Биография художника
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве, в небогатой купеческой семье. Его детство прошло в Замоскворечье. С ранних лет Алексея привлекало искусство. В 12 лет мальчик прекрасно владел кистью, писал пейзажи гуашью и акварелью. В 14 лет он поступает в Московское училище живописи и ваяния. В тот же год учеба была прекращена из-за болезни матери. В1848 году Алексей вернулся в училище благодаря художнику, возглавлявшему пейзажный класс, К. И. Рабусу, и генерал-майору И.Д. Лужину.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, как передовое учебное заведение России, было центром художественной жизни Москвы.
Учитель и наставник Карл Иванович Рабус проявлял интерес и к романтическому и к реалистическому направлению в искусстве. Эта двойственность интересов имела большое влияние на юного живописца. Рабуса называли видописцем. Он писал виды Москвы и разных стран. Это было хорошей школой видовой живописи для учеников. Становление художника Саврасова происходило на рубеже двух направлений: романтизма и реализма.
В 1848 году Саврасов написал виды Москвы с Воробьевых гор. За представление этих эскизов он был отмечен лучшим учеником в отчете Московского художественного общества. В 1849 году по совету Рабуса Саврасов совершает поездку на Украину, где пишет работы, принесшие ему первую славу. В молодом живописце увидели надежду русского искусства. В 1850 году за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову присваивается звание художника. Спустя три года он приезжает на Украину уже вполне определившимся живописцем.
В 24 года Саврасов получает звание академика за картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» (1854) и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854).
В 1857 году Саврасов женился на С. К. Герц (сестре его приятеля Константина Герца). В тот же год, после смерти Рабуса, Саврасову предложили руководство пейзажным классом. В России после смерти Николая I началась «эпоха реформ». В эпохальные 60-е годы Саврасов был в центре внимания художественной жизни Москвы. В его доме собирались «на чашку чая» и обсуждали вопросы искусства и общества писатели, художники, искусствоведы… В 1862 году Саврасов посетил Всемирную выставку в Лондоне, побывал во Франции, Дании и Швейцарии. Эти поездки стали мотивом создания прекрасных европейских пейзажей: «Вид в Швейцарских Альпах» (1862); «Озеро в горах Швейцарии» (1866).
В 70-е годы художник посещает Ярославль, Нижний Новгород, Кострому…
На полотнах художника («Разлив Волги под Ярославлем»(1871), «Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом» (1871)) великая река Волга олицетворяет «убогую и обильную, забитую и всесильную» Русь.
В живописном приволжском городе Ярославле художник жил с семьей несколько месяцев, сняв большую квартиру. Его счастливая жизнь внезапно была омрачена трагическими событиями: умерла новорожденная дочка и тяжело заболела жена.
Весной 1871 года, испытывая тяжелейшие утраты, художник начинает работу над картиной «Грачи прилетели».
70-е годы — период творческого расцвета живописца. Любимыми сюжетами становятся приветливые радуги, заливные луга, омытые дождем, склонившиеся над прудом плакучие ивы, утренние и вечерние зори, зимние леса, деревенские околицы, косяки перелетных птиц над убранными полями…
В 1870-е годы воспитанники Саврасова писали природу с чувством единения с ней. Игорь Грабарь писал о вдохновении художника и его преданности ученикам:
В восьмидесятые годы живописец оказался в стороне от художественной жизни Москвы. Ему не хватило силы духа, чтобы выдержать нападения критиков и сохранить веру в будущее. Уходя от наболевших вопросов, он начал топить свою горькую думу в вине. В 1882 году его уволили из училища. Его картины перепродавались, а мастер получал за них жалкие копейки. Однако до конца своих дней художник успешно работал в графике и писал мастерски свои замечательные пейзажи. Так сложилась судьба одного из талантливейших живописцев.
[править] Примечания
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.28, 34, 36—38, 40, 53, 74, 75, 108, 324, 336, 347, 349, 351, 352, 355.
- Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и с блокаду Ленинграда. СПб.: Петрополис, 2010. С.211.
