Его основные темы
Он написал много портретов, которые посвятил в основном своим близким, в том числе Алисе Сет . Последний подчеркивает украшение, нарисованное с точностью, что контрастирует с синтетической волей французских пуантилистов. Как подчеркивает Эмиль Верхарен, в его персонажах нет «иератизма» персонажей Сёра.
Помимо постимпрессионизма , на художника повлияет и японизм , поклонник, в частности Хиросигэ . Его морские пейзажи упрощены, контрастируя с роскошью деталей в его портретах.
Он нарисовал несколько групп обнаженных женщин, которые он сделал своей любимой темой с 1910 года: L’Heure embrasée (1897), Baigneuse вокруг скалы (1910), Baigneuses à Cavalière (1910). Он также нарисовал несколько отдельных обнаженных фигур ( Nageuse в состоянии покоя : 1922, L’Ablution или Crouching Venus : 1922). Однако эротика, похоже, не очень присутствует, по крайней мере, для писателя Андре Жида, который говорит в этой связи о «гигиенической обнаженной натуре». В этот период произошел переход от влияния постимпрессионизма к тенденции к классицизму.
Тео ван Рисельберг также иллюстрировал книги, такие как собрание текстов Эмиля Верхарена , Альманах 1895 года, рисование инициалов, арабески и иллюстрации. Таким образом он украшает некоторые каталоги выставок группы ХХ .
биография
Тео Ван Риссельберге из семьи Ван Риссельберге , является братом Чарльза Ван Риссельберга и Октава Ван Риссельберге , обоих архитекторов. Он женился на Марии Монном в 1889 году. У них была дочь Элизабет (родившаяся в 1890 году), которая должна была стать матерью Екатерины , единственного ребенка Андре Жида . Ей было девять лет, когда ее родители сблизились с Андре Жидом. Между Марией и Жидом, с одной стороны, и между Елизаветой и тем же Жидом, с другой, установилась двойная взаимная давка.
После учебы в Académie des Beaux-Arts в Генте и в Académie de Bruxelles под руководством Жана-Франсуа Портаэля и Леона Эрбо , Тео Ван Рисельберг впервые принял участие в выставке в Брюссельском салоне в 1881 году. Примерно в 1886–1887 годах он открыл для себя работы Жоржа Сёра в компании Эмиля Верхарена . Друг Октав Маус , он является членом — основателем группы в 1883 году Брюссель для пионерами в двадцатку . В конце XIX — го века , то пуантилизм его картин уступили широкий состав удлиненных ключей. Как Жорж Сёра и Поль Синьяк , он написал множество морских пейзажей. Он также делал менее известные гравюры.
Путешествие в Марокко
В следующем году он путешествовал (следуя по стопам Жана-Франсуа Портаэля ) по Испании и Марокко со своим другом Францем Шарле и астурийским художником Дарио де Регойос . Особенно он восхищался «старыми мастерами» в музее Прадо . В Севилье они знакомятся с Константином Менье и его сыном Чарльзом, известным как Карл, который писал копию картины Педро де Кампанья « Снятие с креста » . Из этой поездки в Испанию он привез следующие портреты: Испанка (1881 г.) и Ла Севильян (1882 г.). Он пробыл четыре месяца в Танжере , чтобы практиковаться в рисовании и рисовании живописных сцен улиц, касбы и базаровСапожник на Арабской улице ( 1882 г. ), Арабский мальчик (1882 г.), Репос-де-Гард (1883 г.).
Он вернется туда дважды: в 1883–1884, а затем в 1887–1888 годах.
Вернуться в Бельгию
Вернувшись в Бельгию, он выставил около тридцати работ из своей поездки в Cercle Artistique Littéraire и в Гент. Они имели мгновенный успех, в частности Les Fumeurs de kif , The Orange Seller и Seascape of the Straits (Sunset) , Tangier (1882). ВАпрель 1883 г., он демонстрирует эти сцены повседневной средиземноморской жизни на выставке L’Essor в Брюсселе перед восторженной публикой. В то же время он подружился с писателем и поэтом Эмилем Верхареном, которого впоследствии несколько раз представлял. ВСентябрь 1883 г., ван Риссельберг едет в Харлем, чтобы изучить свет в творчестве Франса Хальса . Его ум по-прежнему будет занимать точное воспроизведение света. Там он также познакомился с американским художником Уильямом Мерриттом Чейзом .
Вернуться во Францию
Затем он написал свои первые пуантилистические работы по модели Жоржа Сёра . Затем он стал частью группы La Libre Esthétique, для которой создал плакат (1896 г.). Он переехал в Париж в 1898 году по адресу 59, rue Scheffer , который он оставил в 1901 году, чтобы переехать на виллу Aublet на улице Rue Laugier , 44 , где архитектор Луи Бонье (1856-1946) осуществил установку. В 1913 году он был частный особняк , построенный в Отейле на 14, Рю Клод-Лоррена по Огюста Перре .
