Образ главного героя
История создания романа «Дубровский» и главные герои были навеяны автору тяжелым для крестьян временем, в котором власть и деньги решали все. Пушкин с большой точностью отображает в своем произведении быт русской деревни, а в противовес ему показывает уклад жизни помещиков, который наполнен излишествами и жестокими забавами.
Личность главного героя по ходу романа претерпевает существенные изменения. Если в начале произведения он показан как легкомысленный и беззаботный юноша, тратящий деньги отца, и не задумывающийся о жизни простых смертных – то в дальнейшем, столкнувшийся с потерей близкого человека и несправедливостью жизни – он в корне меняется. Беззаботность Владимира сменяется обеспокоенностью и ответственностью за судьбы крестьян, которые ему подвластны.
Дубровский начинает мстить, и не столько за себя, а для того чтобы хоть как-то восстановить справедливость в этом жестоком мире. Образ Владимира приобретает романтические черты, так как он остается благородным, несмотря на свой разбойничий уклад жизни. Он грабил только богатых и никого не убивал.
Любовь к Маше преображает Дубровского. В итоге он отказывается от своей мести. Однако судьба главного героя печальна. Он претерпевают неудачу в любви, остаётся одиноким и никому не нужным.
Краткая характеристика К. Троекурова
Кирила Петрович Троекуров — помещик, обладающий неограниченными возможностями в своей округе. Богатый, влиятельный, своенравный человек. В прошлом – генерал, участник военных действий.
У него тяжёлый капризный характер, опасные шутки. К примеру, учителя Дефоржа (он же Дубровский) для забавы отправляют в комнату с медведем. Троекуров – щедрый хозяин, богатый дворянин. Он необразован, не читает книг, не говорит по-французски.
Затеяв ссору с соседом-сослуживцем, вскоре раскаивается, пытается извиниться и вернуть всё обратно. Но Дубровский умирает, Троекурова мучает совесть, он хотел просто проучить соседа, продемонстрировать власть. Заставляет дочь выйти замуж за богатого старика.
Сцена в суде
И вот настал тот волнительный час. Встретившись у здания суда, Троекуров и Дубровский (сравнительная оценка которым будет дана нами позднее) повели себя гордо и прошли в зал заседаний. Кирила Петрович ощущал себя очень вольготно. Он уже ощущал вкус победы. Дубровский, напротив, вел себя очень спокойно, стоял, прислонившись к стене, и совершенно не волновался.
Судья начал чтение длинного решения. Когда все было окончено, наступила тишина. Дубровский находился в полном недоумении. Сначала он некоторое время молчал, а после пришел в ярость, с силой оттолкнул секретаря, предложившего ему поставить подпись в бумагах. Он начал бредить, громко что-то кричать о псарях и собаках. Его с трудом усадили и увезли на санях домой.
Торжествующий Троекуров не ожидал такого поворота событий. Увидев бывшего товарища в ужасном состоянии, он расстроился и даже перестал торжествовать по поводу своей победы над ним.
Андрея Гавриловича увезли домой, где ему стало плохо. Под контролем врача он провел не один день.
Любимые занятия
В силу своего вспыльчивого и злобного характера, Троекуров любит жестокие занятия. Он часто поколачивает своих крепостных. В усадьбе старика содержатся медведи, которых он специально морит голодом, затем запирает вместе со своими крепостными.
Помимо медведей у Троекурова огромная псарня, «где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле». Так как герой очень любил выезжать на охоту, то он держал около «пятисот охотничьих собак».
Барин обожает увеселительные забавы, и, как уже было сказано, часто устраивает пиры и званые обеды, на которые приглашает уважаемых господ из благородных семейств.
Дефорж
Это иностранный учитель, француз; его встречает Владимир Дубровский на станции. Учитель был выписан Троекуровым для обучения Саши и ехал в их имение. Дубровский, убедив француза в жестокости и дурном нраве Троекурова, отправляет его обратно в Париж, а сам под его именем появляется в поместье Троекурова в качестве учителя для его сына.
Герои пушкинского романа различны по своему происхождению, достатку и положениям в обществе. В отношениях друг с другом раскрывается внутренний мир и характер каждого из них, положительные и отрицательные качества.
Читатель видит, что искренняя, чистая любовь в том мире невозможна, что она растоптана, попрана и брошена в угоду богатству, выгоде, алчности. Автор раскрывает пороки общества той эпохи: продажность судей, чиновников, тяжелую жизнь крестьян, прислуги, браки по расчету, безнаказанность и вероломство барства и иные отрицательные стороны жизни людей того времени.
Основная идея романа Пушкина «Дубровский»
Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.
Главные темы, затронутые Пушкиным в «Дубровском», и поднятые в этом произведении проблемы остаются актуальными в наши дни. Поэтому чтение этого разбойничьего романа не только доставит удовольствие, но и даст пищу для ума, поможет найти в жизни правильный путь. Советую вам, если вы это еще не сделали, прочитать этот небольшой роман, иногда называемый повестью, чтобы составить о нем свое собственное представление.
В качестве иллюстраций к тексту использованы кадры из фильма 1988 года «Благородный разбойник Владимир Дубровский».
Проза Пушкина в иллюстрациях Д. Шмаринова
Для него важно глубокое прочтение книги, владение рисунком, основательное изучение тематики книги, подготовительная работа, умение лаконично и ясно говорить с читателем языком цвета и полутонов. Иллюстрированная книга — это не просто текст с вклеенными в него картинками
Подлинно великое литературное произведение неисчерпаемо. Перед художником стоит множество самых различных проблем
Иллюстрированная книга — это не просто текст с вклеенными в него картинками. Подлинно великое литературное произведение неисчерпаемо. Перед художником стоит множество самых различных проблем.
Необходимо найти правильное соотношение между иллюстрациями и текстом, гармонично и последовательно скомпоновать все элементы и ясно выразить основную идею литературного произведения.
Для этого нужно научиться фиксировать жизнь в набросках, этюдах с натуры, рисовать по памяти, по воображению.
Рассматривая рисунки художника Дементия Шмаринова (1907—1999) из «Преступления и наказания» Достоевского, читатель навсегда запоминает сутулую фигуру студента Раскольникова, поднимающегося по тёмной лестнице, подозрительную старуху процентщицу, которая едва лишь приоткрывает дверь в свою квартиру, не может не узнать в окружении толпы испуганную Сонечку. Иллюстрации к роману художник подготовил в 1936 году, но они были напечатаны только через двадцать лет, в 1956 году. Так сложно в то время воспринималось творчество Фёдора Михайловича Достоевского.
Как художник идёт к внешности героя? Он ищет человека, напоминающего героя, или мысленно создаёт его, опираясь на детальное описание в книге?
Когда Шмаринова об этом спросили, он ответил, что «самое главное — ясно представить конструктивные особенности внешности героя… если герой книги брюнет, пусть он будет в иллюстрациях один брюнет.
Пусть он даже цветом волос отличается от других персонажей, чтоб зритель сразу отметил его».
В ответе на вопрос прозвучала позиция художника, мастерски владеющего рисунком, умеющего обобщать свои наблюдения в формулу внешности героя книги.
Иллюстратору приходится много рисовать с натуры. Постоянно. Неутомимо. Увлечённо. Большое количество рабочих рисунков помогают художнику легко выполнить оригинал и в целом формируют цикл или серию иллюстраций.
Глубина постижения творчества Пушкина у талантливого мастера иллюстраций предельно индивидуальна. Ограничиваться разовым обращением к Пушкину Шмаринов не стал. Он назвал свой рассказ о работе над пушкинской прозой, как Валерий Брюсов и Марина Цветаева, — «Мой Пушкин».
Перед работой художник изучал материальную среду XIX века: мебель, посуду, интерьеры, костюмы. Накопленный материал и наброски помогли передать в иллюстрациях атмосферу пушкинского времени.
Среди иллюстраций к «Дубровскому» есть рисунок, передающий огромную печаль и нежность, пронзительное переживание похорон отца Дубровского. Лучшей своей работой Шмаринов называл серию рисунков к «Пиковой даме».
На одном из них изображена обворожительная московская Венера, живущая в богатстве и роскоши, ни в чём не знающая отказа.
Мой Пушкин
В сердце каждого русского человека особое место занимает Пушкин. С ним я впервые встретился в моем киевском детстве. Мама старалась наполнить нашу жизнь разнообразными впечатлениями: мы ходили на выставки, в театры, которые в то время были замечательные.
Шла гражданская война, и многие петербургские артисты устремились на юг, подальше от революционных бурь. В киевских театрах собрались блестящие артистические силы, особенно в оперном.
Увиденные тогда пушкинские оперы — «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и особенно «Борис Годунов» — насытили меня не только музыкальными, но, как теперь говорится, «визуальными» впечатлениями. К «Борису Годунову» я сделал даже несколько рисунков.
С детства я любил книги, и в 10 лет прочитал «Евгения Онегина». Полагаю, что неравнодушие к поэзии, прошедшее через всю жизнь, возникло благодаря Пушкину.
У меня в мастерской — целая полка стихов любимых поэтов, которые время от времени перечитываю.
Позже, когда я стал художником, мысль об иллюстрировании его произведений иногда закрадывалась в душу, но всегда ощущал какую-то внутреннюю преграду, которую не смел переступить.
И только в 1936 году впервые встретился с Пушкиным как художник. Издательство «Acаdеmiа» заказало мне иллюстрации к «Метели» для шеститомного собрания сочинений Пушкина. Я оказался в весьма лестном для меня обществе Б. Кустодиева, В. Конашевича, В. Шухаева и других, чьи иллюстрации были помещены в том же томе.
Кто из художников проиллюстрировал роман дубровский. Презентация на тему «Иллюстрирование романа «Дубровский» А.С.Пушкина
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них
Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев
Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят» «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».
Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год : «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.
За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.
Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.
Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны» «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей: — Вы свободны, выходите.
На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них
Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев
Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят» «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».
Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год : «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.
За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.
Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.
Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны» «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей: — Вы свободны, выходите.
На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.
Образ главного героя в повести А. С. Пушкина «Дубровский» – один из любимых не только автором, но и читателями. Даже современные молодые люди находят общие черты в этом образе благородного разбойника. Пытаясь полностью раскрыть весь конфликт, автор нарисовал героя, которого наделил лучшими качествами.
Как выглядел Владимир Дубровский
Все события романа, названного автором в честь главного героя, связаны с ним напрямую. Очень важную роль в произведении играет внешность Дубровского, изображенная Пушкиным, достаточно, лаконично
Внешность героя передает не только автор произведения, что очень важно, но и другие участники событий.
Первое упоминание о незначительных деталях образа встречается в сцене, описывающей встречу крестьян и приказных, когда первые пытаются бунтовать. Владимир успокаивает своих дворовых, даже не повышая голоса до крика
Его уверенный тон, грамотная речь и звучный красивый голос вмиг обратили на себя внимание и крестьяне его послушались. В этот момент читатель впервые видит сильное качество лидерства
Молодого офицера послушались не потому, что он был сыном умершего барина, а потому, что он сумел психологически воздействовать на толпу крестьян.
В то же время Дубровский умел скрывать свое лидерство. Троекуров видит в учителе из Франции приятного, простого, молодого человека. Маша видит в нем храбрость и смелость, гордое самолюбие, которые ярко проявляются в сцене с убийством медведя.
Иллюстрации к роману А.С Пушкина «Дубровский».
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них
Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев
Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».
Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.
За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.
Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.
Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны»: «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей: — Вы свободны, выходите.
На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Последний бой», 1949 год: «…разбойники выстрелили в них из ружей и пистолетов и стали с топорами в руках защищать вал, на который лезли остервенелые солдаты…».
Источник
Бунт крестьян
Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского
Владимир, сын мелкопоместного дворянина, с 8 лет был на воспитании в Петербургском Кадетском корпусе, из которого вышел корнетом гвардии. Небогатый Андрей Гаврилович ради «приличного содержания» сына средств не жалел. Юноша рос честолюбивым и расточительным, вел в столице беспечную жизнь: кутил, играл в карты. Узнав о болезни отца и потере единственного имения, 23-летний гвардейский офицер едет домой, но отца застает уже при смерти. Похоронив единственного родного человека, Владимир повелел сжечь родительский дом, который теперь принадлежал врагу, и вместе со своими верными крепостными, не пожелавшими признать хозяином Троекурова, создает разбойничью шайку.
Благородный разбойник Владимир Дубровский – смелый, великодушный и честный человек. Он стал разбойником вследствие общественного разбоя и беззакония. Грабительство власть имущих на «законных» основаниях породило месть оскорбленного гражданина, который ответил на судейский произвол и несправедливость общества стихийным разбойничьим протестом. Пушкин в романе «Дубровский»отразил явления современной ему жизни: самоуправство богатых помещиков-крепостников, бесправие мелкопоместных дворян и крепостных крестьян, беззаконие суда, народный протест против общественной несправедливости.
Возмущение крепостных приговором суда, их несогласие признать хозяином жестокого барина-самодура спровоцировало бунт крестьян Дубровского. Под предводительством своего признанного барина они становятся разбойниками, о которых слагались в народе песни: такие грабят богачей, помогают беднякам. В разбойничестве крестьяне увидели единственную возможность своего протеста.
Кузнец Архип решительно высказался против грабительского решения суда, первым хватается за топор, запирает «окаянных» приказных чиновников в горящем доме, обрекая их на погибель. Но, рискуя жизнью, обгоревший кузнец спасает с полыхающей крыши кошку, которую называет «божьей тварью». Пушкин показал, что русскому крестьянину не чужда любовь ко всему живому, он готов жертвовать своей жизнью, но он нетерпим к несправедливости, готов бунтовать против притеснителей. С особой любовью описана няня Егоровна,которая уходит в лес с взбунтовавшимися крестьянами, не страшась тягот их разбойничьей жизни.
Даже дети крестьян-бунтарей показаны с более достойной стороны, чем дворянские отпрыски. Особенно это проявилось в сцене, когда Саша Троекуров, пряча кольцо в дупло, столкнулся с крестьянским мальчишкой Митей. Струсив перед угрозой наказания, барский сынок рассказывает отцу о просьбе сестры. Митя же своему «новому» барину Троекурову отвечал с достоинством, что он дворовый человек Дубровского. Он не выдал чужой тайны, несмотря на более суровую кару.
Главной целью Владимира Дубровского стало желание отомстить Троекурову за разорение и смерть отца. Волею случая Дубровскому удается попасть в дом своего обидчика в роли учителя Саши. Однако его планам отмщения не суждено было сбыться. Его чувства к Маше оказались сильнее жажды мести.Благородный разбойник Дубровский становится безнадежно влюбленным: он понимает, что союз с ним Марье Кирилловне не сулит ничего хорошего. Лесной атаман разбойников не может ничего,кроме своей защиты, предложить приличной барышне. Оттого Маша, сосватанная за пожилого князя, обращается к нему с просьбой о защите.Но Дубровскому не удалось спасти любимую от ненавистного ей брака. Потеряв надежду на личное счастье, он оставляет шайку и становится странником.
В образе Владимира Дубровского социальный образ «разбойника поневоле» пересекается с традиционным образом благородного разбойника, который широко использовался в произведениях западноевропейских писателей-романтиков. Образы смелых романтических разбойников, протестующих против угнетателей, вызывали сочувствие, их судьбы были необычны и загадочны. Пушкин использовал традиции «разбойничьего» романа: его герой – благородный молодой дворянин, ставший атаманом шайки и борцом за справедливость.Любовь героя-разбойника к дочери своего врага – тоже характерная черта романтических произведений. Пушкин, используя романтические традиции, обратился к русской действительности и создал реалистический роман.
Дубровский
Троекурова Мария Кирилловна
Мария Троекурова – семнадцатилетняя дочь Кириллы Петровича Троекурова. Девушка умная, красивая, хорошо образованная, скромная и послушная. Она увлекается музыкой и французскими романами, так как хорошо владеет французским языком.
Маша влюбляется во француза Дефоржа, для нее он образец храбрости и чести. Когда она узнала, что под документами учителя-француза скрывается Дубровский, то не оттолкнула Владимира, а все еще продолжала его любить.
Узнав, что отец собирается выдать ее замуж за богатого пожилого волокиту князя Верейского Маша по-хорошему пытается повлиять на отца, заставить его изменить свое мнение насчет брака, свято веря в его отцовскую любовь. Но Троекуров отказывает дочери и в своем решении непреклонен.
Маша отчаянно пытается найти выход, не желая иметь старого нелюбимого мужа, пугаясь нежеланного брака, решает, что лучше выйти замуж за Дубровского и, волнуясь, ожидает его во время свадьбы. Но Владимир опаздывает, и, обвенчавшись с Верейским, девушка покоряется, обреченно следует клятве, данной перед Богом, и смиряется со своей судьбой. Она не может оставить князя Верейского, своего теперь уже мужа. В этом ее решении проявляется сильный характер и душевное благородство девушки.
Вариант 3
Кирила Петрович Троекуров — центральный отрицательный персонаж произведения. Герой является воплощением человеческих пороков, актуальных для высшего сословия 19 века: алчность, жестокость, вседозволенность.
Троекуров — барин, владеющий 3000 душ и несколькими поместьями, генерал-аншеф в отставке, живет в селе Покровское. В округе он является одним из самых богатых людей, что не могло не отразиться на его поведении — он надменен и считает, что ему все позволено. Его власть и многочисленные связи заставляют людей бояться и стараться угодить. Со своими крепостными Кирила Петрович очень суров, но несмотря на это, пользуется у них уважением и почтением — крестьяне считают его сильным и надежным покровителем.
Барин не образован, и это не мешает ему быть грамотным помещиком. Но все же его недалекий ум накладывает свой отпечаток на характер Троекурова: самолюбивый и жестокий, он не умеет сдерживать свой гнев и никогда не думает о других. Его развлечения также носят нездоровый характер — он регулярно пьянствует и страдает от обжорства. Забавы Кирилы Петровича вовсе могут показаться запредельно жестокими: гостям, оказавшимся в «тайной комнате», приходится столкнуться с огромным медведем. Барин испытывает невероятное удовольствие зрелища, как беспомощный испуганный человек пытается спастись от разъяренного животного.
Андрей Гаврилович Дубровский — бедный помещик, старый друг Троекурова. Их судьбы очень похожи: они вместе служили, почти в одно время овдовели, каждый воспитывает ребенка. Дубровский не страшась высказывал свое мнение и никогда не смотрел на Кирилу Петровича снизу вверх, чем заслужил уважение барина. Но из-за глупой ссоры Троекуров позволил себе мерзкий поступок: незаконно отобрал имение у Андрея Гавриловича. Злость утихла, но помириться они не успели — Дубровский умер.
Троекуров очень любил свою единственную дочь Марию Кириловну. Несмотря на это, он был очень тверд в своем намерении выдать ее замуж за влиятельного старика Верейского, и никакие мольбы Маши не изменили решения деспотичного отца. Здесь становится ясно, что главное для Кирилы Петровича — деньги, ведь даже счастье собственной дочери не оказалось важнее перспективы появления богатого зятя.
Кирила Петрович очень далек от человечности и доброты. Его гневливость и алчность сломала несколько судеб близких ему людей. В наше время проблема, поставленная в романе «Дубровский» очень актуальна — культ власти и богатства: для того чтобы быть ближе к «месту под солнцем», люди порой готовы на самые низкие и жестокие поступки.
Дубровский в глазах других героев повести
Интересно как портрет Дубровского рисует народная молва. В описании Глобовой, которую ограбил собственный приказчик, он предстает генералом, которому лет 35. По ее словам он смуглый, темноволосый, с бородой и усами. Такое описание вызывает интерес молодых барышень, сразу же увидевших в нем романтический образ благородного разбойника. Троекуров, знавший Владимира с детства, помнит его белокурым и кудрявым мальчиком, по возрасту старше Маши на 5 лет. В таком детском портрете чувствуется доля симпатии к ребенку. А вот описание Дубровского, составленное исправником, контрастно такому восприятию внешности. По словам бывших дворовых Дубровский выглядит: «…от роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа¬лось». Такие общие слова в описании портрета, по утверждению Троекурова, подходят к большей части населения. Опознать разбойника по невыразительному портрету просто не предоставляется возможным. Внешность Дубровского – собирательный образ.
Характеристика Троекурова
Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.
Троекуров – барин из старинного русского рода, отставной генерал-аншеф. Жена его умерла, и он один воспитывает дочь. Кирила Петрович богат и знатен, имеет многочисленные связи. Он часто приглашает к себе гостей, но сам никого не удостаивает своим посещением. Высокомерен и самолюбив, избалован угождением со стоны общества.
Характер Троекурова в полной мере раскрывается в его отношении к людям. Со своими крепостными он строг, но они ему преданы, так как власть и богатство помещика придает им некоторое превосходство перед другими крестьянами.
В отношении помещиков Троекуров ведет себя высокомерно, они же в свою очередь, боясь его власти, стремятся угождать малейшей его прихоти. Кирила Петрович никогда не задумывается над тем, какой вред он наносит окружающим людям. Любимым развлечением для Троекурова становится встреча его гостя с медведем один на один. С любопытством и восторгом он наблюдает, как испуганный человек прячется в углу от свирепого зверя.
Несколько иным образом складываются отношения Троекурова со старшим Дубровским. Не смотря на то, что Дубровский не богат, Троекуров уважает и прислушивается к мнению своего соседа. Однако и такие доверительные и дружелюбные отношения разрушает самолюбивый помещик. Из-за конфликта, произошедшего на псарне, Троекуров лишает своего товарища крыши на головой – родового поместья. Осознав всю неправоту совершенного страшного поступка, Кирила Петрович спешит извиниться перед Дубровским. Но уже поздно, его старый приятель находится при смерти, а сын не пускает эгоистичного помещика к отцу.
Не менее ярко отображается характер героя во взаимоотношениях его с дочерью. Троекров по-своему любит дочь, но между ними отсутствуют доверительные отношения. Счастье Маши он видит в выгодном браке, поэтому ничуть не колеблясь отдает ее замуж за богатого, но уже пожилого помещика Верийского.
Таким образом, А.С.Пушкин вкладывает в образ Троекурова такие пороки человеческого общества, как душевная черствость, эгоистичность, самолюбие, умственная и эмоциональная ограниченность.
Дубровский в глазах других героев повести
Интересно как портрет Дубровского рисует народная молва. В описании Глобовой, которую ограбил собственный приказчик, он предстает генералом, которому лет 35. По ее словам он смуглый, темноволосый, с бородой и усами. Такое описание вызывает интерес молодых барышень, сразу же увидевших в нем романтический образ благородного разбойника. Троекуров, знавший Владимира с детства, помнит его белокурым и кудрявым мальчиком, по возрасту старше Маши на 5 лет. В таком детском портрете чувствуется доля симпатии к ребенку. А вот описание Дубровского, составленное исправником, контрастно такому восприятию внешности. По словам бывших дворовых Дубровский выглядит: «…от роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа¬лось». Такие общие слова в описании портрета, по утверждению Троекурова, подходят к большей части населения. Опознать разбойника по невыразительному портрету просто не предоставляется возможным. Внешность Дубровского – собирательный образ.
История трагической любви Маши и Владимира
Марья Кирилловна Троекурова – 17-летняя провинциальная барышня. Она была красива,неплохо играла на фортепиано и пела, с увлечением читала романы.Живя в уединении, она была одинока: подруг у нее не было, мать рано умерла, отец то баловал ее, то пугал своим своенравным обращением, сводный брат был слишком мал. Семейные обстоятельства сформировали ее твердый характер и скрытность. Одинок был и Владимир, он тоже вырос без матери и вдали от отца. В детстве Владимир Дубровский и Маша Троекурова были дружны, но в 8 лет мальчика отправили на учебу в Петербург. Теперь же, когда он вернулся, между ними была непреодолимая пропасть: отцы были в ссоре, Дубровский, лишившись последнего своего имения, стал нищим.
Дубровского, появившегося в их доме под видом учителя, Марья Кирилловна, сознавая свое сословное превосходство, сначала воспринимает как прислугу. После Дубровский, хладнокровно убивший разъяренного медведя, вызывает у нее любопытство, его поступок поразил ее романическое воображение. После уроков игры на фортепиано, которые ей давал влюбленный Дубровский, интерес к нему постепенно растет. Маша, не понимая, кто скрывается под маской учителя, согласилась на свидание, но была готова к решительному отказу. Владимир признался девушке, что он русский дворянин, который по вине ее отца лишился «последнего куска хлеба». Теперь, когда его обман будет вскоре раскрыт, он вынужден бежать. Так Маша невольно становится возлюбленной благородного разбойника, который готов прийти к ней на помощь в случае беды. После сватовства Верейского отчаявшаяся Маша подает Дубровскому знак его кольцом. Но Владимир настиг свадебный кортеж только после венчания, обвенчанная Маша отказывается нарушить данную в церкви клятву. Она была готова к незавидной доле возлюбленной разбойника, но после венчания твердо принимает решение остаться с нелюбимым мужем. Мария Кирилловна измену мужу для себя сочла бы бесчестием.Для многих героинь произведений Пушкина чувство долга было превыше личного счастья.
Пушкин планировал продолжение романа. Сохранились наброски, в которых был отражен замысел завершения сюжета: Марья Кирилловна должна была овдоветь, Дубровский, выдавая себя за англичанина, возвратиться из-за границы.