- Александр Иванович Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Составитель Г. А. Савинов. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.17.
- Александр Иванович Савинов. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.3—4.
- Александр Иванович Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Составитель Г. А. Савинов. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.34.
- Александр Иванович Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Составитель Г. А. Савинов. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.50.
- Секреты старых мастеров. Александр Савинов // Диалог искусств. № 5. 2008. С.108.
- Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. СПб.: Петрополис, 2010. С.215.
Знаменитые картины Саврасова
Самыми известными произведениями художника стали российские пейзажи, чаще светлые и печальные, порой сумрачные и тоскливые.
Среди них:
- «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851) – в Третьяковской галерее;
- «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру» (1852) – в частном собрании;
- «Пейзаж с сосной» (1854) – Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
- «Пейзаж с дубами и пастушком» (1860) – в ГТГ;
- «Ранняя весна. Половодье» (1868) – в Государственном Русском музее;
- «Грачи прилетели» (1871) – в ГТГ;
- «Волга» (1870-е) – в ГТГ;
- «Рожь» (1881) – в ГТГ .
На самом деле, каждый из сотен пейзажей Саврасова по-своему прекрасен, и любой зритель среди работ найдёт что-то уникальное, родное и близкое именно ему. Картины Саврасова можно «принимать» как лекарство для успокоения и релаксации – они дарят удивительное умиротворение и очищение мыслей и чувств.
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка — не только основоположник русской классики. Он был первым, кто добился широкого признания за рубежом. Его произведения легли на основу русской народной музыки, в свое время Глинка стал в этом вопросе новатором. Михаил Иванович лично знал величайших литераторов своего времени: А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига. Благодаря своей поездке по Европе, длившейся несколько лет, великий русский композитор впитал и мировой опыт.
Успех настиг его после выхода оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836). Она получила восторженные отклики. В.Ф.Одоевский назвал оперу так: «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки». Вторая опера эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была встречена публикой не так тепло. Это был трудный период в жизни композитора, Россия переживала смерть Пушкина. Опера была оценена позже, для страны того времени она оказалась слишком новаторской. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил Михаил Иванович Глинка.
Александр Порфирьевич Бородин
Великий русский композитор Александр Бородин обладал многими талантами. Ученый-химик, врач, педагог и литератор писал музыку, ставшую шедевром русской классики. Интересно, что у Александра Бородина не было профессиональных учителей, искусство писать музыку он освоил сам. Толчком к творчеству стали женитьба на известной пианистке Е.С.Протопоповой и восхищение произведениями М. Глинки.
Бородин много путешествовал с гастролями, его центральное произведение — опера «Князь Игорь» (1869-1890), образец национального героического эпоса в музыке и которую он, по злой иронии судьбы, не успел закончить (ее завершили друзья композитора А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).
Александра Бородина также называют «отцом русской симфонической музыки».
Александр Семенов / Книги с иллюстрациями
- Томан, Н. В. Что происходит в тишине : Приключенческие повести и рассказы : . — Москва : Детгиз, 1958. —359 с. : ил. — (Библиотека приключений и науч. фантастики). — .
- Короткие рассказы : Сборник / Рис. С. Александрова. — Москва : Правда, 1965. —64 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 20 (433)). — .
- Шатуновский, И. М. Дикари в экспрессе : / Рис. А. и И. Семеновых. — Москва : Правда, 1965. —63 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 22 (435)). — .
- Смржова, В. Королева красоты : / Пер. В. Петровой и Ю. Молочковского ; Рис. А. Семенова. — Москва : Правда, 1966. — 64 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 28 (477)). — .
- Бахнов, В. Е. О чечевице и прочем / Рис. А. Семенова. — Москва : Правда, 1968. — 64 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 36 (557)). — .
- Баруздин, С. А. Про белого бычка : Рассказы / Рис. А. Семенова. — Москва : Правда, 1969. — 64 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 18 (575)). — .
