Туапсинский период
Купив под городом Туапсе недорогой участок земли, Александр Александрович Киселев к 1902 построил небольшой одноэтажный дом. Усадьба бережно сохранена, и в ней сейчас действует музей Киселева. Когда-то художнику пришлось одалживать деньги, чтобы выстроить эту дачу, в которой он отдыхал и работал каждое лето. Киселев создал обширную серию полотен, темой которых стал Туапсе с его живописными окрестностями, а имя художника превратилось в своеобразный символ города. Пейзажист запечатлел великолепные виды побережья с Кадошскими скалами, и одна из них, самая красивая, названа его именем.
В туапсинский период Киселев посетил многие места Кавказа и Крыма. Путешествовал он также за границей, побывав во Франции, Германии, Венеции, Риме. Самые знаменитые картины Киселева Александр Александровича тех лет: «Старый Сурамский перевал», Кадошские скалы», «Горная речка», «Под облаками. На Военно-Грузинской дороге» «Дача в Крыму», «Базар в Туапсе», «Домик в Туапсе», «Уличка Туапсе», «У подножия Казбека», «Ночь на море», «Через пропасть».
Умер Александр Александрович внезапно, во время работы за своим письменным столом. Художника, которому исполнилось 73 года, настиг сердечный приступ. В последние годы своей жизни Киселев добился особой быстроты в работе и необыкновенной живости изображения.
Его жизнерадостные, светлые, немного идеализированные пейзажи отображают искренние чувства автора. Киселев виртуозно умел запечатлеть красоту и безмятежное состояние природы, которое удивительным образом передается зрителю, созерцающему прекрасные полотна пейзажиста.
Московский период
С 1877 года Киселев со своим семейством, в котором уже было семеро ребятишек, обосновался в Москве. Чтобы содержать семью, он преподавал рисунок и живопись в женских гимназиях и давал уроки частным образом. Среди его учеников были известные художники рубежа XIX – XX веков: Остроухов, Якунчикова-Вебер, Досекин, Переплетчиков, Ярцев. Он обучал потомков известных купеческих династий, ставших впоследствии меценатами, коллекционерами, деятелями искусства: Ивана и Михаила Морозовых, Анну Боткину, Михаила Мамонтова.
Киселев много работал над своими пейзажными полотнами. Он рисовал московские окрестности и ездил по другим местам России, привозя множество этюдов. Летом семья Киселевых снимала сельскую усадьбу в живописных московских окрестностях, и за сезон художник делал до 50 пейзажных этюдов с натуры. В 1891 году, когда Киселевы гостили в Богимово, помещичьем имении Былим-Колосовского, здесь же лето проводил А.П. Чехов, который подружился с художником.
Александр Александрович постоянно выставлял работы на многих московских и петербургских выставках, регулярно участвовал в клубных собраниях, таких как «Шмаровинские среды», рисовальных вечерах у Мамонтова и Поленова. Он часто посещал симфонические концерты, спектакли в Большом и Малом театре, много общался с другими художниками и писателями, дружил с Репиным и Максимовым. Обо всем он подробно рассказывал в своем дневнике.
К концу 1880 годов окончательно сложилось его творческое мировоззрение, сформировалась индивидуальная живописная манера, тематика и характер пейзажей. Известнейшие работы московского периода: «На пруду», «Забытая мельница», «Собирание хвороста», «Перед грозой», «С горы», «Дождь».
Биография художника Александра Александровича Киселёва
А.А. Киселёв
Художник Александр Александрович Киселёв родился в 1838 году в Свеаборге (ныне пригород Хельсинки). Родители отдали мальчика в Аракчеевский кадетский корпус, а в 1852 году Александра перевели во 2-й Санкт-Петербургский кадетский корпус.
Однако шесть лет спустя Александр Александрович решил отказаться от военной карьеры и, не закончив полного курса обучения, оставил кадетский корпус и поступил в Петербургский университет. В 1861 году в университете случились студенческие волнения и занятия в университете были приостановлены на неопределенный срок.
