Не в священники, а в художники
Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, хотел этого и отец Виктора Михайловича Васнецова – сельский священник, в семье которого 15 мая 1848 года родился живописец. В то время многодетная семья жила недалеко от города Вятка в селе Лопьял. Мать будущего живописца рано покинула этот свет, сыновей воспитывал отец – Михаил Васильевич.
Детство Виктора прошло далеко от городской суеты, благодаря чему мальчик научился с ранних лет ценить красоту родного края. Отец рисовал пейзажи на прогулках с детьми по округе села, видимо, от него сыну и передалась тяга к живописи.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет М. В. Васнецова» 1870 г.
Мальчика, когда он подрос, Михаил Васильевич отдал в духовную семинарию. Отец был образованным человеком, привить знания он пытался и своим детям. Помимо наук, он занимался с сыновьями резьбой по дереву, рисованием. Обособленный уклад жизни позволил мальчикам прикоснуться к старославянским обычаям, поверьям и сказкам.
Именно этот быт повлиял на художественное восприятие Виктора Михайловича. Семинария была не тем местом, в котором хотел учиться творческий мальчик, поэтому он отправился в Санкт-Петербург поступать в знаменитую Академию Художеств.
Какие архивы могут помочь узнать данные о своих предках до революции 1917 года без регистрации
Поскольку до революции российское общество имело сословный характер, то это налагает свой непосредственный отпечаток на проводимые исследователем поиски. Если ваш предок был из дворянского сословия, то данные о нём стоит искать в специальном Российском государственном историческом архиве https://rgia.su, расположенном в городе Санкт-Петербурге (бывшей столице РИ).
В Москве вы можете обратиться в Российский государственный архив древних актов http://rgada.info. Здесь вы можете найти архаичные документы предков периода Смутного времени и ранее.
Также в Москве расположен Российский государственный военно-исторический архив http://ргвиа.рф. В котором можно искать информацию о своих предках до революции по их имени и фамилии. База данных электронной описи архива доступна в тестовом режиме на его сайте бесплатно и без регистрации.
Биография
9 января 1911 г., город Алатырь – 14 июня 1995 г., Казань.
Окончил Чебоксарское художественное училище (1938), в 1938–1940 гг. обучался в Москве на курсах повышения квалификации художников у В.А.Бакшеева.
С 1940 г. жил и работал в Казани. Член Союза художников (1940). Участник Великой Отечественной войны.
В 1946–1975 гг. преподавал в Казанском художественном училище.
Куделькин В.И. Передовые доярки бригады М.И.Кузьмина села Никольское Куйбышевского района ТАССР. 1978–1979
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Куделькин В.И. Портрет бригадира кролиководческой фермы Е.П.Макаровой. 1960
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Куделькин В.И. Женщины КамАЗа. 1972
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.
Выставки
Участник выставок: республиканских (с 1942); зональных – «Большая Волга» (город Куйбышев, 1964; город Волгоград, 1967; город Ульяновск, 1969; город Горький, 1974; Казань, 1980); всероссийских – «Советская Россия» (Москва, 1960), «Выставка художников РСФСР, посвященная 30-летию Великой победы над фашизмом» (город Волгоград, 1975) и другие. Персональные выставки, 1959, 1961, 1971, 1976, 1981 (Казань), (1982, город Альметьевск).
Куделькин В.И. Залив Волги. 1979
Картон, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Куделькин В.И. Начало осени. 1979
Картон, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Живописец из глубинки
Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.
Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.
Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.
Биография
Отец Виктора Берковского был работником металлургического завода «Днепроспецсталь», а звали его Семен Михайлович. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт. В 1942 г. его демобилизовали после того, как он получил тяжелое ранение обеих рук. Этель Викторовна, мать будущего музыканта, работала врачом на заводе.
В песнях Виктора Семеновича Берковского и поэта Дмитрия Сухарева отражены воспоминания музыканта о юных фронтовиках, которые были немногим старше их и отправлялись на передовую прямо из военкомата «с бритыми навечно головами». Эта композиция была названа «Вспомните, ребята» и стала одним из самых пронзительных и известных произведений музыканта.
Детство Виктор провел в родном городе. В период Великой Отечественной войны он жил первое время с матерью, а когда отец вернулся с фронта, и со всей семьей, в нынешнем Новокузнецке, в эвакуации. Там мать мальчика Этель Викторовна, будучи врачом-кардиологом, в госпитале для тяжелораненых заведовала терапевтическим отделением.
Берковский-ученый
В 1950 году Виктор Берковский прошел обучение в средней школе № 50 в городе Запорожье и отправился в Москву получать дальнейшее образование. Сначала он стал студентом Московского автомобильно-дорожный института, но перевелся после первого курса и начал посещать Московский институт стали, который позднее был переименован в МИСиС.
Будущий композитор окончил это учебное заведение в 1955 году и получил специальность «Обработка металлов давлением». Берковский вернулся в Запорожье и стал работником электрометаллургического завода «Днепроспецсталь».
Сначала он был вальцовщиком прокатного стана, после этого последовательно прошел все ступени ремесла металлурга-прокатчика и стал заместителем начальника на техническом отделе завода. В 1962 году Виктор вернулся в Москву. Он решил поступить в аспирантуру МИСиСа и защитил кандидатскую диссертацию. В результате он остался преподавать и работать в этом институте.
Два года провел в Индии, в командировке. Там он в городе Харагпур преподавал в Индийском технологическом институте на металлургическом факультете. Названный город находится неподалеку от Калькутты, куда ученого направили вместе с группой профессоров.
Главным направлением научной работы Виктора стало создание систем управления прокатными станами. Он занимался разработкой программного обеспечения для компьютерных систем, которые ориентированы на расчет параметров процесса прокатки.
Берковский-композитор
В жанре авторской песни Виктор Берковский проявил себя как один из ярчайших представителей этого направления. Практически всю жизнь этот человек наряду с научной и преподавательской работой сочинял музыку. Он является автором музыки для более чем двухсот песен.
Среди них наиболее известными стали следующие композиции: «Гренада», «Ну что с того, что я там был», «Альма-матер», «На далекой Амазонке», «Под музыку Вивальди», «Песня шагом, шагом», «Выезд», «Сороковые роковые», «Лошади в океане», «Две женщины», «Черешневый кларнет», «Контрабандисты», «Спляшем, Пэгги, спляшем!», «Снегопад», «Ночная дорога».
Уже после смерти Виктора Берковского успех обрела песня «Колечко» на стихи Иосифа Александровича Бродского, которая прозвучала в остросюжетном триллере «Исаев» С. Урсуляка. Картина вышла на экраны в 2009 году, а указанную композицию в ней исполнила Полина Агуреева.
Берковский вместе с Сергеем Никитиным создавал музыку к радиоспектаклям, кинофильмам и театральным постановкам. Среди них следует отдельно упомянуть следующие работы: «Мэри Поппинс», «Коньки», «Морские ворота», «Большая докторская сказка». Композитор работал над песнями для детских радиопередач «Будильник».
Виктор исполнял песни вместе с Д. Дихтером и Г. Бочкиной, затем — с Д. Богдановым и Г. Бочкиной. Музыкант входил в число руководителей проекта под названием «Песни нашего века».
Другие источники поиска данных о родственниках до революции по фамилии
Если ваши предки проживали до революции в Москве или Санкт-Петербурге, то существенно помогут в поисках адресные справочники «Вся Москва» и «Весь Петербург». Здесь вы можете отыскать по фамилии бесплатно данные об адресе вашего родственника, а также о его занятии. Эти справочники доступны в интернете на сайте исторической библиотеки https://www.shpl.ru.
Также могут помочь «Памятные книжки» — сборники сведений о людях в губерниях, занимающих какую-либо должность (от обычного врача до председателя собрания). Во всех таких книжках есть указатели, которые помогут отыскать нужного человека. Просмотреть некоторые бесплатные памятные книги можно на сайте http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9503.
Детство и юность
Виктор Юшкевич-младший родился в белорусском городе Пинске в 1987 году. Родители – профессиональные художники, и в удивительной среде изобразительного искусства Витя варился с ранних лет. И, конечно, среди первых игрушек были листы бумаги, карандаши, кисточки и краски. Картины в отцовской мастерской будоражили воображение и отрывали от суровых будней рождающейся в муках новой экономики, перенося в волшебный и вечно прекрасный нарисованный мир. Первым профессиональным учителем и наставником стал отец.
C 2002 года начался новый этап в обучении юного художника с регулярными выездами на природу. Пленэры углубляли любовь к природе, и в этюдах отпечатывались кусочки первозданной красоты увиденной натуры. Крепло желание научиться лучше раскрывать перед зрителями природное богатство окружающих живописца мест.
Отец — Виктор Николаевич Юшкевич
Москва – как много в этом звуке…
Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.
Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.
Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.
В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.
Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год
Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.
Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.
К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:
Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».
Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.
Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».