Банан (1967)
Картина «Банан» стал одним из самых расхожих образов в мировой торговле. Ярко-жёлтый банан, с характерными изменениями на кожуре, словно был только что оторван от спелой банановой грозди. Этот образ можно встретить на майках, брелоках, чашках и других предметах быта. Его часто используют в своих работах фотографы и художники.
В 1967 году Уорхол продюсировал группу Velvet Underground, и решил им помочь в оформлении первого альбома. Группа пользовалась скандальной славой из-за своего репертуара. Поначалу банан был приклеен поверх ещё одного, очищенного и с явным намеком в сопроводительном тексте «Медленно сними кожуру и смотри». Этот скандальный символ стал самым узнаваемым не только среди музыкальных дисков. В этом весь Энди Уорхол. Из простого предмета он создал эпический символ, закрепив за ним особый подтекст.
7
Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850
Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.
Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро
Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.
Смерть и катастрофа
На первый взгляд, поверхностный гламур Мэрилин Уорхола увековечивает актрису как блондинку-бомбу ушедшей голливудской эпохи. Легко забыть о трагедии, стоящей за изображением, но частью нашего непреходящего увлечения Мэрилин Монро является ее трагедия.
Фото: https://artstartml.com/
Ее борьба с психическим здоровьем, ее бурная личная жизнь и тайна, окружающая ее смерть, были хорошо задокументированы в бесчисленных биографиях, фильмах и телешоу, включая документальный фильм Netflix «Тайна Мэрилин Монро: неслыханные записи» и грядущий биографический фильм «Блондинка». Она олицетворяет знакомое повествование о трагической иконе, которая обречена на повторение — то, что Уорхол слишком хорошо понял после того, как пережил расстрел Валери Соланас в 1968 году.
Смерть в сердце «Мэрилин» Уорхола коренится не только в горе, но и является отражением более широкого культурного ландшафта. 1960-е годы были удивительно темным периодом в американской истории 20-го века. Беглый взгляд на контекст, в котором Уорхол создавал эти образы, показывает десятилетие, отмеченное серией травмирующих событий.
Журнал Life опубликовал жестокие фотографии войны во Вьетнаме. Телевизионные передачи показали шокирующую жестокость полиции во время маршей за гражданские права. Америка была потрясена убийствами Джона Ф. Кеннеди, Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга-младшего. Кадры смерти Джона Кеннеди, снятые прохожим Авраамом Запрудером, неоднократно транслировались по телевидению. Прославленные голливудские звезды умирали молодыми и при трагических обстоятельствах, от Мэрилин Монро и Джуди Гарланд до Джейн Мэнсфилд и Шэрон Тейт.
Этому образу 1960-х годов вторит теоретик постмодернизма Фредрик Джеймсон, который описывает десятилетие как «виртуальный кошмар» и «исторический и контркультурный бэд трип». Такие звезды, как Монро, не были столь безупречны, как могут показаться на портретах Уорхола, но были «отъявленными случаями выгорания и саморазрушения».
Уорхол понимал это лучше, чем кто-либо другой. Его серия «Смерть и катастрофа» исследует зрелище смерти в Америке и утверждает, что 1960-е годы были временем беспокойства, террора и кризиса. Серия состоит из обширной коллекции фотографий реальных бедствий, сделанных методом шелкографии, включая автокатастрофы, самоубийства и казни, взятых из газет и полицейских архивов. Известные смерти также являются центральной темой сериала, в том числе портреты Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и Джеки Кеннеди — все они связаны со значительными смертями или околосмертными переживаниями.
Фото: https://kudamoscow.ru/
«Смерть и катастрофа» появились в 1962 году, когда соратник Уорхола Генри Гельдзалер предложил художнику прекратить создавать «утверждения жизни» и вместо этого исследовать темную сторону американской культуры: «Может быть, в Америке не всегда все так сказочно. Пришло время для какой-то смерти. Это то, что происходит на самом деле». Он вручил Уорхолу экземпляр New York Daily News, что привело к первой картине-катастрофе «129 Die in Jet!».
Недавняя шумиха вокруг продажи портрета Мэрилин с аукциона говорит о нашем времени не меньше, чем о нашей ностальгии по 1960-м годам. Мы решили вспомнить десятилетие во всех его великолепных красках, но раскрытие его темных моментов дает возможность переосмыслить. Возможно, Мэрилин Уорхола — не просто символ свингующих 60-х, а артефакт столь же бурного и неопределенного времени, как и наше.
Основы жизни Энди Уорхола
Биография Энди неразрывна с тремя явлениями:
- поп-арт как направление в искусстве;
- концепцией массового производства, когда картины делаются сериями. Вершиной практического осуществления стала мастерская «Фабрика»;
- философией универсального человека.
Поп-арт, родоначальником которого он считается, в понимании Энди — это выражение сиюминутных чувств, которые вызывает всё — люди, суп в банках, гоночные машины. Назвать его прославлением упаковки — ничего не понять в том, кто такой художник и что такое его странная живопись.
Массовое производство чего-то в искусстве — это вовсе не тираж с потерей качества. Вспомним гравюры, которые тоже тиражируются. Просто Энди запал на чисто детскую идею шелкографии, которая в его воображении связалась с фото. По типу характера он представляет собой хитрый комплекс шизоида, истероида и уклоняющейся личности. От шизоида в нём основное свойство — умение каждый раз придумать мир заново. Поэтому он придумал технику под себя. Ни один фотограф не скажет, что Энди Уорхол фотографии делал какие-то художественные. Он специально выбрал самое массовое, предназначенное для чайников — фотоаппарат Полароид, в те времена — самых первых модификаций. Снимки переносились на нейлоновую сетку с помощью контактного засвечивания. Таким образом создавалась матрица, а на её основе производился небольшой тираж произведений особого искусства.
Зебра (1983)
Картина «Зебра» входит в цикл шелкографий под названием «Вымирающие виды». Эту серию художнику заказали защитники животного мира. Существует альтернативное название этой серии — «Животные в гриме». Серия изображает 10 самых редких и исчезающих животных планеты: зебру Греви, орангутанга, амурского тигра, чёрного носорога и других животных.
Зритель видит перед собой развёрнутую голову зебры. Техника исполнения — шелкография. Тонкие красно-сине-желто-белые линии, переплетаясь создают изящный образ зебры
Картина очень динамичная, яркая и сразу привлекает к себе внимание. Можно часами рассматривать изящный узор переплетающихся линий
10
Кинематографист
Параллельно с живописью художник активно осваивал другой вид визуального искусства – кино. Правда, свой режиссерский успех Уорхол обрел лишь в узких кругах, поскольку снимал экспериментальные фильмы, скорее близкие к видео-арту.
Santi Visalli
Большинство ранних работ не имело в своей основе никакого сюжета и представляло собой имитацию документальной съемки. Например, один из фильмов отражает банальную бытовую ситуацию: мужчина примеряет трусы. В попытках расширить привычные рамки киноязыка Уорхол начинает снимать статичные фильмы. Самыми знаковыми среди них стали пятичасовой «Спи» и почти семичасовой «Эмпайр». Первый представлял собой съемку спящего поэта Джона Джорно, второй – небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг.
Всего Уорхол снял порядка нескольких сотен лент. Самой известной и к тому же игровой картиной стали «Девушки из «Челси» – история о 12 девушках, которые праздно проводят время в одноименном отеле в Челси. Главные роли исполнили друзья художника и завсегдатаи «Фабрики». Несмотря на смелый экспериментальный характер, фильм имел коммерческий успех.
Смысл
Мэрилин Монро на картине переставала быть личностью, погибшей актрисой трагической судьбы — она превращалась в обезличенный рекламный штамп. Энди Уорхол показывал не человека, а символ массовой культуры, подобный банкам супа.
Своим произведением автор бросал вызов культуре модернизма. Раньше картина ценилась за мазки кистью, которые наносил художник, — Уорхол противопоставил этому бездушное штампование и тиражирование. Впоследствии для создания работ он стал применять метод шелкографии: изображение отпечатывалось с помощью трафарета на ткани. Кроме того, Уорхол делал большое количество копий своих произведений — это тоже был его метод.
Наследие Энди Уорхола
Философия Уорхола заключалась в его пристальном взгляде на жизнь, самоиронии и умении видеть мир под иным углом. Все это художник переносил на холсты, искренне считая, что коммерческая живопись имеет право на существование, и в этом нет ничего зазорного.
Стиль картин Энди можно охарактеризовать как натуралистичный поп-арт, хотя он нередко использовал обобщающие изобразительные средства. Так, портреты знаменитостей имеют идеализированные черты и напоминают скупой набросок, выжимку из индивидуальности конкретного персонажа. Яркие краски передают настроение художника, а используемые им под конец жизни неоновые тона прямо-таки кричат о невысказанных мыслях и чувствах.
Описание картин мастера – дело неблагодарное. Лучше один раз увидеть его полотна и ощутить тот информационный посыл, который хотел передать публике Энди, нежели штудировать энциклопедии, посвященные его творчеству.
К слову, художник является автором не только андеграундного кино, но и (заочно) соавтором нескольких книг, среди которых:
- «Америка»;
- «Дневники Энди Уорхола»;
- «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)».
Идеи и талант Энди продолжают вдохновлять художников, рекламщиков, людей творчества и бизнесменов. Так, эскиз очков, найденный в архивных бумагах Уорхолла, натолкнул бренд Retrosuperfuture на мысль о создании коллекции солнцезащитных аксессуаров. Многие модные марки используют различные работы мастера для создания принтов для коллекций одежды, обоев, сумок и прочих дизайнерских вещей.
Друг
Энди Уорхол познакомился с Жан-Мишелем Баския в 1982 году, когда они находились на разных этапах своей карьеры: первый был безусловной звездой, второй – начинающим художником граффити под псевдонимом SAMO.
Ron Galella
С легендой поп-арта Жан-Мишель познакомился в одном из нью-йоркских ресторанов. Случайно увидев Уорхола, он предложил ему приобрести несколько его открыток. Это положило начало их знакомству и совместной работе: с 1984 по 1985 год они написали 130 совместных работ. Однако их общение не ограничивалось лишь профессиональными рамками. Вместе они ходили на шопинг, ели китайскую еду, обсуждали выставки.
Кадр из рекламной кампании Saint Laurent
Одним из наглядных свидетельств дружбы художников стал плакат к открытию их совместной выставки в галерее Shafrazi. На нем Уорхол и Баския одеты в боксерскую униформу. Спустя 35 лет архивные фото обрели новую жизнь – в рекламной кампании Saint Laurent этого года, приуроченной к выходу совместной коллекции c маркой боксерской экипировки Everlast.
Вероятно, вам также будет интересно:
Кто такой Маурицио Каттелан
Почему искусство стоит так дорого?
Как найти современных художников, чье искусство вам по карману
Самые известные «фабрики» искусства: Брейгели, Уорхол, Кунс и Мураками
Смерть скупца: Иероним Босх, 1490
Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.
Смерть скупцаИероним Босх
Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.
Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.
Новый ты мог бы родиться сегодня: Сантьяго Карузо
Произведение, входящее в рейтинг самых страшных картин художников, отличается сложной композицией. Это одна из многочисленных вариаций на тему рождения и происхождения человека на земле.
Новый ты мог бы родиться сегодняСантьяго Карузо
Странные мистические существа в напряженных позах, зловещий колорит и мрачная атмосфера — все это говорит о своеобразной трактовке аргентинским художников основных принципов художественного направления сюрреализм. Карузо — достойный продолжатель идей Сальвадора Дали, но в своих экспериментах с формой и композицией он зашел намного дальше. Это полотно мастера — своеобразное философское размышление о жизни, о месте человека в ней.
Смерть
Энди Уорхол умер 22 февраля 1987 г. в возрасте 58 лет. Он скончался в Манхэттенской больнице, где ему удаляли желчный пузырь. Официальной причиной смерти художника является остановка сердца.
Его родственники подали в суд на больницу, обвинив персонал в ненадлежащем уходе. Конфликт был сразу же урегулирован вне суда, а семейство Уорхола получило денежную компенсацию. Стоит отметить, что врачи были уверены, что он переживет операцию.
Однако переоценка случая, спустя 30 лет после смерти Энди, показала, что в действительности операция была более рискованной, чем казалось изначально
Эксперты приняли во внимание возраст, проблемы с желчным пузырем, а также его предыдущие огнестрельные ранения
Интроверт
Будучи взрослым, художник никогда не испытывал дефицита в общении и проводил много времени в окружении многочисленной свиты. Несмотря на яркую светскую маску, по своей натуре он был достаточно замкнутым и отстраненным человеком, который на любых вечеринках предпочитал скорее слушать других, чем говорить.
Дело в том, что еще в детстве Уорхол оказался жертвой социальной изоляции. Причиной тому стала хорея Сиденгама, известная как пляска святого Вита. Поражая нервную систему, это заболевание вызывает непроизвольные судороги конечностей. В итоге мальчик оказался на долгое время прикован к постели.
Впрочем, постельный режим способствовал развитию творческих задатков будущего художника. Уже в 13 лет Энди много рисовал, создавал коллажи из газетных вырезок и фотографий звезд.