Константин маковский

Маковский С.К.

Сергей Константинович Маковский

27.09.1877 (Петербург) — 13.05.1962 (Париж)

Сергей Маковский — сын известного художника К. Маковского, поэт,
художественный критик, устроитель многих художественных выставок.

С 1898 года публиковал искусствоведческие работы, трехтомное собрание
которых вышло в 1906-1913 гг. под заглавием «Страницы художественной
критики». Пользовался широкой известностью как меценат и организатор
выставок русского искусства за границей. Редактировал журналы «Старые
годы» и «Русская икона».

В 1906-1908 гг. читал лекции по истории искусства в Рисовальной школе
Общества Поощрения художеств. В 1907 г. вместе с А. Бенуа участвовал в создании
журнала «Старые годы». В 1909 г. основал журнал «Аполлон»,
преемник «Мира искусства», задача которого заключалась в том, чтобы
сплотить все художественные силы «вокруг алтарей стиля и гармонии». В
том же году был организован знаменитый «Салон Маковского», по образцу
парижского Салона, — в комнатах дворца Меншикова на Васильевском острове в
Петербурге, где свои произведения — живопись, графику, скульптуру,
архитектурные проекты выставляли главным образом «мирискусники».

Идею Маковского позаимствовал В. Издебский, также организовавший свой
Салон.

Маковский по своим взглядам был ближе «мирискусникам» и
символистам, хотя и стремился объединить все художественные группировки в
«единое русское искусство». Это, понятно, удавалось не всегда.
Маковский был рафинированным эстетом, за что его противник, футурист Н. Кульбин
называл его иронично «моль в перчатках». В 1910 г. Маковский был
организатором выставки «Мир искусства» в Париже. Его книги:
«Русская графика» (1916), «Силуэты русских художников»
(1921), последняя написана уже в эмиграции.

Эмигрировал в 1920 году в Прагу, затем — в Париж. Был одним из
редакторов газеты «Объединения русских писателей в Париже». В
эмиграции печатал стихи в периодике, издал 8 поэтических сборников, книгу
статей «Портреты современников» и мемуары «На Парнасе Серебряного
века».

В мемуарах С. Маковского воссоздается яркая картина литературной и
художественной жизни предреволюционного Петербурга — Петрограда. Его мемуары и
статьи широко используются специалистами для изучения культуры серебряного
века.

Его критико-аналитические статьи, посвященные поэтам и художникам,
отличаются афористичной образностью характеристик. Показательна, например, его
характеристика М.В. Добужинского «Калиостро, превращающий в графический
узор странную душу Петербурга». В двух книгах «Портреты современников»
(Нью-Йорк, 1955), собраны его воспоминания и статьи о Вяч. Иванове, З.Н.
Гиппиус, И. Анненском, М. Волошине и др., а также воссоздается история
литературной мистификации Черубины де Габриак, заинтриговавшей редакцию
«Аполлона» и весь литературный Петербург.

Из стихотворения «Requiem»

те годы мир, весь мир казался нам,

любуясь им, росли мы все когда-то.

Любили мы и Русь, и Запад свято,

дворцы царей, Неву и Эрмитаж,

Петрова города блистательный мираж

уже в крови его заката.

В те годы Анненский — мудрец был жив,

учитель — друг, угасший слишком рано;

и Гумилев, и Блок ( в те дни — не скиф:

он бурю звал, разбит, как утлый челн о риф

разбившегося океана)…

1959, Монфор — Ламори.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: