство, 1951. С.16.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л.: Лениздат, 1951. С.20.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.17.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.2 СПб.: Гуманитарное агентство Академический проект, 1995. С.66.
  • Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт—Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.287.
  • Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900—1980s. London: Izomar Limited, 1998.
  • Летописцы флота России. 50 Лет студии художников маринистов ВМФ. СПб.: ЦВММ, 2002. С.8,10,29-30,51.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.383.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.39-40.
  • Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.96, 368, 377.

Выставки ленинградских художников

Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года

Творческие достижения

Сергей Алексеев – замечательный детский писатель, который простым и понятным детям языком писал о знаменательных событиях и великих личностях в истории Российского государства. Перед каждой книгой он колесами, ногами и глазами промерял и проглядывал описываемые места, «вживляясь» в нужную эпоху и личность. Созданные им яркие образы «сходят» со страниц и остаются в памяти.

Писатель создал свыше 30 книг, которые были изданы на 50 языках. Произведениями был охвачен период от середины 16-го века до середины 20-го.

Обладатель звания Заслуженного работника культуры РСФСР. Награжден:

  1. Государственными премиями им. М. Горького, Н. Крупской и СССР.
  2. Премией Ленинского комсомола.
  3. Почетным дипломом IBBY.
  4. Международным дипломом Г.Х. Андерсона.

В память об интересном историке существуют:

  • Сайт spalekseev.ru
  • Школа его имени в г. Отрадном с посвященными писателю экспозицией в музее и мемориальной доской.

[править] Примечания

  1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.2. СПб.: Гуманитарное агентство Академический проект, 1995. С.66.
  2. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.96, 368, 377.
  3. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.39-40.
  4. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.2. СПб.: Гуманитарное агентство Академический проект, 1995. С.66.
  5. Летописцы флота России. 50 Лет студии художников маринистов ВМФ. СПб, ЦВММ, 2002. С.51.
  6. Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.287.
  7. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.2. СПб.: Гуманитарное агентство Академический проект, 1995. С.66.
  8. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л—М.: Искусство, 1951. С.16.
  9. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л.: Лениздат, 1951. С.20.
  10. Летописцы флота России. 50 Лет студии художников маринистов ВМФ. СПб.: ЦВММ, 2002. С.29-30
  11. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.17.

Малороссийский период

Он переехал в Харьков и снял вдвоем с товарищем жилье на городской окраине. Поначалу Киселев проводил время за этюдами и в занятиях иконописью, подрабатывая уроками рисования. Когда художник женился на дочери харьковского профессора и в семье появились дети, Александр Александрович устроился в местный Земельный банк. Там, на должности секретаря он прослужил почти 10 лет. Стабильный заработок позволял обеспечивать семейство и заниматься живописью. В тот период написаны его пейзажи колоритной украинской природы, среди которых самые известные: «Дворик в Малороссии», «Близ Харькова», «Святогорский монастырь», «Парк осенью». Пейзажи изображались по академическим канонам и напоминали полотна его учителя Воробьева: три плана перспективы и кулисное построение композиции.

Московский период

С 1877 года Киселев со своим семейством, в котором уже было семеро ребятишек, обосновался в Москве. Чтобы содержать семью, он преподавал рисунок и живопись в женских гимназиях и давал уроки частным образом. Среди его учеников были известные художники рубежа XIX – XX веков: Остроухов, Якунчикова-Вебер, Досекин, Переплетчиков, Ярцев. Он обучал потомков известных купеческих династий, ставших впоследствии меценатами, коллекционерами, деятелями искусства: Ивана и Михаила Морозовых, Анну Боткину, Михаила Мамонтова.

Киселев много работал над своими пейзажными полотнами. Он рисовал московские окрестности и ездил по другим местам России, привозя множество этюдов. Летом семья Киселевых снимала сельскую усадьбу в живописных московских окрестностях, и за сезон художник делал до 50 пейзажных этюдов с натуры. В 1891 году, когда Киселевы гостили в Богимово, помещичьем имении Былим-Колосовского, здесь же лето проводил А.П. Чехов, который подружился с художником.

Александр Александрович постоянно выставлял работы на многих московских и петербургских выставках, регулярно участвовал в клубных собраниях, таких как «Шмаровинские среды», рисовальных вечерах у Мамонтова и Поленова. Он часто посещал симфонические концерты, спектакли в Большом и Малом театре, много общался с другими художниками и писателями, дружил с Репиным и Максимовым. Обо всем он подробно рассказывал в своем дневнике.

К концу 1880 годов окончательно сложилось его творческое мировоззрение, сформировалась индивидуальная живописная манера, тематика и характер пейзажей. Известнейшие работы московского периода: «На пруду», «Забытая мельница», «Собирание хвороста», «Перед грозой», «С горы», «Дождь».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: