Максим горький

Эмиграция и дальнейшая жизнь

В 1906-м году ситуация внутри страны накаляется до предела. Власти начинают без разбора преследовать любое инакомыслие. Не желая становиться жертвой политических репрессий, Максим Горький решает отправиться в эмиграцию.

По просьбе Ленина он едет через Европу в США, где участвует в сборе денег на будущую революцию.


Максим Горький и Владимир Ильич Ленин

На чужбине Максим Горький продолжает активно трудиться и достигает новых успехов на литературном поприще. Работает в сатирическом жанре, пишет памфлеты. Начинает трудиться над крупными произведениями, среди которых особое место занимает роман «Мать». Завершить его литератору удалось после кратковременного возвращения в Россию.

Во время недолгой жизни в США познакомился с Марком Твеном, на которого произвел приятное впечатление.

В том же 1906 году Горький с супругой поселился в Италии. Тут он жил и трудился целых 7 лет. На период вынужденной эмиграции приходится серьезный творческий кризис. Писатель начал переосмысливать свои приоритеты.

В новаторском порыве он попытался совместить идеи религии и марксизма, был одним из активистов богостроительного направления в литературе. Из-под его пера вышло произведение «Исповедь», которое стало попыткой переоценить свои установки.

Ближе к концу пребывания в Европе Горький написал цикл небольших историй под общим названием «Сказки об Италии».

В 1913-м году в России была объявлена большая амнистия по поводу 300-летия династии Романовых. Писатель воспользовался случаем, чтобы вернуться домой. После прибытия в родные края Горький несколько раз перебирался с одного места на другое, пока не остановился в Санкт-Петербурге.

Вернувшись домой, он начал работу над автобиографической повестью «Детство», занимался активной издательской деятельностью.

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский стал лидером неоклассицизма в музыке. Он свободно комбинировал жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Серия трех балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) моментально вывели Стравинского в ряды композиторов первой величины.

В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость»,  его называли «композитором тысячи одного стиля». Его произведения отличают постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета. Он был космополитом и жил во многих странах, но всегда считал «я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».

Избранная библиография

Рассказы и короткие истории:

  • «Макар Чудра» (Макар Чудра, 1892)
  • «Емельян Пилай» (Емельян Пилай, 1893)
  • «Лгавший чурбан и дятел, любивший правду» (О чиже, который лгал и о дятле — любителе истины, 1893)
  • «Старый Архип и Лёнка» (Дед Архип и Лёнька, 1893)
  • «О мальчике и девочке, которые не замерзли насмерть. Рождественская история» (О мальчике и девочке, которые не замёрзли. Святочный рассказ, 1894)
  • «Песня о Соколе» (Песня о Соколе, 1894)
  • «Однажды осенью» (Однажды осенью 1895 г.)
  • «Старая Изергиль»(Старуха Изергиль, 1895 г.)
  • «Челкаш»(Челкаш, 1895)
  • «Дело с застёжками» (Дело с застёжками, 1896)
  • «Мальва» (Мальва, 1897)
  • «Болес» (Болесь, 1897, переводится также как «Любовник»)
  • «Товарищи» (Товарищи, 1897)
  • «Зеленый котенок» (1897)
  • «Озорник» (Проходимец, 1897)
  • «Голтванская ярмарка» (Ярмарка в Голтве, 1897)
  • «Озорник» (Озорник, 1897)
  • «Скука» (Скуки ради, 1897)
  • «Прелюбодейная жена» (1897)
  • «Друзья» (Дружки, 1898)
  • «Каин и Артём» (Каин и Артём, 1898)
  • «Двадцать шесть мужчин и девушка» (Двадцать шесть и одна, 1899 г.)
  • «Голодные» (1899)
  • «Повесть о Филиппе Васильевиче» (Рассказ Филиппа Васильевича, 1905)
  • «Королевство скуки» (1906)
  • «Сказки Италии» (Сказки об Италии, сборник; 1911–1913)
  • «Солянка» (1923)
  • «Светло-серый и голубой» (1923)
  • «Книга» (1923)
  • «Как они сочинили песню» (1923)
  • «Птичий грех» (1923)
  • «Серебряная десятка» (1923)
  • «Зрители» (1923)
  • «Легкомысленный человек» (1923)
  • «Страсти-Мордасти» (1923 г.)
  • «Веселый парень» (1923)
  • «Жалобы» (1923)
  • «Небесно-голубая жизнь» (1925)

Новеллы:

  • Коновалов (Коновалов, 1897)
  • Орловы (Супруги Орловы, 1897)
  • Существа, которые когда-то были людьми (Бывшие люди, 1897)
  • Варенька Олесова (Варенька Олесова, 1898)

Романы:

  • Сирота Павел (Невезучий Павел; Горемыка Павел, 1894)
  • Фома Гордеев (Фома Гордеев, 1899)
  • Трое из них (Трое, 1900)
  • Мать (Мать, 1906)
  • Жизнь бесполезного человека (Жизнь ненужного человека, 1908)
  • Признание (Исповедь, 1908)
  • Окуров Сити (Городок Окуров, 1908)
  • Жизнь Матвея Кожемякина (Жизнь Матвея Кожемякина, 1910)
  • Дело Артамонова (Дело Артамоновых, 1925)
  • Жизнь Клима Самгина (Жизнь Клима Самгина, 1927-1936)
  • Наблюдатель (1927)
  • Магнит (1928)
  • Другие пожары (1930)
  • Призрак (1936)

«ПЕРЕДВИЖНИКИ» И ВЛИЯНИЕ И. КРАМСКОГО

Между тем в русском изобразительном искусстве в это время происходили знаменательные события. Еще в 1863 году группа молодых живописцев реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом («дело 14-ти»), отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма. «Бунтовщики» основали Артель художников. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился. «Громче всех, — вспоминал Репин, — раздевался голос богатыря Шишкина. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит все изящней и блистательней».

Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи. Шишкин был одним из его учредителей. Идеалам передвижничества он не изменял никогда, до самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной выставке. Особенно близкие отношения сложились у художника с И. Крамским, одним из активнейших «рекламистов» творчества Шишкина. Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние.

Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему: это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), с которой,собственно, и началась слава художника. Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. Автор получил за неё 300 рублей.

Шишкин часто бывал на родине, где собирал материалы для новых своих произведений. Так, например, поездка в Елабугу в 1871 году подвигла его к написанию знаменитой картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872).

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский стал одним из первых «профессиональных» композиторов. Теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Академические навыки и талант помогли ему стать композитором мирового уровня. Наследие Моцарта, Бетховена и Шумана Петр Ильич Чайковский сочетал с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Он был не только композитором, работал педагогом, дирижером, критиком, общественным деятелем, выступал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Произведения Чайковского любимы многими, потому что его музыкальный диалог со слушателем был практически универсален: его музыка отражала образы жизни и смерти, любви, природы, детства, духовная жизнь русского народа.

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

  Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

ПРЕДАННОСТЬ ИСКУССТВУ

Шишкин много ездил по России: писал этюды в Крыму, в Беловежской пуще,на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии и нынешней Карелии. Постоянно выставлялся — на персональных, академических, передвижных, торгово-промышленных выставках. В 1894—95 годах возглавлял пейзажную мастерскую в Академии, оказавшись на удивление «толерантным» педагогом, — застылой «партийностью» Шишкин не бравировал, на первое место в оценке художника ставя талант, а не верность тому или иному направлению.

Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта— по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел, что мастер падает со стула. Подбежав к нему, он увидел, что Шишкин уже не дышит.

Александр Порфирьевич Бородин

Великий русский композитор Александр Бородин обладал многими талантами. Ученый-химик, врач, педагог и литератор писал музыку, ставшую шедевром русской классики. Интересно, что у Александра Бородина не было профессиональных учителей, искусство писать музыку он освоил сам. Толчком к творчеству стали женитьба на известной пианистке Е.С.Протопоповой и восхищение произведениями М. Глинки.

Бородин много путешествовал с гастролями, его центральное произведение — опера «Князь Игорь» (1869-1890), образец национального героического эпоса в музыке и которую он, по злой иронии судьбы, не успел закончить (ее завершили друзья композитора А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).

Александра Бородина также называют «отцом русской симфонической музыки».

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК

Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».

Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.

Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году. 

До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие. 

Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.

Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: