Биография Александра Новикова
Новиков Александр Васильевич родился 31 октября 1953 года. Местом его рождения стал посёлок Буревестник на берегу Тихого океана, расположенный на острове Итуруп, который входит в состав Курильского архипелага. Его отец работал военным лётчиком. Когда Александру было четыре, семья переехала в село Вайнёде в Латвии, а по прошествии ещё двух лет, после выхода его отца на пенсию, переселилась в киргизский город Фрунзе (далее переименованный в Бишкек).
В школьные годы Александр Новиков также часто переезжал. Первые два класса школы он закончил во Фрунзе. Затем два года жил в городе Славгород Алтайского края, а после вернулся в Киргизию, где проучился до конца восьмого класса. В 1969 году обосновался в городе Свердловск, где закончил среднюю школу. Будучи школьником, не отличался примерным поведением (по этой причине его исключили из рядов пионеров) и высказывал антисоветские идеи.
Интерес к музыке у исполнителя возник ближе к старшим классам школы под влиянием творчества Владимира Высоцкого. Учась в Уральском политехническом институте, входил в ансамбль «Полимер». Из вуза его выгнали за выступление на одном из концертов с песней британской рок-группы The Beatles. Далее он учился в Свердловском горном институте и Уральском лесотехническом университете, но ни один из них не закончил.
За всю жизнь трижды обвинялся в совершении преступлений по разным причинам. В 18 лет молодой человек получил год условно за потасовку в ресторане — увидев, как один из мужчин грубо вёл себя с официанткой, отказываясь оплачивать счёт, он вместе с другом заступился за неё, а после «подарил» девушке часы обидчика, в итоге оказавшегося в больнице. В течение условного срока трудился на стройке в городе Нижний Тагил.
В конце 1970-х годов исполнитель пел в крупнейших в городе ресторанах — в «Уральских пельменях», «Малахите» и прочих. В 1981 году музыкант основал собственную группу «Рок-полигон». В тот период также работал в спортивно-техническом клубе. Навыки работы с электроникой позволили ему вручную собирать музыкальную технику по примеру зарубежной аппаратуры, которая в дальнейшем продавалась по всему СССР.
Выпуск «поддельной» техники стал официальным поводом для ареста певца в 1984 году. Далее его осудили на 10 лет заключения за «хищение имущества путём мошенничества». Сам музыкант заявлял: его посадили за альбом «Вези меня, извозчик» — по результатам экспертизы, проведённой музыкальными деятелями, Союзом писателей и Минкультом СССР, было сказано, что «автору песен необходима если не психиатрическая, то тюремная изоляция».
Спустя шесть лет певца выпустили из тюрьмы, а ещё через два года было объявлено об отмене приговора из-за отсутствия состава преступления. После освобождения он представил два альбома («В Екатеринбурге» и «Ожерелье Магадана») и вскоре отправился гастролировать с концертами по стране. Полученные деньги вкладывал в бизнес, в том числе в завод дефибрерных камней (в мире существует два подобных завода, второй расположен в Канаде).
Будучи верующим, в 1990-е музыкант перечислил весь гонорар за один из своих крупных концертов на строительство Храма на Крови, а также заказал для него изготовление куполов (и сам участвовал в разработке макетов — они содержали образы царской семьи). Купола оказались неподходящего размера, и певец передал их монастырю на Ганиной Яме. Позднее он стал президентом уральского Фонда «400-летие Дома Романовых».
В 2016 году исполнителя вновь пытались привлечь к уголовной ответственности по обвинению в мошенничестве — ему вменялось в вину то, что якобы он вместе с бывшим замминистра экономики региона Михаилом Шилимановым присвоил деньги дольщиков, участвовавших в строительстве посёлка «Бухта Квинс». Ему назначили меру пресечения в виде двух месяцев домашнего ареста. Дело также было закрыто по причине отсутствия состава преступления.
Биография
Родился 1324февраля (b) (b) года в дворянской семье Борисовых, но вскоре после рождения, по семейным обстоятельствам родителей был отдан на воспитание арзамасской мещанке Ступиной, которая впоследствии усыновила его и записала в арзамасские мещане под своей фамилией. Был отдан обучению иконописи; научился поправлять старые и писать новые образа, но опыты эти успеха не имели, и он забросил их. Через короткое время он попал в полицейские десятские. Затем в его судьбу вмешались родные, приёмная мать и родная сестра, пожелавшие видеть его чиновником; по их настоянию он женился и отправился в Нижний Новгород (b) , где, при содействии рекомендательных писем, был принят на службу подканцеляристом в местное губернское правление, в отделение советника Ребендера.
А. В. Ступин. Мальчик с листком. Холст, масло. 1830-е (b) — 1840-е (b)
Вернувшись в Арзамас, в сентябре 1797 года он открыл в нём собственную мастерскую и стал принимать учеников, что дало ему возможность брать на себя более значительные живописные заказы (преимущественно образа). Работы его имели успех и доставляли ему хороший заработок, так что в скором времени он получил возможность построить в Арзамасе собственный дом, куда и перешёл вместе с своим семейством и учениками. Понимая, однако, что без специального образования он никогда не сделается настоящим художником, оставив семью, мастерскую и учеников, он отправился в Петербург, где, по совету проживавшего там своего родственника В. Турина, в начале 1800 года поступил вольноприходящим учеником в Императорскую академию художеств (b) , где обучался под руководством И. А. Акимова (b) , особенно же способствовал его успехам в рисовании А. Е. Егоров (b) . Уже в следующем 1801 году Ступин получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры. Окончив курс в 1802 году со званием художника 1-й степени, возвратился в Арзамас (b) и устроил там рисовальную школу — первое и в течение долгого времени единственное частное учреждение подобного рода в России.
Поскольку плата за учёбу была незначительной, главным источником финансирования школы являлись заказы на роспись храмов и иконостасов. В 1808 году школа переехала из дома своего основателя в более просторное здание в районе городского центра, приобретённое в долг; под музей был отведён каретный сарай. В 1813 году М. П. Коринфский (b) осуществил перестройку здания школы.
В 1809 году (b) академия приняла эту школу под своё покровительство, наградила её основателя и руководителя званием академика и с того времени оказывала ему поддержку присылкой оригиналов и гипсовых копий с античных статуй для копирования учениками школы и выдачей лучшим из них поощрительных серебряных медалей.
Арзамасская школа, просуществовав всего 45 лет, подготовила многих выдающихся художников, в их числе: Е. Ф. Крендовский (b) , Н. Алексеев (b) , И. Горбунов, В. Раев (b) , В. Перов (b) . Управлял школой сначала один Ступин, сам занимаясь в ней преподаванием при помощи нанятого наставника некоторых элементарных наук, но в 1836 году (b) он передал её в заведование своему бывшему ученику Николаю Михайловичу Алексееву (b) , который был женат на дочери Ступина.
В 1834 году Ступин был награждён орденом Св. Анны (b) 3-й степени «за отличные заслуги по учреждению собственным иждивением в 1802 г., в Арзамасе, художественной школы»; в 1845 году — орденом Святого Владимира (b) 4-й степени «за распространение живописи в отечестве и за сорокалетнее существование его школы».
В 1842 году (b) дом и школа Ступина сильно пострадали от пожара, причиной которого стал поджог «злонамеренных людей».
Памятник Ступину в Арзамасе
Одновременно с открытием школы был устроен в том же здании небольшой музей, в собрании которого имелись подлинные работы Д. Г. Левицкого (b) , В. К. Шебуева (b) , А. Г. Варнека (b) , А. Е. Егорова (b) , К. П. Брюллова (b) , множество оригинальных рисунков; была своя библиотека. Основной целью создания музея было обслуживание учебных нужд, но его посещали и посторонние: по свидетельству В. Раева в Святочную неделю школу и музей с удовольствием осматривали замужние женщины и молодые девушки. Школу посещали чиновники, духовенство, проезжие знаменитости, в числе их: Джордж Доу (b) , Я. И. Данилевский (b) . Единственный каталог музея, составленный в 1859 году, указывал, что в нём было 52 картины и около 2000 эстампов, в основном— работы известных русских художников XIX века.
Вскоре после смерти Ступина 31июля12 августа (b) (b) года, арзамасская художественная школа была закрыта; в 1862 году дом продан, а фонды музея и библиотеки распылились.
Семья и личная жизнь
Долгие годы биография Свешникова указывала на его происхождение из семьи мелких ремесленников. Лишь к 130-летнему юбилею музыканта коломенские краеведы установили по церковным записям точную дату его рождения и сословное положение родителей, которое относило Александра к купеческим детям, то есть к разряду «бывших» по меркам революционного времени. Такое обстоятельство могло сильно осложнить жизнь не только начинающего, но и зрелого музыканта, поэтому о своей семье Свешников предпочитал никогда не рассказывать.
Известно, что Александр Васильевич был дважды женат. Первую жену звали Лидией Александровной, в браке родились двое детей. Дочь Галина умерла еще ребенком, сын Вячеслав — военный медик, участник Великой Отечественной войны, полковник медицинской службы, кандидат медицинских наук.
С первой женой Лидией и дочерью Галиной (1914)
Вторая супруга Оксана Семеновна — коллега Александра Васильевича со времен церковного хора храма Успения, преподаватель Московской консерватории по классу вокала, в этом браке детей у супругов не было.
Творческая деятельность Александра Новикова
В начале музыкальной карьеры Александр Новиков был рок-исполнителем. Его первый альбом, выпущенный в составе рок-группы, включает 12 композиций. Особенностью содержания этих песен стала их филармоничность, в целом характерная для уральской поэзии того времени. Стиль исполнения группы называли сочетанием рок-н-ролла и регги с другими музыкальными жанрами, в том числе психоделическим роком.
В 28 лет певец открыл собственную студию «НОВИК-рекордс», которая со временем стала популярной среди уральских исполнителей — благодаря ей свои альбомы выпускали «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус» и другие. Сам музыкант вскоре отошёл от рока. Его первый самостоятельный альбом «Вези меня, извозчик» исполнен в жанре городского (бытового) романса. Всего за годы его творчества вышло 33 альбома барда.
Арест и заключение музыканта нашли отражение в его стихах, в частности, в «Комарильи», сатирически описывающей суд над исполнителем. Большая часть написанных стихотворений впоследствии легла в основу его музыкальных альбомов, с которыми он затем выступил в Театре Эстрады в Москве в рамках концертной программы, включавшей крупнейшие города СССР. Позднее он опишет свой тюремный опыт в автобиографии «Записки уголовного барда».
Важное место в творчестве поэта и музыканта занимает кинематографическое искусство. Совместно с режиссёром Кириллом Котельниковым им был выпущен видеоклип к композиции «Шансоньетка» — он стал первым в России, совместившим обычное видео с мультипликацией, которая к тому же была нарисована вручную
Вместе с этим же режиссёром он снял документальное кино о немецком певце и композиторе Фрэнке Фариане.
Также музыкант занимался продюсированием творчества исполнительницы Натальи Штурм. Авторству барда принадлежат тексты песен нескольких альбомов певицы, включая «Школьный роман», ставшую особенно популярной. Сейчас Александр Новиков по-прежнему проживает в Екатеринбурге, является художественным руководителем Уральского театра эстрады и входит в жюри музыкальной телепрограммы «Три аккорда» на «Первом канале».
Детство и юность
Александр родился 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1889 г., в семье коломенского мещанина Василия Яковлевича Свешникова и дочери коломенского купца-рыботорговца Елены Семеновны Нестеровой. С раннего детства ребенок выделялся музыкальностью и хорошим голосом, с восьми лет начал петь в церковном хоре. Там он стал постигать основы нотной грамоты, учился у старых хоровиков беглости пения нот с листа, немного повзрослев, заинтересовался приемами хорового пения.
После переезда семьи в Москву 16-летний Александр поступил в Московскую Народную консерваторию, под руководством многих маститых музыкантов изучал теорию музыки, занимался вокалом, осваивал навыки игры на оркестровых инструментах.
Заключение
Почти 30 лет Александр Васильевич Свешников стоял во главе хорового искусства и хорового воспитания Советского Союза. Благодаря его увлеченности, энтузиазму и высочайшему профессионализму русская песня стала широко звучать не только на родных просторах, но и на мировой сцене.
Многие песенные обработки Свешникова, такие как «Гибель Варяга», «Ах ты, степь широкая», «Вдоль да по речке», «Вечерний звон», и сегодня остаются лучшими образцами переложения народного творчества, а Государственный хор русской песни с 1992 г. заслуженно носит имя своего создателя.
Детищем замечательного детского педагога Свешникова, также носящим его имя, стало и Московское хоровое училище, выпустившее из своих стен множество знаменитых вокалистов, композиторов и дирижеров.