Сопутствующая экспозиция графических работ современников Мунка
По случаю большой выставки Мунка в Кунстхалле Бремена также организована дополнительная экспозиция на тему «Любовь, страх и смерть в творчестве современников Эдварда Мунка. Макс Клингер, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Феликс Валлоттон и другие» (Liebe, Angst und Tod in Werken von Edvard Munchs Zeitgenossen. Max Klinger, Odilon Redon, Félicien Rops, Félix Vallotton u.a.), в основном составленная из собственных фондов музея.
Эта экспозиция демонстрируется в недавно расширенном музейном кабинете гравюр (Kupferstichkabinett) и направлена на дальнейшее исследование тех мотивов и тем, которым посвящена основная выставка Мунка, только на сей раз в более широком международном контексте той эпохи.
На этой «дополнительной выставке» можно увидеть 50 графических работ (гравюр, рисунков), созданных более чем 20 бельгийскими, немецкими, швейцарскими и французскими художниками.
Несмотря на исключительную стилистическую самобытность Эдварда Мунка, его художественную независимость и неповторимую манеру, обнаруживаются многочисленные связи сюжетов его картин с мотивами, волновавшими других современных ему художников. Известно, что как во время пребывания в Христиании (так до 1925 года назывался город Осло), так и во время многочисленных зарубежных поездок (в Париж, Берлин и другие города) Мунк активно интересовался творчеством современников.
Главным достижением Мунка стала в высшей степени индивидуальная, неповторимая переработка сюжетов, отражавших внутренний мир человека его времени. Дополнительная экспозиция в Художественном музее Бремена позволяет на конкретных примерах проследить параллели с творчеством других художников той эпохи, увидеть «диалог» Мунка с современниками.
Перечень использованных в статье репродукций картин и графических работ:
1) Эдвард Мунк (1863–1944). «Запах смерти», 1895.
2) Эдвард Мунк. «Улица в Арсгардстранде», 1901.
3) Эдвард Мунк. «Девочка и три мужских головы», 1895-98.
4) Эдвард Мунк. «Руки», 1893-94.
5) Эдвард Мунк. «Мёртвая мать» («Ребёнок и смерть»), 1899.
6) Эдвард Мунк. «Автопортрет с рукой скелета», 1895.
7) Эдвард Мунк. «Девушка на красном платке», 1902.
Эдвард Мунк. «Вампир», 1895.
9) Эдвард Мунк. «Мужская голова в женских волосах», 1896.
10) Эдвард Мунк. «Автопортрет под женской маской», 1893.
11) Эдвард Мунк. «Четыре возраста жизни», 1902.
12) Эдвард Мунк. «Поцелуй», 1897.
13) Эдвард Мунк. «В мужском мозгу», 1897.
14) Макс Клингер (1857–1920). «Мёртвая мать», 1898.
15) Одилон Редон (1840–1916). «Закрытые глаза», 1890.
16) Одилон Редон. «Трепет гибких видений» (Volupté, fantôme élastique), 1890 (из иллюстраций к сборнику Шарля Бодлера «Цветы зла»; см. сонет «Молитва язычника» (La Prière d’un païen) в переводе Эллиса).
17) Макс Клингер. «Сны», 1884.
18) Феликс Валлоттон (1865–1925). «Ложь» (Intimités I), 1897.