Биография
Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей.
Портрет Валентина Серова
Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.
Происхождение
Художник появился на свет 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге, в семье композитора Александра Николаевича Серова и его преданной воспитанницы. Валентин стал их первенцем и единственной отрадой.
Дом Серовых часто наполнялся весельем и шумом. У семейной пары гостили представители интеллигенции, известные литераторы и деятели искусства. Тем не менее, мальчик был не избалован родительским присмотром. Его предпочитали оставлять наедине с собой.
Мать художника Валентина Семеновна и Валентин Серов в детстве
Мне нравитсяНе нравится
Когда Валентину исполнилось 6 лет, его отец погиб. Мать, страстно преданная общественной деятельности, убедилась в художественных способностях сына. Твердо веря в то, что ребенок добьется успеха, она приняла решение перебраться с ним в Париж.
Наставником Серова стал Илья Ефимович Репин – выдающийся мастер полотна и педагог. Несмотря на то, что Валентин получал удовольствие от занятий, внимания ему явно недоставало. Мать с сыном вскоре переехали в Москву.
Детство и юность
Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.
Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.
Валентин Серов в молодости
Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.
Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.
Автопортрет Валентина Серова
Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.
Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».
Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.
https://youtube.com/watch?v=Xg0fyxLioDc
Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.
В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.
Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.
Автопортрет Валентина Серова
Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.
Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.
Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.
Смерть
Знаменитая актриса в последние годы страдала от приступов астмы и легочной недостаточности. Свободное от съемок время проводила в кругу семьи, ухаживала за престарелой мамой и воспитывала внуков. Дети обожали бабушку.
Предчувствуя смерть, актриса попросила дочь остаться у ее постели. Умерла Валентина Пугачева в разгар весны 2008 года на руках дочери Ксении, в кругу родных, наотрез отказавшись ложиться в больницу. Причиной смерти стала легочная недостаточность.
Могила Валентины Пугачевой
Кончина Валентины Ивановны оказалась страшным ударом для родных. Не пережила смерти дочери мама Мелания Ивановна: после похорон слегла и вскоре скончалась.
Мужа актриса пережила на 9 лет. Могила Валентины Пугачевой находится на кладбище в Репино под Санкт-Петербургом. Рядом похоронена мама.
Работы Серова
От Серова ждали картин в одинаковом жанре. Однако художник не желал оставаться на месте, а потому все время двигался вперед. Нередко он выходил за рамки, установленные прошлыми творцами. Именно поэтому Серов — это еще и какой-то мере новатор. Нельзя сказать, что подобный подход не нравился критикам. Напротив, они ценили желание молодого творца двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом и расширять границы в искусстве.
Творчество Валентина Серова все время усложнялось. Каждая новая работа художника приобретала необычные элементы. Тенденция к пересмотру существующих технических задач и приемов нравилась, однако, не всем. У Серова, как и любого другого гения, существовало немалое количество завистников и даже врагов. Большая часть из них — все те же художники, недовольные перспективой все время оставаться в тени. Они пытались повторить успех Валентина Александровича, но у них, как правило, ничего не выходило.
Крупные заказы
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Среди них были и приближенные императора. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя. В задачу Валентина Александровича входило написание как самого императора, так и его семьи. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. А где можно было брать основной материал? Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Фотографии — вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Валентин Александрович работал над портретом 3 года. За все это время он увидел царя всего раз, и то по чистой случайности.
Несмотря на свой высокий статус, Серов не хотел быть «придворным» художником. В его цели не входила постоянная лесть высокопоставленным лицам, а потому и поведение его было слегка вызывающим. Известен, например, случай конфликта Валентина Александровича с царицей. Последняя, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе творца, получила резкий отпор со стороны Серова. Дело и вовсе закончилось извинениями Николая II перед художником.
Серов трудился над портретами многих князей, княгинь, актрис и прочих знаменитостей. При этом у него оставалось время и на пейзажи. О чем именно здесь можно рассказать?
Творчество
Ранние произведения Серова относились к русскому импрессионизму.
Среди раннего творчества художника особенно хочется отметить картины:
- 1885 – «Волы»;
- 1886 – «Осенний вечер. Домотканово», «Зима в Абрамцеве. Церковь», «Открытое окно. Сирень», «Пруд в Абрамцеве»;
- 1887 – «Букет сирени в вазе»; «Площадь Святого Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»;
- 1888 – «Заросший пруд. Домотканово».
