Как найти свою родословную по фамилии
Люди часто пытаются найти своих родственников среди дворян. Однако подобные поиски не имеют особого смысла. Люди становились крестьянами или аристократами не из-за своих личностных качеств, а из-за обстоятельств своего рождения. Человек не становится лучше или хуже только от того, какой социальный статус имели его предки.
Начинающим исследователям своей генеалогии нужно понимать, что в Российской империи проживало очень мало дворян. Не более 1% населения могло похвастаться знатным происхождением. Кроме того, на протяжении изрядной доли XX века российская аристократия целенаправленно истреблялась.
Отсутствие прямых знатных предков вовсе не означает, что происхождение человека нельзя установить. В Российской империи подробная информация о крестьянах записывалась в метрические книги. Они велись служащими церковных приходов. При советском союзе функция учета была передана ЗАГСам.
В настоящий момент записи из метрических книг можно найти в региональных архивах. В поиске нужных документов вам может помочь каталог metrics.tilda.ws. Там содержатся систематизированные данные о местонахождении уцелевших метрических книг и переписных листов.
Обычно каждый приход вел по 3 книги:
- О крещении. Здесь указывался пол младенца, имена родителей и их происхождение. Фиксировалось, к какому сословию они принадлежали. Также сюда заносились даты рождения и крещения. Записывалось и имя священника, проводившего обряд. В обязательном порядке упоминались и крестные родители.
- О венчании. Сюда вносилась информация о возрасте, сословии и именах брачующихся. Указывалось, кто и когда их венчал, а также перечислялись родители и свидетели.
- О смерти. Сюда заносились даты смерти и погребения. Из этой книги можно было получить информацию о возрасте и происхождении скончавшихся людей. В нее записывались и сведения об отпевавшем покойника священнике. Также упоминалась причина смерти и место захоронения.
Небольшая часть метрических книг хранится в государственных архивах РГИА. Как правило, это источники, содержащие информацию об аристократии и духовенстве.
Опасная для народа картина
Дописывать картину из жизни Христа Поленов вернулся в Москву, но здесь в 1886 году его постигло новое горе. Скоропостижно скончался годовалый сын Федюшка. Живопись для Поленова перестала существовать. Из небытия его вывел все тот же Савва Мамонтов, который буквально силой перевез Поленова с женой в Абрамцево и заставил продолжить работу. В 1887 году картина, в которую Поленов вложил всего себя, была закончена. По словам художника он стремился дать «живой образ» Христа, «каким Он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем.
“Кто из вас без греха?” планировалось представить на 15-ой выставке передвижников, но картина цензурой была сочтена опасной. Президент Императорской академии великий князь Владимир Александровичем перед выставкой назвал полотно пусть и “интересным для образованных людей”, но “для толпы весьма опасным”, а обер-прокурор Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки. Для Поленова это был удар.
Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором, позволил демонстрировать полотно публике, но купил его у Поленова. Фактически это легализовало картину. А еще принесло сумму, позволившую купить Подленову землю на Оке и построить усадьбу по собственному проекту.
Несмотря на грандиозные размеры, картину перевесили в более выгодный для осмотра зал, а позже отправили экспонироваться в Москве. Впрочем, в каталоге выставки цензура потребовала изменить название на “Христос и грешница”
В Москве полотно вообще было представлено под вывеской “Блудная жена”, что противоречило евангельскому сюжету. “Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?…Иисус же, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимание. Когда же продолжали спрашивать Его, сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.” (Иоанн 8:4-7).
Почти десять лет картина провисела в залах Зимнего дворца, только в 1897 году была передана в коллекцию образованного тогда Русского музея. 130 лет в Москве не демонстрировалось одно из масштабных полотен Василия Поленова. Даже на последнюю персональную выставку художника в 1994 году Третьяковской галерее не удалось привезти работу. Именно поэтому полотно “Христос и грешница” в нынешней экспозиции, приуроченной к 175-летию, стало по настоящему программным произведением и гвоздем.
«Христос и грешница»
Поиск своих предков бесплатно и без регистрации онлайн
Интерес к генеалогии есть у людей со всего мира. В помощь специалистам и любопытствующим энтузиастам было создано немало платформ, призванных упростить процесс сбора и обработки данных.
Найти свой род предков онлайн бесплатно и без регистрации помогут следующие интернет-сервисы:
- vgd.ru. Попробуйте поискать данные о своей родословной на сайте vgd.ru. Этот ресурс объединяет множество отдельных интернет-проектов, посвященных генеалогическим изысканиям.
- MyHeritage.com. Это платный сервис, работающий по принципу социальной сети. Если вы не готовы платить деньги, то воспользуйтесь двухнедельным триал-периодом. Он позволяет бесплатно оценить, отвечает ли сайт MyHeritage вашим целям.
- Также вы можете узнать, где воевал ваш дед во время ВОВ.
- Geni.com. Это бесплатный аналог сервиса MyHeritage. С его помощью можно легко создать собственное семейное древо и искать родственников.
