Николай алексеевич некрасов

Библиография

Произведения Н.А. Некрасова:

Пьесы

  • Актер
  • Великодушный поступок
  • Забракованные
  • Медвежья охота
  • Петербургский ростовщик
  • Утро в редакции
  • Федя и Володя
  • Феоклист Онуфрич Боб, или муж не в своей тарелке
  • Юность Ломоносова
  • Осенняя скука

Повести, романы и рассказы

  • Мёртвое озеро (роман)
  • Три страны света (роман)
  • «В тот же день часов в одиннадцать утра…»
  • Без вести пропавший пиита
  • В Сардинии
  • Двадцать пять рублей
  • Жизнь Александры Ивановны
  • Жизнь и похождения Тихона Тростникова
  • Капитан Кук
  • Карета. Предсмертные записки дурака
  • Макар Осипович Случайный
  • Необыкновенный завтрак. Эпизод из жизни сотрудника газеты, знаменитой замысловатостью эпиграфа
  • Несчастливец в любви, или Чудные любовные похождения русского
  • Грациозо
  • Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и Ко.
  • Опытная женщина
  • Очерки литературной жизни
  • Певица
  • Петербургские утлы. (Из записок одного молодого человека)
  • Повесть о бедном Климе
  • Помещик двадцати трех душ. Записки молодого человека
  • Психологическая задача. Давняя быль
  • Ростовщик
  • Сургучов
  • Тонкий человек, его приключения и наблюдения

Поэмы

  • Горе старого Наума
  • Дедушка
  • Кабинет восковых фигур
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Коробейники
  • Крестьянские дети
  • Мороз, Красный Нос
  • На Волге
  • Недавнее время
  • O погоде (Уличные впечатления)
  • Русские женщины
  • Рыцарь на час
  • Современники
  • Саша
  • Суд
    Тишина

Стихи

  • «…одинокий, потерянный…»
  • «Ах! что изгнанье, заточенье…»
  • «Ах, были счастливые годы…»
  • Баюшки-баю
  • «Безвестен я…»
  • «Блажен незлобливый поэт….»
  • Буря
  • В больнице
  • В деревне
  • В дороге
  • «В неведомой глуши…»
  • «В полном разгаре страда деревенская…»
  • «В столицах шум, гремят витии…»
  • Вино
  • Влас
  • Влюбленному
  • «Внимая ужасам войны…»
  • Возвращение
  • «Вчерашний день, часу в шестом…»
  • Гадающей невесте
  • «Где твое личико смуглое…»
  • «Да, наша жизнь текла мятежно…»
  • «Давно — отвергнутый тобою…»
  • Демону
  • Друзьям
  • Дума («Сторона наша убогая…»)
  • «Душа мрачна, мечты мои унылы…»
  • «Душно! без счастья и воли…»
  • «Еду ли ночью по улице темной…»
  • «Если, мучимый страстью мятежной…»
  • Железная дорога
  • За городом
  • «Замолкни, Муза мести и печали!..»
  • Застенчивость
  • Зеленый Шум
  • Зине («Двести уж дней…»)
  • Зине («Ты еще на жизнь имеешь право…»)
  • Знахарка
  • Извозчик
  • Как празднуют трусу
  • «Как ты кротка, как ты послушна…»
  • Калистрат
  • Княгиня
  • «Когда из мрака заблужденья…»
  • Колыбельная песня
  • Кумушки
  • «Ликует враг, молчит в недоуменье…»
  • «Литература с трескучими фразами…»
  • Мать
  • Маша
  • Мое разочарование
  • Молебен
  • Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной…»)
  • «Мы с тобой бестолковые люди…»
  • Мысль
  • Н. Ф. Крузе («В печальной стороне…»)
  • На псарне
  • На родине
  • На смерть Шевченко
  • На улице
  • «Надрывается сердце от муки…»
  • «Не рыдай так безумно над ним…»
  • Несжатая полоса
  • «Ни стыда, ни состраданья…»
  • Новый год
  • «Ночь. Успели мы всем насладиться…»
  • Нравственный человек
  • «О Муза! я у двери гроба!..»
  • «О письма женщины, нам милой…»
  • Огородник
  • Орина, мать солдатская
  • «Отпусти меня, родная…»
  • «Отрадно видеть, что находит…»
  • Отрывок («Родился я в губернии…»)
  • Памяти Белинского
  • Перед дождем
  • Песня Еремушке
  • Плач детей
  • Пожарище
  • «Поражена потерей невозвратной…»
  • Похороны
  • Поэт и гражданин
  • «Праздник жизни — молодости годы…»
  • Прекрасная партия
  • Приговор
  • Признания труженика
  • Пророк
  • Прости
  • Прощанье
  • «Пускай мечтатели осмеяны давно…»
  • «Пышна в разливе гордая река…»
  • Пьяница
  • Размышления у парадного подъезда
  • Родина
  • Рыцарь на час
  • «Самодовольных болтунов…»
  • Саша
  • Свадьба
  • Свобода
  • Секрет
  • Сеятелям
  • «Скоро стану добычею тленья…»
  • Слезы и нервы
  • «Смолкли честные, доблестно павшие…»
  • Современная ода
  • Старики
  • «Стихи мои! Свидетели живые…»
  • «Так это шутка? Милая моя…»
  • «Так, служба! сам ты в той войне…»
  • Тишина
  • Тройка
  • Тургеневу («Прощай!..»)
  • «Ты всегда хороша несравненно…»
  • «Тяжелый год — сломил меня недуг…»
  • «Тяжелый крест достался ей на долю…»
  • Убогая и нарядная
  • «Умру я скоро. Жалкое наследство…»
  • Утро
  • Филантроп
  • Что думает старуха, когда ей не спится
  • «Что ни год — уменьшаются силы…»
  • «Что ты, сердце мое расходилося?..»
  • «Чуть-чуть не говоря…»
  • Школьник
  • Элегия («Пускай нам говорит…»)
  • «Я за то глубоко презираю себя…»
  • «Я не люблю иронии твоей…»
  • «Я посетил твое кладбище…»
  • «Я рано встал, недолги были сборы…»
  • «Я сегодня так грустно настроен…»

