Биография
Согласно автобиографии, Елена родилась 14( (b) )ноября1878года (b) в Санкт-Петербурге. Её родителями были состоятельный придворный художник Константин Егорович Маковский (b) и его вторая супруга Юлия Павловна. В семье помимо девочки воспитывались двое сыновей. Старший брат Елены — поэт Серебряного века (b) Сергей Маковский (b) . Елена выросла в Санкт-Петербурге, в юности несколько лет провела с хворавшей матерью на европейских курортах.
Елена Маковская училась изобразительному искусству в художественной школе при Императорском обществе поощрения искусств (b) и Императорской художественной академии. В 1897 году предприняла важную для её будущего творчества поездку по Волге от Рыбинска (b) до Самары (b) , во время которой ею были созданы многочисленные эскизы. По её возвращении одну из работ Елены приобрёл железнодорожный магнат и меценат Иван Станиславович Блох (b) , который также предоставил ей двухгодичную стипендию для обучения за рубежом.
Маковская училась у Антона Ажбе (b) в Мюнхене (b) , в мастерской которого познакомилась со многими российскими художниками: Иваном Билибиным (b) , Мстиславом Добужинским (b) , Марианной Верёвкиной (b) , Алексеем Явленским (b) и Дмитрием Кардовским (b) . Благодаря Игорю Грабарю (b) Елена познакомилась с художниками «Мира искусства» (b) . В 1898 году Елена Маковская училась в школе живописи, открытой Матиасом Гаштайгером (b) и Юлиусом Эстером (b) во дворце Дойтенхофен близ Дахау (b) . В Дойтенхофене Елена Маковская познакомилась со своим будущим мужем, венским скульптором Рихардом Лукшем (b) . Свадьба с Лукшем состоялась 20июня(3июля (b) )1900года (b) , и с этого момента художница носила двойную фамилию Лукш-Маковская. Вскоре супруги-художники переехали в Вену (b) , где после рождения сына Петера Елена продолжила заниматься творчеством и участвовала в нескольких выставках Венского сецессиона (b) , став первой женщиной в его составе. Наиболее заметной работой того времени является иконографическое полотно Adolescentia («Отрочество»), на котором изображена обнажённая юная девушка в полный рост. В настоящее время эта работа Лукш-Маковской находится в коллекции венского Бельведера (b) . Лукш-Маковская также занималась прикладным искусством и участвовала в работе Венских мастерских (b) . В 1905 году Елена Лукш-Маковская создала монументальные рельефы для фасада венского Бургтеатра (b) .
С 1907 года семья Лукшей проживала в Гамбурге, где Рихард Лукш преподавал в местной школе прикладного искусства (b) . В 1910 году Елена Лукш-Маковская с двумя сыновьями побывала на родине. В 1918 году Елена родила дочь Марию. Брак с Рихардом Лукшем был расторгнут в 1921 году. В 1922—1928 годах Лукш-Маковская писала картины по своим эскизам, выполненным во время давней поездки по Волге. В 1925 году она создала эскиз памятника русским пленным. В 1926 году скульптура работы Лукш-Маковской «Судьба женщины» была установлена в гамбургском городском парке. В 1933 году Елена Лукш-Маковская попыталась наладить отношения с новой властью, вступив в национал-социалистический Союз немецких художников и графиков при Имперской палате изобразительных искусств, но это не принесло ей ожидаемых государственных заказов. Художница перебивалась частными заказами портретов. В послевоенные годы Лукш-Маковская занималась исследованиями гамбургской культуры.
litteratur
- Joachim Heusinger fra Waldegg: Richard Luksch og Elena Luksch-Makowsky. Et kunstnerpar fra århundredeskiftet i Wien. I: Gammel og moderne kunst. Bind 17, H. 124/125, Wien 1972, s. 40 f.
- Joachim Heusinger von Waldegg, Helmut Leppien: Richard Luksch / Elena Luksch-Makowsky (= Hamborgs kunstnermonografier. Nr. 10). Hamborg 1979.
- Silke Straatman: Russisk legetøj fra det 19. århundrede og «russiske ordsprog» — en samling af Luksch-Makovskaya. I: Meddelelser fra Hamburg Museum of Ethnology. 1990, s. 131 ff.
- Athina Chadzis: , Afhandling University of Hamburg 2000.
- Isabella Schwinghammer: Elena Luksch-Makowsky (1878-1967) Malerierne Dipl.Arb. Univ. Wien 1996.
- Isabella Schwinghammer: Elena Luksch-Makowsky. Den første kvindelige kunstner i Wien -sessionen. I: Belvedere Zeitschrift für bildende Kunst, 3. bind, nummer 2/97, Wien 1997
- Isabella Swetina: Elena Luksch-Makowsky. I: Britta Jürgs (red.) For der er intet tilbage, som naturen har tænkt sig. Portrætter og forfattere omkring 1900, Berlin 2001, s. 141–158.
- Maria Derenda: At skrive et liv — skrive et erhverv. Historisk selvvidnesbyrdsforskning som adgang til kvindelige billedkunstneres faglige historie omkring 1900 ved hjælp af eksemplet fra Elena Luksch-Makowskaja, i: Veronika Helfert et al. (Red.): Kvinde- og kønshistorie u / disciplineret?: Aktuelle artikler fra ung forskning, Innsbruck 2016, s. 93–118.
- Maria Derenda: Kunst som erhverv. Käthe Kollwitz og Elena Luksch-Makowskaja. Campus, Frankfurt / New York 2018, ISBN 978-3-593-50830-6.
Individuelle beviser
- Athina Chadzis, maleren og billedhuggeren Elena Luksch-Makowsky (1878-1967), biografi og arbejdsbeskrivelse, afhandling Universität Hamburg 2000, s.20
- Athina Chadzis, maleren og billedhuggeren Elena Luksch-Makowsky (1878-1967), biografi og arbejdsbeskrivelse, afhandling Universität Hamburg 2000, s.22
- Jeremy Howard, Elena Makovskaya-Luksch, i: Dictionary of Women Artists, bind 2, London 1991, s. 900 ff
- I dag ved vi, at mere end 100 Ažbe-studerende igen ser: Bernd Fäthke, Jawlensky og hans ledsagere i et nyt lys, München 2004, s. 243 f, note 233
- Bernd Fäthke, Før ekspressionismen, Anton Ažbe og maleri i München og Paris, Wiesbaden 1988
- Athina Chadzis, maleren og billedhuggeren Elena Luksch-Makowsky (1878-1967), biografi og værkbeskrivelse, afhandling Universität Hamburg 2000, s. 40
- Helmut R. Leppin: Elena Luksch-Makowsky, Between Bilderbogen and Stilkunst, Hamburg kunstnermonografier om kunsten i det 20. århundrede, udgivet af Lichtwark Society, bind 10, 1979, s. 14
- Alexej Jawlensky, Memoirs, i: Clemens Weiler (Ed.), Alexej Jawlensky, Heads-Face-Meditations, Hanau 1970, s. 106
- Athina Chadzis, maleren og billedhuggeren Elena Luksch-Makowsky (1878-1967), biografi og arbejdsbeskrivelse, afhandling Universität Hamburg 2000, s. 40
- Elmar D. Schmid, Julius Exter, Life and Work, i eksh. Kat .: Julius Exter, Aufbruch in die Moderne, Neue Galerie der Bayerische Landesbank, München 1998, s. 30
- Joachim Heusinger fra Waldegg, Elena Luksch-Makowskys maleri “Adolescentia” (1903), om en ny erhvervelse af det østrigske galleri, meddelelser fra det østrigske galleri, bind 18, nr. 62, 1974, s. 117
- Grigori J. Sternin, Kunsten i Ruslands liv i begyndelsen af det tyvende århundrede, Dresden 1980, s. 232 f.
- Isolde Schmidt, Luksch-Makowsky, Elena, i udst. Kat .: Paths to Modernism and the Ažbe School in München, Museum Wiesbaden 1988, s. 123
- Bernd Fäthke, Jawlensky og hans ledsagere i et nyt lys, München 2004, s. 84 f.
- I slutningen af 1800 -tallet blev Lubki -traditionen stadig opretholdt i Moskva. På det tidspunkt var der flere Lubki-forlæggere i Moskva, mens der ikke var en eneste i St. Petersborg. Se Orlando Figes, Nataschas Tanz, Eine Kulturgeschichte Rußlands, Berlin 2003, s. 201
- Bernd Fäthke, Marianne Werefkin, München 2001, s. 132 f, fig. 144 og 145
- Athina Chadzis, maleren og billedhuggeren Elena Luksch-Makowsky (1878-1967), biografi og arbejdsbeskrivelse, afhandling Universität Hamburg 2000, s. 204 ff
- Athina Chadzis: Maleren og billedhuggeren Elena Luksch-Makowsky (1878-1967), biografi og værkbeskrivelse. Afhandling University of Hamburg 2000, s. 286
- Athina Chadzis, maleren og billedhuggeren Elena Luksch-Makowsky (1878-1967), biografi og arbejdsbeskrivelse, afhandling Universität Hamburg 2000, s. 365
personlig data | |
---|---|
EFTERNAVN | Luksch-Makowsky, Elena |
ALTERNATIVE NAVNE | Makowsky, Elena (pigenavn) |
KORT BESKRIVELSE | Russisk maler og håndværker |
FØDSELSDATO | 4. november 1878 |
FØDSELSSTED | Sankt Petersborg |
DØDSDATO | 15 august 1967 |
DØDSSTED | Hamburg |
100 самых ярких русских народных пословиц и поговорок
- На чужой каравай – роток не разевай.
- Копейка рубль бережет.
- Не буди лихо, пока оно тихо.
- Друг познается в беде.
- Работа дураков любит.
- Жизнь прожить — не поле перейти.
- Кому война, а кому мать родна.
- В тихом омуте черти водятся.
- Дуракам закон не писан.
- Двое пашут, а семеро руками машут.
- Гусь свинье не товарищ.
- И швец, и жнец, и на дуде игрец.
- Седина в бороду — бес в ребро.
- Пришла беда – отворяй ворота.
- Бери в работе умом, а не горбом.
- Где родился – там и пригодился.
- Сам заварил кашу — сам ее и расхлебывай.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Работа не волк, в лес не убежит.
- Чем богаты, тем и рады.
- Ворон ворону глаз не выклюет.
- Дорога ложка к обеду.
- Не учи ученого.
- Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
- Кто в лес, кто по дрова.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Не лыком шит.
- Было, да сплыло.
- Всяк сверчок знай свой шесток.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Голь на выдумку хитра.
- Незваный гость – хуже татарина.
- Одного поля ягоды.
- Сделал дело — гуляй смело.
- Тише едешь — дальше будешь.
- Горбатого могила исправит.
- Бог не выдаст — свинья не съест.
- Клин клином вышибают.
- Пьяному море по колено, а лужа по уши.
- Своя рубашка ближе к телу.
- Муж да жена — одна сатана.
- Нет худа без добра.
- Нужда крепче закона.
- Если бы да кабы, да во рту росли грибы.
- Конь о четырех ногах, а спотыкается.
- Дают — бери, а бьют — беги.
- Кто рано встает, тому Бог подает.
- Семь пятниц на неделе.
- Бумага все терпит.
- Из грязи да в князи.
- Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
- На Бога надейся, а сам не плошай.
- Без царя в голове.
- Дареному коню в зубы не смотрят.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Кашу маслом не испортишь.
- Кто про что, а вшивый про баню.
- Не в бровь, а в глаз.
- Поспешишь — людей насмешишь.
- Язык без костей.
- Нет дыма без огня.
- Переливать из пустого в порожнее.
- Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
- Волка ноги кормят.
- Бешеной собаке семь верст не крюк.
- Ласковый теленок двух маток сосет.
- С волками жить — по-волчьи выть.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Русский медленно запрягает, да быстро едет.
- Всяк кулик свое болото хвалит.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Раз на раз не приходится.
- На нет и суда нет.
- Нашла коса на камень.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Овчинка выделки не стоит.
- Обещанного три года ждут.
- Мал клоп, да вонюч.
- Будешь много знать — скоро состаришься.
- Один в поле не воин.
- Правда глаза колет.
- У страха глаза велики.
- Обещать – дело господское, исполнять – холопское.
- Дурная голова ногам покоя не дает.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Бей своих, чтобы чужие боялись.
- Не плюй в колодец — пригодится напиться.
- Куй железо, пока горячо.