- FamilySpace.ru/sector/poisk_predkov_v_arhivah. Здесь можно хранить фотографии и данные о родственниках. Также предусмотрена функция социальной сети.
- JewishGen.org/new/. Если у вас есть еврейские корни, попробуйте обратиться к этому сервису. На его страницах собрана обширная коллекция данных со всего мира.
Быстро найти своих предков можно не только с помощью онлайн сервисов. Представляем несколько удобных программ, предназначенных для формирования генеалогических деревьев:
- Myheritage.com/family-tree-builder?lang=RU. Эту программу можно скачать на сайте проекта MyHeritage. В ней зарегистрировано более 10 миллионов пользователей. Здесь вы можете выстроить собственное генеалогическое древо. Система обработает полученные данные и укажет на совпадения.
- Gramps-project.org/blog/. Это бесплатная программа для любителей генеалогии. Проект будет удобен как для профессионалов, так и для энтузиастов. Здесь есть возможность добавлять заметки, сохранять данные об источниках информации, архивах.
- Древо Жизни genery.com/ru/. Программа условно бесплатная. До 40 предков можно ввести в базу данных бесплатно. Если вы хотите большего, то придется купить лицензию. Этот софт не только учитывает данные, но и предлагает просмотреть статистику. Вы можете узнать среднюю продолжительность жизни людей из вашего рода или среднее количество детей в поколении.
Даже если сходу разыскать совпадения с данными других энтузиастов не удалось, не отчаивайтесь. Возможно, через некоторое время к проекту присоединятся новые люди, способные предоставить полезную информацию о ваших родственниках.
Важная информация: Сколько ветеранов ВОВ осталось в России на 2021 год в живых.
Юрист по образованию, художник по призванию
Для семьи было очевидно, что юношу тянет к живописи, но в 1863 году, когда пришло время определяться с профессией, отец потребовал от сына пойти по стопам прадеда, по юридической линии. При этом он не препятствовал юноше стать вольнослушателем факультета исторической живописи в Императорской Академии художеств.
В 1871 году Василий Поленов получил сразу два диплома: юриста и художника.
За блестящее исполнение заданной темы – «Воскрешение дочери Иаира» – Поленова наградили Большой золотой медалью. Это дало ему право отправиться в Европу на шесть лет за счет Академии, чтобы завершить художественное образование. Надо сказать, Поленов был не единственным, кто получил в тот год Золотую медаль. Ею был также награжден друг и однокурсник, работавший над той же темой в соседней мастерской – Илья Репин. Художники несколько раз писали портреты друг друга. Один из портретов Репина Поленов презентовал коллекционеру Третьякову. Внимательный зритель найдет ее в экспозиции.
Нельзя сказать, что юридическое образование не оставило следа в жизни художника. Одна из знаменитых картин Поленова на “юридическую тему” – “Право господина”. В сюжете, а он описывает право первой брачной ночи, которым пользовались феодалы, соединились для Поленова история и правоведение. Художник написал картину во время той самой пенсионерской поездки по Европе и выставил ее на парижском Салоне в 1874 году.
Скучно не будет
Надо признать, что в этому году Третьяковка замахнулась на большее, чем четверть века назад, решив показать Поленова как мастера универсального дарования, а не только пейзажиста, которым мы его знаем. Портреты, историческая и религиозная живопись, архитектурные проекты, эскизы декораций к частным спектаклям, живопись, графика, архивные документы, музыка, световой народный театр-диорама и даже работы его учеников. В Москве собраны более 150 произведений из 14 музеев и 4 частных коллекций.
Лекции, серия концертов, в том числе, посвященных опере авторства Поленова “Призрак Эллады”, круглые столы по теме религиозной живописи в творчестве художника, каталоги, альбомы – все это кураторы выставки обещают зрителям, утверждая, что даже детям здесь не будет скучно.
Главное, что обнаружит внимательный посетитель – Поленов был не только универсальным художником, аристократом от живописи, созерцателем и рыцарем красоты. Он был удивительным педагогом, который заражал своей энергией, темпераментом и особой оптикой. А еще человеком, который был убежден, что искусство обязано приносить счастье и радость, иначе оно не имеет смысла.
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Найти репрессированных родственников предшествующего поколения по фамилии имени отчеству
В XX веке множество людей пропало без вести во время войны и сталинских репрессий. Родственники погибших до сих пор не могут отследить судьбу своих близких. Многие полезные материалы остаются засекреченными и по сегодняшний день.
Собрать информацию о погибших гражданах помогают следующие сайты:
- Мемориал — obd-memorial.ru/html/. Это банк данных об участниках ВОВ. Здесь вы найдете информацию о людях, погибших или пропавших без вести во время войны или сразу после нее.
- Подвиг народа — podvignaroda.ru. Это еще один электронный банк документов с открытым доступом. Он также посвящен информации о героях Второй мировой войны.
- Память народа — pamyat-naroda.ru. Данный портал тоже поможет отследить судьбу предков, погибших в ходе Великой Отечественной войны.
- Жертвы политического террора в СССР base.memo.ru. Здесь вы найдете краткие биографические сводки данных о жертвах репрессий.
- Последний адрес. Это база данных, в которую собираются сведения о месте жительства репрессированных граждан. Проект известен установкой памятных табличек на стенах домов, в которых проживали жертвы режима перед казнью.
- Расстрелы в Москве mos.memo.ru. Это еще один проект, собирающий информацию о последнем месте проживания советских граждан, подвергнувшихся репрессиям.
- База данных ost-db.tastorona.su/vol/login/ граждан, принудительно трудящихся на фашистскую Германию. Она составлена на основе писем бывших рабов-остарбайтеров.
Если вы хотите найти информацию о родственниках бесплатно, то вам придется приложить усилия. Проще заказать сбор данных у специалистов, занимающихся составлением генеалогических деревьев на профессиональной основе. Проследить судьбу предков до XVIII века можно относительно недорого. Обычно это обходится приблизительно в 50 000 рублей.
Поленовская комната
В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа… Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения.
Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция. В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.
Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Бель.
Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…
Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию. В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры. Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.
Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством.
Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков.
Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату.
Смерть Александра Иванова
Потомственный дворянин, сын историка и археолога, Василий Поленов увлекался живописью с детства. Рисовал с двух лет на всем, что подвернется под руку: на бумаге, стенах, песке. Но вкус к искусству ему привила мать, которая была художницей-любителем. Однажды пообещала детям пригласить в дом пенсионера Общества поощрения художеств Александра Иванова, только вернувшегося из Италии.
В 1858 году Иванов привез в Петербург долгожданное «Явление Христа народу», над которым трудился двадцать с лишним лет. Выставленная на всеобщее обозрение в Академии художеств картина потрясла четырнадцатилетнего Поленова. Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры.
Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл.
Как искать свой род предков по фамилии в архивах
Чтобы проследить историю дворянской фамилии, необходимо обращаться в Российский государственный исторический архив. Он располагается в Санкт-Петербурге. Там же находится архив ВМФ.
В Москве вы найдете:
- Архив древних актов. Там хранятся документы Смутного времени и из еще более ранних времен.
- Военно-исторический архив. Там вы найдете данные, записанные до 1918 года.
В городе Подольске Московской области находится Центральный архив Минобороны. В нем хранятся записи, ведущиеся с начала войны и по сегодняшний день.
Работа со старыми документами требует большой ответственности. Нарушителей правил и порядка больше никогда не допускают в архив. Кроме того, у сотрудников таких учреждений сформировано предвзятое отношение к людям, интересующимся своей собственной родословной.
Изучить готовые сканы бумаг можно на сайте GoogleBooks. Просматривайте с его помощью копии старых документов, не выходя из дома. Например, на этой площадке выложены отсканированные справочники «Вся Москва».
Не что-то порядочное, а шедевр
Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой. В Германии – с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи. В 1876 году уехал на Балканы добровольцем на сербско-турецкий фронт. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события.
Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях, не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий. Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что, хотя перепробовал все жанры живописи – исторический, пейзаж, марину, портрет, – ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр. С завидной регулярностью рисунки и этюды Поленова публиковались в журнале «Пчела». Современники уже тогда начали отмечать его колористический дар
Обратили внимание на свет, которому он придавал самостоятельную ценность в своих работах. Изобразить белую лошадь на фоне белой стены, согласитесь, сможет не каждый
Много позже искусствоведы скажут о Поленове, что он совершил прорыв в пленеризме.
Впрочем, главный успех художнику принесли мирные пейзажи – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В них он мастерски передал гармонию обыденной жизни и красоту дворянской усадьбы.
Бабушкин сад. 1878
В 1877 году художник приехал из Италии в Москву. В поисках квартиры для съема зашел в дом Баумгартена в Дурновском переулке около храма Спас на Песках. Вид из окна ему приглянулся. Тут же сделал этюд, а потом и картину, которую отправил в Санкт-Петербург на выставку передвижников. “Хотел выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным”, как писал он Крамскому, но создал шедевр, который купил Павел Третьяков.
Тогда покупка картины Третьяковым молодыми живописцами воспринималось не только как честь, но и как признание художественного дарования. “Картина из школьного учебника” принесла Поленову успех. После нее он окончательно охладел к исторической живописи и занялся бытописательством Москвы. Своими пейзажами он сильно выделялся на фоне художников-передвижников, ведь затронутыми темами никого и никуда не призывал и не учил. Его тут же окрестили “мастером интимного пейзажа”, задушевного и сокровенного.
Кстати, приобрел Третьяков второй вариант “Московского дворика”. В первом, который художник презентовал писателю Ивану Тургеневу, не было ни людей, ни лошади с телегой. Обе картины представлены на выставке.
Московский дворик. 1878