Тимофеев василий кириллович

14 августа

Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 августа 1865, Санкт-Петербург — 9 декабря 1941, Париж) — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.

Джон Голсуорси, (англ. John Galsworthy; 14 августа 1867, Кингстон-апон-Темс, Суррей — 31 января 1933, Лондон) — английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе (1932).

Эрнест Сетон-Томпсон (англ. Ernest Thompson Seton, 14 августа 1860, Саут-Шилдс, Великобритания — 23 октября 1946, Санта-Фе, Нью-Мексико, США) — канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения.

Тяжелое положение

Сегодня разработками Буденного, которым уже исполнилось полвека, пользуются в Китае и Японии. Сам ученый продолжает оставаться нищим. Он написал открытое письмо президенту страны Владимиру Путину, где подробно описал сложности, которые ожидают изобретателей на родине. На письмо ответа получено не было. Текст послания размещен в открытом доступе.

Сложность состоит в том, что изобретения, на которые нет оборонного или промышленного заказа, никому не нужны. А эти схемы и идеи несут прогрессивные мысли, которые могут помочь миллионам людей во всем мире.

Сегодня ситуация с Буденным особенно тяжела. С 2021 года изобретатель не может вылечить пневмонию. Кроме того, он потерял свою единственную московскую квартиру, у него нет родных, к которым он мог бы обратиться.

[править] Биография

Анатолий Левитин родился в Москве, в семье скрипача и музыкального педагога Павла Исаевича Левитина. В 1935 году Левитин приехал в Ленинград и был принят в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

Левитин А. Обмен стахановским опытом. 1951. НИМ РАХ

О годах учёбы в СХШ Анатолий Левитин вспоминал:

«Ленинградская СХШ была уникальная. Наш директор С. Г. Невельштейн сумел договориться, что школа будет жить по своим законам, по своей программе. Это было гениально. СХШ занимала третий этаж здания Академии художеств, и все наши педагоги были из числа её преподавателей. В СХШ я издавал газету. Она называлась „Бывает“ и состояла из рисунков и ироничных подписей. Сейчас часто говорят, что в то время все было очень строго, — ерунда! Во всяком случае, у нас было не так. В кабинете истории был своеобразный клуб, и вот мы как-то вывесили там плакат с рисунками со всех наших учителей и надписью „Уничтожайте паразитов в семье и в школе!“. И никто не обиделся.

Так начинался мой путь в искусстве, как и у многих моих товарищей. Страна остро нуждалась в новых заводах, дорогах, тракторах, станках. И всё же правительство понимало значение искусства и находило для этого средства. Учащиеся были на полном государственном содержании и даже получали стипендии по 40 рублей в месяц, а особо талантливые по 100 рублей. Деньги по тем временам не малые, если оклады родителей были от 150 до 650 рублей и лишь у инженеров до 1250 рублей. Со мной в СХШ учились Михаил Аникушин, Вячеслав Загонек, Алексей Ерёмин, Юрий Тулин, Михаил Канев, Нина Веселова, Евгения Антипова, Виктор Тетерин, Владимир Чекалов, Ярослав Крестовский, Абрам Грушко, Олег Ломакин, Елена Костенко. После войны все они окончили институт имени И. Е. Репина и стали известными художниками и скульпторами.»

В 1941 году Левитин был призван в Красную Армию, после окончания училища зенитной артиллерии воевал на Северо-Кавказском фронте в 443-м зенитно-артиллерийском полку старшим техником-лейтенантом. Награждён орденом «Красная звезда», медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

После войны учился в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у Б. Фогеля, Л. Овсянникова, Л. Островой, А. Деблера, А. Зайцева. В 1951 году окончил институт по мастерской академика Б. В. Иогансона. Дипломная работа — картина «Обмен стахановским опытом».

Левитин А. Портрет бригадира монтажников В. Рогозы. 1975. ГМИИ РТ

Член Ленинградского Союза художников с 1951 года. Участник выставок с 1951 года. Первую большую известность Анатолию Левитину принесла картина «Тёплый день» (1957), показанная на Всесоюзной юбилейной выставке в Москве в том же году, а в 1958 году отмеченная бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе.

Писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи. В 1963 году был удостоен почётного звания Заслуженный художник РСФСР. В 1975 был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1980 году был удостоен почётного звания народный художник РСФСР.

Среди основных произведений, созданных А. Левитиным в станковой живописи, картины «Обмен стахановским опытом», «Знатная телятница колхоза „Лесное“ Ф. Лысько» (обе 1951), «Свежий номер цеховой газеты» (в соавторстве с Ю. Н. Тулиным, 1952), «Портрет Веры Ерополовой» (1954), «Андрюша» (1956), «Донбасс. 1942 год», «Тёплый день» (обе 1957), «Грузчик» (1958), «Школьная няня» (1959), «Рядовой Октября», «На урок», «В новые края» (все 1960), «Им нужен мир», «После работы» (обе 1961), «Портрет штукатура Таи Тупиковой» (1962), «Ночная смена», «В пути», «Портрет народного артиста СССР В. И. Чеснокова» (все 1964), «Портрет Майи Копытцевой», «Портрет художника К. Казанчана», «Зарядка» (все 1965), «Дорога», «Строители Сибири» (обе 1967), «На защиту революции» (1969), «Портрет Таисии Тупиковой» (1970), «Портрет машиниста П. Е. Смирнова» (1971), «Ленин. Рассвет», «Портрет народной артистки СССР И. А. Колпаковой», «Портрет бригадира монтажников В. Рогозы», «Портрет сварщицы З. Василянской» (все 1975), «В полночь», «Вечер в Саянских „Черёмушках“» (обе 1979), «Субботний день в саянских „Черёмушках“» (1980), «Портрет Дмитрия Хворостовского» (1993) и другие.

С 1987 года А. Левитин возглавлял живописную мастерскую Красноярского государственного художественного института. Являлся действительным членом Академии художеств СССР, членом Российской Академии художеств, вице-президентом РАХ, председателем отделения «Урал, Сибирь, Дальний восток» Российской Академии художеств.

Автор книги воспоминаний «Портрет художника на фоне эпохи»(2014).

Анатолий Павлович Левитин умер 11 октября 2018 года в Петербурге на 97 году жизни.

Творчество

В.К.Тимофеев – один из представителей реалистического направления, развивавших традиции Казанской художественной школы. Своей творческой, общественной и педагогической деятельностью сыграл решающую роль в становлении профессиональной живописи в Татарстане.

В ранний период творчества работал на пленэре, создал выразительные этюды с натуры, пейзажи, жанровые композиции: «Портрет старика-татарина», около 1915; «У кадки», 1915–1917; «Казанка», 1917; «Лиственный лес», 1920; «После стирки», 1920 и другие.

В 1926–1929 гг.работал по приглашению в Марийской автономной области, написал около 100 картин, этюдов и эскизов о жизни марийцев: «Марийская деревня», «Метание стога», «Марийка», «Вид марийской избы с крыльцом», «Марийская свадьба», «Портрет поэта С.Г.Чайвана», «Гусляр П.Терентьев» и другие.

В конце 1920-х гг. в творчестве В.К.Тимофеева появляется тема заводского труда в Казани: «Кожевенный завод имени В.И.Ленина», «Обувная фабрика «Спартак», а также цикл этюдов, написанных в цехах Казанской меховой фабрики (1929–1931).

С начала 1930-х гг. он обращается к масштабным полотнам на революционные, исторические и военные темы с развернутым сюжетом и многофигурными композициями («Митинг в колхозе ТАССР по поводу вручения акта на вечное пользование землёй», 1937–1938; «Подписание В.И.Лениным Декрета об образовании ТАССР», 1941, картина не была завершена; «М.И. Калинин среди колхозников», 1941; «Слушают сводку Совинформбюро»,1942; «Торжественное провозглашение ТАССР в 1920 году», 1943; «День Победы в Казани», 1945; «Студенческая сходка в Казанском университете в 1887 году», 1950), на темы индустриального и колхозного труда, повседневного быта народов Поволжья («На строительстве моста», 1934; «Социалистическое соревнование бригад», «Строительство дорог в Чувашии», обе – 1935; «В колхозе имени М.Вахитова», 1956 и другие).

Творческое наследие В.К.Тимофеева включает портретную галерею государственных и исторических деятелей, представителей культуры, а также жанровые портреты («Старик-татарин», около 1915; «Автопортрет», 1920-е годы; «Предсовнаркома ТАССР товарищ Мухтаров», 1923; портреты художников М.М.Васильевой, 1925, Е.К.Частихина, 1926, В.А.Бадюля, 1945, Н.И.Фешина, 1960, искусствоведов П.М.Дульского, П.Е.Корнилова, оба – 1945, композитора Н.Г.Жиганова, 1944; цикл портретов, в том числе графических, командиров и бойцов 1-й Татарской стрелковой дивизии, 1933–38).

Автор пейзажей, запечатлевших природу, исторического места и памятники республик Поволжья («Казанка», 1917; «Алатырь», 1935; «Деревня Куженерка», 1940; «Волга у Васильево», 1945; «Дом-музей В.И.Ленина в деревне Кокушкино», 1956; «Улица Подлужная. Казань», 1964), цикла этюдов, посвященных Туркестану («Самарканд», «Уголок старого города», «Базар в Туркестане» и других, созданные по впечатлениям от поездки в Среднюю Азию в 1921 г.)

В.К.Тимофеев документально, иногда с ложным пафосом фиксировал современные актуальные и прошлые революционные события, в ранних картинах уделял особое внимание этнографическим и бытовым подробностям

Графическое наследие В.К.Тимофеева включает портреты, исполненные преимущественно в 1930-х гг. карандашом и сангиной («Женский портрет», «Хади Такташ», оба – 1930; «Комиссар товарищ Маликов», 1932; «Портрет парашютистки», 1937; «Натурщица», 1940 и другие).

Тимофеев В.К. Автопортрет. 1920-е гг

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

10 августа

Михаил Михайлович Зощенко (29 июля (10 августа) 1894, Санкт-Петербург — 22 июля 1958, Сестрорецк, Ленинград) — советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской и советской литературы.

Жоржи Амаду (порт.-браз. Jorge Leal Amado de Faria; 10 августа 1912, Итабуна — 6 августа 2001, Салвадор) — бразильский писатель, журналист, общественный и политический деятель.

Серафима Бирман ( 29 июля (10 августа) 1890—1976) — русская и советская актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог, мемуарист, теоретик.

Вениамин Борисович Смехов (род. 10 августа 1940, Москва, РСФСР, СССР) — актёр, режиссёр, сценарист, литератор.

Биография

Анатолий Павлович провел раннее детство в Грузии. Он родился осенью 1938 года, мать воспитывала его в бараке. Там жили семьи шахтеров местной шахты. С раннего возраста Анатолий тянулся к научным трудам. Он читал «Генетику домашней курицы» Августа Вейсмана с тех пор, как смог самостоятельно посещать библиотеку.

Школьные учителя были недовольны малолетним вундеркиндом. Учительница литературы ругала Анатолия за то, что тот не читает художественную литературу, а постоянно изучает каких-то псевдоученых. Мальчик серьезно увлекался вопросами генетики.

После начальной школы семья переехала из Ткварчели в Орджоникидзе. Там Анатолий смог поступить в техникум. Сам изобретатель признается, что обучение давалось нелегко, хотя Анатолий учился отлично, жил на стипендию. 12 экзаменов первой сессии сдал отлично.

После окончания техникума Буденный стал студентом МНИ. Московский нефтяной институт не дал Анатолию ничего нового. Он посчитал, что занятия техникумовской системы лучше. Буденный хотел организовать кружок радиоэлектроники, но не смог собрать никого, кто был бы заинтересован этим ради науки, а не стремился получить расположение преподавателей.

