Трагедия в михайловском замке: почему свергли «русского гамлета»?

Внешняя политика Панина

Сначала он был неофициальным советником Екатерины, но, когда Воронцова уволили в отпуск в 1763 году, Панина сделали старшим членом иностранной коллегии. Когда удалили и Бестужева, Панину поручили заведовать всеми делами коллегии, хотя официального звания канцлера он никогда не получал.

То, как он разрешил вопросы отношений России с Северной Европой, привело его к созданию проекта « Северный Аккорд ». Он также назывался «Северным Союзом». Панин стремился своим проектом укрепить позиции России, ее статус и престиж вокруг северных европейских держав, чтобы противостоять Бурбонской и Габсбургской династиям. Он делал все возможное, чтобы найти точки соприкосновения у Пруссии, Англии и Саксонии, но все попытки были тщетны.

Например, Фридрих II, которого интересовали отношения только с Россией, делал все возможное, чтобы панинский проект погиб на корню. Впрочем, не только внешние силы мешали осуществлению амбициозного проекта Панина. Та же Швеция противилась любым попыткам подчинения России и не хотела терять французских друзей. В итоге для России эта авантюра закончилась большой потерей денег и все безрезультатно.

Никита Иванович Панин. Портрет маслом конца XVIII века. Фотографическая репродукция произведения искусства в общественном достоянии.

Пруссия интересовала Панина, поскольку союз с Россией от этой страны мог подарить влияние на Польшу, причем, как территориально, так и дипломатически. Так он возвел на польский престол Станислава Понятовского. Однако Панин превысил свои полномочия и не смогу предусмотреть осложнений, которые появились в результате тотального вмешательства в дела Польши, особенно, на фоне войны с Турцией.

Все неудачи, которые во время войны с Турцией 1768 года, преследовали Россию, сыпались на голову Панина – его обвинили в разрыве союза с Турцией, и в том, что у России не осталось друзей на внешнеполитической арене.

Слабостью России воспользовался Фридрих II. Он поспешил предложить план деления территорий Польши между Россией, Австрией и Пруссией. Теперь, вместо полноправного владения Польшей, у России оставался небольшой кусок влияния. Войну с Турцией это закончило, но Панина упрекали в том, насколько усилилась Пруссия после этого.

Когда Павлу уже нужно было вступать в брак и думать о наследнике, Никита Иванович приложил свою руку к этому браку, оказав влияние на его будущую супругу. Екатерина была очень недовольна, что он так грубо вмешивается в семейные дела и деликатно его удалила с должности воспитателя.

В 1773 году Панин получает чин действительного тайного советника 1-го класса, а это все равно что чин государственного канцлера. И это, не считая 4 000 душ крестьян, 100 тысяч рублей серебряный сервиз, дом в Петербурге и другое. Таким образом, у Панина больше не было влияния на сына императрицы, но и в обиде он не остался. В письмах к госпоже Бьелке Екатерина писала «дом ее очищен».

Братья Никита и Петр Панины не были в большом фаворе у императрицы. Ей претило назначение Петра Панина на пост главнокомандующего против Пугачева, хотя она это и сделала. А тут еще и слухи о проекте конституции и заговоре Никиты Панина против императрицы.

Когда первая жена Павла умерла, и он женился во второй раз на Марии Феодоровне, Панин и тут сумел распространить свое влияние так, что даже родители новой супруги Павла слушали его указку. Все это нужно было Никите Панину, чтобы сохранить союз с Пруссией, срок которого выходил 1977 года.

Недовольство императрицы было уже достаточно сильным и в 1781 году Панин отправился в отпуск в свое имение Дугино, но через несколько месяцев вернулся, чтобы повлиять на заграничную поездку Павла.

Строительство Михайловского замка

Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною».

Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:

Иван Поддубный

Иван Максимович Поддубный (1871-1949) является ярким представителем русских силачей. Он многократно становился чемпионом мира по французской и греко-римской борьбе.

Интересен факт, что на протяжении 40 лет он не проиграл ни в одном официальном поединке.

Поддубного знал и любил весь мир. За свои достижения его называли не просто русским силачом, но «Чемпионом Чемпионов» и «Королем борцов».

В его честь устанавливаются памятники, а также проводятся спортивные соревнования и мемориалы. Фраза «русский силач» у многих людей ассоциируются с Иваном Поддубным.

Подробнее о его жизни и профессиональной деятельности читайте в биографии Поддубного.

Иван Заикин

Иван Заикин (1880-1948) – русский богатырь, который прославился невероятными силовыми номерами, которые он показывал в цирке.

Например, в ходе его выступления, 10 человек выносили на площадку якорь, весом в 400 кг. После этого Заикин подходил к якорю, брал его на плечи и расхаживал с ним по сторонам.

В другом случае ему укладывали на плечи рельс, за который цеплялись от 20 до 30 человек. Русский силач поднимал рельс вместе с людьми, демонстрируя невероятную силу. Интересен факт, что в одном из парижских музеев можно увидеть «подарок» Ивана в виде согнутого им в кольцо рельса.

Заикин был учеником Ивана Поддубного, и вообще был очень разносторонней личностью. Он дружил с такими известными людьми, как Куприн, Горький, Шаляпин, Блок и Распутин.

Демоны и ангелы Михаила Врубеля: в Русском музее открылась выставка художника к его 165-летию

Экспозиция объединила более 200 произведений из собрания самого музея, Третьяковской галереи и Всероссийского музея А. С. Пушкина

Фото: Пресс-служба ГРМ

Выставки, подобной той, что открылась в Корпусе Бенуа Михайловского дворца, не было в Петербурге более 60 лет. А такой полной, как увидят ее посетители, не было вообще никогда. Но это еще не все аргументы за то, чтобы прийти на набережную канала Грибоедова, 2.

Увидеть по-новому

Здесь, наряду с признанными шедеврами Врубеля, экспонируются малоизвестные широкому зрителю работы. Это дает возможность познакомиться с той стороной его творчества, которая прежде была практически недоступна, например с его графикой.

Кроме того, именно на этой выставке можно увидеть живопись художника совсем в других условиях. Например, панно «Утро» на своем привычном месте в музее выглядит более скромно и мрачно. Здесь же, за счет иного освещения, оно поражает сверканием изумрудных красок.

«И с этой точки зрения очень важно прийти и увидеть своими глазами шедевры, которые кажутся известными всем еще со школьной скамьи», – считает заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX века Русского музея Наталья Соломатина. Былинный герой

Былинный герой

Вот знаменитое полотно «Богатырь». Его нередко сравнивают с богатырями Васнецова. Но специалисты считают, что в этом мало смысла.

«Они преследовали разные цели. Врубелю хотелось передать не только первозданную мощь самого героя, фигура которого занимает всю поверхность холста. Или, как писали в былинах, «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». Но и его коня, который с трудом ходит по этой земле. И настроение леса, населенного различными существами», – объясняет ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века Русского музея Владимир Круглов.

Он советует вглядеться в лицо героя, прототипом которого стал отец его жены. И внимательно рассмотреть все детали картины – багровеющее небо, таинственные орнаменты и мрачный лес, будто хранящий страшные секреты.

Загадка «Демона»

Картина «Царевна-Лебедь», хранящаяся в Третьяковке, совсем иная. На ней изображена жена и муза художника певица Надежда Забела. Все здесь – и выражение лица, и поворот головы, и наступающие сумерки создают настроение неразрешимости и некой загадки.

Рядом картина «Лебедь», в которой отразились лучшие качества живописи Врубеля. Изящный изгиб тела, бело-розовое оперение птицы, изображенной тоскующей на фоне последней зари, подчеркивают качества художника как величайшего колориста.

В противовес этому «Демон сидящий», навеянный одноименной поэмой Лермонтова, полон экспрессии и мощи. Эта тема вообще настолько волнует художника, что он возвращается к ней снова и снова. И создает еще «Летящего демона» и «Демона поверженного».

Увы, но многочисленные изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках (их более 13) воспринимались большинством как навязчивая идея. И закрепили за Врубелем имидж художника непонятного и странного.

Эпоха Врубеля

«Его вообще много и нещадно ругали. Критик Владимир Стасов говорил, что «… это чудовищно. С какой стороны ни посмотри на эту картину – слева, справа, снизу, сбоку – все чепуха». Это была борьба течений», – говорит Владимир Круглов.

«Зубодробительная критика» и смерть сына привели к неизлечимой болезни. Но даже в лечебнице Врубель продолжал создавать такие великолепные картины, что некоторые сомневаются: действительно ли у него были проблемы с психикой.

По иронии судьбы именно в это время Врубель становится популярным. Его картины перестают подвергать обструкции и присваивают звание академика живописи. Но это уже не радует его.

Одной из последних больших работ – она-то и завершает выставку – становится «Шестикрылый Серафим». Написанная под влиянием пушкинского «Пророка», эта картина вместила в себя всю горечь художника, который хотел и мог сказать гораздо больше, чем ему было отпущено, но не успел.

«Я думаю, что вне зависимости от того, насколько зритель подготовлен к восприятию Врубеля, он должен прийти и внимательно посмотреть на его произведения. Потому что это фантастический художник. Один из гениальнейших мастеров русского искусства», – считает Наталья Соломатина.

Организаторы выставки убеждены, что, скользнув взглядом, охватить масштаб этого гения, нельзя. Картины Врубеля нужно рассматривать внимательно и подолгу. И, чтобы разгадать его загадку, может быть, прийти на выставку не один раз.

Познакомиться или заново открыть для себя «эпоху Врубеля» в Русском музее можно до 2 августа 2022 года.

Противостояние Романова и Годунова

Казалось бы, путь Фёдора Никита был вполне очевиден, но судьба приготовила ему немало испытаний. Именно Романов стал главным соперником Бориса Годунова в борьбе за престол. Это и послужило причиной ссылки Фёдора Никитича и его жены после прихода Годунова к власти.

История сохранила сведения о происках Бориса Годунова и его соратников. С помощью казначея Бартенева и его людей соперник Романова подбросил в дом Фёдора Никитича отравленные коренья. Вскоре происходит штурм хоромов, где и обнаруживаются ядовитые растения. Такая находка расценивалась как попытка заговора против царя, а потому Романов попал в опалу.

Принудительный постриг в монахи превратил Романова в патриарха Филарета, а его супругу, Ксению Шестову, — в инокиню Марфу. Несмотря на то, что изначально связать свою жизнь с духовным направлением Романов не планировал, он со всей ответственностью отнёсся к полученному сану.

Тютрюмов Никанор Леонтьевич «Филарет, патриарх Московский»

Разлука с супругой и детьми, долгие годы ссылки на севере в Сийском монастыре не надломили, а закалили дух патриарха. Его противники были уверены, что остаток своих дней Романов проведёт в служении Богу и молитвах, не доставляя неприятностей Годунову.

Правда, сам Фёдор поначалу не отличался любовью к словам из Евангелия, а к своим братьям-монахам относился весьма высокомерно. На мой взгляд, он просто не оставлял надежды на возвращение в мир.

Пристав Богдан Воейков в своих отчётах для Годунова пишет про патриарха Филарета:

Портрет Патриарха Филарета из царского титулярника

Цена билета

Для посещающих комплекс Михайловский замок экскурсии проводятся группами от 20 человек. Билеты продаются в кассах и на официальном сайте. Льготные билеты можно купить только в кассах в день посещения музея. Обязательно иметь при себе документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории граждан.

Бесплатное посещение дворца разрешено для следующих категорий граждан:

⦁ участники и инвалиды ВОВ;

⦁ участники боевых действий;

⦁ курсанты учебных заведений МО, МВД и МЧС РФ;

⦁ инвалиды 1 и 2 групп при наличии одного сопровождающего;

⦁ многодетные семьи;

⦁ Герои РФ и СССР.

Для посещения корпуса Бенуа и Михайловского замка билеты приобретаются отдельно.

Цены на билеты для других категорий граждан:

⦁ Посещение Михайловского замка. Полная стоимость 500 рублей, льготная 250.

⦁ Корпус Бенуа. Для взрослых 400 р, для студентов 200 р.

⦁ Мраморный, Строгановский дворцы и экспозиция Михайловского замка: 500 р и 250р.

⦁ Посещение новых залов дворца – 800 р для всех.

⦁ Домик Петра 1. Цена билета для взрослого 400 р, для студента 200 р.

⦁ Комплексный билет на все экспозиции. Для взрослых 1500 р, для студентов, школьников, пенсионеров – 750 р.

⦁ Летний дворец Петра 1. Обязательное экскурсионное обслуживание. Цена билета для всех категорий 700 р. В случае плохой погоды стоимость билета возвращается в полном объеме.

Более подробная информация о льготных категориях размещена на сайте музея и в кассах.

Михайловский замок – цена на дополнительные услуги

Любительская съемка в Летнем саду – 550 р.

Съемка торжественных мероприятий внутри Михайловского замка 5 500 р.

Во время съемки запрещено попадание в кадр произведений из музейной экспозиции. Использование вспышки и других вспомогательных средств также не разрешается.

Фёдор Романов — царь?

Освобождение Романова пришлось на 1619 год, когда он наконец смог увидеть своего повзрослевшего сына, ставшего русским царём. Поразительно, но немалую роль в избрании Михаила Фёдоровича на царствование сыграл авторитет его отца, который в то время ещё находился в плену у поляков.

Молодой царь был несказанно рад возвращению отца. Часть обязанностей правителя уже приняла на себя инокиня Марфа, мать Михаила. Теперь же на помощь пришёл и Фёдор Никитич.

Некоторые историки называют патриарха Филарета “русским Ришелье”. Пожилой Фёдор Романов зарекомендовал себя энергичным государственным деятелем, превосходящим в знаниях и опыте молодого царя. Казалось, патриарх Филарет оставил прежние амбиции и стал абсолютным соратником и поддержкой сына.

Но так ли просто всё было? Одной из самых главных загадок этой личности стал портрет, найденный в Коломенском дворце в 1863 году. На нём патриарх предстаёт в царском облачении с атрибутами государственной власти. Снизу — подпись: «Царь Фёдор Никитич».

Скульптура патриарха Филарета, царя Михаила и его матери Марфы сделана для памятника по случаю 300-летия династии Романовых

Тайна этого портрета так и не разгадана. Возможно, Филарет видел себя правителем даже при царствующем сыне. Но, как мне кажется, эта картина — отсылка к более ранним временам, к периоду соперничества с Годуновым. Этот портрет мог отражать надежды Фёдора Романова стать полноправным царём России. Официально государем он не стал, но многие свои мечты он успешно воплотил в жизнь.

Патриарх Филарет умер в 1633 году, прожив долгую и полную испытаний, взлётов и падений, жизнь. Фёдор Никитич Романов успел провести реформы, значительно изменившие церковную структуру. Теперь она напоминала устройство государева двора. Он наделил патриархов большими правами, однако и увеличил ответственность обладателей духовного сана. Он обладал редким даром — способностью совмещать государственную деятельность и решение вопросов православной церкви.

«Золотое детство»

Самое лучшее время — это время детства: беззаботные игры без обязанностей и хлопот, время безудержного веселья, смеха и радости… Имел ли все это малолетний князь? Был ли он, в нашем понимании, «простым ребенком»?

Скорее всего — нет. Родившись 22 сентября 1754 года, он по приказу Елизаветы (императрицы) был отлучен от матери и воспитывался отдельно. Для его обучения были наняты хорошие педагоги. Мальчиком он рос живым и жизнерадостным, пока не случилось одно обстоятельство, перевернувшее его привычную и счастливую жизнь.

Неизвестный художник. XVIII в. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве Россия, XVIII век

Несмотря на внешнее сходство Павла с отцом, впоследствии при дворе упорно ходили слухи, что ребёнок был зачат Екатериной от своего первого фаворита, Сергея Салтыкова, знаменитого в своё время красавца.

Слухи подпитывало то обстоятельство, что Павел появился на свет через десять лет брака Петра и Екатерины, когда многие уверились в бесплодности этого союза (свет на 10-летнюю бездетность брака Екатерина проливает в своих мемуарах, в которых намекает, что до хирургической операции её муж страдал от фимоза).

Когда при дворе против Салтыкова возникли интриги и сплетни, отец Павла, Пётр Фёдорович явился его горячим защитником перед императрицей Елизаветой Петровной. В конце 1752 года эти сплетни, однако, заставили Сергея Васильевича взять отпуск к родным и удалиться, таким образом, на время от двора.

Сергей Васильевич Салтыков — фаворит Екатерины II

Император Петр III Федорович — отец Павла I и муж Екатерины II
Императрица Елизавета Петровна

Смерть императора Петра III

Свергнутый собственной женой Екатериной II в результате дворцового переворота 1762 года император Пётр III скончался 6 (17) июля 1762 года в Ропше под Петербургом при невыясненных обстоятельствах. Существует несколько версий его смерти. Официально он умер от болезни по естественным причинам: «от геморроидальных колик».

По другой версии убийцей называли Алексея Орлова. Известны три письма Алексея к Екатерине из Ропши, из них два первых существуют в подлинниках.

Убийство Петра III в Ропше

Смерть отца, которая очень сильно повлияла на его последующую жизнь, принимаемые решения и сложившееся мировоззрение. Заниматься ученьем он не очень любил, чтение книг давалось тяжело. В первое время воспитанием молодого князя занимался Федор Дмитриевич Бехтеев, не очень хороший дипломат, но вполне приличный человек.

Он и развил в нем любовь к военному делу, даже сделал для него азбуку, в которой буквы были в виде солдатиков. Воспламенил в нем очень большое чувство гордости. Специально для мальчика печатали газету, в которой, отображались все поступки и действия великого князя.

Елизавета оградила мать от воспитания сына. Видимо поэтому, когда Павел вырос, они были практически чужими друг другу людьми, общаясь только в официально-деловом тоне.

После Бехтеева наставником стал Панин — один из первых интриганов и развратников. Один из французских подданных Дюран в 1774 году так отзывается о Панине: «Свободное время…. Он употребляет на то, чтобы ссорить мать с сыном и сына с матерью».

Панин настраивает молодого князя против матери, постоянно внушая ему, что на ней лежит вина за смерть его отца, а также то, что она намеренно не хочет и не допустит его к управлению государством.

Н. Панин — российский дипломат

Но тем не менее, он старательно занимался образованием мальчика. В план обучения был включен весомый перечень наук, там было все, что необходимо было изучить будущему правителю. Другими словами, при всем своем распутстве и сибаритстве о нравственном и физическом образовании наследника престола он не забывал.

Кроме Панина были и другие достойные воспитатели. Хотя это не были великие философы и мыслители, как Дидро, или д`Аламбер, но весьма уважаемые видные представители общества: профессор из Страсбургского университета Николаи, а также писатель Лафермьер.

Конечно же и воспитание без матери, и убийство отца, несомненно, наложили отпечаток на его характер и совершаемые поступки. Одним из главных упреков, которые можно сделать его воспитателям, так это то, что в него хотели вложить слишком много всего: разных идей и мнений, которые молодое неокрепшее сознание не смогло «переварить».

В.Эриксен. Портрет великого князя Павла Петровича

Его пылкие детские чувства и честолюбивые устремления довольно часто брали верх над разумом, а это не всегда хорошо для будущего самодержца.

Интересные факты:

Название императорской резиденции Михайловский замок пошло от размещенного в ней храма Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, а второе слово «замок» — это дань причуде императора Павла I, магистра Мальтийского ордена, решившего построить свой дворец в виде неприступного средневекового замка. С 1823 года замок стал Инженерным, когда в нем разместилось Главное инженерное училище. Первое официальное название Михайловскому замку было возвращено после его полной реставрации в 2003 году.

В качестве места для строительства своего замка Павел I определил территорию «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы Петровны, где в 1754 году и родился сам будущий император.

Павел I, стремившийся как можно скорее переехать в новый Михайловский замок, приказал строить его без перерыва днем и ночью (при свете факелов), здесь трудилось свыше 6000 человек, а строительные материалы привозили со всех других строек Санкт-Петербурга. Работы были окончены в 1801 году, в феврале состоялся торжественный переезд императорской семьи, но, по иронии судьбы, через 40 дней после этого Павел I был убит в своем «неприступном замке» в результате дворцового переворота. Императорская семья незамедлительно вернулась в Зимний дворец.

Михайловский замок в плане напоминает квадрат с восьмиугольным внутренним двором. При жизни Павла I замок со всех сторон окружала вода — реки Мойка и Фонтанка, а также Церковный и Вознесенский каналы, ныне засыпанные, попасть во дворец можно было только по одному из охраняемых мостов.

Михайловский замок — самый выразительный символ павловской эпохи, в котором нашли свое выражение идеи и вкусы его создателя. Здание имеет четыре различных и почти не связанных между собой фасада: главный южный фасад состоит из портика на колоннах красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и барельефом со словами: «История заносит на свои скрижали славу России»; северный садовый фасад имеет широкую лестницу со скульптурными статуями Геркулеса и Флоры, а также мраморную колоннаду тосканского ордера с богато декорированным аттиком; западный и восточный фасады имеют почти однотипное строение, за исключением того, что со стороны Садовой улицы из фасада выступает дворцовая церковь Архангела Михаила, увенчанная высоким шпилем.

Несмотря на внешние прямые формы, внутренние покои замка отличаются большим разнообразием — прямоугольные залы сменяются круглыми, треугольными и овальными. Основные помещения дворца: Столовый зал, Воскресенский зал, Тронная императрицы Марии Федоровны, Круглый тронный зал императора, Георгиевский зал, Мраморная галерея, Зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Арабесок. В отделке интерьеров замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотт, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Необычный цвет стен Михайловского замка (розовато-оранжево-желтый) до сих пор вызывает споры историков об его истоках, есть мнение, что это традиционный цвет мальтийского ордена, другие считают, что это цвет перчаток фаворитки императора Анны Лопухиной. Как бы там ни было, но интересный окрас быстро вошел в моду и некоторые петербургские здания вскоре были окрашены точно таким же образом.

В 1823 году в замок переехало Главное инженерное училище (кстати, его окончили Ф. Достоевский, Д. Григорович и М. Глинка), благодаря которому он и сменил свое название. Здание было перестроено, большие залы разделили на классы. В XX веке в замке располагались различные учреждения (а во время войны — госпиталь), пока в 1991 году его не передали Русскому музею. В 2003 году завершилась масштабная реставрация, в результате которой замку был возвращен первоначальный внешний вид императорской резиденции.

Возле дворца установлены два памятника в честь российских императоров: сразу после окончания строительства в центре площади перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I, созданный еще при его жизни, а уже в наше время во внутреннем дворе замка появился памятник Павлу I.

Михайловский замок включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, 2.

Михайловский замок на карте:

Как добраться:
Замок находится на Спасском острове в месте пересечения набережных реки Фонтанки и реки Мойки вблизи Михайловского сада.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Садовый мост», «Летний сад».

Молодые годы Романова

Фёдор Никитич появился на свет приблизительно в 1553 или 1554 году (точных данных не сохранилось). С ранних лет он проявлял живость ума, интерес к различным наукам, светской жизни. В молодости Романов даже не помышлял о принятии духовного сана и постриге.

Напротив, Фёдор Никитич славился как известный щёголь. В своей книге, посвящённой Романовым, историк Николай Костомаров рассказал забавный момент. Когда в Москве известные портные шили кому-либо костюм, и тот смотрелся на заказчике превосходно, мастер делал комплимент: “Теперь вы совершенный Фёдор Никитич”.

Как видите, имя Романова использовалось даже в неком общем смысле, означая франта и красавца. Фёдор Никитич был одним из самых влиятельных и ярких московских бояр. В 1593 году он уже стал псковским наместником, позднее получил чин воеводы и стал одним из руководителей царской думы.

Репин Илья Ефимович «Портрет Федора Никитича Романова»

О личной жизни Панина

Никиту Панина еще при жизни называли сибаритом – человеком, привыкшим к роскоши, женщинам и обильной еде.  Французский дипломат Лаво  как-то описал распорядок дня Панина:

У Панина никогда не было жены, но женщинами он увлекался. Однажды невеста у него появилась, но молодая графиня Анна Шереметьева умерла от оспы в 1768 году. Также на склоне лет у него была близкая приятельница Мария Талызина, с которой они оба воспитывали своих племянников Куракиных.

Не смотря на свою разностороннюю активность, Никита Иванович отличался медлительностью и леностью. Как-то Екатерина Вторая заметила, что тот умрет, если когда-нибудь поторопится. Настолько он был неспешен в своих действиях и мыслях.

Итак, таким был Никита Иванович Панин при Екатерине Великой. Теперь вы знаете, кто это. Биография графа, министра и советника в целом не наполнена резкими взлетами и падениями, хотя опала и риски были. Удивительный талант политика помог Панину войти в историю России как первопроходцу в написании конституции. И хотя его личность нельзя назвать во всем положительной, свою лепту в будущее страны он внес.

Интересные факты

Михайловский замок имеет много легенд и интересных фактов о его строительстве и существовании:

  • Название замка происходит от имени архангела. По легенде молодому солдату явился юноша, от которого исходило много света. Он приказал строить дворец и назвать его в свою честь, чтобы получить покровительство архангела. Но ученые склоняются к другой версии. Название здание получило из-за строительства храма Михаила Архангела на его территории.
  • Дворец строился непрерывно. Павел I боялся умереть, поэтому приказал строить его круглосуточно. 6 тыс. рабочих строили резиденцию без перерывов. Спасти правителя замок не помог, его убили ровно на 40 день после переезда в новый дом.
  • Павел I знал время смерти. Император встречался с Авелем — иеросхимонахом храма Михаила. Он предсказал гибель императора по числу букв в выбитой надписи над юго-восточной стеной. Павел I погиб в возрасте 47 лет, такое же число букв составляет фразу.
  • Резиденция — это здание на воде. Во времена правления Павла Михайловская резиденция была окружена водой: рекой Фонтанка; Вознесенским каналом; рекой Мойка; Церковным проливом. В здание замка проходили по центральному мосту со стоящими на нем охранниками. После убийства правителя оба канала засыпали песком.
  • Яркий цвет здания. Стены резиденции окрашены в странный для 18 в. цвет.

Существует несколько версий нестандартного окрашивания стен:

  • Император являлся членом Мальтийского ордена, где он имел звание магистра. Для данного религиозного общества оранжевый цвет являлся традиционным.
  • Павел I имел много женщин, среди которых была фаворитка. Ее звали Лопухина Анна. Она потеряла одну перчатку оранжевого цвета. Когда правитель ее нашел, он принял решение выкрасить стены в этот цвет. Это послужило напоминанием об их любви.
  • Михайловский замок в Санкт-Петербурге стал домом для призрака императора России.

Так как после гибели правителя его семья уехала обратно в Зимний дворец, здание не охранялось и стало заброшенным на несколько десятков лет.

О появлении привидения в стенах замка свидетельствуют показания нескольких десятков людей:

  • Призрак первым увидел один из солдат гарнизона столицы. Они решили спрятаться в нем во время сильной непогоды. Солдат дошел до императорских покоев. Через полчаса сослуживцы нашли его у центрального входа. Солдат был в панике: он увидел в коридоре тень и парящую свечу.
  • Привидение также видели студенты Инженерного училища.
  • На основе слухов, известный писатель Лесков Н.С. написал знаменитую историю «Привидение в Инженерном замке».
  • Форма левой передней ноги коня на памятнике Петру I напоминает женскую туфлю.

По легенде, скульптор Растрелли таким образом увековечил память о своей любимой женщине. Но в реальности ноги лошади выполнены анатомически правильно, однако высота памятника слишком большая, и при взгляде на него с высоты человеческого роста возникает ощущение, что нога действительно выполнена в форме женской ноги в туфле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: