Джеймс розенквист

Сила пустотности

«Гений не делает ошибок. Его промахи – преднамеренные».Джеймс Джойс иронизирует

Что же было после «Улисса»? Роман-завещание «Поминки по Финнегану» – чтиво, над которым Джойс чахнул семнадцать лет, но так и не успел довести дело до победного конца. Отдельные его фрагменты, которые успели засветиться в литературных журналах, воспринимались читателями в штыки. Расправивший плечи книжный Атлант, нареченный «Улиссом», обернулся для Джойса камнем преткновения. Писатель был обречен на страшнейшую из мук: что бы не вышло из-под его пера, отныне это будут сравнивать с похождениями Леопольда Блума. И никак иначе.

Если раньше Джойс разрушал английский язык и предпринимал попытки перенести безостановочный мысленный процесс на бумагу, то «Поминки» задумывались как образчик беспробудного сюрреализма. В центре внимания «бессловесный мир сна», царство грез и фонетика иллюзий, в перипетиях которой черт ногу сломит даже сегодня, сколько бы научных степеней он не имел.

Ближе к началу Второй Мировой Джеймс Джойс перебрался в Цюрих, где слег с глаукомой, чуть позже – с прободной язвой, а 13 января 1941 года великий экспериментатор скончался. Ему было 58 лет.

Человек, который наплевал на каноны словотворчества, борец за целостность мысли и неделимость логоса, он зарекомендовал себя как «такой себе» журналист, «такой себе» педагог и «такой себе» семьянин – существо умеренных нравов и способностей. Тем не менее, его дотошность и безграничная жажда знаний смогли обессмертить фамилию Джойс.

Деконструируя классику мировой литературы, доходяга Джеймс неожиданно для себя самого стал той самой «нетленной классикой», к которой сложно подобраться неподготовленному обывателю. Однако, коли вам доведется ознакомиться да хоть с тем же «Улиссом», то, руку даем на отсечение, осилив эти 800 с лишним страниц, вы и не заметите, как начнете праздновать Блумсдэй и напиваться до беспамятства каждое 16 июня. Тут без вариантов.

«Когда я умру, на моем сердце будет написано „Дублин“». Джеймс Джойс (1882-1941)

Карьера

Карьера Розенквиста в коммерческом искусстве началась, когда ему было 18 лет, после того как мать посоветовала ему заняться рисованием летом. Он начал с того, что нарисовал вывески Phillips 66 , идущие к заправочным станциям от Северной Дакоты до Висконсина. После окончания школы Розенквист устроился на несколько случайных заработков, а затем занялся расписанием. С 1957 по 1960 год Розенквист зарабатывал на жизнь рисованием рекламных щитов . Розенквист применил технику рисования знаков к крупномасштабным картинам, которые он начал создавать в 1960 году. Как и другие поп-художники, Розенквист адаптировал визуальный язык рекламы и поп-культуры к контексту изобразительного искусства. «Я нарисовал рекламные щиты над каждой кондитерской в ​​Бруклине.« Я получил, чтобы рисовать бутылку виски Schenley во сне », — написал он в своей автобиографии 2009 года« Живопись ниже нуля: заметки о жизни в искусстве » . Журнал Time заявил, что» его мощный графический стиль и раскрашенные монтажи помогли определить движение поп-арта 1960-х годов ».

В 2003 году художественный критик Петер Шельдаль спросил о применении Розенквистом техник рисования знаков в изобразительном искусстве следующим образом: « Как импортирование этого метода в искусство — это небольшой дешевый трюк? Так были ли шелкография Уорхола и подкладка панелей Лихтенштейна из комиксы. Цель во всех случаях заключалась в том, чтобы соединить эстетику живописи с семиотикой пропитанной средствами массовой информации современной реальности. Голая эффективность антиличностного искусства определяет классический поп. Это как если бы кто-то приглашал вас осмотреть кулак, которым он одновременно бьет тебя. »

Первые две персональные выставки Розенквиста состоялись в Зеленой галерее в 1962 и 1963 годах. Он выставил свою картину F-111 , картину в масштабе комнаты, в галерее Лео Кастелли в 1965 году, благодаря чему добился международного признания.