Буденный смог перейти из МНИ в МЭИ. Это стало его победой. На третьем курсе вместе с академиком Бергом он организовал кружок, где с радостью занялся радиоэлектроникой. Вместе с товарищами Анатолий создал компьютер, который оценивали разные министерства страны на пригодность. После этого нескольким студентам, которые участвовали в разработках, дали возможность свободно посещать занятия – так их похвалили официально.

Студент Буденный во время последнего курса организовал лекции для инженеров и профессоров «Методы расчета транзисторных схем». Сюда приезжали из разных учреждений города. То, что говорил Буденный, записывали, а потом распространяли через копирку.

К моменту окончания института у Буденного уже было 25 научных трудов и изобретений. Для защиты кандидатской он представил жюри диссертацию по теме логического элемента полного двоичного сумматора с переносом. Благодаря этой конструкции Анатолий Павлович построил процессор, способный производить до 50 миллионов операций за одну секунду. Тогда это был самый быстрый и технически прогрессивный процессор.

После окончания института Анатолий Павлович попал в состав делегации, которая должна была отправиться стажироваться во Францию. Буденный надеялся получить патент на свои изобретения именно там, так как на родине этого сделать не мог. Буденный остался во Франции на некоторое время. Он работал электриком, собирал деньги, чтобы получить патент. Наконец, смог оформить бумаги на одно из своих изобретений.

Затем вернулся домой, чтобы продолжать работать в другом статусе, как ему казалось. На самом деле, это было опрометчивым шагом. Руководство не поняло его стремления делиться с европейскими странами своими изобретениями.

9 августа

Виктор Леонидович Топоров (9 августа 1946, Ленинград — 21 августа 2013, Санкт-Петербург) — советский и российский литературный критик, публицист и переводчик, филолог.

Памела Трэверс (англ. Pamela Lyndon Travers; 9 августа 1899, Мэриборо — 23 апреля 1996, Лондон) — английская актриса и писательница, в основном известна как автор серии детских книг о Мэри Поппинс.

Туве Янссон (швед. Tove Marika Jansson; 9 августа 1914, Гельсингфорс — 27 июня 2001, Хельсинки) — финская писательница, художница, иллюстратор. Обрела всемирную известность благодаря своим книгам о муми-троллях.

Дэниел Киз (англ. Daniel Keyes; 9 августа 1927 года, Нью-Йорк, США — 15 июня 2014 года, Бока-Ратон, США) — американский писатель и филолог, автор «Цветов для Элджернона».

Исаак Уолтон (англ. Izaak Walton; 9 августа 1593, Стаффорд — 15 декабря 1683, Уинчестер) — английский писатель, автор трактата о рыбной ловле «The Compleat Angler» («Искусный рыболов»), родоначальник жанра биографии в английской литературе, автор жизнеописаний известных деятелей XVII века, в том числе биографии поэта Джона Донна.

Что изобрел ученый Анатолий Павлович Буденный

Весной 1967 года на территории Зеленоградского института был создан процессор, который не имел зарубежных аналогов, поэтому не подошел для производства, а остался единственным экземпляром. Буденный явился на технический совет не с бумажной версией процессора, а с физически рабочей моделью, которая уже была испытана, работала в соответствии с описанием.

Члены совета поинтересовались: есть ли у процессора аналоги зарубежного характера. Изобретатель твердо ответил, что нет. Буденного ознакомили с закрытым приказом министра радиоэлектронной промышленности по имени А. Шокин, который приказывал не принимать к рассмотрению проекты, не имеющие зарубежных аналогов.

После ряда изобретений Буденный понял, что попал под колпак служб, которые он называл «Службами закрывающих технологий». По его мнению, деятельность таких организаций заключалась в том, чтобы усматривать внутри страны попытки придумать что-то настоящее и передовое. Как мог бы процессор с обработкой 50 миллионов в минуту повлиять на ситуацию внутри страны. Возможно, в этом изобретении усмотрели угрозу.

После того, как Буденный понял, что происходит, было уже поздно. Он успел побывать в 6 тюрьмах. Ученый с высшим радиотехническим образованием, который имел французский патент на свои изобретения, сидел рядом с уголовниками Матросской тишины, переезжал из одной зоны в другую.

Уголовные дела смогли завести на Буденного в связи с его попытками получить патенты за границей на собственные изобретения. Анатолий Павлович всегда утверждал, что в этом не было политической подоплеки. Когда у него была возможность остаться во Франции, он этого не сделал, вернулся домой.

Авторству Буденного принадлежит первый плоский телевизор. Это произошло еще во времена холодной войны. Тогда страна только начинала осваивать цветное вещание. На базе родного института Буденный предложил модель, которая не уступала по качествам, а во многом превосходила схемы зарубежных конструкторов. Схема работала по технологии NTSC. Дальше института разработки не ушли.

Пока работал с радиоэлектроникой, Буденный продвинулся на много лет вперед. Сегодня можно сказать, что изобретения Анатолия Павловича обогнали время. Его схемами и конструкциями до сих пор пользуются во всем мире. Кроме того, по его образцам построен сварочный аппарат, где варят титановое полотно, предназначенное для подводных лодок.

Выставки

Участник выставок: 1-й и 2-й государственных выставок (Казань, 1920, 1921), 1-й выставки картин (город Козьмодемьянск, 1920), выставок ТатАХРР (Казань, 1923, 1925), АХРР (Москва, 1926, 1929), «15 лет РККА» (Москва, 1933), работ художников Москвы и Татарии (Казань, 1937), «20 лет РККА и Военно-Морского флота» (Москва, 1938–1939), шести автономных республик (Казань, 1947), выставки в дни Декады татарского искусства и литературы (Москва, 1957), 1-й и 2-й зональных выставок «Большая Волга» (город Куйбышев, 1964; город Волгоград, 1967), 16 автономных республик (Москва, 1971).

Персональные выставки состоялись в Казани (1928, 1940, 1945, 1951, 1961, 1965, совместно с Н.М.Сокольским; 1970, посмертно), в Москве (1973); ретроспективная выставка к 115-летию со дня рождения – в Казани (2006).

Тимофеев В.К. Завтрак. Во дворе. Первая половина ХХ в

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Биография

1 января 1891 г., деревня Осинки Вязниковского уезда Владимирской губернии – 29 июня 1968 г., Казань.

В 1900–1904 гг. учился в церковно-приходской школе, в 1904–1908 гг. – в иконописной мастерской (у П.Ф.Бессонова и М.К.Евлампиева) в селе Мстёра Владимирской губернии. Окончил Казанскую художественную школу (1915, учителями В.К.Тимофеева были Н.И.Фешин, П.П.Беньков, Г.А.Медведев, И.А.Денисов), учился с перерывом: в 1913–1914 гг. находился на фронтах Первой мировой войны.

Преподавал в Казанской художественной школе, Казанском художественном училище (1915–1961, с перерывами), в Ташкентском художественном техникуме (1921). Воспитал многих учеников, составивших основное ядро живописцев республики, среди них — В.А.Бадюль, Н.А.Бикташев, К.К.Васильев, Р.А.Кильдибеков, С.О.Лывин, Ю.Б.Лысогорский, А.Н.Мазитов, Е.А.Симбирин, Э.Г.Ситдиков и другие.

Работал художником в газетах «Красная Татария», «Новая деревня», «Путь Ильича». Участвовал в оформлении павильона ТАССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1936).

Член (1923–1930) и председатель (1924–1925) ТатАХРР. Один из организаторов, член (1936), председатель (1938) и заместитель председателя правления (1941–1951) Союза художников ТАССР.

Участвовал в создании союза «Татхудожник» (1935, см.: Художественный фонд РТ), член его правления (с 1937 г.).

Тимофеев В.К. Старик-татарин. 1925

Картон, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Тимофеев В.К. К весне. Дворик. 1948

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: