Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987) часть пятая. 1960-е годы: kykolnik
Он был художник ищущий. Построенность последних его работ совершенно нерушима, не терпит ни малейших перемещений. Но при всем внешнем рационализме, прямо-таки математической четкости, она никогда не кажется холодным, рассчитанным расположением предметов и пятен на поверхности листа или холста.
Сани, одинокий пешеход — малозаметные детали знаменитейшей картины. Угадали какой?
1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Предгорье»
Одна репродукция широко растиражирована, другая — из журнала.Какая из них ближе к оригиналу так и не нашла, потому обе:
1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «У могилы друга»
1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «У могилы друга»
1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Уссурийский залив»
1960 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»
«Где-то шел бегом, а сейчас мой шаг стал размеренней и тише» Георгий Нисский
1960 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»
1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подмосковная ночь»
1965 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»
1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер»
Однажды вместе со Зворыкиным я побывал на его выставке на Кузнецком Мосту и там стал свидетелем фантастического зрелища. У Нисского было заготовлены акварельные картинки величиной в почтовую открытку. Возможно, их написали его ученики. Они изображали морской пейзаж с берегом и кустами на переднем плане. Нисский раздавал их знакомым как автографы, но перед этим делал несколько мазков черной кистью, то ли гуашью, то ли тушью: подъярчал прутики кустов и камешки на переднем плане, ставил птичек над водой. И на ваших глазах происходило чудо: пейзаж приобретал объемность, уходил вдаль.
1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер. Подмосковье»
1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Причал»
1966 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Набережная»
1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Яхты у берега»
1964 (?) Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»
1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Натюрморт с вятской игрушкой»
На склоне одного из окрестных холмов развалился на траве парень в начищенных сапогах и розовой шелковой рубашке, он бросил наземь велосипед и положил на раму вихрастую русую голову. Рядом с ним смиренно сидела девушка в белом платье. Козы у подножия холма обнюхивали кем-то оставленный мотороллер. В небе, как будто мелом, реактивный самолет вычерчивал сложную параболу. Жизнь шла своим чередом.
Когда Нисский в мастерской в Москве пробовал все это писать, получалось что-то не то. Детали мешали воспринимать целое.
И вот тогда случилось чудо. Сперва из пейзажа Суздаля улетел самолет и забрал с собой белый след, потом за ним уехал с холста мотороллер, а последним нехотя ушел красавец парень, уводя с собой велосипед и девушку. Остались только козы, да молодые женщины, да холмы. А в конце еще появилась на дневном небе луна.
1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На лодке. Вечер»
1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Покров на Нерли»
В конце жизни Георгий Георгиевич долго и тяжело болел. Семьи у него не было, и последние годы он провелв доме престарелых. Скончался живописец 18 июня 1987 года; похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Наследников у Георгия Григорьевича не было. Значительная часть его работ исчезла, и судьба их ныне неизвестна…
Биография
Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923—1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин. Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности — волейболу.
В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой. В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа — «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).
https://youtube.com/watch?v=NGii-rifcq0
Георгий Нисский «Севастополь.Вечер»
Все видео
Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.
Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы — морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).
В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.
Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956—1957).
Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.
Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве.
Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987) часть вторая. 1941-1950 годы : kykolnik
Танки идут на запад. На них в белых полушубках — солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой…
«В памятную тяжелую зиму 1941—1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»
Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.
Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.
1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»
Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <…> Отбирать только главное… Остальное, литературно досказывающее — убирать, убирать уверенно, безжалостно».
1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»
Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»автор текста Василий Лебедев-Кумач
1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»
Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»
1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»
Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»
Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.
Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны — ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.
1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»
1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»
1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»
1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»
1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»
1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»
1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»
1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Верхняя Волга»