Шрифтовая композиция
Ещё одна интересная особенность советской графики — оригинальные шрифтовые композиции. Буквы на плакатах зачастую располагались не на последовательных строках, а в художественном беспорядке: вертикально, наискосок, имитируя предметы или геометрические фигуры.
На этом плакате текст визуально нескучный, но легко читается за счёт контрастных светлых букв на белом фоне и диагональной линии, которая ведёт нас от конца одной надписи к началу другой.
Композиция нестандартная, но понятная. В. Изенберг, 1924 год
Вот ещё один пример необычной композиции с текстом. Нарисованный слон и слово «был», вписанное в круг, образуют знак вопроса.
В этот плакат хочется всматриваться. А. Родченко, 1920-е годы
В следующем примере название продукта короткое, ёмкое, написано простым шрифтом — поэтому оно без проблем читается по диагонали и образует тело смешного человечка.
Перестройка
Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.
На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.
На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.
Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.
Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.
Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!
Леттеринг
Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание уникальных надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.
Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.
Смотрится очень необычно. А. Иогансон, 1959 год
Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.
Это не призыв, не реклама, а мягкое наставление. Б. Решетников, 1956 год
Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.
Времена Брежнева
Брежневские времена в русской историографии принято называть «застоем». После шока Карибского кризиса стороны поняли всю опасность возможной войны, и милитаристская риторика поутихла. Подскочили цены на нефть, которую СССР успешно продавал. Приток денег в страну позволили обменять материальные блага на лояльность народа, за инакомыслие наказывали только тех, кто целенаправленно выступал против советского строя
Как следствие, с плакатов пропадает пропаганда коммунизма, и почти всё внимание уделяется социальным проблемам, повышению качества труда и энтузиазма рабочих
«Как работал, так и заработал»
«Качество – залог прогресса!», «Повышай личную ответсвенность!»
«Не лги никогда»
«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»
«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»
В Советском союзе проживало много т.н. «малых народов». Эти люди не хотели покидать места проживания своих предков, и вели традиционный для их культуры образ жизни. Власти всячески призывали их вливаться в советское общество, используя, в том числе, и плакаты.
Во времена Брежнева довольно популярной становится тема Космоса. К тому же, на этот период выпадает и знаменитая программа «Союз — Аполлон», в ходе которой произошла первая стыковка советского и американского кораблей на орбите земли.
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» – Юрий Гагарин.
“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” — Yuri Gagarin.
На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.
Плакат посвящённый полёту Союз – Аполлон, который также известен, как «рукопожатие в космосе».
Яркие цвета
Ещё одна фишка плакатов СССР — сочные цветовые оттенки, которые сразу приковывают взгляд. В рекламной графике часто использовали сочетания дополнительных цветов по кругу Иттена: они максимально контрастные. Например, это жёлтый с фиолетовым и оранжевый с голубым. Несмотря на то что в следующем примере использованы приглушённые оттенки цветов, плакат всё равно смотрится очень ярким — за счёт контраста дополнительных цветов.
Цвета хорошо дополняют друг друга. Неизвестный художник, 1928 год
Наряду с приглушёнными оттенками в плакатах использовали и открытые цвета — чистые, яркие, без примесей. Обычно это были первичные цвета по кругу Иттена: красный, жёлтый и синий. Особенно они характерны для рекламы.
Эти цвета несут позитивное настроение. А. Миллер, 1938 год
Но излюбленный цвет в СССР — это, конечно, красный. Он яркий сам по себе, а в сочетании с чёрным смотрится ещё более броским. Красный цвет — неотъемлемая часть агитационных плакатов. Это активный цвет, который, по мнению современных маркетологов, повышает слюноотделение и учащает сердечный ритм. Именно плакаты в красной гамме призывали народ к боевой готовности и усердной работе:
Выглядит убедительно. Неизвестный художник, 1931 год
Запоминающиеся иллюстрации
Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.
Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 год
Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате однотонная синяя одежда и головные уборы на иллюстрации помогают привлечь внимание к главному:. Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий
И. Янг, А. Черномордик, 1930 год
Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 год
Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но также выпускали и более привлекательные картинки.
Плакаты 20-30-х годов
Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.
Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.
«Клином красным бей белых» — призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.
Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей
Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.
Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.
До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.
В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!
Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.
Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.
Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»
Сталинская эпоха
Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.
«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»
Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.
«Любимый Сталин – счастье народа»
В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.
«Строительство социализма»
Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием
Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.
С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.
Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.
Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.
Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.
А тут речь идет уже об уборке урожая.
В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.
Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат
«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.
Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.
«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.
Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.
На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.
Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.
Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.
«Так будет с фашистским зверем»
«С Новым годом, ребята!»