Но Розенквист сказал следующее о своем причастности к движению поп-арта: «Они назвали меня поп-артистом, потому что я использовал узнаваемые образы. Критикам нравится собирать людей вместе. Я не встречался с Энди Уорхолом до 1964 года. не очень хорошо знал Энди или Роя Лихтенштейна . Мы все возникли по отдельности ».

В 1971 году Розенквист приехал в Южную Флориду, получив предложение от Дональда Саффа , декана Колледжа изящных искусств Университета Южной Флориды , принять участие в совместной художественной инициативе Graphicstudio . В последующие годы Розенквист оставался ключевым сотрудником студии, сотрудничая со студентами и другими художниками и создавая множество собственных работ, в конечном итоге создав свою студию Арипека в 1976 году. Розенквист продолжал ездить во Флориду на протяжении всей своей карьеры, а художник разработал несколько заказал работы для сообщества, в том числе две фрески для здания Капитолия штата Флорида и скульптуру для Детской больницы Джонса Хопкинса , в дополнение к работе в попечительском совете Художественного музея Тампы .

Картины Розенквиста были выставлены в холле Key Tower в Кливленде, штат Огайо . Его F-111 выставлялся там много лет.

После своего признания Розенквист создавал масштабные заказы. Это включает в себя сюиту с тремя картинами «Пловец в экономическом тумане» (1997–1998) для Deutsche Guggenheim , Берлин, Германия, и картину, запланированную для потолка Дворца Шайо в Париже, Франция.

Работает

Зона : Ключевая работа в развитии его фирменного стиля, Розенквист цитирует свою работу 1961 года « Зону» как поворотный момент в развитии его собственной эстетики, поскольку произведение первым использует монументальный масштаб, повторяющийся аспект искусства Розенквиста. иллюстрируется его многочисленными фресками. Зона также послужила отправной точкой в ​​творчестве Розенквиста, поскольку она послужила отходом от его предыдущих работ, которые заставили его отойти от предыдущих экспериментов в абстрактном экспрессионизме , и картина, которую Розенквист описал как его первое поп-произведение. Выполненная маслом на двух отдельных кусках холста, эта работа иллюстрирует начало движения поп-арта в том, как Розенквист черпает образы из средств массовой информации, используя изображение помидора и вырезку из рекламы крема для рук. Два изображения разделены на отдельные зоны, которые служат для фокусировки на визуальных параллелях, таких как дуга стебля помидора и ресницы женщины, а также иллюстрируют фирменную, часто сюрреалистичную фрагментарную композицию Розенквиста.

Избранный президент : выпущенный в том же году, что и « Зона» , « Избранный президент» Джеймса Розенквиста — одна из его самых известных работ. Художник перевел портрет Джона Ф. Кеннеди с плаката кампании на возвышающийся дисплей. Картина также включает в себя наложенное изображение руки, держащей торт в оттенках серого, а также заднюю часть автомобиля Chevrolet. Розенквист использует иконы в поп-культуре, чтобы исследовать известность и отношения между рекламой и потребителем, исследуя известность и иконографию, присущую американской политике. Своим избранным президентом Розенквист стремится заявить о новой роли рекламы и средств массовой информации во время кампании Кеннеди. «В то время меня очень интересовали люди, которые рекламировали себя», — сказал Розенквист. «Почему они разместили рекламу себя? Так это было его лицо. И его обещание было половиной Chevrolet и кусок несвежего торта». На картине Розенквист противопоставляет портрет Кеннеди торту и Шевроле, чтобы показать, как каждый элемент продается американским потребителям.

F-111 : В 1965 году Джеймс Розенквист завершил разработку F-111 , одного из крупнейших и самых амбициозных произведений в его коллекции. Масштаб картины, занимающей более 83 футов и 23 холста, напоминает работу Розенквиста на рекламных щитах, иллюстрирующих изображение самолета F-111 Aardvark в натуральную величину . Изначально картина предназначалась для покрытия всех четырех стен главного зала галереи Кастелли на Манхэттене, занимая всю стену без какого-либо визуального рельефа, чтобы создать внушительный непрерывный вид на войну. Нарисованный во время войны во Вьетнаме , F-111 противопоставляет изображения войны коммерческим изображениям из рекламных объявлений, на которых изображены шины, торт, лампочки, девушка в салоне феном, пузыри и спагетти. Розенквист сопоставляет образы из рекламы на фоне самолета, как способ передать графические сцены войны: сломанные лампочки возле кабины отражают падающие с самолета бомбы, а капот фена повторяет вид ракеты. Розенквист использует картину, чтобы поставить под сомнение роль маркетинга и освещения войны, описывая самолет как «пролетающий сквозь зенитное общество общества потребления, чтобы поставить под сомнение сговор между вьетнамской машиной смерти, консьюмеризмом, СМИ и рекламой».

В Дублине идет град

«И позади у него лежало великое будущее».Фрагмент из романа «Улисс»

Джеймс Августин Алоизий Джойс происходил из старинного ирландского рода, который, как и многие другие известные фамилии XIX века, вошел в новое столетие без богатств, но не растерял своего аристократического шарма. Родился мальчик 2 февраля 1882 года, в тот самый момент, когда его отец, некогда успешный сборщик налогов, потерпел финансовый крах и стал перебиваться случайными заработками.

Младший из рода Джойсов зарекомендовал себя как способный ученик, звезда местечковых олимпиад и подающий надежды лингвист. В университетские годы Джеймс увлекался историей и философией, изучал иностранные языки и, куда же без этого, поддерживал семью деньгами, которые получал за участие в школьных и студенческих конкурсах. На рубеже веков Джойс, успевший освоиться в Дублинском университете, не на шутку увлекся английской и итальянской литературой, начал изучать азы театральной драматургии и впервые в жизни взялся за перо.

Во многом на будущее Джойса повлияла давняя борьба ирландцев за независимость от Англии. Ячейки инсургентов организуют диверсии против солдат Британской Короны, протестанты бьют католиков, а литераторы страны, где вскипают политические страсти, переживают новый «золотой век». Пускай писатель не принимал непосредственного участия в борьбе против «оккупантов», что посягали на владение Зеленым островом, дух сопротивления не мог не отразиться на непримиримом характере молодого и горячего Джеймса.

Молодой Джеймс Джойс

Летом 1900 года он пишет преисполненную революционными настроениями пьесу «Блестящая карьера», переводит на английский язык драмы Герхарта Гауптмана и зачитывается неконвенциональной европейской прозой. Чтиво из-за рубежа надоумило Джеймса высказывать свои суждения в открытую, в обход канонов, установленных «большой» литературой.

В 1902-м полуподпольный журналист Джойс едет в Париж, дабы жадно поглощать произведения французских авангардистов, но возвращается на родину в 1903-м в связи со смертью матери. Через год он познакомится со своей будущей женой Норой. Этот знаковый день, 16 июня 1904 года, впоследствии будет расписан Джойсом по часам и минутам в его magnum opus – масштабном антиромане «Улисс».

