Интересные факты
- Виктор Чижиков был дальтоником.
- Художник никогда не владел машиной и не мечтал быть автомобилистом.
- Трижды издавались многотомные собрания иллюстраций Виктора Чижикова к произведениям для детей. Это беспрецедентный случай в истории российского книгопечатания.
- В 2010 году художник судился с телекомпанией НТВ за обладание авторскими правами на Олимпийского Мишку. Пресненский районный суд Москвы отказал Виктору Александровичу в удовлетворении иска. По логике юристов, Чижиков разработал двумерный эскиз талисмана, в дальнейшем доработанный и переработанный другими художниками.
- Мастерская Виктора Александровича находилась в том же подъезде, в котором художник жил. Поэтому на работу он «ездил» на лифте.
“Он был несколько сумасшедшим”
Однако волгоградский художник Александр Захарченко, который лично знал Виктора Николаевича, считает историю организаторов фестиваля несколько надуманной, но при этом не отрицает, что Лосев был фанатиком творчества.
“Мы были соседями. Жили на улице Лавочкина. Он был одиноким человеком. Нигде не работал, но тогда можно было собирать и сдавать тару. Хлеб стоил 12 копеек. Он был несколько сумасшедшим. Он писал и писал. На чем угодно. Но качество его работ от этого не улучшалось, хотя это столетия рассудят. У него есть потрясающие этюды 60-х годов. Да, Лосев не писал про войну и городу нужны знаковые люди и места. Но эта история слегка надуманная”, – рассказал Александр Захарченко.
20 сентября 2019 года на верхней террасе Центральной набережной Волгограда Виктору Лосеву открыли памятник. 300-килограммовую бронзовую скульптуру создал заслуженный художник России Сергей Щербаков. Ее разместили прямо на гранитном парапете, между пропилеями и ротондой. Теперь Виктор Лосев, как и много лет назад, вновь «работает на пленэре». В руках у него не автомат, не винтовка, а кисть.
- Памятник Лосеву на центральной набережной Волгограда / СоцИнформБюро
- Памятник Лосеву на центральной набережной Волгограда / СоцИнформБюро
- Памятник Лосеву на центральной набережной Волгограда / СоцИнформБюро
- Памятник Лосеву на центральной набережной Волгограда / СоцИнформБюро
По мнению экспертов, открытие скульптуры художнику в городе, где почти все памятники посвящены ВОВ, свидетельствуют о формировании нового культурного ландшафта. Возможно, после установки бронзового Лосева, для которого Волгоград был не пафосно-героическим, а лирическим и романтическим, в народе появятся новые легенды и люди увидят, что война давно ушла с улиц нашего города.
Волгоградский архитектор Вячеслав Юшин, который был знаком с Лосевым по работе, как раз участвовал в создании скульптуры.
“Знал Виктора Николаевича по работе в худфонде. Лосев брал очень мало работы, он всегда довольствовался малым. Я очень жалею, что однажды назвал его сумасшедшим художником”, – сказал Юшин.
Сегодня в Сети активно распространяется информация о том, что в семьях волгоградцев хранятся тысячи работ Лосева. Однако достоверных подтверждений этому не нашлось. В фонде музея имени Машкова находятся около 60 его работ. Также в выставочном зале до 6 октября действует экспозиция из частной коллекции Геннадия Федорова. Часть произведений не подписана. Но, по мнению коллекционера, это связанно с тем, что Лосев был не очень организованным человеком.
“Лично я с ним знаком не был. Во времена СССР увлекся коллекционированием работ художников. Тогда же познакомился с творчеством Лосева и Суханова. Лосев был разгильдяем и несоветским человеком, как художник. Он мог рисовать на обрывках и клочках бумаги. Часть работ он подписывал, другие – нет. Но искусствоведы точно говорят, что это его авторство”, – сообщил господин Федоров.
Коллекционер выставил на продажу 21 работу Лосева. Продавать картины его вынудили обстоятельства. По словам Федорова, ему очень жаль расставаться с ними.
“Всё не может нравиться. А работы Лосева, по моему мнению, достойные”, – добавил Федоров.
- Выставка картин Виктора Лосева в музее Машкова
- Выставка картин Виктора Лосева в музее Машкова
- Выставка картин Виктора Лосева в музее Машкова
- Выставка картин Виктора Лосева в музее Машкова
- Выставка картин Виктора Лосева в музее Машкова
- Выставка картин Виктора Лосева в музее Машкова
Это все, что нам удалось узнать о Викторе Лосеве. Ранее местные СМИ сообщали, что личное дело Виктора Лосева, хранившееся в региональном отделении Союза художников России, утеряно, а из архивов исчез фильм о нем. Те, кто близко знали художника, умерли. Однако недавно была презентована книга о жизни и картинах Лосева. Но достаточно ли этого, чтобы считать, что именно Виктор Лосев сможет наполнить нашу жизнь новыми смыслами?
Читать volgasib.ru в
Интересные факты из биографии художника
- Василий Григорьевич родился в семье древнего рода, берущего начало в XIV веке. Его отец — барон Крюгенер служил губернским прокурором, а позже управляющим поместьем семьи Языковых. Несмотря на принадлежность к роду, будущий художник не получил ни фамилии отца, ни его титула. Мальчик был рожден вне брака, и даже то, что его родители позже все же узаконили отношения, не дало ему право на наследство.
- Так и осталась неизвестной точная дата рождения знаменитого живописца. В одних источниках указывается 2 января, в других — 4 января 1834 года. По старому стилю датой рождения считается 21 декабря либо 23 декабря 1833 года.
- Перов имел очень плохое зрение. Причиной тому стала перенесенная в детстве болезнь. В 1842 году семья Крюгенеров переехала в село Саблуково, мальчик переболел оспой. Но это печальное событие не помешало его дальнейшей творческой деятельности.
- По законам Российской империи, незаконнорожденный младенец не мог получить родовую фамилию своего отца. Семья мальчика была вынуждена дать ребенку фамилию его крестного. Так Василий Григорьевич получил фамилию Васильев. Но спустя годы вся империя будет знать его как Перова. Эта фамилия произошла из детского прозвища живописца. Первый учитель Василия заприметил его талант к рисованию, и прозвал Перовым, после чего прозвище прочно прикрепилось к мальчику.
- Будучи учеником в художественной арзамасской школе, Перов сильно повздорил с сокурсником. Он объявил, что не намерен терпеть оскорбления, и покинул стены учебного заведения, не доучившись в нем до конца. Жизнерадостный вначале своего жизненного пути, художник становился с каждым годом все более угрюмым и замкнутым, что отчетливо можно увидеть в его творчестве. Василий Григорьевич все же закончил художественное образование, но уже позже, в Московском училище живописи и зодчества.
- Перов дважды вступал в брак. Первая его жена Елена Шейнс скончалась уже через пять лет брака, вместе с двумя сыновьями. Через пять лет художник вновь женился, на Елизавете Другановой, с которой и провел остаток жизни.
- Несмотря на то, что после смерти первой жены Перов снова вступил в брак, он пронес ее образ с собой сквозь все последующие годы. Черты Елены можно увидеть в некоторых женщинах, изображенных на его работах. Девочка из картины «Тройка» и девушка с картины «Дворник-самоучка» — самые яркие и очевидные тому примеры.
- У художника остался единственный сын от первого брака. Владимир Васильевич так же, как и отец, посвятил свою жизнь искусству. Он обучался рисованию у Василия Григорьевича, а позже окончил то же Московское училище живописи, что и его родитель. Работы Владимира Васильевича сохранены в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Биография Виктора Пивоварова
Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января, 1937 года в городе Москве, РСФСР. Будущий художник вырос в еврейской семье и считает себя наследником иудейской культурной ментальности. В 1957 году Пивоваров закончил художественное училище в столице СССР и пытался поступить в Художественный институт имени Сурикова, но получил «неуд» по всем вступительным экзаменам.
Потерпев фиаско, молодой и целеустремленный юноша все же нашел своё высшее учебное заведение — им оказался Московский полиграфический институт, который он окончил в 1962 году.
«Отражения» 1965–1966, масло, холст
Начиная с периода 1964 года, художник Виктор Пивоваров работает иллюстратором детской литературы. Именно там он познакомился с многими художниками неофициального искусства тех времен. Илья Кабаков, Эрик Булатов и Овсей Дриз — это далеко не весь список концептуальных художников, с которыми завел дружбу Пивоваров в это время.
Вдохновленный идеями неприятия всего конформистского и традиционного, Пивоваров создал собственный стиль изобразительного искусства, состоящий из синтеза литературных иллюстраций и обычной техники живописи.
Вы читаете сайт Art Digest (znaydaydzest.ru)
Биография Виктора Лосева
Виктор Лосев
Известно, что Виктор Николаевич Лосев родился 10 апреля 1926 года в Краснослободске Сталинградской области в семье столяра-краснодеревщика. Он начинал с изостудии Дворца пионеров. В 1950 году Лосев окончил одно из лучших в стране художественных училищ – Саратовское. В Великую Отечественную войну художник потерял старшего брата. При этом сам он, скорее всего, участия в боевых действиях не принимал. Живопись никогда не приносила Лосеву никаких выгод. Часто у него не было денег на холсты и, что случалось нередко, – на еду. Его не признавали, а в мае 1969 года у Лосева сожгли сотни полотен, хранившихся в подвале, который служил ему мастерской. После этого художник стал писать пейзажи, портреты, зарисовки бытовых сцен на улицах и скверах города. Утверждается, что Лосев писал ретроспективу строительства Города Мира на месте разрушенного в ходе Второй мировой войны Сталинграда.