Александр Киселёв оставил университет и начал посещать Императорскую Академию художеств, как вольнослушатель. Тут можно говорить о том, что сама судьба подтолкнула будущего художника к сложному решению. Дело в том, что Александр Александрович с самого раннего детства увлекался рисованием, но сомневался в своих способностях и возможности стать настоящим художником. А когда университет закрылся, то появилось свободное время, которое можно было занять с пользой.
В 1864 году Киселёв получил звание классного художника III класса.
В 1875 году Александр Александрович вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и с той поры начал ежегодно участвовать в организуемых Товариществом выставках.
Работал художник преимущественно в Москве, часто путешествовал по России, любил работать на Кавказе и в Крыму.
В 1902 году Киселёв построил себе дом в Туапсе. Пораженный красотой местных пейзажей он писал несколько лет только окрестности.
В 1906 году Александр Александрович Киселёв активно участвовал в создании Северного кружка любителей изящных искусств, в городе Вологде. Именно благодаря Киселёву удалось привлечь в Северный кружок петербургских живописцев.
Скончался художник 20 января 1911 года в городе Санкт-Петербурге.
Нужно сказать, что главным делом художника всегда была живопись. Однако, он находил время на учеников и с удовольствием давал уроки рисования, руководил пейзажным классом в Академии и достаточно много времени уделял общественной жизни (особенно делам Товарищества «передвижников»).
Северный кружок любителей изящных искусств
Являлся преподавателем пейзажного класса ИАХ (с 1887 года по 1901 год), а затем и участником выставки ИАХ и ТПХВ (проходящей в тысяче восемьсот семьдесят пятом году) в Санкт-Петербургском обществе художеств, Московском Обществе любителя художеств, Московском товариществе художников.
В 1906 году, являясь одним из учредителей, занимает руководящую должность в Северном кружке любителей изящных искусств, находящемся в Вологде. Своей авторитетностью Александр Киселев устанавливает связи в Санкт-Петербурге и привлекает живописцев в Академии художеств к участию с своих выставках. Киселев являлся частью коллектива художников, участвовавших в оформлении интерьера храма-памятника Александра Невского в городе Софии (Болгария).
Товарищество передвижников в жизни Киселева
В 1875 он вступает в ряды Товарищества передвижников, благодаря которому он принимает ежегодное участие в выставках. Картины, передающие все изящество и красоту природы во все времена года, а также отображающие и разнообразные природные явления, Александр Александрович Киселев создает благодаря частым поездкам в разные места России.
Передвижная выставка начала экспонироваться в первый раз в 1874, благодаря чему в 1876 году происходит его принятие в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
Именно на данном этапе происходит переезд Александра Киселева в столицу — в Москву.
Товарищество передвижных художников получает от него пейзажи средней полосы России и величественного Кавказа, которые в настоящий момент хранятся в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Брянска, Ставрополя, Пензы и других городов России.
Заслуженный успех
Русская знать и коллекционеры охотно покупали картины художника Киселева. Александр Александрович побывал в Крыму и на Кавказе, после чего его горные пейзажи получили особенно большой успех. В 1883 году после очередной выставки передвижников Павел Третьяков «Забытую мельницу» Киселева купил для своей галереи. С 1883 по 1901 год несколько пейзажей приобрели члены императорской семьи, включая самого Александра III. Это были картины: «В Венеции», «Переправа», «По Тереку», «У снежных вершин» «Горная река на Кавказе», «Тихая вода».
Киселев получил заслуженные звания и должности. С 1890 года он в журнале «Артист», одном из ведущих театральных изданий государства, возглавил отдел изобразительного искусства и опубликовал немало критических статей. В тот же год Киселев получил звание академика, а через три года его избрали действительным членом в Императорскую академию художеств. С 1895 года Александр Александрович переехал с семьей в Петербург, поскольку Киселева пригласили на должность классного инспектора Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. Спустя два года в Академии он занял место руководителя пейзажной мастерской. В этой должности художник оставался до своей кончины. Также Александр Александрович активно участвовал в культурной и общественной жизни России.
Личная жизнь
С будущей супругой Софьей Прохоровой молодой художник познакомился, будучи студентом академии. Он полюбил девушку так сильно, что пренебрег тянувшимся за ней шлейфом слухов. Репутация Сони безупречной не была: до знакомства с Крамским Прохорова жила в гражданском браке с женатым художником, узнав о его «несвободном» статусе слишком поздно.
Иван Крамской и его жена Софья
Однако для Ивана Крамского Софья стала образцом чистоты и верности. Супруга разделила с ним годы тягот и безденежья, с ней художник советовался во время работы, просил молиться, когда приступал к новому полотну.
Картина Ивана Крамского «Неутешное горе»
Софья Крамская родила мужу шестерых детей. Двое из них – сыновья – умерли с разницей в 3 года. На знаменитой картине «Неутешное горе» изображена супруга живописца. Полотно Иван Крамской создавал 4 года.
Любимица художника – дочь Софья Крамская – пошла по стопам отца. В 1930-е годы попала под каток репрессий.
Смерть
В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга
О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе
Могила Ивана Крамского
Болезнь сердца (аневризма аорты) и стала причиной смерти живописца. Он скончался за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Северный кружок любителей изящных искусств
Являлся преподавателем пейзажного класса ИАХ (с 1887 года по 1901 год), а затем и участником выставки ИАХ и ТПХВ (проходящей в тысяче восемьсот семьдесят пятом году) в Санкт-Петербургском обществе художеств, Московском Обществе любителя художеств, Московском товариществе художников.
В 1906 году, являясь одним из учредителей, занимает руководящую должность в Северном кружке любителей изящных искусств, находящемся в Вологде. Своей авторитетностью Александр Киселев устанавливает связи в Санкт-Петербурге и привлекает живописцев в Академии художеств к участию с своих выставках. Киселев являлся частью коллектива художников, участвовавших в оформлении интерьера храма-памятника Александра Невского в городе Софии (Болгария).
Дом-музей Киселева
Кавказские горы, пленившие ум и душу художника, привели к покупке в Туапсе (Россия, Краснодарский край) сначала дачи, а затем и строительству дома городского типа (1902 год), в настоящее время являющегося домом-музеем Александра Александровича Киселева. Он открыт к посещению для всех желающих.
В настоящее время музеем художника был торжественно презентован альбом Александра Александровича Киселева. Участниками данного события являлись ведущие музеи Краснодара, Туапсинские художники, а также представители русских музеев.
Иллюстрированный лучшими полотнами А. А. Киселева, альбом еще имеет приложение — CD диск, включающий записи с научными конференциями об искусстве Киселева.
Идея данного альбома была реализована под руководством директора Дома-музея Александра Киселева — Екатерины Андреевны Козловой
Презентация данного альбома, состоявшаяся восемнадцатого сентября две тысячи тринадцатого года в Туапсе, привлекла внимание и представителей русского музея
А картина «Кадошские скалы», признанная культурным брендом Туапсе, привлекает все большее внимание туристов со всех стран мира
Детство и юность
Родился художник летом 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня под Острогожском, что в Воронежской губернии. Воспитывался в семье чиновника-делопроизводителя, мещанина.
Пределом мечтаний родителей было, чтобы Ваня вырос и стал писарем, но планы невольно нарушил соседский художник-самоучка Михаил Тулинов. Он открыл маленькому Крамскому мир искусства и научил рисовать акварельными красками. С тех пор мальчик при каждой возможности хватался за карандаш и зарисовывал окружавший мир.
Портрет Ивана Крамского. Художник Репин
В 12 лет Иван Крамской окончил курс Острогожского училища, получив грамоты по всем предметам. В том же году подросток лишился отца и отправился работать. Устроился в городской Думе, где ранее трудился в должности писаря отец. Крамской упражнялся в каллиграфии и привлекался как посредник при полюбовном межевании. Желание рисовать не пропало, и парень устроился ретушером у фотографа, с которым объездил всю Россию.
Событие, случившееся в 1853 году, изменило биографию Ивана Крамского. Когда ему исполнилось 16, в Острогожск прибыл полк драгун, а с ним и Яков Данилевский, фотограф. Юный художник поступил на службу к Данилевскому. Работа ретушера приносила Крамскому 2 руб. 50 коп. в месяц, но главное, талантливый фотограф за 3 года, которые у него проработал Иван, научил юношу многому. С ним художник перебрался из провинциального губернского городка в Санкт-Петербург.
Иван Крамской в молодости. Автопортрет
В северной столице Иван Крамской перешел к другому фотографу, Александровскому. На тот момент мастерство молодого ретушера достигло таких высот, что его называли «богом ретуши». Уже тогда в Крамском проснулся талантливый портретист. Благодаря помощнику Александровский стал фотографом императорской семьи и получил «Орла», а Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Андрея Деньера. В очередь за отретушированным Крамским фото становилась в очередь петербургская элита.
В Санкт-Петербурге Иван Крамской осуществил мечту, которую лелеял с детства: он поступил в Академию художеств. Юношу определили в группу профессора Алексея Маркова. Будущий живописец в первые же годы стал лидером академической молодежи.
Автопортрет Ивана Крамского
В 1863 году в копилке талантливого художника очутились Малая серебряная и Малая золотая медали. От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему.
Однако изображать сюжет из скандинавской мифологии 14 из 15 претендентов на медаль отказались – в обществе рос интерес к реалистическому жанру, к картинам, в которых отображалась обыденная жизнь. Возглавил бунтарей Иван Крамской. Студентам отказали в прошении рисовать иной, не мифический сюжет, и они покинули выпускной экзамен.
Каким образом найти в архиве человека, участвовавшего в ВОВ
Кроме перечисленных архивных и социальных ресурсов, рекомендуем обратить внимание на комплекс сайтов, содержащих информацию об времени ВОВ и поствоенном периоде. Они помогут вам найти человека по фамилии совершенно бесплатно
Среди таких ресурсов:
-
obd-memorial.ru – большой банк данных о защитниках Отечества, умерших, погибших и пропавших без вести во времена ВОВ и послевоенный период;
- podvignaroda.ru – содержит базу документов о награждениях во времена ВОВ;
- pamyat-naroda.ru – огромный массив данных об героях войны, боевых операциях, воинских захоронениях, воинских частях и так далее. Вы можете просмотреть искомые документы и скачать их на ПК;
- rf-poisk.ru – Книга Памяти, разбитая по областям и регионам, где можно найти сведения об искомых людях;
- soldat.ru – несколько Книг Памяти в разделе по областям, нахождения в плену, народностям, родам войск и так далее;
- ru.stsg.de – данные о погибших в плену на территории Германии;
-
moypolk.ru – проект «Бессмертный Полк» с огромной базой данных о бойцах и труженниках тыла. Пополняется различными участниками проекта;
- polk.ru — проект «Забытый полк», включающий данные о советских и российских военных, пропавших без вести в течении 20 века;
- отечестворт.рф – огромный каталог погибших, систематизированные по алфавиту;
- memory-book.com.ua – украинская Книга Памяти;
-
permgaspi.ru – база данных Пермского государственного архива новейшей истории.
Пользоваться такими архивами довольно просто. Вы переходите на один из таких ресурсов, в поисковой строке вводите фамилию и имя данного человека (а также другие данные, если это предполагает форма сайта и они у вас есть). Нажав на кнопку запуска поиска, через несколько секунд вы получаете все найденные совпадения. После этого останется просмотреть представленный список лиц, найти в нём искомого человека (при наличии), и просмотреть перечень связанных с ним документов. Обычно такие документы вы сможете открыть и скачать себе на ПК (смартфон).
На некоторых из данных ресурсов действуют проекты добровольцев. Подав на них сведения по искомому человеку вы можете рассчитывать не бесплатную помощь волонтёров, которые помогут в осуществлении ваших поисков.
Что необходимо учитывать при поисках по фамилии из архива
Если искомый вами человек не занимал каких-либо высоких должностей и не прославился какими-либо делами, то не стоит думать, что данных о нём вы не найдёте. Практически о каждом человеке имеются сведения в государственных архивах. В последние попадают различные документы о рядовых событиях нашей жизни – записи о рождении и смерти, получении образования, информация о покупке и продаже недвижимости, справки нотариусов и многое другое. По всему этому вороху документов можно не только получить базовые данные об искомом человеке, но и иногда составить довольное обстоятельное описание его жизненного пути.
Запаситесь вашим свидетельством о рождении. Если вы будете обращаться в ЗАГС, вам будет необходимо подтвердить своё родство с искомыми вами родственниками. В этом и поможет упомянутый документ. Архивные документы умерших выдаются ЗАГСами бесплатно только их родственникам.
Ищите различные варианты фамилии нужного человека с опечатками и ошибками. Как известно, далеко не всегда документы пишут грамотные люди. А особенно, когда дело касалось боевых документов по отдельным частям и подразделениям. Потому пробуйте различные варианты искомой фамилии, пишите, как она слышится (например, вместо «Петров» попробуйте «Питров»). И, возможно, вам улыбнётся удача.
В данном документе вместо «Божков» написали «Бажков»
Также рекомендуем регистрироваться на интернет-порталах баз данных. Зарегистрированные пользователи получают больше возможностей для осуществления поисков.
Особенности поиска сведений о человеке
Прежде чем непосредственно перейти к поиску данных, необходимо определиться с той информацией, которая нам о нём известна.
Она может состоять из следующих составляющих:
- Фамилия, имя, отчество. Если это женщина – её девичья фамилия до выхода замуж;
- Дата рождения, включающая число, месяц, год. Если такие данные неизвестны – приблизительный временный период рождения человека (несколько лет);
- Место крещения;
- Место рождения – страна, область, район, город, село, посёлок, губерния, волость, улица, дом и так далее;
- Место жительства;
- Национальность;
- Вероисповедание;
- Сословие (до революции) – дворянство, духовенство, казачество, мещанство, крестьянство и другие;
- Титул, звание, чин;
- Семейное положение (брак, венчание);
- Место службы;
- Образование – университет, факультет, специальность, школа, лицей и так далее;
- Владение недвижимостью, место расположения недвижимости.
Определитесь, какие документы по перечисленным данным имеются у вас на данный момент, и можете ли вы при необходимости предоставить их копии. Систематизируйте их по полочкам, поймите, что вам уже известно, и в каких конкретно сведениях вы нуждаетесь на данный момент.
Если искомый – ваш родственник, опросите всех членов вашей семьи на предмет сведений о нём. Когда он родился, были ли у него ещё родные, где учился, женился, работал и другое. Есть ли у них какие-либо документы о нём, и если есть – попросите их на время или сделайте их копии. Это поможет в процессе поиска нужного человека и составления личного архива.
Лучше всего формировать базу данных на компьютере. Это поможет вам легко находить и использовать имеющуюся информацию. В случае бумажных документов рекомендуем создать удобную картотеку, чтобы быстро находить нужную бумагу.
Живопись
После окончания академии Крамской организовал и возглавил Артель свободных художников, куда вошли выпускники и единомышленники. Мастера брали заказы на портреты и копии известных полотен, иллюстрировали книги.
Иван Крамской за работой
Иван Крамской поражал трудолюбием: рисовал портреты, искал заказчиков, распределял деньги, брал учеников. Одним из них стал Илья Репин. В середине 1860-х художник взялся за роспись куполов московского храма Христа Спасителя: зарисовки на картоне Крамской сделал в студенческие годы.
В 1869 году живописец впервые отправился в Европу, чтобы познакомиться с искусством Запада. Впечатления, полученные русским мастером после знакомства с экспонатами художественных галерей европейских столиц, оказались противоречивыми. В отличие от многих соотечественников западное искусство не вызвало у него восторга.
Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне»
После возвращения домой у художника случился конфликт с коллегой по артели: нарушив правила «четырнадцати», тот принял от Академии художеств оплаченную зарубежную поездку. Крамской оставил артель. Без него сообщество быстро распалось.
Живописец основал новое творческое объединение, назвав его Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с Крамским соучредителями товарищества стали Григорий Мясоедов, Алексей Саврасов, Василий Перов. Художники-передвижники противопоставляли себя приверженцам академизма, доставляли во все города империи передвижные выставки, популяризируя искусство и приближая его к народу.
Картина Ивана Крамского «Русалки» («Майская ночь»)
На выставках передвижников желающие приобретали понравившиеся полотна. Одно из них – «Майская ночь» кисти Крамского – купил меценат и галерист Павел Третьяков. Мистический сюжет, навеянный повестью Николая Гоголя, художник нарисовал в Малороссии.
В 1872-м Иван Крамской сделал последние мазки на полотне «Христос в пустыне», ставшем его известнейшей работой. Картину тут же приобрел за 6 тыс. рублей Третьяков. Работа произвела фурор, и альма-матер живописца едва не присудила Крамскому звание профессора, но он отказался.
Портреты Тараса Шевченко и Ивана Шишкина работы Ивана Крамского
Но наибольшую славу среди современников Иван Крамской приобрел как портретист. Его изображения Льва Толстого, Сергея Боткина, Тараса Шевченко, Ивана Шишкина, по сведениям современников живописца, имеют полное сходство с героями и передают характеры, внутренний свет натуры.
Полотно «Мина Моисеев» художник подарил миру в 1882 году. Поклонники Крамского и ценители искусства называют портрет крестьянина лучшим произведением русского живописца. На самом деле Мина Моисеев – набросок, этюд к полотну «Крестьянин с уздечкой», нарисованному позже. Эта работа – яркий пример Крамского-гуманиста, любившего и понимавшего русский народ.
Картины Ивана Крамского «Мина Моисеев» и «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»
В 1880-е Иван Крамской поразил и расколол общество полотном «Неизвестная». Изображенная женщина не принадлежит к высшему обществу. Она одета по последнему слову моды тех лет, что считалось неприличным у знатных дам.
Критик Владимир Стасов вынес вердикт полотну, назвав его «Кокотка в коляске». Многие современники сошлись во мнении, что на портрете – богатая содержанка. Третьяков отказался покупать картину – ее приобрел промышленник Павел Харитоненко.
Техника живописи Крамского – тонкая законченность, тщательное и детальное изображение лиц. Пейзажи художник не рисовал, но в полотнах «Майская ночь» и «Лунная ночь» гениально изобразил лунный свет.
Ивана Крамского по праву называют идейным лидером передвижничества, ярчайшим представителем демократического искусства ХIХ столетия. Портреты художника удивительно человечны и одухотворены.
В каких бесплатных архивах стоит искать человека по ФИО
В первую очередь обращайтесь в архивы по месту проживания или работы искомого вами человека. Начинайте с ведущего архива данного региона (области) – Центрального государственного архива города Москвы, Московской области, Краснодарского края и так далее.
Позвоните в свой региональный архив, посетите его страницы в сети Интернет, свяжитесь с ним через е-мейл или мессенджеры (при возможности). Узнайте каковы особенности отправления запросов в данные архивы, как долго необходимо ждать ответа, какие сведения они предоставят, и на каких условиях. Подавайте запрос и ждите ответа (в некоторых бесплатных случаях он может затянуться).
Если в центральных архивах ничего нет, переходите на местный (локальный) уровень. Делайте запросы в местные архивы, в ЗАГСы (в последних часто можно найти записи об искомых нами людях).
Дом-музей Киселева
Кавказские горы, пленившие ум и душу художника, привели к покупке в Туапсе (Россия, Краснодарский край) сначала дачи, а затем и строительству дома городского типа (1902 год), в настоящее время являющегося домом-музеем Александра Александровича Киселева. Он открыт к посещению для всех желающих.
В настоящее время музеем художника был торжественно презентован альбом Александра Александровича Киселева. Участниками данного события являлись ведущие музеи Краснодара, Туапсинские художники, а также представители русских музеев.
Иллюстрированный лучшими полотнами А. А. Киселева, альбом еще имеет приложение — CD диск, включающий записи с научными конференциями об искусстве Киселева.
Идея данного альбома была реализована под руководством директора Дома-музея Александра Киселева — Екатерины Андреевны Козловой
Презентация данного альбома, состоявшаяся восемнадцатого сентября две тысячи тринадцатого года в Туапсе, привлекла внимание и представителей русского музея
А картина «Кадошские скалы», признанная культурным брендом Туапсе, привлекает все большее внимание туристов со всех стран мира