Его дружба с Полем Синьяком также связана с анархистскими идеями . Он участвовал в либертарной прессе и , в частности , регулярно в газете Les Temps Новых по Жан Grave , которому он дал работы с 1897 по 1911. Он часто посещал географ Реклит и художник Камиль Писсарро , а также Камиль Platteel (1854- 1943), давний друг ее семьи и любовница Феликса Фенеона . В 1899 году он выпустил кавер на оперу Пьера Кропоткина «Моральный анархист
Прованс
В конце 1890-х он поселился в Провансе в Сен-Клере недалеко от Ле-Лаванду и вернулся к определенной форме классицизма .
Его дочь Элизабет, родившая с Андре Жид дочь Екатерину , вышла замуж в 1931 году за писателя из Дюнкерка Пьера Гербара .
Работы в публичных коллекциях
В Бельгии
- Брюссель : Королевские музеи изящных искусств Бельгии (La Promenade et Portrait — Мария и ее дочь Элизабет, в крупных деталях)
- Льеж , музей современного искусства : Сестры художника Шлобаха 1884 г. ).
- Гент , Музей изящных искусств . (Одно чтение, большие ключи)
- Иксель , городской музей изящных искусств (время чая, большие штрихи).
- Музей Дейнзе
- Музей Турне
- Антверпенский музей Портрет Мари Сет , 1891. пунктирная линия)
- Остенде музей
Во Франции
- Париж , Музей Орсе . (Две пунктирные линии Человек у руля — Моряк из Синьяка и Синьяк в яхтсмане)
- Сен-Тропе , музей Аннонсид
- Музей Гренобля
В Нидерландах
- Оттерло , музей Крёллер-Мюллер (16 работ, в том числе 4 пунктирные линии)
- Музей Гауда (пунктирная линия)
- Музей Бойманса ван Бёнигена
- Рейксмузеум, Амстердам.
- Центральный музей Утрехта (пунктирная линия)
- Музейный певец Ларен
В Швейцарии
Женева , Musée du Petit Palais : Портрет скрипачки Ирмы Сет , 1894, холст, масло; Мария ван Риссельберге и ее дети , 1903 год; Мария ван Риссельберге с тюльпанами , 1918 г .; Обнаженная в покое , 1914 год.
В США
- Нью-Йорк, Музей современного искусства (MOMA) (автопортрет 1888–1889, Gros Nuages sur Christiana Fjord 1893, кафе-концерт 1896, …)
- Спрингфилдский музей (анна Бох)
-
Институт искусств Кларка , Уильямстаун, Массачусетс
- Сильви Декамп Монном , 1900, холст, масло
- Портрет Андре Жида , 1915 год, перо, коричневые туши
В Германии
- Веймарский музей (Час горения, крупное произведение)
- Музей Вальрафа-Рихарца (3 ван Риссельберга и Хейманс отданы за ван Риссельберге))
- Дрезденский музей (прекрасная Джульетта)
- Музей фолькванг (ночной порт Булонь)
- Бременский музей (1)
Приложения
Библиография
- «Вилла Тео в свете», Revue du Conseil départemental du Var , № 4, зима 2017-2018.
- Роберт Хузи и Хельке Лауварт, неоимпрессионист Тео ван Риссельберга , Pandora editions, 1993.
- Рональд Фельткамп, Тео ван Риссельберг 1862-1926, каталог raisonné , Париж, Les éditions de l’Amateur, Брюссель, Éditions Racine, 2003.
- Рональд Фельткамп, Тео ван Риссельберг: монография , Брюссель, Éditions Racine, 2003.
- Тео ван Риссельберг , Бельгийский научно-исследовательский институт искусства, Bozar Books, Mercatorfonds, Palais des Beaux-Arts de Bruxelles, 2006.
Иконография
Дорнак , портрет в три четверти лица Тео ван Риссельберга в рабочей блузке в его студии на улице Лаугер в Париже , фотография, Офтринген , Фонд Катрин Жид .
Примечания и ссылки
- Биографический словарь, рабочее движение, общественное движение »,« Le Maitron »: .
- Фабрис Пиканде, Жид и женщины: Элизабет , на e-gide.blogspot.fr.
- Филипп Тьебо, «Ар-нуво и неоимпрессионизм, мастерские Синьяка», La Revue de l’Art , 1991-92, с. 72-78 примечание 34.
- Н. Tamburini, «Ван Rysselberghe или обещание счастья» Объект Арт , специальный выпуск п о 62, июнь 2012, стр. 16-25.
- Цитируется по Н. Tamburini в «Захватив нюансы мысли» предмета искусства , специальный выпуск н о 62, июнь 2012, стр. 30-37.
- Н. Tamburini, «Ван Rysselberghe пейзаж: Гимны к свету» Объект искусства , специальный выпуск н о 62, июнь 2012, стр. 42-50.
- Н. Tamburini, «Ван Rysselberghe художник обнаженных: а» предлог линии и радостных диапазоны « » Объект искусства , специальный выпуск н о 62, июнь 2012, стр. 42-50.