“Все, что от него осталось и уцелело, будут неустанно и ревностно разыскивать и собирать, как в свое время собирали сотворенное Ван Гогом и Пиросмани. И в этом нет сомнения. И пока на Руси есть такие подвижники и бессребреники, как Виктор Николаевич Лосев, не погаснет свет души русской”, – написал о Лосеве скульптор Олег Дедов.
Виктор Николаевич умер в 1995 году в возрасте 69 лет. Скончался он в одиночестве, прислонившись к стоявшим на кухне самодельным табуреткам. Известно, что у него не осталось наследников. О родственниках художника также ничего выяснить не удалось. Что касается признания его творчества, то при жизни он так и не снискал славы.
“Меня признают только после смерти”, – как бы предчувствуя, говорил Лосев.
И вот в 2016-м году образ Лосева начали активно культивировать в символ мирного Сталинграда-Волгограда. В городе в его честь на ежегодной основе начали проводить творческий фестиваль «Извините, Вы не видели Лосева?». Теперь один раз в год, в мае — художники выходят на улицы Волгограда, чтобы создавать произведения искусства в пространстве города так, как это делал Виктор Николаевич. Организаторы мероприятия, утверждают, что сегодня Лосев как никогда нужен нашему городу. По их мнению, благодаря ему Волгоград имеет шанс на то, чтобы перестать воспринимается горожанами и приезжими, как город застывших военных образов.
Карл Брюллов
Карл Брюллов — выдающийся русский живописец.
Карлу повезло больше, он родился в творческой семье, его отец занимался художественной резьбой. Он заметил, что у мальчика есть способности и отправил его обучаться рисованию в Академию Художеств.
Брюллов успешно закончил обучение, а картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» принесла ему золотую медаль и возможность отправиться за границу за казенный счет.
Карл уехал в Италию, там он написал несколько картин. «Последний день Помпеи» — самая знаменитая работа Брюллова, но по-настоящему популярным его сделали портреты. Он рисовал представителей итальянской знати и своих соотечественников.
Также его интересовали исторические темы, чуть позже он увлекся религиозной тематикой. В последние свои годы в России он расписывал Исаакиевский собор, по настоянию врачей покинул страну.
Художник дожил до 52 лет, смерть была внезапной.
Самые известные картины: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Одалиска».
Михаил Врубель
Русский художник Михаил Врубель, работал во всех жанрах искусства. Известен как автор «демонического цикла». Это серия, куда вошли картины, иллюстрации и скульптуры с изображением демона.
Врубельеще в юности увлекся рисованием. Правда, сначала ему пришлось учиться на юриста, этого хотел отец Михаила.
Первое время юноша расписывал стены церквей и даже написал несколько икон. Этим он занимался и после учебы.
«Демонический цикл» появился благодаря Лермонтову. Врубель рисовал иллюстрации для его поэмы «Демон», его очень заинтересовала эта тема.
К сожалению, жизнь художника закончилась печально. У него возникли проблемы с психикой, а потом Михаил потерял зрение.
Самые известные работы: «Царевна-лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Демон сидящий», «Демон поверженный».
Основные моменты биографии
Биография художника в кратком перечислении дат:
- 1936 год. Сорокин поступил сразу на 2 курс художественного института в Москве.
- 1939 год. Принимал участие во Всесоюзной выставке, посвященной 20-летию ВЛКСМ. Там выставлялись молодые художники.
- 1941 год. Художник был эвакуирован в Самарканд вместе с художественным институтом, где находился до 1943 года.
- 1945 год. Виктор Семенович закончил с отличием институт, защитив дипломную картину «Самаркандский пейзаж».
- 1946 год. Участвовал во Всесоюзной выставке. Министерство культуры СССР купило его работу «Самаркандский пейзаж». Сорокина приняли в товарищество художников г. Москвы и в Союз художников СССР.
- 1948 год. Сорокин переехал жить в Елец. Там он начал преподавать в художественном училище уроки живописи.
- 1957 год. Художника перевели работать в Липецк.
- 1960 год. Виктор Семенович участвует в 1-ой художественной выставке «Советская Россия».
- 1971 год. Живописцу был вручен Орден Трудового Красного Знамени.
- 1973 год. В Ельце в первый раз состоялась персональная выставка художника.
- 1976 год. Получил звание «Заслуженный художник РСФСР».
- 1986 год. Сорокину вручили Орден Дружбы народов.
- 1991 год. Виктору Семеновичу присвоили звание «Народный художник России».
- 1994 год. Художник стал Почетным гражданином г. Липецка.
- 1997 год. Академия художеств Российской Федерации вручила Сорокину Золотую медаль. Он получил орден «Знак почета».
- 2000 год. Прошли персональные выставки в Малом Манеже в Москве и во Франции.
- 2001 год. Виктор Семенович Сорокин скончался в Липецке 25 августа.
Живописец из глубинки
Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.
Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.
Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.
Москва – как много в этом звуке…
Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.
Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.
Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.
В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.
Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год
Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.
Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.
К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:
Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».
Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.
Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».
Учебные военные годы
Борис Иогансон хорошо подготовил Виктора Сорокина. Его приняли в художественный институт сразу на второй курс. Там он занимался в мастерской С. Герасимова. Студента впечатлили работы Европейских импрессионистов. В стенах института к художнику пришло профессиональное понимание живописи. Его произведение «Татарская деревня» даже отправили на выставку молодежи. В первые месяцы войны Сороки вступил добровольцем в маскировочную бригаду. Он рисовал на крышах домов кроны деревьев для цветомаскировки зданий от бомбежек.
Виктор Сорокин (справа) и коммунар-студиец Н.А Пушкин (1930-ые)
В октябре 1941 года институт был эвакуирован в Самарканд. Начался новый виток в творчестве. Природа Средней Азии отличалась своими контрастными красками. Художнику пришлось решать новые художественные задачи. Там появились на свет картины «Самаркандский пейзаж» и «Портрет пожилой женщины». Дорабатывать их пришлось уже в Москве по возвращении из эвакуации. Именно картина из Самарканда стала выпускной работой, которая позволила с отличием окончить институт.
Книги с иллюстрациями Виктора Чижикова
- 1960 — В. Драгунский «Тайна детской коляски»
- 1962 — «99 улыбок»
- 1964 — В. Чижиков. «Картинки-загадки для вас, ребятки»
- 1965 — В. Чижиков «Про девочку Машу и куклу Наташу»
- 1969 — В. Драгунский — «Двадцать лет под кроватью»
- 1975 — С. Михалков «Лесная академия»
- 1975 — «Мастера Советской карикатуры. В. Чижиков»
- 1979–1983 — И. Крылов «Басни»
- 1982 — Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
- 1984 — А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
- 1985 — Э. Успенский «Вера и Анфиса знакомятся»
- 1986 — Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
- 1992 — В. Чижиков «Петя и Потап»
- 1995 — Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»
- 2010 — А. Усачёв «Планета кошек»
Детство и юность
Иллюстратор и карикатурист родился осенью 1935 года в столице СССР в семье архитекторов. В детстве Виктор в соответствии с фамилией получил прозвище Чижик-пыжик, с которым не расставался до последних дней. С началом войны главу семьи Чижиковых — преподавателя кафедры «планировка городов и населенных пунктов» Московского архитектурного института — мобилизовали, а Витю с матерью эвакуировали в Ульяновскую область.
Еще в школе Виктор начал рисовать карикатуры и шаржи: мальчика вдохновлял пример отца, сопровождавшего письма с фронта рисунками, фото которых сохранились в архиве Чижикова. После возвращения в Москву юного карикатуриста представили «Кукрыниксам». Михаил Куприянов одобрил картинки подростка и посоветовал Вите связать биографию с рисованием.
В 1952 году карикатуру, вышедшую из-под пера школьника Чижикова, опубликовали в газете «Жилищный работник». Рисунок изображал лыжника, съезжавшего с заметенного домика как с горки: нерадивые коммунальные службы не справились с последствиями снегопадов. Через год юноша окончил московскую школу № 103 и поступил на художественный факультет полиграфического института. Наставником Чижикова был Павел Захаров.
Личная жизнь
С будущей женой Зинаидой Сергеевной Сысоевой Виктор Александрович учился в одной группе в вузе. В 2008 году личную жизнь Чижиковых потрясла страшная трагедия: в возрасте 44 лет ушел из жизни сын художников, названный в честь деда Александром и пошедший по стопам родителей.
Крепкая дружба связывала Виктора Александровича с коллегами Владимиром Перцовым, Вениамином Лосиным и Евгением Мониным. На 50-летие друзья подарили Чижикову групповой портрет, на котором юбиляр представал в виде Д’Артаньяна, а троица приятелей — в образе трех мушкетеров. Художник признал, что иллюстрации Лосина к произведениям Виктора Драгунского более удачны, чем его собственные.
В интервью Чижикова регулярно спрашивали о Владимире Высоцком. Иллюстратор и бард не были друзьями, но с 1975 года до кончины «всенародного Володи» жили в одном доме на Малой Грузинской улице. По словам Чижикова, Высоцкий как сосед был скромным и деликатным, но за рецидивирующее хамство и панибратство мог избить крышкой от помойного бачка.