Биография
Отец Карла умер когда, ему было семь лет. В десятилетнем возрасте мальчика отправили воспитанником в Императорскую Академию художеств.
Учился в Академии художеств (1810—1821). Получил от Академии художеств малую золотую медаль (1821) за картину «Вид приморского города» и аттестат 2-й степени.
Одно время находился в Малороссии, затем переехал в Крым. Крымский полуостров – стал излюбленным местом художника. В Крыму им были написаны разнообразные этюды. Здесь он выполнял программу для получения звания академика. Программа состояла в том, чтобы «написать масляными красками Крымский пейзаж с натуры». В 1827 году Академия художеств присвоила Рабусу звание «академика» за этюд «Вид Юрзуфа, имения герцога Ришелье». Также громкий успех принесла художнику картина «Вид Балаклавы». Художником написано множество этюдов Южного Берега Крыма. После Крыма, направился в Одессу и Константинополь.
Переехав в Москву в 1835 году он начинает преподавательскую деятельность. На службе в Дворцовом Архитектурном училище преподавал перспективу. Тот же предмет преподавал позднее в Константиновском Межевом Институте. Был отличным преподавателем живописи. Будучи разносторонне подкованным, обучал дополнительным художественным дисциплинам: теория красок, курс истории живописи. Нередко он оказывал не только моральную, но и материальную поддержку своим подопечным. Однажды, одна из картин Рабуса «Вид церкви в селе Измайлове» попала в императорский дворец и очень пришлась по душе при дворе. В результате Рабус становится придворным художником. Он написал для государя такие работы, как: ««Буря»», «Вид Галлиполи в лунном освещении». Незадолго до смерти, художник попробовал себя как литератор. Он начинает писать историю живописи. Также, он сотрудничал с периодическими издательствами.
Работал профессором пейзажной живописи в Московском Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Много путешествовал. Рабус является автором целого ряда картин, а также множества этюдов с натуры, акварельных и карандашных рисунков и, в том числе, карикатур. Рисовал также на камне, для литографии.
Некоторые работы К. И. Рабуса:
- «Вид Гурзуфа в Крыму»;
- «Вид Балаклавы»;
- «Вид церкви в селе Измайлове»;
- «Буря»;
- «Вид Галлиполи при лунном освещении»;
- «Спасские ворота в Москве в лунную ночь»;
- «Вид Кремля при лунном свете»;
- «Закат»;
- «Близ Новодевичьего монастыря»;
- «Красная площадь в Москве»;
- «Вид Алексеевского монастыря, сломанного в 1858 г.»;
- «Вид Московского Кремля»;
- «Храм Василия Блаженного»;
- «Звездочка»;
- «Водяные смерчи на Средиземном море»;
- «Утренний вид на Москву с Воробьевых гор»;
- «Приморский вид гор Албании»;
- «Ночной вид из окрестностей Мейссена»;
- «Лебеди в высоком тростнике»;
- «Мост в Саксонии»;
- «Вид Звенигородского Саввинского монастыря»;
- «Вид Мюнхена»;
- «Озеро»;
- «Сладкие воды в Константинополе».
Но этим его деятельность не ограничивалась. Рабус написал большой труд: «Руководство к перспективе», а незадолго до смерти он начал писать историю живописи. Кроме того, он сотрудничал в газетах по вопросам искусства.
Под конец жизни художник стал страдать дальтонизмом, не в состоянии различать жёлтые цвета, что, конечно, не могло не отразиться на его живописи.
Умер он после продолжительной и тяжелой болезни 14 января . Похоронен в Москве на Введенском (Немецком) кладбище (участок 10).
[править] Литература
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.27.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.27.
- Портрет современника. Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.22.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.23.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года: Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.26.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.141.
- Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.300.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.401, 437.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.109.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.354, 384, 432.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Знаменитые картины Саврасова
Самыми известными произведениями художника стали российские пейзажи, чаще светлые и печальные, порой сумрачные и тоскливые.
Среди них:
- «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851) – в Третьяковской галерее;
- «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру» (1852) – в частном собрании;
- «Пейзаж с сосной» (1854) – Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
- «Пейзаж с дубами и пастушком» (1860) – в ГТГ;
- «Ранняя весна. Половодье» (1868) – в Государственном Русском музее;
- «Грачи прилетели» (1871) – в ГТГ;
- «Волга» (1870-е) – в ГТГ;
- «Рожь» (1881) – в ГТГ .