- Монахов, Н. И. Воспитатели в масках / Рис. А. Семенова. — Москва : Правда, 1970. — 64 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 23 (616)). — .
- Ярмыш, Ю. Ф. Девочка и охотник : Сказки : / ; . — Москва : Дет. лит., 1971. — 94 с. : ил. — .
- Афанасьев, В. Ф. За счет зимы : / Пер. с якут. Н. Глазков ; Рис. А. Семенова. — Москва : Правда, 1973. — 47 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 24 (701)). — .
- Мартынов, Ю. С. Неделя для раздумий / Рис. А. Семенова. — Москва : Правда, 1974. — 48 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 24 (725)). —.
- Арканов, А. М. Соло для дуэта : / Аркадий Арканов, Григорий Горин ; . — Москва : Искусство, 1975. — 182 с. : ил. — .
- Максименко, Н. И. На планете исполнившихся желаний : : / Нинель Максименко ; . — Москва : Дет. лит., 1975. — 127 с. : ил. — .
- Кучаев, А. Л. Второй план : Рассказы / Рис. А. Семенова. —Москва : Правда, 1976. — 47 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 15 (764)). — .
- Степанов, Л. Л. Школа у Бранденбургских ворот : (Две повести) / Леонид Степанов ; . — Москва : Мол. гвардия, 1976. — 207 с. : ил. — (Компас). — .
- Бодров, С. В. Нервная история : / Рис. А. Семенова. —Москва : Правда, 1978. — 47 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 15 (812)). — .
- Весенние цветы : Рассказы болг. писателей : [Для сред. и ст. шк. возраста : Перевод / Составитель И. Филипова ; Предисл. В. Енишерлова ; Худож. А. Семенов]. — Москва : Мол. гвардия, 1978. — 204 с. : ил. — .
- Бахнов, В. Е. Чистая правда : / Владлен Бахнов ; Рис. А. Семенова. —Москва : Правда, 1979. — 48 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 16 (837)). — .
- Бодров, С. В. Автопортрет в коридоре : / Сергей Бодров; Рис. А. Семенова. — Москва : Правда, 1981. — 48 с. : ил. — (Библиотека «Крокодила»; № 24(893)). — .
- Успенский, Э. Н. Школа клоунов : / Э. Успенский; Рис. А. Семенова. — Москва : Дет. лит., 1983. — 240 с. : ил. — .
- Свиридов, В. И. Карусель : / Владимир Свиридов; . — Москва : Искусство, 1984. — 159 с. : ил. — .
- Скраган, А. Л. Как я сделал хоккейную шайбу : Науч.-худож. лит. : / Александра Скраган; Рис. А. Семенова. — Москва : Дет. лит., 1987. — 48 с. : ил. — .
- Успенский, Э. Н. Разные события в деревне Простоквашино : / Э. Успенский; . — Москва : Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1988. — 63 с. : ил. — .
- Иванов, С. А. Воздухоплаватели : / Сергей Иванов; Худож. А. Семенов. — Москва : Малыш, 1990. — 31 с. : ил. — .
- Пухначев, Ю. В. Папа, мама, ЭВМ и я : Науч.-худож. кн. : / Ю. В. Пухначев; Худож. А. Семенов, Ю. Шашков. — Москва : Дет. лит., 1990. — 55 с. : ил. — .
- Иванов, С. А. Бывают страны… : / Сергей Иванов; Рис. А. и И. Семеновых. — Москва : Малыш, 1991. — 32 с. : ил. — .
- Остер, Г. Б. Вредные советы : / Григорий Остер; Худож. А. Семенов. — Москва : Дет. лит., 1991. — 32 с. : ил. — .
- Успенский, Э. Н. Школа клоунов : / Э. Успенский; . — Петрозаводск : Карелия, 1992. — 239 с. : ил.
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский стал одним из первых «профессиональных» композиторов. Теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Академические навыки и талант помогли ему стать композитором мирового уровня. Наследие Моцарта, Бетховена и Шумана Петр Ильич Чайковский сочетал с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Он был не только композитором, работал педагогом, дирижером, критиком, общественным деятелем, выступал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.