Ссылки [ править ]

  1. ^ экспонит-e.com. «Биография — Художник — Студия Джеймса Розенквиста» . www.jamesrosenquiststudio.com . Проверено 11 апреля 2018 года .
  2. ^ a b c d e «Биография Джеймса Розенквиста, искусство и анализ произведений» . Художественная история . Проверено 11 апреля 2018 года .
  3. ^ Джеймс Rosenquist Флорида художников Зал славы
  4. ^ a b c d e f g h i j k l Джонсон, Кен. «Джеймс Розенквист, пионер поп-арта, умер в возрасте 83 лет» . Нью-Йорк Таймс . 1 апреля 2017 . Проверено 2 апреля 2017 года .
  5. Кастнер, Джеффри (22 ноября 2007 г.). «В студии: Джеймс Розенквист» . artinfo.com. Архивировано из оригинала на 24 мая 2008 года . Проверено 21 апреля 2008 года .
  6. ^ экспонит-e.com. «Студия Джеймса Розенквиста» . www.jamesrosenquiststudio.com . Проверено 28 апреля 2018 года .
  7. ^ а б «Биография Джеймса Розенквиста, искусство и анализ произведений» . Художественная история . Проверено 28 апреля 2018 года .
  8. ^ «Джеймс Розенквист, Райская птица приближается к планете с горячей водой, 1988, холст, масло, 105 x 85 дюймов» . www.acquavellagalleries.com . Acquavella Галереи.
  9. ^ a b Пенджелли, Мартин (2 апреля 2017 г.). «Джеймс Розенквист, поп-художник, нарисовавший знаменитый F-111, умирает в возрасте 83 лет» . Хранитель . Проверено 2 апреля 2017 года .
  10. ^ «Вехи Джеймс Rosenquist,» Время, 17 апреля 2017, стр. 15
  11. ^ a b c Постоянные коллекции музеев Гуггенхайма . Музей Гуггенхайма в Бильбао. 2007. с. 162.
  12. ^ «Art Space Обсуждение: Джеймс Rosenquist» , Myartspace , 4 апреля 2008. Проверено 16 мая 2008.
  13. ^ a b «Джеймс Розенквист, возвышавший мир искусства Тампа-Бэй, умер в возрасте 83 лет» . 2 апреля 2017 . Проверено 11 апреля 2018 года .
  14. ^ «Джеймс Розенквист — Отдел по делам культуры — Государственный департамент Флориды» . dos.myflorida.com . Проверено 11 апреля 2018 года .
  15. ^ Литт, Стивен. «Фреска в зале незаметно заполняет пустоту в ключевой башне», Обычный торговец . 22 марта 1998 г.
  16. ^ a b Виерсема, Роберт Дж. (8 июля 2016 г.). «Как« Поляроиды из мертвых »Дугласа Коупленда остаются пробным камнем 20 лет спустя» . Национальная почта . Проверено 2 апреля 2017 года .
  17. ^ (15 марта 2019 г.). Джеймс Розенквист. Зона , (1961) . artdesigncafe . Проверено 7 апреля 2020 года.
  18. ^ Тейлор, Алекс Дж. (2017). «Картина» [с фото избранного президента ]. В книге Алекса Дж. Тейлора (ред.), В фокусе: Силос 1963–194 Джеймса Розенквиста . Публикация Tate Research: Лондон. Проверено 5 апреля 2020 года.
  19. ^ (nd). Джеймс Розенквист. Ф-111 , (1964-65) . Музей современного искусства, Нью-Йорк. Проверено 5 апреля 2020 года.
  20. ^ Свенсон, Джин. «Интервью с Джеймсом Розенквистом» . Вестник Метрополитен-музея .
  21. ^ Станишевский, Мэри Энн. «Интервью Джеймса Розенквиста» Журнал BOMB Fall, 1987. Проверено 17 мая 2013 года.
  22. ^ «Золотые медали Американской академии достижений» . www.achievement.org . Американская академия достижений .
  23. ^ «Джеймс Розенквист» . ropac.net .
  24. Стивенс, Марк, New York Magazine (20 октября 2003 г.). король поп-музыки
  25. ^ (3 апреля 2017 г.). Вспоминая поп-исполнителя Джеймса Розенквиста . Сайт Еврейского музея (Нью-Йорк). Проверено 7 апреля 2020 года.
  26. ^ Текущая биография . 31 . Компания HW Wilson. 1970. стр. 40.
  27. ^ О’Нил, Уильям Л., изд. (2003). Энциклопедия Скрибнера американских жизней: M – Z (иллюстрированный ред.). С. Сыновья Скрибнера. п. 280. ISBN 9780684312224.
  28. ^ Miamiherald.com
  29. ^ Itzkoff, Дэйв (28 апреля 2009). «Произведения эстрадного артиста, погибшие в результате пожара в студии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 октября 2010 года .
  30. ^ Baynews9.com [ постоянная мертвая ссылка ]

Ранний период жизни

Розенквист родился 29 ноября 1933 года в Гранд-Форксе, штат Северная Дакота , и был единственным ребенком Луи и Рут Розенквист. Его родители были пилотами-любителями шведского происхождения, которые переезжали из города в город в поисках работы и в конце концов обосновались в Миннеаполисе, штат Миннесота . Его мать, которая также была художницей, поощряла своего сына к художественному интересу. В средней школе, Rosenquist выиграл краткосрочную стипендию для обучения в Миннеаполисе школе искусств , а затем учился живописи в университете Миннесоты с 1952 по 1954 г. В 1955 г. в возрасте 21 года , он переехал в Нью — Йорк на стипендия для обучения в Лиге студентов- художников, у таких художников, как Эдвин Дикинсон и Джордж Гросс . Рассказывая о своем опыте работы в Лиге студентов-художников, Розенквист сказал: «Я учился только у художников-абстракционистов. У них были коммерческие художники, которые преподавали коммерческую работу, меня это не беспокоило. Меня интересовало только — вот как это Мне было интересно научиться расписывать Сикстинскую капеллу. Звучит амбициозно, но я хотел пойти в школу настенных росписей ». Во время учебы в Нью-Йорке Розенквист устроился на работу шофером, прежде чем решил присоединиться к Международному братству художников и смежных профессий . Как член профсоюза, Розенквист будет рисовать рекламные щиты вокруг Таймс-сквер , в конечном итоге став ведущим художником Artkraft-Strauss и раскрашивая витрины и окна на Пятой авеню. К 1960 году Розенквист бросил рисовать вывески после того, как друг умер, упав с строительных лесов на работе. Вместо того, чтобы работать над коммерческими произведениями, он решил сосредоточиться на личных проектах в своей собственной студии, развивая свой собственный стиль рисования, который сохранил образ, смелые оттенки и масштаб, которые он использовал при рисовании рекламных щитов.

Слова бесполезны

«Три условия требуются для красоты: целостность, гармония, сияние».Фрагмент романа «Портрет художника в юности»

Вместе с супругой Джойс покидает Ирландию и селится в Германии. Он зарабатывает на хлеб уроками английского языка, посвящая все свободное время писательскому ремеслу. В 1907 году публикуется его поэтический сборник «Камерная музыка», в 1914-м – цикл рассказов «Дублинцы», в том же году – первые главы автобиографического романа «Портрет художника в юности».

Все эти произведения, на первый взгляд, совершенно не связанные между собой, являются частью одного глобального универсума, в рамках которого Джойс пишет про ирландский быт и собственную юность. Наиболее полно эстетика Джойса выражается в его изречении: «Искусство есть основное выражение жизни». Он считал, что личность писателя неотделима от фабулы его произведений, а потому ранние работы Джеймса напоминают стилистически разрозненную антологию мемуаров. В основе такого подхода лежит так называемый «поток мыслей» – излюбленный художественный прием, подразумевающий расплывчатое и крайне спонтанное изложение собственного субъективного опыта.

«Дублинцы» будучи, казалось бы, бесстрастной хроникой жизни простых обывателей ирландской столицы, на поверку оказывается набором сострадательных притч о гибели людских надежд. Дублин Джойса – это центр духовного паралича, место, где правит лицемерие, и в каждом доме царит отчужденность.

«Портрет художника в юности», уверенно эксплуатирующий структуру романа воспитания, рассказывает о творческом пути самого Джойса через призму все той же бытности Дублина на закате XIX столетия. Без пяти минут автобиографический роман раскрывает то, как сильно окружение может поломать ранимую творческую натуру. Впрочем, главный герой, равно как и сам Джойс, покидает родную страну, но не обрывает духовную связь с ней, и продолжает прочно ассоциировать свою личность с улицами Ратгара, застроенными георгианскими домами, а сам город обретает новую жизнь в книгах писателя, что сбежал прочь от отчизны.

Конец удовольствию – боль!

«Кажется, что слушаешь музыку, разъедаемую мыслями».Фрагмент из сборника рассказов «Дублинцы»

Безусловно, самой главной работой Джеймса Джойса является «Улисс» – полновесная энциклопедия модернизма, воплощенная на бумаге универсалия бытия и жизнеописание дублинского обывателя, переосмысливающее гомеровскую «Одиссею». Писатель корпел над этой книгой семь лет, с 1914 по 1921 годы. Изначальный замысел описания мирских трудностей, с которыми сталкивается ирландский буржуа и рогоносец, эволюционировал в затею о сотворении «дублинской версии Пер Гюнта», однако свой окончательный вид «Улисс» приобрел, когда Джойс впервые прочитал историю о возвращении царя Итаки домой после Троянской войны.

Смелым шагом стало использование в романе единства действия и времени: все события «Улисса» происходят в один день (ранее упомянутое 16 июня 1904 года) и проносят читателей через будни самых обыкновенных дублинских маргиналов. Без громоздких описаний, без портретных характеристик, без привычной экспозиции и диалогов. Писатель закидывает нас с места в карьер, прямиком в цепкие объятия простака Леопольда Блума, что скитается по родному городу, изрядно философствует, изрядно напивается и веселится на полную катушку.

Мэрилин Монро читает Джеймса Джойса

Двигаясь от раннего утра до глубокой (и ни разу не трезвой) ночи, герои романа косвенно повторяют путь Одиссея, а каждая из глав в весьма своеобразной манере заигрывает с разными литературными жанрами и приемами. Поначалу может показаться, что «Улисс» – крайне хаотичное произведение, однако первое впечатление, как это водится, обманчиво. Сам Джойс неоднократно подмечал, что заложил в свою книгу столько загадок, ребусов и отсылок, что искусствоведам всех стран понадобится, как минимум, сотня лет, чтобы разгадать их все.

Его «угрозы» не были лишены смысла, ибо и по сей день знатоки литературы пытаются с горем пополам структурировать «Улисса» и читают его между строк, вглядываясь в запутанный текст, порой не обремененный ни знаками препинания, ни последовательными мыслями. Стилистическая дисгармония, асимметричность повествования, лихие импровизации и непомерно огромное число интертекста сделали свое дело. Хроника дублинских попек, чьи временные и пространственные координаты остаются весьма условными, подчиняются закону аналогий, бросают вызов опостылому сюжетостроению и говорят об искусстве на языке искусства.

Личная жизнь [ править ]

Розенквист был дважды женат и имел двоих детей. Со своей первой женой Мэри Лу Адамс, на которой он женился 5 июня 1960 года, у него был один ребенок: Джон. Его первый брак закончился разводом. В 1976 году, через год после развода, он переехал в Арипеку, штат Флорида . Его второй женой была Мими Томпсон, на которой он женился 18 апреля 1987 года, от которой у него родился один ребенок: Лили.

25 апреля 2009 года пожар охватил округ Эрнандо, штат Флорида , где Розенквист прожил 30 лет, сгорел его дом, студии и склад. Все его картины, хранившиеся на его территории, были уничтожены, в том числе картины для предстоящей выставки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: