Храмовое строительство
Среди церквей, построенных Бове, можно отметить Покровский храм, Никольскую церковь в Котельниках, храм Троицы Живоначальной на территории Даниловского монастыря. В рамках строительства больниц при них были возведены две церкви. В 1822 году в селе Архангельском построен чудесный храм, освященный в честь Архангела Михаила. Церковь-ротонду в стиле ампир выполнили из кирпича. Трехъярусная колокольня венчалась высоким шпилем. Церковь хорошо сохранилась и не так давно была отреставрирована.
Храм Михаила Архангела настолько полюбился людям, что на деньги, собранные прихожанами, по тому же эскизу возвели еще один. В деревне Пехра-Покровское стоит «близнец» архангельской церкви – Покровский храм. От прототипа его отличает бело-голубая цветовая гамма.
Литература
- Покровская З. К. Осип Бове. — М., Стройиздат, 1999. 352 с. (Серия: Мастера архитектуры). — ISBN 5-274-00592-6
- Покровская З. К. О. И. Бове // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 195—205. — 302 с.
- Грабарь И. История русского искусства, Спб., 1912, т. I. История архитектуры (введение)
- [library.istu.edu/hoe/personalia/bove.pdf Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. С. И. Вавилова. — М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. — 1948.]
При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).
Работа
В 1948 году в галерее Зака прошла ретроспектива его работ. Отметим критику Рене Гийи в журнале Combat (28.04.1948): «Постоянный поиск простого и прямого реализма, личного и без каких-либо уступок« советам », которые делают живопись раньше или арьергард… что Самое поразительное в этой ретроспективе — это замечательное и регулярное продвижение к полноте выражения и широте композиции ».
Также организуются выставки за рубежом:
- Тель-Авив в 1950 году
- Милан в 1952-1953 гг.
- Нью-Йорк и Лондон в 1957 году
- Цюрих в 1963 году
Вместе он представлен в Salon du Dessin et de la Gravure с «Le Trait», на выставке Musée des Arts Populaires с «Le Cirque» и в Maison de la Pensée Française с «Рисунками и гравюрами современных мастеров». А по случаю визита Хрущева в Париж на две выставки «Русские художники Парижской школы» в музее Сен-Дени и в Maison de la Pensée Française.
В основе его искусства лежит рисунок: «Осип Любич рисовал всегда. Он начал с 12 лет, хотя готовился к музыкальной карьере. Взгляд дома победил на слух »Жан Далвез.
Свои графические работы он завершил гравировкой, пастелью и акварелью. Все его исследования в этих областях представлены на выставке в галерее Саго-Ле Гаррек в 1950 году.
Осип Любич опубликовал в 1976 году ретроспективный сборник рисунков и лаков (издательство PJ Balbo). «Если бы представленные рисунки тронули нескольких друзей, я бы нашел там награду за свою работу», — скромно написал он в предисловии.
Его последние выставки были организованы в 1967 году в галерее Дюран-Рюэль , в 1983 году в Салонах Роз-Круа (период 81-84) и в галерее Колетт Дюбуа в 1983 году, в Музее Анны Тренте в Булони , по адресу: Musée Монпарнаса .
Многие картины Осипа Любича выставлялись в Galerie Gérard Rambaud в Париже.
— Николь Ламот.
— Эдуард Родити .
Осип Любич умер в Париже в 1990 году.
Неравный брак
Стоит взглянуть и на дом № 6 в Петровском переулке ➍. Авторству Бове принадлежит лишь классический фасад послепожарной Москвы. Но, если не полениться и обойти здание кругом, станет ясно: строили его ещё в XVII в. И верно, заказчиком был патриарх Адриан ещё в 1690 г. После его смерти Пётр I отменил патриаршество, а дом сменил несколько хозяев.
Дом № 6 в Петровском переулке. Фото: АиФ / Валерий Христофоров
Один из них — Алексей Трубецкой, женатый на Авдотье Семёновне. Зачем об этом так подробно? Да затем, что она рано овдовела — её муж погиб во время заграничного похода русской армии, в Битве народов под Лейпцигом в 1813 г. В том же году из армии выходит в отставку корнет Московского гусарского полка Осип Бове. А ещё через три года женится на вдове, княгине Авдотье Трубецкой. Переезжает в её дом и отстраивает его заново. Скандал был чудовищный. Она потеряла княжеский титул: уж больно неравный брак. Но сплетни и слухи били хлеще. Виданное ли дело — знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей, выходит замуж за сына неаполитанского художника невнятного происхождения!
Та же самая княжна Туркестанова ехидничала по этому поводу: «Москва помешалась — художник, архитектор, камердинер — все подходят, лишь бы выйти замуж!» Но брак всё же состоялся. Во всех смыслах. Бывшая княгиня родила Осипу Бове ещё четырёх детей. И именно в этом доме. Здесь же архитектор создавал облик послепожарной Москвы. Так кто же всё-таки Бове — самостоятельный художник или талантливый копиист? Здесь нужно искать третий вариант ответа. И, как ни кощунственно, вспомнить Андрея Рублёва. Когда-то Русская православная церковь постановила, что его иконы — образец: «Писать так, как заведено от Рублёва». То же самое и здесь. Москва планировалась и строилась по слову и образцам Осипа Бове.
История театра началась в 1776 году. Тогда Екатерина II распорядилась построить на улице Петровка здание театра, который был назван Петровским. Последующее строительство велось уже по другому проекту. Commons.wikimedia.org / Автор неизвестен
Открытие Большого театра в 1825 году сопровождалось представлением «Торжество муз», сюжет которого рассказывал о том, как Гений России, объединившись с музами, на руинах старого создал новый театр. Public Domain / Картина «Вид Большого Театра», Жан-Батист Арну, XIX век
28 лет спустя театр сгорел, однако всего за три года был восстановлен и в 1856-м снова открылся. На этот раз для церемонии открытия была выбрана опера Винченцо Беллини «Пуритане». Public Domain / «Иллюминация Театральной площади в 1856 году», Василий Садовников
В 1870-х годах дирижёров Большого театра стал знаменитый итальянец Энрико Модесто Бевиньяни. По его настоянию на сцене Большого была впервые поставлена опера «Евгений Онегин». В последствии Бевиньяни переехал в Нью-Йорк и возглавил Метрополитен Оперу. Commons.wikimedia.org / Tille & Optiz
16 декабря 1888 году в Большом театре впервые была поставлена опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов», которая прежде ставилась на сцене Мариинского театра. Сайт Mussorgsky.ru
В 1901 году на сцене Большого театра состоялась ещё одна важная премьера – была поставлена «Псковитянка», первая опера Римского-Корсакова. Роль Ивана Грозного в ней исполнил знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. Commons.wikimedia.org / Иллюстрация к книге «Фёдор Шаляпин. Повести о жизни»
Первый симфонический концерт оркестра Большого театра был дан 4 мая 1919 года. В качестве дирижёра выступил Сергей Кусевицкий, знаменитый контрабасист и композитор, уехавший позже в США, где руководил Бостонским симфоническим оркестром. Commons.wikimedia.org / Библиотека конгресса США
Большой театр является одним из самых узнаваемых символов нашей страны – его часто посещали официальные лица других стран. Так в 1988 году вместе с Михаилом и Раисой Горбачёвыми на балет сюда пришли Президент США Рональд Рейган с супругой Нэнси. Commons.wikimedia.org / Фото Белого дома
Детство и юность
Осип Максимович (Меерович) Брик родился 28 января 1888 года в Москве, крупнейшем городе Российской империи, в семье купца Максима (Меера-Гозиаса) Павловича и Полины Юрьевны (в девичестве Сигаловой). Он должен был унаследовать дело отца — магазин драгоценных камней «Павел Брик. Вдова и Сын», но с детства начал тяготеть в сторону адвокатуры и литературы.
В школьные годы Осип с товарищами написал роман «Король борцов». Ребята решили выдавать свое произведение порционно. Первая глава понравилась газетчикам, вторая немного опоздала с выходом в свет и была не столь радостно встречена, а третья и вовсе не попалась читателям на глаза.
Потерпев фиаско на литературном поприще, Брик поступил на юридический факультет Московского университета. В 1910 году его окончил, а уже в 1911-м устроился помощником присяжного поверенного. Окончательно распрощаться со скучным адвокатским делом Осипа Максимовича заставил Владимир Маяковский.
Торговые ряды, Театральная площадь, Большой театр
В центре Москвы Осип Бове также перестроил Торговые ряды: он сохранил в своем проекте характер старой постройки, однако придал ей величественность. Углы здания, которые выходили на Ильинку, Бове украсил портиками и колоннами, фризами и лепниной. На углах со стороны Варварки появились полукруглые возвышения с колоннадами. Работу над Верхними и Средними торговыми рядами архитектор завершил в 1816 году. После реконструкции Красная площадь стала самой большой площадью Москвы.
Бове задумал построить также и Нижние торговые ряды, чтобы связать в единый ансамбль площадь с Китай-городом. Эту идею реализовали уже после смерти архитектора, во второй половине XIX века.
Большой театр. Архитектор Осип Бове. 1821-1824. Фотография: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори
Манеж. Архитектор Осип Бове. 1824-1825. Фотография: Наталия Попова / Фотобанк Лори
В феврале 1816 года Академия художеств присудила Осипу Бове звание архитектора. Вскоре утвердили его новый проект — Театральную площадь. Для ее создания снесли старые кварталы, окружавшие бывший Петровский театр, который пострадал еще в 1805 году от пожара. Одной из главных задач стало строительство нового театра. Осип Бове доработал слишком громоздкий и дорогой проект архитектора Андрея Михайлова. Он уменьшил здание, хотя и сохранил саму композицию строения. Строительство театра завершили в 1824 году, а 6 января 1825 года там прошел первый спектакль. Современники писали о богатом убранстве театра, изящном вкусе архитектора и «легкости архитектуры», благодаря которой казалось, что ложи и галереи «держалися в воздухе без всяких поддержек».
Выставки
- 1920-1923: Театр и кино — Берлин
- 1925: Осенний салон
- 1926: Салон Тюильри
- 1934: Альбом из 10 офортов со стихотворением Ж. Руо, издания «Les Quatre chemin»
- 1935: Дворец изящных искусств, Брюссель, «Художники Парижа» (1925-1935)
- 1935: Выставка, Галерея Актуариус, Цюрих.
- 1937: Выставка, Galerie Dalpayrat, Лимож
- 1936: Выставка «Цирк», галереи Леже, Лондон.
- Выставка 3 художников — Галерея Рене Друэ, Париж
- 1948: выставка, Galerie Zack, Париж
- 1950: Выставка, Galerie Sagot — Le Garrec, Париж.
- 1950: Выставка, Еврейский национальный музей Бецалель, Израиль.
- 1952: Выставка в Galleria d’Arte Cairola, Милан.
- 1953: Галерея Джан Феррари — «Mostra dell’Incisione Francese Contemporanea»
- 1953: Выставка, Турин
- 1953: Салон рисунка и гравюры «Le Trait».
- 1956: Музей искусств и народных традиций: «Цирковая выставка».
- 1957: выставка, Durlacher Bros., Нью-Йорк.
- Выставка русских художников из Парижской школы
-
- — 1960: Музей и библиотека Сен-Дени
- — 1960: Дом французской мысли
- 1965: Муниципальный историко-художественный музей, город Сен-Дени «Живописцы и природа Франции со времен импрессионизма».
- 1965, 1969: Галерея Тивей-Фокон, Париж
- 1967: Галерея Дюран-Рюэль, Париж
- 1971, 1983: Художественная галерея Chantepierre — 1170 Обон, Швейцария
- 1983, 1985: Салон Роз-Круа, Париж
- 1983, 1989, 1991: Галерея Колетт Дюбуа, Париж.
- 1988/89: Булонский музей-Бийанкур «L’École de Paris, Булонь», Париж.
- 1992/93: Биржевой дворец: Форум искусств, Марсель: Монпарнас Ателье дю Монд «Его художники из других мест», 1910-1935 гг.
- 1993 г. Мэр 9- го округа: «Художники и скульпторы в Париже. Русский язык — Присутствие века», Париж.
- 1999: Музей Монпарнаса: «Сен-Петерсбург / Вавен — Русские на Монпарнасе», Париж.
- 2002: Историческая библиотека города Парижа: Regard sur le cirque.
- 2003: Еврейский музей в Будапеште «Модильяни, Сутин и их друзья с Монпарнаса».
- 2003: Шато Борели, Марсель «Париж-Марсель, от Канебьера до Монпарнаса».
- 2005: Музей Монпарнаса: «Депортированный Монпарнас, европейские художники»
- France-Musique: «Le Matin des Musiciens — L’Ecole de Paris» — 17,18 и 19 июля 1984 г., Встреча с музыкантами, художниками, писателями.
Детство и юность
Выдающийся литератор, писатель, публицист и адвокат Осип Максимович (Меерович) Брик появился на свет 16 января 1888 года. Писатель родился в купеческой еврейской семье в Москве. Его родители Максим (Меер-Гозиас) Павлович и Полина Юрьевна (девичья фамилия Сигалова) были образованными людьми. Отец владел магазином «Павел Брик. Вдова и Сын», который специализировался на продаже драгоценных камней и кораллов. Максим Павлович видел в сыне продолжателя дела, но юношу больше интересовала литература и адвокатура.
Осип Максимович обучался в престижной Третьей Московской гимназии на Большой Лубянке. Во время учебы он и еще 4 мальчиков придумали тайное общество, которое прозвали «Шайка пятерых». Помимо мальчишеских проделок члены общества обсуждали литературные произведения. Особенно им приглянулся символизм. В этот период жизни писатель начал сочинять стихи в духе этого направления.
Вместе юноши написали роман «Король бойцов», который состоял из 3 частей. Первая из них имела большой успех и даже продавалась в газетных киосках. Вторая глава была принята читателями холодно, а третья и вовсе не вышла.
После гимназии публицист стал студентом юридического факультета Московского университета, который он успешно закончил в 1910 году.
Осип Брик в молодости
Главный архитектор «фасадической части»
Осип Бове родился 4 ноября 1784 года в Петербурге, в семье Винченцо Бовы — неаполитанского художника-резчика. Бова приехал в Петербург в 1782 году, а вскоре после рождения сына семья перебралась в Москву.
В 1802 году Осип Бове поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Его первым учителем стал архитектор Франц Компорези. Благодаря его лекциям Бове изучил основы своей будущей профессии. Позже молодой архитектор работал помощником Матвея Казакова на строительстве Голицынской больницы. В 1809–1810 годах он вместе с молодым архитектором Карлом Росси отправился в Тверь, чтобы построить дворец для генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний — принца Георга Ольденбургского.
Триумфальная арка в Москве. Архитектор Осип Бове. Скульпторы: Иван Тимофеев и Иван Витали. 1827-1834. Фотография: Зобков Георгий / Фотобанк Лори
Покровский храм. Архитектор Осип Бове. 1825-1833. Фотография: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
Осип Бове быстро продвигался по карьерной лестнице — от канцеляриста до губернского секретаря он вырос за четыре года.
После московского пожара 1812 года в городе создали особую строительную комиссию. В нее вошел и Осип Бове. Для удобства Комиссия разделила город на четыре сектора, а за каждым сектором закрепила архитектора с помощниками. Бове стал архитектором центрального района Москвы и отвечал за Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. За один день в комиссию поступало до 100 прошений на возведение новых зданий. Бове исправлял проекты, планировал новые архитектурные ансамбли, руководил обновлением кремлевских башен и стен.
В 1814 году Бове назначили главным архитектором «фасадической части». По его замыслу Москва должна была приобрести единый стилистический облик и стать городом-монументом. Первые работы Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. До событий 1812 года площадь была застроена торговыми лавками. Бове решил сместить акценты в облике главной площади города — с бытового и коммерческого на культурный. В ансамбль архитектор включил Кремлевскую стену со Спасскими и Никольскими башнями и Покровский собор (собор Василия Блаженного). Под его руководством были восстановлены присутственные места, Воскресенские ворота, здание городской думы и магистрата.
Личная жизнь публициста
Осип Брик был женат дважды. Первой женой стала Лилия Юрьевна Каган, с которой писатель познакомился в 1904 году, когда ему было 16, а ей — 13. Их отношения были сложными. Однажды Осип Максимович признался ей, что перепутал дружеские чувства с любовными. Они расстались. После перерыва в несколько лет молодые люди случайно встретились на улице, и Лилия призналась ему в любви.
Свадьба все-таки состоялась в 1912 году. В 1915 году супруги познакомились с Владимиром Маяковским, который стал любовником Лилии и в то же время верным другом Осипа Максимовича. Только через 3 года Лилия нашла в себе силы рассказать правду мужу, а он пригласил жить Маяковского к себе в дом. Молодые люди проживали совместно до 1925 года.
Владимир Маяковский, Лиля Брик, Осип Брик
Затем Брик развелся с женой. В этом же году он женился во второй раз на Евгении Гавриловне Соколовой-Жемчужной, которая стала его секретарем. Ни в одном браке публицист так и не обзавелся детьми.
Лиля Брик, Евгения Соколова-Жемчужная, Осип Брик. 1924 г.
Творчество
Условно творчество Брика можно разделить на 2 периода — при жизни Владимира Маяковского и после его смерти в 1930 году. Ведь именно благодаря поэту он вновь заинтересовался литературой и взялся за перо.
Осип Максимович спонсировал выход поэм Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». Рецензия на одну из них под названием «Хлеба!…» (1915) стала его дебютом в печати. И притом успешным.
С тех пор Брика знали как литературного критика и теоретика. Он написал блестящую работу «Звуковые повторы» (1917) о звукописи и рифме, которая сохраняет свою актуальность по сей день. И создал Общество по изучению поэтического языка, внесшее значительный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой лингвистики.
Одной из вех библиографии Осипа Брика стал рассказ-повесть «Непопутчица» (1923). Прообраз главной героини был срисован, конечно же, с «музы русского авангарда».
В 1920-х годах Осип Максимович пришел в кинематограф. Он писал сценарии для компании «Межрабпом-Русь». Одна из самых заметных работ — фильм «Потомок Чингисхана» (1929), гремевший в СССР.
Брик также адаптировал для кинокамер роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Но режиссер Всеволод Мейерхольд, который инициировал экранизацию, быстро отказался от идеи. Получившийся сценарий стал пьесой, которая до сих пор с успехом демонстрируется в театрах Москвы.
В апреле 1930 года умер Владимир Маяковский, и Осипа Максимовича словно отвернуло от литературы. Он сосредоточился на музыке. Написал либретто для опер «Караминский мужик», «Именины», «Иван Грозный». Увы, эти музыкальные произведения так и не услышали современники: каждую из опер забраковал Иосиф Сталин.
У Брика есть воспоминания «О Хлебникове» (1944). Аналогичную книгу он хотел написать и о своем верном друге. Однажды литератор сказал:
Произведение так и не воплотилось на страницах.
Интересные факты
- Осип Максимович — еврей по национальности. Преследований на почве антисемитизма в годы Великой Отечественной войны ему удалось избежать только благодаря знакомству с «правильными» людьми и уходу в подполье.
- Брик водил тесную дружбу с Александром Родченко — ярким представителем конструктивизма, именитым фотографом СССР. Именно ему доверили запечатлеть строительство Беломорско-Балтийского канала. Писатель с верной супругой неоднократно появлялись в его кадре.
- В молодости теоретика русского авангарда дразнили агентом НКВД. Однажды на его двери даже возникло четверостишие, авторство которого приписывают Сергею Есенину: «Вы думаете, здесь живет Брик,
исследователь языка? Здесь живет шпик
и следователь ЧК». В годы перестройки выяснилось, что литератор действительно был уполномоченным секретного отдела НКВД с июня 1920 года по январь 1924-го. В его обязанность входило наблюдение за творческим обществом. - Осип Брик и Владимир Маяковский были дружны в своей любви к Лиле Юрьевне. Вместе они ездили «бить морду» ее новому ухажеру — некоему Якову Израилевичу. Литератор конкурента не дождался, а вот поэт оказался терпеливее. Завидев оппонента, он устроил драку, да такую, что в итоге оказался в милиции. Вызволял его Максим Горький.
Осип Брик как выдающийся теоретик авангарда
Осип Максимович Брик является одним из ведущих теоретиков авангарда, талантливым деятелем советской культуры и исследователем русского стиха. Часто его вспоминают с именами Маяковского и Лилии Брик, но именно благодаря его стараниям эти люди приобрели широкую известность.
Брик принимал участие в формировании объединений, чья деятельность способствовала продвижению нового жанра в литературе — документального очерка. Он также работал над популяризацией визуальных жанров: фотографии и кинохроники. Историки выделяют его вклад в развитие советского театра и оперы.
Писатель прожил недолгую, но яркую жизнь. Его идеи и рассуждения оказали огромное влияние на жизнь литературного сообщества первой половины 20 века.
Список сооружений
- 1814—1815 — Торговые ряды напротив Кремля (на месте ГУМа, не сохранились)
- 1820—1822 — Кремлёвский (Александровский) сад с гротом
- 1824—1825 — Манеж
- 1818—1824 — Театральная площадь
- 1821—1824 — Большой театр
- 1827—1834 — Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне у парка Победы)
- 1828—1833 — Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова). Москва, Ленинский проспект, 8 корпус 1
- Дом во владении жены в Петровском переулке (бывшем Богословском), ныне № 9
- Дом Н. С. Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой Отечественной войны
- 1822—1824 — Храм Святителя Николая в Котельниках. Москва, 1-й Котельнический пер., 8-10
- 1822 — Церковь Михаила Архангела в имении жены в Архангельском. Село Архангельское Рузского района Московской области
- 1825—1828 — Покровская церковь. Село Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области (авторство приписывается по сходству с аналогичными постройками, документального подтверждения не сохранилось)
- 1825—1828 — Перестройка здания Новоекатерининской странноприимной больницы, постройка церкви Екатерины Великомученицы (ныне городская больница № 24, угол Петровки и Страстного бульвара, № 15/29).
- 1825—1831 — Реконструкция Знаменской церкви села Холмы в загородном имении жены.
- 1820-е годы — Торговые ряды на Таганке (не сохранились)
- 1830 — Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (доработка проекта Ф. М. Шестакова 1829 года, достроен после смерти Бове А. Г. Григорьевым)
- 1832 — Перестройка Церкви Всех Скорбящих Радости. Москва, Большая Ордынка, 20
- 1833 — Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыре
- 1830—1839 — Собор Успения Пресвятой Богородицы в городе Егорьевске (взорван в 1935 году по решению Президиума ВЦИК).
- 1838 — новое многоглавое завершение храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе
Рекомендации
- Дельвез, Жан, Любич, рисунки и стирки , Жуанвиль Ле Пон: Ред. Пьер Жан Бальбо, 1976
- «L’Arche», июль 1984 г., стр. 96 («сдержанная ностальгия»)
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Jacometti, Nesto, Têtes de Montparnasse , Paris: Ed. Oreste Zeluk, 1933. — стр. 110
- Руо, Жорж, Цирк , Париж: Éditions des quatreways, 1934 г. (10 офортов акватинты Любича)
- Гийи, Рене, Любич , Экскурсия по боевым выставкам,28 апреля 1948 г.
- Каталог выставки Любич, Милан: Galleria d’arte Cairola, 4-16 ноября 1952 г.
- Паркер Тайлер, Харрисон, Божественная комедия Павла Челищева , Нью-Йорк: Издательство флота, 1967
- Каталог выставки Любич, Париж: Galerie Durand-Ruel, 17 октября-4 ноября 1967 г.
- Дельвез, Жан, Любич, рисунки и стирки , Жуанвиль Ле Пон: Эд. Пьер Жан Бальбо, 1976
- Родити, Эдуард, Discrète nostalgie , в L’Arche, 7/1984. — стр. 96
- Бреон, Эммануэль, Лефрансуа, Мишель, Каталог выставки «L’École de Paris-Boulogne» 9 ноября 1988 г.-31 января 1989 г.. — Муниципальный музей Булонь-Бийанкур, 1988 г.
- Каталог выставки «Монпарнас, мастерская мира, художники из других стран, дань уважения Кислингу», 19 июня 1992 г.-4 января 1993 г., Forum des Arts, Palais de la Bourse, Марсель, 1992.
- Лейкинд О., Махров К., Северюхин Д. Художники русского зарубежья: 1917-1939: Биографический словарь. Санкт-Петербург: Издательство нотабене, 1999.
- Нешавер-Принц «Еврейские художники Парижской школы» , изд. Somogy 2015.
- Мнухин, Лев, Русская эмиграция во Франции (1919-2000) , биографический словарь в трех томах. — Москва: Наука: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008-2010 гг.
Личная жизнь
Конечно, наибольший интерес у современников, да и у богемы СССР, вызывает личная жизнь Осипа Брика. А точнее любовный треугольник, сложившийся между ним, законной супругой Лилей Брик и поэтом-авангардистом Владимиром Маяковским. Их называли «шведской семьей» и осуждали за непотребные связи.
Некорректно называть любовным треугольником ситуацию: когда двое мужчин любят одну женщину (или наоборот), получается «угол». Но в данном случае геометрическая фигура замкнулась, ведь Осип тоже был по-своему без ума от Владимира Маяковского. Он боготворил его звучный голос и литературный талант. Именно поэтому не устроил сцену, когда Лиля призналась, что влюбилась в поэта, а смиренно предложил жить втроем.
Однако стоит вернуться к истокам романа Осипа Брика и тогда еще Лили Каган. Ему было 16 лет, а ей — 13. Как писала «муза русского авангарда» в своих дневниках, они возвращались домой после празднования Нового года, когда писатель вдруг спросил:
С тех пор подростки стали встречаться. Они горячо полюбили друг друга, но Осип любил сильнее. Он даже готов был рассориться с родителями из-за своей избранницы: Максим Павлович и Полина Юрьевна не желали, чтобы их сын водился с ветреной девчонкой. Несмотря на их предубежденность, весной 1912 года Лиля Каган стала носить фамилию Брик.
По утверждениям «музы русского авангарда», ее брак с Осипом Максимовичем дал трещину в 1915 году, в момент ее знакомства с Владимиром Маяковским. Но официально развод был оформлен только 10 лет спустя. Впрочем, писатель-еврей навсегда остался в истории как муж Лили Брик. Даже несмотря на то, что у него была и вторая жена Евгения Гавриловна Соколова-Жемчужная.
Лиля огорошила своего супруга признанием в романтических чувствах к Владимиру Маяковскому в 1918 году. С тех пор и до 1922-го они втроем жили в одной квартире. На их входной двери висела незамысловатая табличка «Брики. Маяковский».
Литературоведы до сих пор не сошлись во мнении, кто же в этом ненормальном романе был пострадавшей стороной — Осип Максимович, скрытый в тени поэта-исполина, или Владимир Владимирович, который по-настоящему никогда не обладал Лилей Брик. Судить об этом в современных условиях, пожалуй, трудно. Но сама «муза русского авангарда» клялась, что всегда сильнее всего любила первого супруга, даровавшего ей фамилию.
Библиотекарь Евгения Соколова-Жемчужная, бывшая спутница кинорежиссера Виталия Жемчужного, была единственной женщиной, к которой Лиля Брик ревновала своего мужа, прежде свободного в сексуальных отношениях. А ведь именно ей Осип посвящал стихи и в дневниках благодарил Бога за их встречу. С «милой Женей» писатель прожил 20 лет, вплоть до своей смерти, но регулярно продолжал бегать к «музе русского авангарда».
Детей Брик не завел ни с одной из женщин.
Красная площадь
После войны часть площади была разрушена, а оставшееся место занимали торговцы. Молодой архитектор Бове отреставрировал пострадавшие стены Кремля и восстановил Никольскую башню вместе с Воскресенскими воротами. Частные лавки было решено убрать в здание Торговых рядов. Постройка в стиле классицизма с нарядным портиком до сих пор украшает центр города и теперь носит название ГУМ. Земляные укрепления, как и ров вдоль стен, были уничтожены, а на месте последнего устроен бульвар.
Чуть позже у храма Василия Блаженного был установлен первый городской монумент – памятник Минину и Пожарскому работы Мартоса. Довоенная площадь имела совершенно другой облик, и ее нынешний вид – полностью заслуга Бове.