На формирование его художественных взглядов особенное влияние оказала жизнь Серова в Домотканово в имении его хорошего друга Владимира Дервиза и в Абрамцеве в имении мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Художник боготворил природу средней полосы России с её рощами и полянами, перелесками и оврагами, он обожал русские деревни с околицами. И именно Абрамцево и Домотканово вдохновляли его на счастливые творческие успехи, в этих имениях он создал свои знаменитые полотна.
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Девочка как будто на одно мгновение зашла в комнату, чтобы взять со стола персик, а художник увидел её в этот момент и запечатлел. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова.
В Домотканово он нарисовал ещё одну картину-шедевр «Девушку, освещённую солнцем». На этом полотне художник изобразил свою двоюродную сестру Симонович Марию Яковлевну. Девушка сидит в саду под деревом, а сквозь ветви и листву пробивается солнечный свет, играет бликами на её одежде.
Обе эти картины просто дышали красотой и свежестью, светом и юностью. О них говорили, будто полотна сотканы из воздуха и солнца. Работы Серова высоко оценили не только живописцы, но и коллекционеры. Художник только начинал свой путь, а сразу же оказался в числе лидеров.
Серов стал востребованным живописцем. Тульские помещики Селезнёвы заказывали ему роспись плафона «Феб лучезарный», за что заплатили 1000 рублей. Валентин стал выставлять свои полотна на конкурсах. Его картина «Девушка, освещённая солнцем» была приобретена Третьяковым за 300 рублей, а «Девочка с персиками» в русском благотворительном обществе любителей художественного искусства получила единственную премию в 200 рублей в номинации «Портрет».
Его мастерство крепло, а тематика картин постепенно удалялась от пейзажа и натюрмортов, всё больше Серов стал писать портреты. Среди его натурщиков были как близкие и родные ему люди, так и многие знаменитости того времени:
- Максим Горький и Фёдор Шаляпин;
- Николай Лесков и Антон Чехов;
- Константин Коровин и Пётр Кончаловский;
- Исаак Левитан и Илья Репин;
- Гликерия Федотова и Мария Ермолова.
Популярность и известность, конечно же, радовали Серова, но вместе с этим для него началась кабала художника-портретиста, в которой он оказался до самой своей смерти. Ему заказывали портреты представители буржуазного класса, высшая знать и даже члены царской семьи.
В 1897 году Серов написал с натуры портрет великого князя Павла Александровича. В 1900 году это полотно выставили в Париже на всемирной выставке, картина получила Гран-при. Валентин Александрович стал одним из лучших европейских портретистов конца 19 века.
В 1898 году умер Третьяков, Серова избрали членом совета Третьяковской галереи, эту должность он занимал до конца своих дней.
Пугачёва Валентина Ивановна
Пугачёва Валентина ИвановнаРодилась 14 мая 1935 года. Умерла 13 апреля 2008 года.
Валентина Пугачева родилась в посёлке Малиновка Харьковской области Чугуевского района в семье военного техника Ивана Тимофеевича (умер в 1974 году) и домашней хозяйки Мелании Ивановны Пугачёвых (1915-2009). В 1940 году Ивана Тимофеевича перевели по службе в Ленинград, куда он переехал вместе с женой и дочерью.
В начале Великой Отечественной войны Мелания Ивановна и Валентина эвакуировались в город Кудымкар Пермского края, где прожили до момента освобождения Харькова от немецких захватчиков в августе 1943 года. После этого уехали на свою родину, в посёлок Малиновка, где Валя продолжила прерванную войной учёбу в школе, а в 1945 году вернулись в Ленинград.
В начале 1953 года специально для отбора талантливой молодёжи в северную столицу приезжала Тамара Фёдоровна Макарова, чтобы «заготовить» кандидатуры для будущего набора в свою совместную с Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым актёрскую мастерскую во ВГИКе. Для этого она устроила прослушивания в ленинградском кинотеатре «Гигант», участницей которых стала и Валентина Пугачёва. Получив «путёвку» для будущего поступления, она по окончании школы отправилась в Москву, прошла конкурсные испытания во ВГИК и стала студенткой актёрского факультета, мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Закончив институт в 1958 году, Валентина Пугачёва была распределена в штат киностудии «Ленфильм» и Студии киноактера, где и проработала до его расформирования в конце 1990-х годов.
Дебютом актрисы в кино стала роль Веры в фильме Сергея Герасимова «Надежда», в котором знаменитый мастер задействовал фактически весь свой курс. А через два года Пугачёва сыграла свою самую известную роль – Зину, невесту героя Николая Рыбникова, в популярном поныне фильме Марлена Хуциева и Феликса Миронера «Весна на Заречной улице». Помимо этого в багаже Валентины Ивановны было еще несколько интересных работ, таких как Катя Зеленцова («Саша вступает в жизнь»), Люба («Ночной гость»), Лена Черенц («После свадьбы»), Радушка («Снегурочка») и других. Валентина Пугачёва играла как лирико-драматические образы, так и характерные роли, которые получались у неё одинаково органично и достоверно.
На съёмках фильма «Ночной гость» в 1958 году Валентина Пугачёва познакомилась с оператором киностудии «Ленфильм» Владимиром Александровичем Бурыкиным (1928-1999), за которого вышла замуж. В 1959 году в их семье родилась дочь Ксения.
Фильмы и роли:
1954: «Надежда» (Вера); 1956: «Весна на Заречной улице» (Зина), «За власть Советов» (Наталья); 1957: «Высота» (Валя), «Тугой узел» («Саша вступает в жизнь») (Катя Зеленцова); 1958: «Ночной гость», тв (Люба), «Олеко Дундич» (дочь стрелочника); 1959: «Горячая душа» (секретарша); 1960: «Свет в окне» (Таисия), «Чужая беда» (секретарша); 1961: «Длинный день» (Катя); 1962: «После свадьбы» (Лена Черенц); 1963: «Два воскресенья» (Ираида); 1964: «Мать и мачеха» (Лида, официантка), «Поезд милосердия» (мать раненой девочки); 1965: «Заговор послов» (эп.); 1966: «В городе С.» (сиделка), «Не забудь…станция Луговая» (женщина с ребенком); 1967: «Зеленая карета» (цыганка); 1968: «Снегурочка» (Радушка), «Трембита» (эп.); 1970: «Семь невест ефрейтора Збруева» (проводница); 1971: «Даурия» (эп.), «Холодно – горячо», тв (соседка); 1972: «Ижорский батальон» (Нина, военврач); 1973: «Возвращенный год» (эп.); 1974: «Незнакомый наследник» (рабочая), «Сержант милиции», тв (Клава); 1976: «Длинное, длинное дело» (соседка Панина), «Строговы», тв (Зотиха); 1977: «Марка страны Гонделупы» (мать Пашки Чернопятко); 1978: «Кавказская повесть», тв (Улитка), «Рыцарь из Княж-городка» (мать Игоря Холода); 1979: «Вернемся осенью» (Анна Борисовна); 1980: «Лялька-Руслан и его друг Санька», тв (мать Люсика), «Путь к медалям» (дежурная гостиницы); 1981: «Ночь на четвертом круге» (диспетчер), «Что бы ты выбрал?», тв (гостья с караваем); 1982: «Людмила» (жена путевого обходчика), «Пространство для маневра», тв (инженер); 1983: «Дублер начинает действовать» (рабочая), «Средь бела дня» (тетя Валя); 1985: «Вот моя деревня» (Фроловна), «Сон в руку, или чемодан» (секретарша); 1986: «Красная стрела» (сотрудница института); 1988: «Презумпция невиновности» (акушерка); 1990: «Адвокат», тв (сестра потерпевшего), «Собачий пир» (соседка); 1994: «Русская симфония» (роль); 1995: «Под знаком Скорпиона», тв (участница митинга); 1997: «Улицы разбитых фонарей. Темное пиво, или Урок английского», тв (пациентка психушки).
Личная жизнь
Известно, что Валентина Александровна была замужем дважды. Первый супруг — Сергей Хмелев. Когда поднялся бунт среди воспитанников трудовой коммуны он в буквальном смысле спас писательницу от опасности. Спешно приехал на место и помог разрешить конфликт. После заключения брака в семье родился сын, которого назвали Леонидом.
Неизвестно по какой причине, но совместная жизнь в итоге не заладилась. Брак распался. Однако отец продолжал поддерживать контакты со своим сыном, уделяя его воспитанию много времени.
Второго супруга Валентина Александровна встретила, когда ей было за 50. Ее новым избранником стал Вадим Охотников, коллега по цеху, писатель. Чета переселилась в Крым.
Вадим Дмитриевич Охотников, воторой супруг Валентины Осеевой
Личная жизнь
С любовью всей своей жизни Ольгой Трубниковой живописец познакомился у Симоновичей, родственников по материнской линии, воспитавших сироту. 9 лет влюбленные переписывались и ждали часа, когда смогут соединить судьбы.