На самом деле, каждый из сотен пейзажей Саврасова по-своему прекрасен, и любой зритель среди работ найдёт что-то уникальное, родное и близкое именно ему. Картины Саврасова можно «принимать» как лекарство для успокоения и релаксации – они дарят удивительное умиротворение и очищение мыслей и чувств.
[править] Примечания
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.141.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.354, 384, 432.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: 2007. С.109.
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.27.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.27.
- Портрет современника. Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.22.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.23.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года: Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.26.
- Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.3009.
1870-е годы – высший творческий расцвет
С начала нового десятилетия в творчестве Саврасова появились иные мотивы. Теперь художника манят русские просторы не только близ Москвы, он выезжает на Оку, Волгу. Под Костромой, Юрьевцем, Казанью, Нижним Новгородом выискивает впечатляющие пейзажи и выразительных героев.
Именно здесь, в Поволжье, в 1871 году художник начал свою картину «Грачи прилетели», которая приобрела наибольшую известность. Произведения Алексея Кондратьевича Саврасова часто рождались как результат весеннего вдохновения, всегда имеющего влияние на чуткую душу художника, что бы ни случилось (в феврале 1871-го умерла его новорожденная дочь). В московской мастерской художник картину закончил, и она стала экспонатом первой выставки Товарищества передвижников, организации, созданной при активном участии Саврасова (он в числе прочих был учредителем и членом правления).
Своим ученикам Саврасов говорил: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Живописец действительно любил жизнь и поэзию, преклонялся перед Пушкиным. Неоднократно бывая в пушкинских местах, исполнил несколько картин и рисунков, на которых окрестности Михайловского, некогда вдохновлявшего поэта, и его могила.
Признание августейшими особами, академик, преподаватель
В 1854 году прошла выставка, на которой были замечены незаурядные картины живописца. Саврасов картины продавал охотно – «Степь с чумаками вечером» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, занимавшая в тот период президентский пост в Императорской академии художеств. Она пригласила художника в свою загородную резиденцию. Здесь, в Сергиевке, 24-летний Саврасов написал пейзажи, за которые Совет Академии присвоил ему звание академика.
В 1855 году художник вернулся в Москву, в родные места, которые писал с особым воодушевлением. В 1857-м умер его наставник Рабус, и Саврасову предложили принять руководство пейзажным классом училища вместо него. Ученики Саврасова любили. В воспоминаниях Константина Коровина учитель был человеком «совершенно особой кротости», учившим видеть и понимать природу. Он предпочитал заниматься с учениками на природе, среди зелени, вдыхая свежий воздух, глядя на облака и впитывая эту красоту.
Годы творческой активности. 1860-е
Пейзаж с рекой и рыбаком
В 1860-е Саврасов побывал за границей, посещал выставки и музеи в Англии, Швейцарии, Франции, Германии, знакомился с художниками. В его галерее появилось несколько европейских пейзажей, выполненных в спокойной манере, без патетики.
Со смертью Николая I в России наступила «эпоха реформ». В этот период Саврасов был уже самостоятельно мыслящим и зрелым художником. Его пейзажи, в основном подмосковных мест, одновременно и подробны, и поэтичны. Круг его знакомств (Перов, Пукирев, Третьяков и другие) живо интересуется искусством, сам живописец пользуется большим уважением. Именно ему доверили перевезти полотно А. Иванова «Явление Христа народу» в 1862 году в новый музей.
Работает над учебником рисования для МУЖВ, который издаётся в 1869-м. Вводит в него уроки по «подробному изображению изб, деревень, какие обязательны для художника». Возможно, в этом состоит золотой вклад Саврасова как наставника в любимого ученика, коим был Левитан. Чехов о нём позже скажет, что тот так умеет написать деревню, «серенькую, жалконькую, …но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя».
Личное и безвозвратный крах
Волга 1874 г.
В семье своего товарища Саврасов встретил будущую жену. Софье Карловне Герц был 31 год, когда в 1857 году на ней женился 27-летний Алексей. Трое из пятерых детей умерли в детстве. В 1876 году, в период нездоровья художника и спада в творчестве, брак распался. «Болен я и вообще…» – с такими словами предстал Саврасов перед своими удивлёнными учениками. Константин Коровин вспоминал, что тогда художник очень изменился, похудел и поседел, «в лице было что-то тревожное и горькое, одет был крайне бедно».
Трагизм положения живописца усугубился после 1882 года, когда сначала умер Перов, бывший поддержкой Саврасову, который затем был уволен и лишён казённой квартиры. О причинах всего краха вспоминала Вера Алексеевна, дочь живописца: «В борьбе за существование он прямо изнемог… Стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».
Интеллигентнейший, деликатнейший человек превратился в почти безвольного алкоголика, как говорили в старину, савраса без узды. Грустно. Усилия старых друзей не давали результатов. Саврасов опускался, жил в самых ужасных условиях. Сходился с какими-то женщинами. Старость встречал с Екатериной Моргуновой, с которой жил с 1893 года. Она родила Саврасову сына, также впоследствии ставшего художником, и дочь. Семья существовала на крохи, которые выделял художнику ушлый торговец, пристроившийся к таланту – сам продавал за сотни, а Саврасову давал десятки. Тот не роптал.
Но искусство и последних лет, по оценке специалистов, оставалось на высоте – до конца своего жизненного пути Саврасов чувствовал природу по-прежнему. В период бедствий художнику приходилось иногда писать лишь для заработка, скороспело, к тому же у него ухудшалось зрение.
Но вклад его в искусство несомненен и никак не умаляется из-за трагичного падения последних лет. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.
А.К. Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Левитан опубликовал безоговорочный вывод: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Эта несомненная заслуга никогда не будет забыта».
Что необходимо учитывать при поисках по фамилии из архива
Если искомый вами человек не занимал каких-либо высоких должностей и не прославился какими-либо делами, то не стоит думать, что данных о нём вы не найдёте. Практически о каждом человеке имеются сведения в государственных архивах. В последние попадают различные документы о рядовых событиях нашей жизни – записи о рождении и смерти, получении образования, информация о покупке и продаже недвижимости, справки нотариусов и многое другое. По всему этому вороху документов можно не только получить базовые данные об искомом человеке, но и иногда составить довольное обстоятельное описание его жизненного пути.
Запаситесь вашим свидетельством о рождении. Если вы будете обращаться в ЗАГС, вам будет необходимо подтвердить своё родство с искомыми вами родственниками. В этом и поможет упомянутый документ. Архивные документы умерших выдаются ЗАГСами бесплатно только их родственникам.
Ищите различные варианты фамилии нужного человека с опечатками и ошибками. Как известно, далеко не всегда документы пишут грамотные люди. А особенно, когда дело касалось боевых документов по отдельным частям и подразделениям. Потому пробуйте различные варианты искомой фамилии, пишите, как она слышится (например, вместо «Петров» попробуйте «Питров»). И, возможно, вам улыбнётся удача.
В данном документе вместо «Божков» написали «Бажков»
Также рекомендуем регистрироваться на интернет-порталах баз данных. Зарегистрированные пользователи получают больше возможностей для осуществления поисков.
[править] Биография
Алексей Худяков родился 11 октября 1947 года в Ленинграде в семье художника и молодого преподавателя ЛИЖСА имени И. Е. Репина Леонида Васильевича Худякова (1915-1995). Отец стал его первым учителем.
Худяков А. Жди меня. 1982
Окончив Среднюю художественную школу, в 1966 году поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. После второго курса продолжил обучение в мастерской А. Д. Зайцева.
В 1972 году Л. Худяков окончил институт по мастерской А. Д. Зайцева с присвоением квалификации художника-живописца и педагога. Дипломная работа — картина «Хохлома».
После успешной защиты диплома продолжил обучение в аспирантуре института. Одновременно начинает педагогическую работу в институте, которую будет совмещать с творческой деятельностью. С 1972 года участвует в выставках ленинградских художников, пишет портреты, пейзажи, жанровые картины. Работает по договорам с Ленинградским отделением Художественного фонда РСФСР и Комбинатом живописно-оформительского искусства.
В 1975 году Л. Худякова принимают в члены Ленинградского Союза художников.
Среди основных произведений, созданных А. Худяковым, картины «Яблонька» (1972), «Белая ночь. Спят» (1975), «Седьмое ноября» (1976), «На даче. Соловьиное утро» (1977), «Ленин в Шушенском», «Красная суббота» (обе 1980), «Жди меня» (1982), «Я, конечно, вернусь. Портрет В. Высоцкого» (1997, в соав. с А. М. Худяковой) и другие.
Алексей Леонидович Худяков скончался 8 апреля 2001 года В Петербурге на пятьдесят четвёртом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.