Время лишений

Поэт мог стать честным служакой, но судьба распорядилась по-иному. В Петербурге он познакомился со студентами, которые настолько пробудили в Некрасове желание учиться, что он осмелился пойти против воли отца. Поэт стал готовиться к поступлению в университет. Сдать экзамены не удалось, но Некрасов пошёл на факультет филологии вольнослушателем (пробыл с 1839 по 1841 годы). Отец не дал Николаю ни копейки и три года он жил в ужасающей нищете. Он постоянно чувствовал себя голодным и доходил до того, что ночевал в приютах для бездомных. В одном из таких «заведений» Некрасов нашёл себе первый заработок – написал кому-то за 15 копеек прошение.

Тяжёлое материальное положение не сломило поэта. Он поклялся себе преодолеть все невзгоды и добиться признания.

Смерть

Последние годы жизни великого писателя были преисполнены агонии. «Билет в один конец» публицист приобрел еще в начале 1875 года, когда тяжело заболел.

Не особо заботившийся о здоровье классик обратился к врачу только в декабре 1876 года после того, как дела его стали совсем худы. Осмотр проводил работавший тогда в Медико-хирургической академии профессор Николай Склифосовский. При пальцевом исследовании прямой кишки он отчетливо определил новообразование величиной с яблоко. Об опухоли именитый хирург немедленно сообщил как Некрасову, так и ассистентам, дабы коллегиально решить, что делать дальше.


Болезнь Николая Некрасова

Хотя Николай Алексеевич понимал, что серьезно болен, он до последнего отказывался от увеличения дозы опиума. Уже немолодой писатель боялся потерять работоспособность и стать обузой для семьи. Достоверно известно, что в дни ремиссии Некрасов продолжал писать стихотворения и дописывал четвертую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». На просторах интернета и по сей день можно найти фотографии, где «порабощенный болезнью» классик лежит на кровати вместе с листком бумаги и вдумчиво смотрит вдаль.

Применявшееся лечение теряло эффективность, и в 1877 году отчаявшийся поэт обратился за помощью к хирургу Е.И. Богдановскому. Сестра писателя, прознав о хирургическом вмешательстве, написала в Вену письмо. В нем женщина слезно просила именитого профессора Теодора Бильроту приехать в Петербург и прооперировать горячо любимого брата. 5 апреля пришло согласие. За работу близкий друг Иоганна Брамса запросил 15 тысяч прусских марок. Готовясь к приезду хирурга, Н.А. Некрасов занял у брата Федора необходимую сумму денег.