В январе 1889 года пара обвенчалась: Валентин Серов продал полотно «Девушка, освещенная солнцем» и сыграл на полученные деньги свадьбу. На венчании в петербургском храме присутствовал Илья Репин. Серовы поселились в Москве. Один за другим у них родилось шестеро детей.
О личной жизни и семье портретиста снят фильм, вышедший в рамках программы цикла «Больше, чем любовь».
Юность Валентина Серова
Находясь в Москве, юный Серов решает поступить в художественную Академию. В 1880 году он успешно сдает экзамены и начинает учебу. Учителем Серова был известнейший на тот момент профессор Чистяков. Его учениками были такие гении, как Поленов, Врубель, Репин, Суриков и многие другие художники. В этом ряду оказывается и Валентин Серов.
Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, «вдумчивую» манеру письма, и здоровый перфекционизм, и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Вскоре Серов покидает академию. Произошло это спустя пять лет после поступления. Знаменитый художник много и сильно болел, из-за чего попросту не был способен продолжать обучение дальше.
Несмотря на то что Валентин решил покинуть стены Академии, он не растерял своих друзей-сокурсников. Так, Серов постоянно участвовал в Абрамцевских культурных мероприятиях, где исполнял роли в небольших спектаклях. Аудитория любила Серова и даже дала ему ласковое прозвище «Антоша».
Серов не был задействован в одних лишь театральных представлениях. Савва Мамонтов, давний друг Валентины Бергман, обеспечивал Серова многочисленными заказами на портреты. Этим он и смог доказать, что в первую очередь Серов Валентин — художник.
Интересные факты из жизни художника Валентина Серова
Разнообразные события и факты повлияли на жизнь и творческий путь Валентина Серова.
- Художника причисляют к основоположникам импрессионистского движения. Картины за его авторством сравнивались с произведениями Пьера Огюста Ренуара. Если верить мнению некоторых критиков, Серов смог превзойти французского живописца благодаря особой передаче освещения, благородству и интенсивности оттенков. Валентин был покладистым мастером, не упускавшим из виду даже маловажные детали. Востребованность он обрел не только в импрессионизме, но и в новом реализме.
- Несмотря на закрытость и неразговорчивость, Серов пользовался положением инициативного общественного деятеля. Мастер полотна организовывал передвижные выставки, иллюстрировал сатирическое журнальное издание «Жупел» и детские басенные сборники Крылова.
- Даже в создании сложных портретов Валентин не делал наброски. Он предпочитал сразу применять акварельные краски. Охотно использовал карандаши, уголь, кисти.
- Одним из светлых детских воспоминаний художника является событие 1869 года, когда родители поехали вместе с ним за границу. Особенно мальчику запомнилась резиденция немецкого дирижера Рихарда Вагнера.
Детство Серова
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына
Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге
Автор «Распятия», «Тайной вечери» и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Валентина Семеновна Бергман, заметив пристрастие своего сына к искусству, отправилась вместе с ним во Францию. В Париже Валентин поступил на обучение к знаменитому на тот момент Илье Ефимовичу Репину. Долгое время Серов оставался во Франции один: его мать, в виду активной общественной деятельности, вынуждена была отправиться в Россию.
Закончив обучение, пятнадцатилетний Валентин вернулся в Москву. Здесь он поселился в доме одного мастера. Вся его деятельность была направлена на копирование холстов и работу с гипсом. Здесь же начинают зарождаться первые картины Валентина Серова.
Композиторы
Пётр Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
Николай Римский-Корсаков – великий оперный композитор, опиравшийся на историю и сказки (оперы «Снегурочка», «Три чуда»). Думал, что музыкальные формы объединят слушателя с подлинной природой мира. В арсенале его выразительных средств: настоящая мелодика народных песен, частицы гармоний, позаимствованных у скоморохов. Был одарённым педагогом и дирижёром.
Дмитрий Шостакович – композитор советского периода, много экспериментировавший в музыке. Он работал во всех жанрах, и в стиле модерн. Однако, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» не одобрил глава государства И.В.Сталин, после чего композитор подвергся репрессиям. Творчество ограничили рамками «государственных» предпочтений. Но каждому слушателю ясен подтекст настроений и смыслов симфоний № 5 и № 7.
Учеба во ВГИКе
В 1953 году Тамара Макарова, отбиравшая студентов на свой совместный с Сергеем Герасимовым курс во ВГИКе, приехала в Ленинград. Смотры проводили в кинотеатре «Гигант». Валентина узнала об этом и решила попытать удачу — пришла на отбор. Успешно получила пропуск на поступление. После окончания школы сразу же отправилась в столицу — поступать во ВГИК. Прошла конкурсный отбор и была зачислена на курс к Герасимову.
По окончании института девушку распределили работать на «Ленфильм» и Театр-студию киноактера. Там она прослужила большую часть своей творческой жизни, вплоть до расформирования студии в годы перестройки.
Трудовая биография
- 1978 – Вступил в Творческий союз художников.
- С 1978 г. – Профессионально занимается художественной и научной фотографией. Работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. Обладатель серебряной, бронзовой и золотой медалей ТСХ России.
- 1983 – Окончив ВУЗ, начал работать в Институте мозга, входившем в структуру Академии медицинских наук. Однако особенности проведения исследовательской работы там не нравились молодому специалисту.
- 1984 – Перешел в НИИ морфологии, входивший в структуру той же академии. Основной задачей деятельности этого учреждения было комплексное изучение морфологии людей в патологии, норме и индивидуальном развитии. Здесь молодой исследователь прижился, совершил все открытия и обнародовал их. Начал он с получения ученой степени по биологическим наукам.
- 1987 – Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную перемещениям тангенциальных механических натяжений и нейроэпителиальных клеток в формирующемся центре нервной системы эмбриона. Продолжил развивать эту тему.
- 1992 – Состоялась успешная защита докторской диссертации по тем же наукам. Тема связана с формированием мозга на ранней стадии развития эмбрионов. Рассматривались случаи нормы и механозависимых нарушений.
- 1993 – Опубликовал монографию «Формообразование мозга позвоночных». В НИИ морфологии человека им. академика А. Авцына назначен заведующим лабораторией развития нервной системы. Основное направление деятельности работников лаборатории фокусируется на исследовании закономерностей дифференцировки клеток и ее нарушений в эндокринной и нервной системах человека и животных. Эксперименты проводятся и в отношении нормального развития и адаптивных изменений, и при патогенезе отдельных социально-значимых заболеваний.
- 1996 – Написал «Стереоскопический атлас мозга человека», за который через 5 лет получил премию РАМН им. В. Шевкуненко (область оперативной хирургии и топографической анатомии).
- 1998 – Вышла книга ученого «Введение в зоопсихологию».
- 2000 – Присудили звание профессора.
- 2001 – Написал учебник по анатомии нервной системы позвоночных и практикум для обучения студентов анатомии человеческого мозга (в соавторстве с М.А. Негашевой).
- 2002 – Издана монография Сергея Вячеславовича об этапах развития мозга человеческого эмбриона.
- 2005 – Вышли в свет монографии профессора о происхождении мозга и «Атлас мозга человека».
- 2006 – Вместе с А. Миловановым подготовил пособие о внутриутробном развитии человека.
- 2007 – Опубликовал монографию об эмбриональной патологии нервной системы, за которую через 3 года получил премию РАМН им. Б. Лаврентьева.
- 2010 – Издана монография ученого о возникновении мозга человека.
- 2012 – Опубликована монография Савельева «Изменчивость и гениальность», а в № 8 «Вестника РАМН» – статья «Патология эмбрионального морфогенеза головного мозга человека».
- 2013 – Назначен руководителем научной группы, изучавшей мозг мамонта. Она была сформирована из специалистов Якутской академии наук, НИИ морфологии человека РАМН и Палеонтологического института РАН. Спустя год создал 3-мерную модель изученного органа этого животного.
- 2014 – Руководил экспериментом «Геккон-Ф4». На спутнике Фотон-М4 изучалось влияние микрогравитации на организм и половое поведение взрослых животных, а также эмбриональное развитие гекконов. Появилась в продаже книга профессора «Нищета мозга».
- 2016 – Опубликовал книгу «Церебральный сортинг». Совместно с издательством «Веди» создал на ютубе канал для презентации своих выступлений на радио и телевидении, а также собственных эксклюзивных видео о своих творческих достижениях и результатах научных исследований. Выкладывал и ролики с рассказами о фотографии и фотоаппаратах.
- 2018 – Издана книга Савельева «Морфология сознания».
- 2022 – Опубликовал на YouTube видео, где в доходчивой форме, иронично и умно рассуждал о современной эволюции; отвечал на вопросы слушателей.
Ученый-биолог Сергей Савельев
[править] Литература
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.114.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.401, 435.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.81.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. C.383, 395, 430.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года