Охотничья трилогия
В 1843 году Аксаков приобрел под Москвой имение Абрамцево, где он обрел тихую и размеренную жизнь. Это спокойствие и безмятежность пробудили воспоминания о детстве и юности, о том, как часто они с отцом охотились или рыбачили.
Первая полноценная книга Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об уженье» должна была стать интересным пособием для узкого круга рыболовов, а прославилась на всю Россию. Даже людям, не относящим себя к любителям ловли рыбы, понравились описания подводного мира и то, с какой страстью и любовью Аксаков описывал рыбалку.
Успех побудил писателя продолжить тему. Вторая книга «Записки ружейного охотника» стала еще более глубокой и страстной в плане изображения природы, животных и эмоций охотника. Произведение получило высочайшие оценки критиков, писателей и простых читателей.
В 1855 году Аксаков завершил трилогию книгой «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». По этим произведениям можно понять, что Сергей Тимофеевич не терпел высокопарности и праздного созерцания. Даже пейзажи играли важную роль и были наполнены интересными деталями.
Изданные по отдельности книги писатель хотел объединить в один сборник. При попытке издать его Аксаков столкнулся с серьезными препятствиями. Из-за проблем с цензурой у его сына Ивана писателю отказали. После апелляции и ходатайства процесс вновь был запущен, но сборник так и не увидел свет.
Директор межевого института
Оставшись без работы, Сергей Тимофеевич оказался в незавидном положении. Фактически на любой его государственной службе был поставлен крест, но это был единственный способ достойно зарабатывать, чтобы жить с большой семьей в Москве. Писателю пришлось лично обратиться к Бенкендорфу, хотя именно он приложил усилия для увольнения Аксакова. В результате вышестоящими органами было принято решение позволить Сергею Тимофеевичу вновь работать на государственной службе.
В октябре 1833 года Аксаков получил должность инспектора Константиновского землемерного училища. Вскоре это заведение было официально преобразовано в межевой институт, а Аксакова назначили его директором.
Еще будучи цензором, Сергей Тимофеевич познакомился с множеством литераторов, среди которых был В. Г. Белинский. Молодой критик дружил с сыном Аксакова Константином. Вскоре Белинский стал частым гостем в их доме.
В 1838 году Сергей Аксаков решил окончательно оставить службу. В этот период у него начались серьезные проблемы со здоровьем, ухудшилось зрение.
Славянофильство
С начала 40-х годов начались важные перемены в общественной и социальной жизни России. Не менее серьезные перемены обозначились и в сознании Аксакова, поскольку в стране происходило обострение социальных противоречий, активизировалось антикрепостническое и освободительное движение.
Это время ознаменовалось появлением западников и славянофилов. Дети Аксакова (Константин, Иван и Вера) были активными славянофилами 40-х годов. Сторонники этого течения утверждали, что у России есть особенный путь, не связанный с Западом, который может лишь нанести урон развитию России и ее ценностям.
Сам Аксаков утверждал, что он не является сторонником никаких течений, поскольку видит, в какие крайности уходил его любимый сын Константин со своими единомышленниками.
Последние годы
Аксаков думал, что «Семейная хроника» станет завершением его литературной карьеры, но на самом деле 50-е годы стали самыми плодотворными. Из-под его пера вышла повесть «Наташа», рассказ «Собирание бабочек», а также цикл мемуаров «Литературные и театральные воспоминания». Незадолго до смерти был написан «Очерк зимнего дня». Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова в это время высоко ценилось. Писатель планировал продолжение «Семейной хроники», ведь материала о собственных детях и их судьбах у него было предостаточно.
Смерть настигла Аксакова в конце апреля 1859 года. Писателю было 67 лет. Сергей Тимофеевич всю жизнь был верен одной женщине — своей жене. В браке у них родилось 11 детей — 4 мальчика и 7 девочек. Некоторые из них умерли в детстве или в юношеском возрасте. Константин и Иван были литераторами. Надежда отлично пела и играла на гитаре. Ольга стала художницей. Вера была подвижницей славянофильского движения.
В XX веке интерес к биографии Аксакова ослаб, чтобы с новой силой возродиться в наши дни. Сейчас его произведения снова становятся популярными. Существует несколько музеев Аксакова. Его именем назван один из парков в Уфе и кратер на Меркурии. В селе Надеждино (Башкортостан) функционирует Аксаковский историко-культурный центр.
Детство и юность
Сергей Аксаков родился в 1791 году в Уфе в старинной дворянской семье. Отец любил природу, был мягким, застенчивым, малообразованным человеком, а мать слыла редкостной красавицей, умной и начитанной женщиной.
Детство мальчик провел в Уфе и в Заволжье, в имении его дедушки. От отца писатель перенял любовь к природе. Впоследствии охота и рыбалка стали его страстью. Эти факты из биографии Аксакова вознесут его спустя много лет на литературный пьедестал.
Когда мальчику исполнилось девять лет, его отдали на учебу в Казанскую гимназию. Не готовый к разлуке с семьей и самостоятельной жизни, ребенок серьезно заболел. Поэтому родные были вынуждены забрать его из учебного заведения. Лишь через год Сережа Аксаков вернулся к учебе в гимназии.
Осенью 1804 года был открыт Казанский университет, а старшие гимназисты стали студентами. Среди них оказался и 13-летний Сергей Аксаков.
О годах учебы писатель всегда вспоминал очень тепло. В это время он увлекся литературой и театром. Кроме того, студенты выпускали рукописные журналы. Разгоравшиеся между «конкурентами» дискуссии о литературе и языке не оставляли никого равнодушным. Любопытно, что Аксаков всегда выступал против слащавости прозы Карамзина, но любил его стихи.
«Буран»
Это первое произведение, в котором проявился яркий писательский талант Аксакова. В 1834 году он опубликовал небольшой очерк «Буран». Это маленькое, но очень красивое произведение. В основе творческого метода лежит живой человеческий интерес к действительности без прикрас, естественность и простота. Картина разбушевавшейся природы стала классическим образцом пейзажной живописи в литературе. До этого подобным образом описывал природу только Пушкин.
Сам Александр Сергеевич по достоинству оценил описание бурана. Изображение метели в «Капитанской дочке» было написано под впечатлением от этого короткого очерка.
Увольнение
Будучи цензором, Аксаков не оставлял свою литературную деятельность. В начале 1830 года он анонимно опубликовал фельетон «Рекомендация министра». Смысл социально-сатирического очерка был очевиден: получить выгодное место без чьей-либо протекции или помощи невозможно, так как на этом неписаном законе строится вся государственная система.
Произведение мгновенно привлекло к себе внимание Николая I, который был в ярости. Началось разбирательство
Сначала арестовали цензора, пропустившего фельетон, потом угроза нависла над издателем «Московского вестника». Лишь тогда Аксаков решил раскрыть свою личность и явился в полицию. От высылки из Москвы писателя спасли письма, в которых он писал, что лишь изложил в форме рассказа известный в народе анекдот. Он клялся, что никого не хотел оскорбить.
В декабре 1831 года Аксаков по неосторожности пропустил в печать статью И.В. Киреевского с достаточно революционными идеями
Автора статьи признали неблагонадежным, журнал «Европеец» закрыли, а Аксакову сделали строгий выговор.
В январе 1832 года (всего через меся) грянула другая беда, положившая конец карьере цензора. В печать вышла остроумная сатира некоего Елистрата Фитюлькина, высмеивающая нравы полицейских властей. Книга возмутила полицейские власти Москвы и Петербурга. История вновь дошла до Николая I. Его решение было однозначным: уволить Аксакова, так как он не обладает необходимыми для цензора качествами и умениями. Впоследствии это событие отразится на биографии Аксакова.
Список литературы
- Володихин Д.М. Хранители старины. Древние города России. М. Вече, 2016, 101 с, (Неведомая Русь)
- В.И. Ерохин Города под водой. Альбом. И-во ИП Верхов С.И., 2017г. с.67 – Молога «Эпицентр волжской трагедии»
- 25 лет Угличской и Рыбинской ГЭС. Из опыта строительства и эксплуатации. Под общей редакцией Героев Социалистического Труда Н.А. Малышева и М.М. Мальцева. Из-во ЭНЕРГИЯ, М.1967г., Л.
- //www.culture.ru/s/vopros/byliny/статья «Какая из русских былин самая древняя» Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
- Устное народное творчество Вологодского края. Хрестоматия Выпуск I.Былины. Духовные стихи. Легенды. Из-во Вологда, В И Р О, 2002г.
- Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв/ Сост., вступит. статья, примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина, М.: Московский рабочий, 352 с. (Из золотых кладовых мировой поэзии).
- Безсонов П. Калики перехожие. — М., 1861. — Вып. 2. С. 278
- СарабьяновВ.д. М. 1979г. с 78-82
- Рыбаков Б. А.Ремесло Древней Руси. М., 1948, с. 501.
- https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=17&chap= Масленицын С.И. Ярославская иконопись (с.25)
- Р. Минина «Феномен А. А. А. Документальное повествование». Издательский дом «Череповец», 2002 г., Череповец.
- А. Грищенко, статья «Фейерверк фантазии», газета «Коммунист», №9, 1981г.
- В. Строганов, статья «Учения «Запад-83», газета «На страже Родины», 1983г.
- С.М. Жаворонкова, статья в буклете к выставке в Государственном Русском музее
«На выставке, организованной Лекторием Государственного Русского музея совместно с ленинградским Товариществом Свободных Художников…», 1989г.
- Т. Субботина, статья о персональной выставке О. Захарова в галерее «Форум»«Появление данной статьи обусловлено последней выставкой художника Олега Захарова, ныне проходящей в галерее «Форум»…», 1995г.
- З. Арсеньева, статья «Лисий Нос и лисий сон», газета «24 часа», приложение «Пятница», 20.20.1995г.
- О. Захаров, статья «Знак времени», газета «Электрик», ГЭТУ, 2001г., янв.
- Благодарственное письмо Российской Академии наук, Санкт-Петербургский Фонд имени М.В. Ломоносова, 15 апреля, 1997г.
- Благодарственное письмо Российской Академии наук, Санкт-Петербургский научный центр, управление внешних связей, 19.04.1997г.
- О. Захаров «Три дня в Иерусалиме», записи из поездки, 2001г.
- Благодарственное письмо, Череповецкое музейное Объединение, Череповецкий краеведческий музей, октябрь, 2004г.
- Благодарственное письмо, МУК «Череповецкое музейное объединение» Министерства культуры РФ, 19 октября 2004г., №492
- Скобелева Л.В. статья «Лисий Нос – источник вдохновенья», газета Вести Лисьего Носа, №10 (248), июль 2019г.
- Лисий Нос в названиях и судьбах, альбом. М. Буки-Веди, 2019г. с.174 – 177
- Лисий Нос в названиях и судьбах, альбом., 2-е издание, М. Буки-Веди, 2020г. с.176 – 180
Пик литературной карьеры
Наиболее значительными работами Аксакова являются «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». В этих книгах перед читателями раскрывается история трех поколений семьи Сергея Багрова, то есть самого писателя. Он намеренно изменил места и имена, чтобы нельзя было сопоставить их с реальными прототипами, некоторые из которых были еще живы. Однако стоило «Семейной хронике» выйти из печати, как критики моментально сопоставили персонажей с реальными людьми.
В «Семейной хронике» Сергей Аксаков удивительно точно описал быт помещиков и крепостных. По сюжету все семейство Багровых переезжает из Симбирской губернии в новое поместье. Контраст между тем, как радуются и ждут переезда люди в барском доме, и как тягостно и грустно продавать скот и весь скарб крепостным крестьянам, сразу погружает читателя в атмосферу подневольности и зависимости крепостных. Аксаков неторопливо и детально описывает действительность. Читатель словно смотрит интересное и эпическое кино.
Книга вышла из печати в самый «удачный» момент: только закончилась Крымская война, прогнивший николаевский режим был очевиден каждому. «Семейная хроника» дала отличный материал для обличения крепостничества и была чрезвычайно выгодна революционно настроенным демократам.
«Детские годы Багрова-внука» – это заключительная часть трилогии «Семейная хроника». В произведении с удивительной точностью описывается детство маленького Сережи – с рождения и до девяти лет. Темой книги является сложный и столь важный процесс формирования детской души.
В произведении показано, как медленно, но верно меняется мировоззрение мальчика, который начинает понимать, что в мире все далеко не так прекрасно. Однако он не страдает от этого осознания, не пытается что-то изменить, а лишь созерцает. Художественные описания и, конечно, язык – вот, чем прославился Сергей Тимофеевич Аксаков.