Произведения Чайковского любимы многими, потому что его музыкальный диалог со слушателем был практически универсален: его музыка отражала образы жизни и смерти, любви, природы, детства, духовная жизнь русского народа.
О жизни и творчестве
- А. Семенов ответит на все вопросы читателей. Итоги конкурса. — Текст : электронный // Лабиринт : сайт.
- Гасин, Д. Ю. А. И. Семенов. Книги о Мурзилке. — Текст : электронный // YouTube : сайт.
- Гасин, Д. Ю. А. Семенов. Ябеда-Корябеда. Загадочная гостья. — Текст : электронный // YouTube : сайт.
- Копейкин, А. А. Семенов. Ябеда-Корябеда, ее проделки и каверзы. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
- Крафт, А. А. И. Семенов. — Текст : электронный // Фантлаб : сайт.
- Кто такая Ябеда-Корябеда и почему она такая несравненная. — Текст : электронный // Лабиринт : сайт.
- Семенов, А. И. Мой папа — Мурзилка : интервью / А. Семенов ; беседу вела Е. Беляева. — Текст : электронный // Московский комсомолец : интернет-газета. —2007. —№ 24552.
- Семенов, А. И. О книге «Ябеда-Корябеда: загадочная гостья» : видео-интервью / А. Семенов. — Текст : электронный // YouTube : сайт.
- 25 июля родился А. И. Семенов. — Текст : электронный // Букландия : сайт.
Биография художника Бориса Александрова
Александров Борис Николаевич родился 03.04.1941 года в Касимове Рязанской области. Окончил Рязанское художественное училище и Московский педагогический институт.
Свою творческую деятельность начал в 1972 году участием в областной молодежной выставке в Рязани. Член Союза художников России с 1977 года. В 1962 году Александров Б.Н. поступает в Рязанское художественное училище, одновременно работает в Рязанском Театре юного зрителя художником-декоратором. Заведующим постановочной частью театра он был назначен в 1966 году, когда учился на 3 курсе художественного училища. После окончания РХУ, по приезде в Касимов, Александров Б.Н. работает в средней школе преподавателем рисования и черчения, а также учится заочно в Московском государственном педагогическом институте на художественно-графическом отделении. Является участником областных, республиканских и зональных выставок. 4 раза совершал творческие поездки в Дом творчества «Горячий ключ».
Творчество Бориса Николаевича развивалось на основе глубокого изучения им русского искусства художественной обработки металла и особенно местного касимовского наследия. Как художника, его отличают такие черты, как крепкая творческая самостоятельность и виртуозное мастерство, трудолюбие, требовательность к себе, к своему творчеству, а страстное желание добиться лучшего результата привело его к изучению мастерства прикладного искусства: он изучал на местах работу чеканщиков и мастеров по эмали в Дагестане
Его декоративные работы всегда привлекают внимание своей кропотливой завершенностью, трудоемкостью, а участие его в выставках всегда вызывает заметный интерес у зрителей.
Творческая активность Александрова Б.Н. не ограничивается только декоративно-прикладным искусством
Он также известен как очень интересный живописец, что особенно ярко было видно на его последней персональной выставке, которая проходила в 2001 году в выставочном зале Рязанского Союза художников, где наряду с чеканками и эмалями художник представил свои живописные произведения. Художник одинаково успешно работает и над натюрмортом, и над пейзажем. Его произведения отличаются большой живописной культурой, цельностью, хорошей реалистической школой. Особенно запоминаются его пейзажи, для которых характерно тонкое понимание и проникновенное отношение к природе родного края.
В 2000г. и 2001г. художник принимал участие в серии российских благотворительных аукционов изящных искусств в США (под покровительством американо-российской программы «Мэр к мэру», Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви и международного Общественного Благотворительного Фонда «Победа-1945» на благо гуманитарных проектов в пользу России). В аукционе участвовали 14 произведений художника.
На протяжении нескольких лет Александров Б.Н. работал главным художником города Касимова. В 2002 году он являлся художественным руководителем по художественному оформлению города к 850-летнему юбилею.
Сейчас художник работает преподавателем в Касимовской детской художественной школе, постоянно и активно участвует в выставочной и пленэрной деятельности Рязанского Союза художников. Ведет большую общественную работу: консультирует и делает посильные вклады в создание музея И.И.Жукова (Касимов); участвует в разработке проектов восстановления памятников (погибшим воинам, героям Советского Союза); является рецензентом на защите дипломов в Касимовском художественном колледже, постоянно проводит на фоне своих персональных выставок встречи с детьми детских садов и школ, является постоянным членом жюри межрайонных конкурсов «Природа глазами детей» и «Ветеран труда».
За верность профессии и высокий патриотизм в разные годы художник и педагог Александров Борис Николаевич был награжден: Дипломом Министерства просвещения РСФСР, Почетной грамотой Союза художников РСФСР,
Памятной медалью за участие в республиканской выставке «Советская Россия»,
Дипломом Главы муниципального образования — город Касимов, Почетной грамотой Управления культуры Администрации Рязанской области,
Грамотой Рязанской областной организации ВТОО «Союз художников России»,
Дипломом 2 Международной выставки «Эмаль, текстиль, керамика, ювелирное искусство», Грамотой 2 Межрайонного конкурса «Природа глазами души».
Выставки
1980г — 1е место в конкурсе по народным художественным промыслам г.Казань;
1990г — выставка учебных и творческих работ студентов РАЖВиЗ. г. Москва;
1991г — выставка «скульптура 91» г. Москва;
1993г — зональная выставка в московской области;
1993г — выставка «Первые академисты» г.Москва;
1994г — I выставка РАЖВиЗ а г. Москва, ЦВЗ «Манеж»;
1995г — выставка «Новые имена русского реализма» в Санкт-Петербурге, ЦВЗ «Манеж»;
1997г — выставка работ студентов и выпускников РАЖВиЗ в Ассоциации московских вузов, г.Москва;
1998г — выставка «Из фондов музея РАЖВиЗ. Студенческие работы 1989-1998 гг.», выставочный зал «Тушино» г. Москва;
1998г — выставка, посвященная 150-летию со дня рождения В. М. Васнецова, фонд «Мир русской души», Москва;
2002г — выставка в Болгарском культурном институте г.Москва;
2002 — 2003г — выставка в Щёлковской художественной галереи г.Щелково;
2004г — выставка в Академии Управления МВД России г. Москва;
2005г — выставка в Историко- культурном центре в г. Солнечногорск (персональная выставка);
2007г — выставка «20 лет Российской академии живописи, ваяния и зодчества» г. Москва;
2007г — 2008 — Выставка в Солнечногорской муниципальной художественной галерее;
2011г — выставка «А.Р.Т. – Измайлово» г. Москва;
2011г — выставка г. Наро-Фоминск;
2012г — выставка в «Академии управления МВД РФ»;
2013г — выставка «Притяжение реализма» г. Москва.
Годы творческой активности. 1860-е
Пейзаж с рекой и рыбаком
В 1860-е Саврасов побывал за границей, посещал выставки и музеи в Англии, Швейцарии, Франции, Германии, знакомился с художниками. В его галерее появилось несколько европейских пейзажей, выполненных в спокойной манере, без патетики.
Со смертью Николая I в России наступила «эпоха реформ». В этот период Саврасов был уже самостоятельно мыслящим и зрелым художником. Его пейзажи, в основном подмосковных мест, одновременно и подробны, и поэтичны. Круг его знакомств (Перов, Пукирев, Третьяков и другие) живо интересуется искусством, сам живописец пользуется большим уважением. Именно ему доверили перевезти полотно А. Иванова «Явление Христа народу» в 1862 году в новый музей.
Работает над учебником рисования для МУЖВ, который издаётся в 1869-м. Вводит в него уроки по «подробному изображению изб, деревень, какие обязательны для художника». Возможно, в этом состоит золотой вклад Саврасова как наставника в любимого ученика, коим был Левитан. Чехов о нём позже скажет, что тот так умеет написать деревню, «серенькую, жалконькую, …но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя».
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский — не просто великий русский композитор и член член «Могучей кучки», но и великий новатор. Его творчество потрясало и опережало время. В своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» он показал страницы русской истории так, как никто до этого не смог этого сделать в русской музыке.
Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского стали основной для музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной», — говорил Модест Мусоргский.
Живопись
Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:
В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.
Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»
Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.
«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом
Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.
В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:
Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»
Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).
В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».
Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»
70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.
Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».
Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»
В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал
Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»
В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.
Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.
Сергей Васильевич Рахманинов
Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.
Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.
Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.
«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.
Признание августейшими особами, академик, преподаватель
В 1854 году прошла выставка, на которой были замечены незаурядные картины живописца. Саврасов картины продавал охотно – «Степь с чумаками вечером» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, занимавшая в тот период президентский пост в Императорской академии художеств. Она пригласила художника в свою загородную резиденцию. Здесь, в Сергиевке, 24-летний Саврасов написал пейзажи, за которые Совет Академии присвоил ему звание академика.
В 1855 году художник вернулся в Москву, в родные места, которые писал с особым воодушевлением. В 1857-м умер его наставник Рабус, и Саврасову предложили принять руководство пейзажным классом училища вместо него. Ученики Саврасова любили. В воспоминаниях Константина Коровина учитель был человеком «совершенно особой кротости», учившим видеть и понимать природу. Он предпочитал заниматься с учениками на природе, среди зелени, вдыхая свежий воздух, глядя на облака и впитывая эту красоту.
[править] Литература
- Александр Иванович Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Составитель Г. А. Савинов. Л.: Художник РСФСР, 1983.
- Александр Иванович Савинов. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.12-18, 22, 359, 363, 365, 368, 373, 378, 380—383, 390, 401, 439, 441, 444.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.77.
- Секреты старых мастеров. Александр Савинов // Диалог искусств. № 5, 2008. С.108.
- Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. СПб.: Петрополис, 2010. С.211-215.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.28, 34, 36—38, 40, 53, 74, 75, 108, 324, 336, 347, 349, 351, 352, 355.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Личная жизнь
Александр Иванович был женат несколько раз. Его первой супругой стала Мария Карловна Давыдова. В браке на свет появилась дочь Лидия Куприна. Век девушки был недолог. Она скончалась в возрасте 21-го года.
Супружеская жизнь продлилась 5 лет. После чего закончилась разводом.
Мария Карловна Куприна-Иорданская (урожд. Давыдова) с дочерью Лидой
Вскоре мужчина встретил Елизавету Морицовну Гейнрих. С ней писатель долгое время жил без официальной регистрации. Пара сочеталась браком только в 1909 году. От этого союза на свет появились дочери Зинаида и Ксения. Первая умерла в ранние годы от инфекции. Вторая же пошла по творческому пути и прославилась как актриса и модель.
А. Куприн с дочерями Зинаидой и Ксенией
Пару разлучила смерть Куприна. Спустя несколько лет в блокадном Ленинграде погибла и сама супруга писателя. Она не выдержала тягот военного времени и покончила с собой.
На момент Великой Отечественной и ее завершения род Куприна практически прервался.
Елизавета и Александр Куприн
Единственным потомком писателя был Алексей Егоров, который умер от полученных ранений в одном из госпиталей. Детей у него не было, что и поставило точку в истории рода писателя.
Игорь Федорович Стравинский
Игорь Федорович Стравинский стал лидером неоклассицизма в музыке. Он свободно комбинировал жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Серия трех балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) моментально вывели Стравинского в ряды композиторов первой величины.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», его называли «композитором тысячи одного стиля». Его произведения отличают постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета. Он был космополитом и жил во многих странах, но всегда считал «я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
Личная жизнь
В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.
Портрет Алексея Саврасова
В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний. Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой. С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.
Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».