Памятник Некрасову с собакой в Чудово

Лечащим врачам пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда коллеги. Профессор Т. Бильрот прибыл в Петербург 11 апреля 1877 года. Светилу медицины немедленно ознакомили с историей болезни классика. 12 апреля Теодор произвел осмотр Некрасова и назначил операцию на вечер этого же дня. Надежды семьи и друзей не оправдались: мучительная операция ни к чему не привела.

Весть о смертельной болезни поэта в мгновение ока разнеслась по стране. Люди со всех концов России посылали Николаю Алексеевичу письма и телеграммы. Несмотря на страшные мучения, именитый деятель литературы продолжал вести переписки с небезразличными гражданами вплоть до полного паралича конечностей.

В написанной за это время книге «Последние песни» литературный деятель подводил итоги, проводя незримую черту между жизнью и творчеством. Произведения, вошедшие в сборник – литературная исповедь человека, который предчувствует скорую кончину.


Похороны Николая Некрасова

В декабре состояние публициста резко ухудшилось: наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянно нарастающие боли в ягодичной зоне, озноб, припухлость на задней поверхности бедра и отеки на ногах. Помимо прочего из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.

Перед смертью Некрасов решил узаконить отношения с Зинаидой. У больного не было сил ехать в церковь, и венчание состоялось на дому. 14 декабря наблюдавший больного Н.А. Белоголовый определил полный паралич правой половины тела и предупредил родных о том, что с каждым днем состояние будет прогрессивно ухудшаться.

26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое «прощайте». Вскоре сознание покинуло его, и вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) именитый публицист скончался.


Могила Николая Некрасова

30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала поэта «в последний пусть» от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения – кладбища Новодевичьего монастыря.

В прощальной речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!»

Сразу после похорон Зинаида Николаевна обратилась к настоятельнице монастыря с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа для своего будущего захоронения.

[править] Литература

  • Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973. С.9.
  • По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.19.
  • Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.20.
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.18.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.83.
  • Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.294.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.398, 433.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.103.
  • Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.381, 428.

Выставки ленинградских художников

Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года

Последние годы

В 1868 Некрасов арендовал «Отечественные записки», но вынужден был стать осторожнее. Однако им с Салтыковым-Щедриным все же удалось превратить журнал в оплот передовой демократической мысли. Лирика поэта тех годов также пронизана революционными настроениями.

В 1863—1877 Николай Алексеевич работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?». Она стала итогом размышлений о судьбе крестьян и их положении после отмены крепостного права.

В 1875 Некрасов заболел, врачи обнаружили рак кишечника. Последние годы жизни стали для писателя медленной агонией. Весть о скорой кончине резко подняла его популярность, приходящие письма и телеграммы поддерживали умирающего, помогли найти силы и закончить «Последние песни».

В 1869 Некрасов познакомился с 23-летней необразованной, но доброй крестьянкой Фёклой Викторовой. Поэт пытался восполнить пробелы в ее воспитании, водил в музеи, театр и на концерты, дал новое имя — Зина. Они обвенчались незадолго до его смерти.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Некрасова

Интересные факты

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

Все интересные факты из жизни Некрасова

  1. /13

    Вопрос 1 из 13

Работа в журналах

В начале 1840-х Николай Алексеевич получил работу в библиографическом отделе «Отечественных записок». В 1842 он сблизился с кружком Белинского, а в следующем году познакомился с критиком лично. В это время Некрасов придумал коммерческий проект: печатать альманахи с произведениями известных писателей, не выплачивая гонорар. В этом помог Белинский: он просил знакомых подарить рассказ, стихотворение или повесть.

Всего за 1843−1846 вышли 4 полных альманаха, в которых участвовали Тургенев, Майков, Герцен, дебютировали Достоевский и Григорович. Наиболее популярными стали выпуски с «Бедными людьми» и романом Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В 1842 издатель познакомился с женой писателя Ивана Панаева Авдотьей — привлекательной хозяйкой салона, в котором собирались молодые литераторы: Тургенев, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Достоевский и другие. Некрасов быстро влюбился и долго добивался взаимности. После признания в 1846 они начали жить втроем — супруги Панаевы и писатель. Николай Алексеевич и Авдотья прожили в гражданском браке до 1863 — почти 17 лет. У них родился сын, который умер в младенчестве.

Финансовые дела шли отлично и в конце 1846-начале 1847 Некрасов и Панаев взяли в аренду журнал «Современник». В него перешли Белинский и многие молодые литераторы, которые до этого печатались в «Отечественных записках». Николай Алексеевич взял на себя большую часть работы. К каждому выпуску он читал по 12 тысяч страниц рукописей, правил по 100 страниц текста, даже переписывал то, что не могла пропустить цензура. В это время на страницах журнала печатались Тургенев, Герцен, Гончаров, Огарев, Островский, Салтыков-Щедрин, Достоевский и Толстой, а также сам Некрасов.

Интересные факты

Поэт всегда восхищался матерью и глубоко уважал ее. Эта ласковая и заботливая женщина вдохновила своим образом великого поэта, став в его лирике идеалом женственности и доброты. Ей он посвятил произведения «Мать», «Рыцарь на час», «Кому на Руси жить хорошо» и другие.

В биографии Н.А. Некрасова есть один примечательный факт: многие собственные произведения ему не нравились. Он часто просил не включать их в ту или иную публикацию, из-за чего издателям и коллегам приходилось упрашивать поэта дать свое согласие.

Как и его отец, а также дед, проигравший почти все свое состояние, Некрасов имел тягу к азартным играм. Нередко удача бывала на его стороне. Но однажды он решил сыграть с Чужбинским, сделал большую ставку и проиграл. Как оказалось, карты были помечены. Сделал это сам Чужбинский своим собственным ногтем. Впредь Николай Алексеевич не начинал игру, пока не убедится, что ногти соперника подстрижены.

Многие, кто изучал биографию писателя Н.А. Некрасова, хорошо знают, что он был превосходным охотником. Ему нравилось на досуге пострелять дичь. Некрасов охотился даже на медведей. Поэт отразил все свои впечатления в стихотворениях «Псовая охота», «Коробейники» и во многих других. Правда, после несчастного случая, когда жена писателя случайно выстрелила в его любимого пса, страсть к охоте у Некрасова пропала.

Поэт и гражданин

В русской литературе Николай Некрасов занял свое, совершенно особенное место. Он стал настоящим народным поэтом, выразителем его чаяний и страданий. Обличая пороки властьпридержащих, он, как мог, заступался за интересы угнетенной крепостничеством деревни. Тесное общение с соратниками по «Современнику» помогло сложиться глубоким нравственным убеждениям, связанным с его активной гражданской позицией. В своих произведениях «О погоде», «Плач детей», «Размышления у парадного подъезда» он делится с читателями своими революционными идеями, рожденными во имя народного счастья.

В 1856 году увидел свет литературный сборник «Стихотворения», ставший своеобразным манифестом прогрессивной литературы, мечтавшей навсегда снять оковы крепостничества. Все это способствовало росту авторитета Николая Алексеевича, который стал нравственным ориентиром для многих представителей тогдашней молодежи. И не случайно его гордо называли самым русским поэтом. В 1860-е годы утвердилось понятие «Некрасовская школа», в которую «зачисляли» поэтов реального и гражданского направления, писавших о народе и говоривших со своим читателем его языком. Среди самых известных авторов этого течения выделяются Д. Минаев и Н. Добролюбов.

Отличительной чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. В своих стихах «Колыбельная песня», «Современная ода» он высмеивает знатных лицемеров и буржуазных филантропов. А в «Суде» и «Песне о свободном слове» виден яркий остросатирический политический подтекст. Поэт изобличает цензуру, помещиков-крепостников и иллюзорную свободу, данную императором.

Последние годы жизни Некрасов страдал от тяжелого онкологического заболевания желудка Он согласился на проведение операции знаменитым доктором Бильротом, но она оказалась безуспешной. Не спасла от тяжелого недуга и поездка в Крым — 27 декабря 1877 Николая Алексеевича не стало. Его похороны превратились в беспрецедентное выражение народных симпатий тысяч людей, пришедших в морозный зимний день почтить память великого поэта.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная жизнь

Портрет Н.А.Некрасова. 1872 год, работа художника Н.Н.Ге.

Постепенно жизнь стала налаживаться. Некрасов нашёл место гувернёра, стал сочинять азбуки и сказки для лубочных издателей, сдавал статейки в «Литературную газету» и «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду». На Александрийской сцене поставили несколько сочинённых им водевилей (под псевдонимом – «Перепельский»). На скопленные средства в 1840 году Некрасов издал свой первый сборник стихов – «Мечты и звуки».

Критики отнеслись к нему по-разному, но отрицательное мнение Белинского настолько расстроило Некрасова, что он скупил большинство тиража и уничтожил. Сборник остался интересен тем, что представлял поэта в совершенно не свойственном ему творчестве – сочинителя баллад, чего никогда не было в дальнейшем.

В 40-х годах Некрасов впервые приходит в журнал «Отечественные записки» библиографом. Здесь завязывается его дружба с Белинским. Вскоре Николая Алексеевича начинают активно печатать. Он выпускает альманахи «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский сборник» и другие, где кроме него публикуются лучшие авторы того времени: Ф.Достоевский, Д.Григорович, А.Герцен, И.Тургенев.

Издательские дела идут хорошо и в конце 1846 года Некрасов вместе с несколькими друзьями приобретают журнал «Современник». В этот журнал вместе с Николаем Алексеевичем уходит целая «команда» лучших литераторов. Огромный «подарок» Некрасову делает Белинский, передав для журнала большое количество материала, который ранее он «копил» для собственного издания.

После наступления реакции «Современник» становится более «послушным» властям, в нём начинает печататься больше приключенческой литературы, но это не мешает журналу оставаться самым популярным в России.

Дом-музей Николая Некрасова в Чудово.

В 50-е годы Некрасов едет лечиться в Италию от горловой болезни. По возвращении и здоровье, и дела его налаживаются. Он попадает в передовой поток литературы, к людям высоких нравственных принципов. С ним в журнале работают Чернышевский и Добролюбов. Раскрываются и лучшие стороны таланта Некрасова.

Когда в 1866 году «Современник» закрывают, Некрасов не опускает руки, а арендует у своего старого «конкурента» «Отечественные записки», которые возводит на такую же литературную высоту, как «Современник».

За время работы с двумя лучшими журналами современности Некрасовым было написано и опубликовано множество своих произведений: поэмы «Саша», «Крестьянские дети», «Мороз, красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (закончена в 1876), «Русские женщины», стихотворения «Рыцарь на час», «Железная дорога», «Пророк» и многие другие. Некрасов был в зените своей славы.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.

Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.

Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.

Интересные факты

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

Детство поэта

Родился Некрасов было в большой семье, у него было 13 братьев и сестер. На свет он появился в городе Немирове Подольской губернии, дата его рождения — 28 ноября 1821 года. Сложная жизнь многодетных родителей привело к смерти 10 братьев и сестер до их совершеннолетия.

Отец писателя был деспотичным и суровым человеком, он работал исправником (главой полиции). По законам, которые были установлены на тот момент, Алексей Сергеевич имел право выбивать недоимки у крестьян с применением силы. Именно этот факт определил то, что писатель потом в своих произведениях защищал крестьян.

Хронологическая таблица Некрасова связана с постоянными разъездами, так как маленького Колю отец брал вместе с собой. Многие ужасные картины, за которыми наблюдал писатель, нашли отражение в творчестве. Ребенок часто наблюдал за тем, как крестьян избивали за неспособность платить налоги. Нередко на его глазах убивали людей, после чего родственников убитых крестьян всячески унижали.

Еще одним фактором, который отразился на характере писателя считают то, что отец часто устраивал оргии с крестьянками. У женщин не было выбора, так как они должны быть обязаны подчиняться своему хозяину. Мать мальчика также вынуждена была терпеть жестокое обращение со стороны мужа. Подобная жизнь была отображена в нескольких произведениях.

Однако именно трудное и суровое детство позволило поэту достигнуть высот, стать успешным редакторам и писателем — это самое главное в биографии Некрасова. Кратко описать пережитое им очень сложно, но тем не менее детские впечатления и переживания помогли поэту донести до читателя ужасы крестьянской жизни.

Любовь в жизни поэта

В биографии Некрасова было 3 женщины, которые отличались между собой и по характеру, и по социальному положению.

Первой любовью была Авдотья Панаева, которую Некрасов впервые увидел в 1842 г. Вскоре у них начался бурный роман, в результате чего они начали жить вместе.

И хотя они не были официально расписаны, им удалось прожить вместе более 15 лет. Авдотья являлась грамотной и красивой женщиной.

Интересен факт, что в нее был влюблен Федор Достоевский, который, однако, так и не смог добиться взаимности (см. интересные факты о Достоевском).

Следующей девушкой Некрасова стала француженка Селина Лефрен, отличавшаяся легким характером и простотой.

Их близкие отношения развивались на протяжении нескольких лет, однако до женитьбы дело так и не дошло.

Третьей и последней женщиной в биографии Некрасова стала Фекла Викторова.

Всю свою жизнь она прожила в деревне, и была очень простым и добродушным человеком.

Несмотря на то, что она имела скудное образование, Николай Алексеевич влюбился в нее до беспамятства.

Пара обвенчалась за полгода до смерти поэта, так и не сумев в полной мере насладиться супружеской жизнью.

Встреча с Белинским

Роль, которую сыграл в судьбе поэта В. Г. Белинский, невозможно переоценить. Это знакомство переросло в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти критика.

В начале 1840-х годов Николай Алексеевич Некрасов становится сотрудником библиографического отдела «Отечественных записок».

В. Г. Белинский, руководивший критическим отделом в этом литературном журнале XIX века, получил возможность познакомиться с Некрасовым поближе. Некогда раскритиковавший первые стихотворения юного поэта критик теперь изменил свое мнение о нем, полюбив его и оценив достоинства его ума.

Он понял, однако, что проза Некрасова не представляет литературного интереса, но с восторгом принял его поэзию.

Вышли в свет его альманахи: в 1843 году «Статейки в стихах без картинок», в 1845-м — «Физиология Петербурга», в 1846 — «1 апреля», «Петербургский Сборник».

Публикации Некрасова стали появляться все чаще.

Детские годы

Николай Алексеевич родился 10 октября (28 ноября) 1821 г. на Украине. Произошло это событие в городке под названием Немиров, что в Подольской губернии. Там познакомились его родители. Отец — офицер, проходивший службу в полку. Мама поэта слыла городской красавицей и была весьма образованной девушкой. Ее семья возражала против свадьбы, поскольку за офицером Некрасовым значились немалые карточные долги, которые он надеялся покрыть с помощью выгодного брачного союза. Венчание состоялось тайно. Но брак оказался несчастливым, потому что взаимопонимания между супругами не было.

Через некоторое время отец мальчика ушел в отставку и перевез семью в родовое имение в Ярославской области.

Николай был не единственным ребенком. В семье Некрасовых родилось еще двенадцать детей, однако многие из них умерли в раннем детстве. Отец стал главой полиции, ибо содержать большую семью было непросто. Иногда он брал сына на работу. Это отмечено в биографии Николая Некрасова. Походы в полицию наложили отпечаток на его характер и творчество. Ведь ему с малых лет доводилось лицезреть выбивание долгов, людские страдания, даже смерть.

Но были и действительно светлые моменты в детстве Николая. Время, проведенное в яблочных садах поместья, и то, что он проводил с любящей матерью, чью доброту и чуткость унаследовал в полной мере.

Нравственная критика

Из-за проявления скверных чертов характера Николай Некрасов был нелюбим современниками еще до случая, который связан с одой генералу Муравьеву. Нравственную критику можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Самые грозные обвинения касались в присвоении чужих имений.
  2. Герцен на протяжении всей своей жизни называл Николая стервятником за то, что он присвоил себе имение Огарева.
  3. Кавелин и Анненков обвиняли поэта в ограблении больного. При этом они приводили доводы, но при этом не обращались в полицию.
  4. Другим распространенным обвинением можно назвать то, что Некрасов является литературным барышником. Примером можно назвать обвинением Тургенева в покупке «Записки охотника», которые были сразу перепроданы. Юноша скупил сборники у Гоголя и некоторых других писателей.

Многие критики называли Николая просто обманщиком, так как он не верил в то, о чем писал. Все его действия были направлены прежде всего на заработок денег и удовлетворение своих потребностей, писателя част называли «мелким торгашом». Однако впоследствии некоторые из обвинителей назвали его хорошим поэтом.

https://youtube.com/watch?v=f9DUn8TgTx0

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе

После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин творил на фоне трудных и горьких событий начала XX века. Пережил он и личную трагедию — его мать умерла рано, а отец служил послом в Персии и не мог уделять сыну достаточно времени и внимания. Отдушиной юного Александра Скрябина стала музыка.

Когда вышли  Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения, стало ясно, что в русской классической музыке появились новые шедевры.

Величайшей новаторской работой того времени стал «Прометей» («Поэма огня»), в которой Скрябин отступил от традиционной тональной системы.

«Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — говорил Александр Скрябин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: