Поздние годы
После лечения стиль художника изменяется в сторону более резкой и грубой манеры, однако цвета становятся более яркими и контрастными, а сюжеты – более мирными и обыденными: на них изображены крестьяне, рабочие, жизнь на природе. До своей смерти в 1944 году художник успел обзавестись фермой, переболеть «испанкой», перенести кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза и получить клеймо представителя «дегенеративного искусства» с приходом к власти нацистов.
Художник умер в 1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия.
В целом, жизнь и творчество Эдварда Мунка – как триллер со счастливым концом – детство и юность, наполненные трагическими событиями, молодость и борьба за свой взгляд, за попытки любить, сменилась в итоге на принятие себя, и мир перестал быть тюрьмой.
Если вы — поклонник живописи, то прочтите статью о самых дорогих работах Малевича.
Крик природы
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника, и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Картину рассматривают как прелюдию к событиям XX столетия, некое тревожное предчувствие художника-визионера. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. «Я почувствовал крик Природы»). В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений. Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление. Картина хранится в Национальной галерее в Осло, и была похищена несколько раз. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Поиски заняли целых два года. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Реставраторы приняли нелёгкое решение отказаться от восстановления и законсервировали полотна.