Василий владимирович пукирев. картины с названиями

Творчество

Неравный брак, 1862

Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда, 1868. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

На академическую выставку 1863 года Пукирев представил картину «Неравный брак» (ныне в Третьяковской галерее), которая выдвинула художника на одно из видных мест в среде русских живописцев своей общей идеей, экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и исполнением . За неё Академия удостоила Василия звания профессора.

Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. Ещё слабее были картины на религиозные темы, которые Пукирев написал в конце своей деятельности. Кроме того, он писал иконы — в частности, им написаны иконы для надвратной церкви Страстного монастыря и для храма Троицы Живоначальной на Грязех. Пукирев делал также иллюстрации к произведениям Николая Гоголя («Мёртвые души») и Ивана Тургенева («Записки охотника», 1880).

В приложении к «Вестнику изящных искусств» Андрей Сомов поместил о нём небольшой некролог: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

Сломанные судьбы нищих девушек

Это явление было обыденно для того времени. Материальное благополучие волновало родителей больше, чем симпатии юной дочери. Зачастую ради этого они старались выдать её за богатого, хоть и уже пожилого мужчину, годившегося ей разве что в дедушки. Забота о личном счастье девушки была для них на последнем месте.

Василий Пукирёв “Неравный брак”

Бывало и так, что и сама молодка, стремясь преодолеть изматывающую нищету, искала себе зажиточного старика.

Итогом свадьбы по расчёту нередко становилась сломанная судьба невесты. Подтверждение тому – множество песен и произведений литературы, сюжетом которых стало это негативное социальное явление. Ещё наши бабушки нередко во время застолий пели задушевную «У церкви стояла карета».

Пукирев Василий Владимирович (1832-1890)

Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье.
Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он
попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в
МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев
зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов.
Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя
рисунка.
В 1860 г. получает звание академика за большой портретный этюд
«Девушка».

А в 1863 г. на академической выставке появляется
«Неравный брак» (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина
вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее
точно выразил В. В. Стасов: «Наконец-то». Наконец-то появилось
крупное произведение (в прямом смысле тоже — фигуры изображены почти
в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни.
Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была
буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно
обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и
ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте
композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до
иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником
С. К. Зарянко).

Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в
картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким
образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было
неожиданно и ново для русского искусства того времени.
Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно
выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует
композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого
жениха. Вероятно, поэтому «Неравный брак» был воспринят как
трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до
наших дней.

Однако существуют и другие, документально
подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви
друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов
украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально
носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину
купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание «профессор
живописи народных сцен».

И последующие работы художника («В мастерской
художника», 1865; «Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного
Суда», 1868; «Сбор недоимок», «Потрава», обе 1870, и др.)
пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего
уровня жанровой живописи тех лет.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден
оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной
пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев
распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его
характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый
художник умер в бедности.

Версии, кем была невеста?

Вариантов два:

  • изображена драма одного из друзей художника;
  • трагедия касается его лично.

Сын купца средней гильдии Варенцова, Сергей, безумно влюбился в утончённую Соню Рыбникову. Но её родители посчитали парня недостойным руки своей дочери.

Сергей Варенцов — друг художника

Чтобы прекратить всякие ухаживания, они нашли ей более выгодного жениха. Это был Андрей Карзинкин – известный в ту пору предприниматель. Разница в возрасте была без малого тринадцать лет. А так как между Варенцовыми и Карзинкиными существовало родство, Сергею пришлось выполнять роль шафера на венчании любимой.

Хотя сам Варенцов безоговорочно отметает эту историю. На самом деле он собирался жениться, но совсем не на этой девушке. А прославиться как отвергнутый жених Сергей совсем не хотел.

Если исходить, что это трагедия самого Пукирёва, то версия одна: Василий влюбился в Прасковью Варенцову.

Она была из знатного рода и предложение молодого художника всякий раз натыкалось на отказ её родных. Они считали союз дворянки с крестьянином, коим был талантливый художник, неприемлемым для себя. Для дочери же ими был найден пусть и пожилой, но обеспеченный человек из их сословия.

Явился ли Пукирёв на свадьбу к любимой? Никаких свидетельств этому нет. Но позади невесты им нарисован персонаж, поражающий зрителей своим автопортретным сходством.

Василий Пукирёв

К написанию седовласого жениха художник подошёл творчески. Если смотреть в профиль, то заметно сходство с князем Павлом Цициановым, в области торса – вылитый предводитель дворянства Алексей Полторацкий, укладка волос – знакомый барский повар.

«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ» НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, и брачная ночь вряд ли будет, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.

Трагическая судьба натурщицы

Споры историков и искусствоведов о личности невесты не утихали до самого 2002 года, когда «Третьяковкой» был куплен набросок, сделанный карандашом. Под изображением престарелой женщины в траурной одежде было написано, что она является Прасковьей Матвеевной Варенцовой, и именно с неё сорок четыре года тому назад писал свой известный холст Василий Пукирёв. Когда писался этот портрет, госпожа жила в столичной богадельне Мазурина.

Поговаривали, что судьба Прасковьи сложилась трагично. Рано овдовев, она не получила ни богатства, ни влияния в обществе. В последние годы женщина одиноко жила в приюте. Хранителем её тайн оказался художник Василий Сухов. Что стало причиной её пребывания в богадельне – так и осталось не известно.

Прасковья Матвеевна Варенцова

Биография художника Василия Пукирева

Художник Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в бедной крестьянской семье. В юные годы стал учеником иконописца в Могилёвской губернии и только благодаря счастливому стечению обстоятельств был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище талантливого юношу заметил и взял под своё покровительство профессор С.К. Зарянко.

В 1850 году за представленные руководству училища рисунки, Василий Пукирев был удостоен звания учителя рисования в гимназиях. Ещё через пять лет, в 1855 году, за портреты дочерей Геркена молодой человек получил звание неклассного художника. В 1858 году Пукирев окончил училище со званием «свободный художник».

А через два года после окончания училища за представленный на выставку академии портретный этюд «Девушка» свободному художнику Пукиреву было присвоено звание академика исторической и портретной живописи Императорской Академии живописи. После получения звания Василий Владимирович получил казённую квартиру и должность преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

За счёт средств Московского общества любителей живописи Пукирев дважды выезжал за границу «для обозрения галерей и художественных произведений».

В 1863 году на ежегодную академическую выставку тридцатилетний Пукирев представил картину «Неравный брак». И это полотно стало сенсацией выставки и русской живописи. Автор был удостоен звания профессора, полотно моментально выкупил Третьяков, по России поползли слухи… Говорили, что после появления картины престарелые генералы и равные им по чину господа начали массово отказываться от женитьбы на молодых невестах.

Неравный брак

В частности, историк Костомаров признался своим друзьям¸ что после просмотра «Неравного брака» отказался от венчания с молодой суженой. Полотно было написано настолько сильно, а образ седого «жениха» получился настолько неприглядным и отталкивающим, что историк не пожелал оказаться на месте этого персонажа. Тем более, что публика дала картине своё название – «Кощей с невестой».

Последующие работы художника («Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Письмо Татьяны» и другие) пользовались успехом, тепло принимались публикой, технически были более совершенными, но по своей актуальности и внутренней психологии явно уступали «Неравному браку». Впрочем, нужно признать, что некоторые картины художника действительно были написаны ниже установившегося среднего уровня русской жанровой живописи конца девятнадцатого века.

Письмо Татьяны

Кроме картин художник писал иконы, совместно с А.К. Саврасовым подготовил для академии «Курс рисования», много времени отдавал преподавательской деятельности.

Однако, здоровье художника начало ухудшаться и в 1873 году Пукирев был вынужден отказаться от преподавания в училище. Только через шесть лет коллеги смогли добиться для Василия Владимировича небольшой пенсии, но живописец продолжал сильно нуждаться и в 1890 году умер. В бедности и полном забвении. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Андрей Сомов в приложении к «Вестнику изящных искусств» поместил небольшой некролог:

Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след.

Фортуна отвернулась от художника

Дальнейшая личная жизнь художника Василия Пукирева покрыта тайной. Но в одном письме художника Неврева к Павлу Третьякову упоминается некая госпожа Пукирева. Ею была Софья Терехова, младше Пукирева на 13 лет. Следует понимать, что в те времена отсутствие кольца и официального статуса ставило женщину в чрезвычайно уязвимое положение. Между тем, современники говорили, что Пукирев всегда был ухожен, обласкан, хорошо одет. Похоже, это еще одна драматическая страница – уже в жизни женщины, оказавшейся с ним рядом. Вероятно, она его любила. А он ее? Ну, нельзя же было не понимать, что значит для женщины в то время не иметь никакого статуса. Отказ дать его – явно не свидетельство в пользу Софьи, которой так и не суждено было на самом деле стать госпожой Пукиревой.

После «Неравного брака» Василий Пукирев не создал ни одной картины, которую поставили бы в один ряд с этой. Честно говоря, это не очень справедливо, у него есть весьма интересные работы. В частности, художнику великолепно, с тонким психологизмом, сарказмом и язвительностью удавалось передать двойные настроения, ироничный подтекст, так явно просвечивающий сквозь видимое на первый взгляд. Чего стоит прекрасный «Прием приданого в купеческой семье по росписи». А какая буря чувств во взгляде художника, выставляющего в мастерской свои картины и созерцающего высокомерную физиономию заказчика!

Но удача от него отвернулась, и его новые работы встречали равнодушно. Впрочем, неудачных среди них тоже хватало. С начала 1870-х годов здоровье художника ослабевало, и вскоре он вынужден был отказаться от преподавательской деятельности. Скромной пенсии едва хватало на жизнь. Пукирев распродал свою небольшую коллекцию картин, а потом он и его невенчанная жена вплотную столкнулись с нуждой. Улыбка фортуны в его жизни оказалась кратковременной, и автор «Неравного брака» скончался в бедности, позабытый почти всеми.

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: «Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить». Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Невеста

Самый значимый персонаж картины — молодая девушка — написан художником особенно тщательно. Невеста — совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А.Н.Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Аналогичные картины

Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется «Перед венчанием», она находится в Третьяковской галерее.

В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину «К венцу», также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в Самарском художественном музее.

Как картина смогла изменить общество?

Заключённый родителями Прасковьи мезальянс перечеркнул жизнь самой юной особы, и разрушил счастье отвергнутого художника.

Сам Василий Пукирёв служил преподавателем в училище, много времени уделял иконописи и картинам религиозного содержания.

Семья его была невенчанной. Женщина по имени Софья была с ним ласкова и хорошо справлялась с бытовыми женскими обязанностями. По всей видимости, с её стороны любовь была. А вот Василий и не думал сочетаться с ней браком. Хотя в те времена сожительствовать с мужчиной было большим грехом.

Под конец своей жизни Пукирёв нищенствовал, пристрастился к спиртному. Похоронили художника на кладбище в Ваганьково.

Не зря сам Репин утверждал, что Пукирёв испортил настроение не одному генералу в почтенном возрасте. И на самом деле, картина, появившаяся на выставке, способствовала снижению числа неравных браков в России.

Многие живописцы пытались повторить успех Пукирёва, но безуспешно.

Ф. Журавлев «Перед венцом», 1874

Ф. Журавлев «После свадебной церемонии», 1874

Сюжет картины Василия Пукирёва «Неравный брак» пользуется популярностью до сих пор. А сама картина – это бесценный клад, хранящийся в одном из ведущих выставочных залов страны – Третьяковской галерее.

Автобиографическая картина

Внимание поклонников притягивает и силуэт статного мрачного красавца, скрестившего руки на груди, что расположился позади невесты. Найти в нём черты, схожие с самим Василием, не составляет труда

Подле него находится тот, кто единственный смотрит прямо на посетителей музея. Считают, что это образ Петра Шмелькова – друга художника по училищу.

Может быть, это и есть объяснение тому, что сюжет так трогает зрителя, хотя картина написана художником практически одномоментно. И вот почему автор отсутствовал на ставшей успешной для него выставке осенью 1863 года, а вместо этого скрылся за границей. Это подтверждает и рисунок карандашом с собственноручной надписью Владимира Сухова.

Скорее всего, так оно и есть, ведь доподлинно известно, что девушка Софья прожила с Карзинкиным долгую и счастливую жизнь, родив ему троих детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: