Нестеров портретист
До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).
При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.
В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.
Учёба, первые заработки и профессиональные звания
В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.
В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.
В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.
Одна любовь на всю жизнь
К легкому сожалению, но к огромному счастью, академию талантливый парень так и не окончил. Весной 1871 года он начал сильно болеть простудными заболеваниями. Сказывались непривычные Питерские туманы и огромные нагрузки. Он решил поправить здоровье в родном доме. Планировал приступить к дальнейшей учебе по осени, но не сложилось. В Витебском музее он познакомился с Сашенькой Рязанцевой, от которой и не смог уехать.
Позже, в 1876 году, по возвращении из Парижа, он сделал любимой предложение, они повенчались, родили пятерых детей. Далее поговорим о том, как художник попал за границу.
Личная жизнь Васнецова
Художник был женат на девушке из купеческой семьи — Александре Рязанцевой
Она стала, пожалуй, самым важным человеком в жизни Васнецова (в биографии художника этому уделяется особое внимание). Невеста была без приданого, а у Васнецова далеко не всегда были заказы
Однако, несмотря на скромную жизнь, брак художника был очень счастливым, и коллеги любили бывать в гостях у Васнецовых, по-доброму завидуя другу. Супруги прожили вместе сорок девять лет, у них родилось пятеро детей (сыновья Михаил, Борис, Владимир, Алексей и единственная дочь Татьяна). Жили скромно, но весело. Дети унаследовали творческую жилку отца, часто устраивали спектакли, домашнее чтение стихов и прозы. Жена и дети были главным стимулом для художника, чтобы работать больше и все лучше и лучше.
Васнецов очень долго мечтал о собственном доме. В его представлении это должен был быть деревянный терем, как в сказках. И живописцу удалось воплотить его: прямо в центре Москвы он построил деревянный дом, сделанный по образу древнерусского терема. К сожалению, полностью дом не сохранился, сейчас он частично перестроен. Сегодня в нем находится дом-музей Виктора Васнецова. На втором этаже художник обустроил себе мастерскую. Теперь он был абсолютно счастлив. Сам он любил повторять, что успокоение человек может найти только в семье.
Самые дорогие картины Васнецова
Работы Виктора Васнецова периодически попадают на крупные аукционы. Рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекордной считается работа «Богатырь» из ключевой серии картин Васнецова о русских богатырях. Как и к полотну «Богатыри», художник подошел к этой картине основательно, тщательно проработав образ смелого богатыря и сильного коня под ним. В этой работе выбран необычный ракурс снизу, позволяющий зрителю ощутить всю мощь пары всадник-конь, почувствовать решительность воина в деле защиты родины. Интересно, что общество впервые имело возможность оценить это полотно только на аукционе Christie’s в 2011 году, так как до этого момента работа нигде не выставлялась и находилась только в семье ее первого владельца. За внушительный двухметровый холст запросили 300-500 тысяч фунтов стерлингов, однако на торгах этот рубеж был превышен в несколько раз. С молотка «Богатырь» ушел за 1,1 млн фунтов, став самой дорогой картиной художника. И на начало 2021 года этот рекорд пока не побит.
В. Васнецов. «Богатырь». 1920 г.
Другая картина была продана на Sotheby’s в 2006 году за 344 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 300-500 тыс. фунтов. Это картина «Вещий Олег», написанная художником в 1899 году. Васнецов нередко переписывал в большом масштабе свои книжные иллюстрации. Предполагается, что картина «Вещий Олег» как раз была одной из таких работ.
В. Васнецов. «Вещий Олег». 1899 г.
За схожую цену ушла и картина «На страже», изображающая очередного защитника русской державы. Работа была продана с аукциона Christie’s в 2013 году за 338 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 150-200 тысяч фунтов. В 1924 году ее представляли на Выставке русского искусства в Нью-Йорке.
В. Васнецов. «На страже». 1914 г.
Из других уходов картин Васнецова назовем такие: «Дети разоряют гнезда в лесу» (продана на Sotheby’s в 2012 году за 181 тыс. фунтов стерлингов) и угольный рисунок «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» (продан на Christie’s в 2011 году за 39,6 тыс. фунтов). Есть и другие работы, ушедшие с аукционов. Интересно, что среди них есть и «Портрет И.Е. Репина» — одна из немногочисленных скульптур Васнецова. Она была продана на Christie’s в 2014 году за 112 тысяч долларов.
В. Васнецов. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» 1891 г.
Виктора Михайловича Васнецова есть множество других замечательных картин как на сказочно-былинную тематику, так и других направлений. Его глубоко-патриотичные работы и сегодня трогают сердца зрителей разного возраста и заставляют подолгу останавливаться возле его грандиозных по размерам, замыслу, сроку и мастерству исполнения картин.
[править] Избранные работы
- Улица Университетская. Сургут (1985).
- Улица Студенческая. Москва (1986).
- Венеция (1986).
- Утром (1989).
- Портрет поэта (1990).
- Солнечная (1990).
- Композиция № 103,(диптих), (1990).
- Югорская мадонна (1991).
- На Оби (1998).
- Лодки (2001).
- Дворы (2001).
- Композиция № 407 (2001).
- Падший ангел (2001).
- Город (панно 8,3 х 2,6 метра) (2004).
- Гипергеометрическая композиция А1 (2012).
- Гипергеометрическая композиция № 4 (2012).
- Гипергеометрическая композиция № 5 (2012).
- На даче (2013).
- Шуман (2013).
- 21-й век, (триптих), (2014).
- Она и художник (2014).
- На Садовой (2014).
- Гипергеометрическая композиция № 15 (2015).
- Тром-Аган («Божья река», в переводе с языка Ханты.) (2015).
- К портрету Райшева. Впечатление № 1 (2015).
- Автопортрет (2016).
- Гипергеметрическая симфония № 21-67 (2016).
Скандалы с наследством
В первый весенний день 2018 года ушла из жизни единственная законная наследница художника, его 70-летняя дочь. Причиной смерти Галины Борисовны, посвятившей себя сохранению и исследованию картин отца и не родившей детей, стало онкологическое заболевание.
Последние 15 лет в личной жизни женщины присутствовал Николай Вакась, который познакомился с ней, будучи участковым врачом и придя к Галине Борисовне по вызову. Мужчина утверждал, что влюбился в умную и красивую даму и стал ее супругом. Однако отношения москвичи не узаконили, а по некоторым данным Николай Сидорович продолжал состоять в браке с другой женщиной.
После смерти Галины Борисовны на пороге ее жилища появился Андрей Беличков, утверждавший, что покойная была его кузиной по матери. Вакась не пустил «родственника» в квартиру.
Андрей Николаевич обратился за помощью к своей дочери, работавшей в органах правопорядка, а она — к своему бывшему возлюбленному Алексею Коржневу, отдаленному родственнику друга Бориса Валентиновича, министра морского флота СССР Александра Афанасьева, с просьбой воспрепятствовать расхищению полотен Щербакова. Алексей выставил Вакася из квартиры, в которой Николай Сидорович прожил много лет. Однако, по информации канала «Россия», обнародованной в декабре 2020 года, Коржнев принялся распродавать картины художника, заявив, что перед смертью Галина Борисовна подарила все имущество ему.
Летом 2021 года суд признал наследство Бориса Щербакова выморочным. В сентябре 2021-го скандал между претендентами на квартиру и картины художника стал темой передачи Андрея Малахова «Прямой эфир». В программе принял участие Андрей Беличков. Николай Вакась через 2 дня после интервью, данного корреспонденту передачи, скончался.
Вятское духовное училище и семинария
Как ребенка из семьи священников учиться Васнецова отправили в соответствующие учебные заведения, что было весьма неплохо. Дети священнослужителей получали там образование бесплатно, а преподавали там отлично. В Вятской семинарии кроме богословия студенты изучали древнерусскую литературу, хронографы, летописные своды.
Большую часть свободного от учения времени Васнецов уделял любимому занятию. Уже в семинарии его успехи не остались незамеченными. Парня пригласили помогать в росписи Вятского кафедрального собора. Васнецову также нравилось рисовать иллюстрации к русским народным пословицам и поговоркам. Естественно, художник занимался и станковой живописью.
В духовной семинарии Виктору Михайловичу повезло встретить Эльвиро Андриолли — ссыльного поляка и талантливейшего мастера живописи. Именно он, увидев полотна юного Васнецова, сказал, что у него большое будущее и что он должен развивать свой талант дальше.
С его легкой руки был организован аукцион, на котором за приличные деньги были проданы картины Виктора Михайловича Васнецова «Молочница» и «Жница». На вырученные средства он поехал в Питер покорять Императорскую академию художеств. С этим периодом в его жизни связана показательная история, которая характеризует художника Васнецова как очень скромного человека.
Начало пути
Уже с ранних лет биография Васнецова показывает его как человека, готового идти наперекор обстоятельствам для достижения своей цели. Живописец родился в 1848 году в семье священника, и предполагалось, что Виктор пойдет по стопам отца. Мальчик учился сначала в духовном училище, а позднее в духовной семинарии. Однако с детства он увлекался живописью и даже брал частные уроки рисования в училище. Учеба в семинарии, чтение книг по иконописи и храмовому убранству разбудили в нем интерес к древнерусскому искусству. Вскоре Васнецов понял, что хочет посвятить живописи всю свою жизнь, и, не доучившись в семинарии один год, отправился в Петербург, где начал готовиться к поступлению в Российскую академию художеств. К счастью, отец не стал противиться желанию сына, и Васнецов получил его благословение на выбор творческого пути.
Символизм и смысл работ художника Виктора Пивоварова
Будучи художником, который пишет необычные картины, Виктор Пивоваров пытается очеловечить традиционный , придав фигурам и предметам в своих работах символизм мыслей. Иными словами, каждый образ в его картинах — это отдельная человеческая мысль: чувственная и противоречивая.
«Московская вечеринка», 1971. Эмаль, оргалит
Серия картин и иллюстраций «Лисы и праздники»
Виктор Пивоваров — живописец 21 века! Поэтому, как все известные современные художники, он создает серии концептуальных работ, которые могут рассматриваться как по отдельности, так и вместе.
Начиная с 1980-х годов, Пивоваров начинает работать над серией «Лисы и праздники» , которая представляет собой игровую мистификацию о культе народа, проживающего на территории Еврейской автономной области. Дополняет эту многочисленную коллекцию картин — десятиметровая концептуальная скульптура «Сутра страхов и сомнений», выполненная в виде старых рулонных текстов, написанных на иврите.
Нужно отметить, что Лиса в древней мифологии — является символом озорных человеческих мыслей и сравнима по значению с такими религиозными персонажами в разных культурах, как Локи, Гермес, Тот и Меркурий.
[править] Некоторые избранные персональные выставки
1984 — г. Москва. Выставка рисунка и графики. ДК газеты «Известия».
1987 — г. Сургут. Выставка станковой графики. ДК «Энергетик», (с 2003 — Сургутская Филармония).
2007 — г. Лангепас. Выставка станковой живописи и станковой графики. ДК «Нефтянник», (с 2010 — ЦК»Нефтянник»).
2015 — деревня Русскинская, ХМАО-Югра, Сургутский район. Выставка «От импрессионизма до гипергеометризма. Персональная выставка В.Романова „ВОДА.ЖИЗНЬ.НАРОД“ Русскинская — Ханты-Мансийск», (с изданием каталога выставки).
2015 — «Государственный художественный музей», ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск. Выставка «От импрессионизма до гипергеометризма. Персональная выставка В.Романова „ВОДА.ЖИЗНЬ.НАРОД“ Русскинская — Ханты-Мансийск», (с изданием каталога выставки).
2017 — «Первая выставка ГИПЕРГЕОМЕТРИЗМА». МБУ ИКЦ «Старый Сургут».
Биография
Родился в 1941 г. в с. Кривая Руда Полтавской обл. Украинской ССР.
С 1960 но 1965 г. учился в Иркутском училище искусств у В. В. Тетенькина и А. И. Вычугжанина.
С 1973 по 1978 г. — в Иркутском государственном педагогическом институте.
Художник-живописец. Портретист и пейзажист, он запечатлел на полотне лица своих современников и многоликую природу Сибири, диковатую, ранимую и прекрасную
Одна из любимых тем — Байкал; познавая его краски и состояния, он как бы стремится уберечь его от неосторожного вмешательства человека.
Тайга, декабристы, знаменитые и простые сограждане — на полотнах Мироненко
С 1976 года член Союза художников.
Участник зональных и всероссийских выставок; автор восьми выставок за рубежом. Его работы — в частных коллекциях собирателей изобразительного искусства Германии, Польши, Кореи, Туниса, Великобритании, США, Франции, Италии.
С 1970 по 1978 г. работал директором ИТПК ХФ РСФСР.
Женат. Имеет сына.
Русский Север в творчестве Нестерова
Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.
Учёба и первый успех: Уфа, Москва
До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.
По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М
Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.
Начало пути
Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец был священником, и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. Родитель не был зациклен полностью только на служении Богу, он был грамотным, эрудированным человеком, много времени проводил со своими детьми. Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. На развитие прекрасного художественного вкуса повлияла суровая, но живописная природа края, где мальчик рос. Люди здесь свято чтили древние поверья, поэтому былины и сказания в голове у маленького Виктора казались реальностью. Первые опыты в живописи он делал еще в раннем детстве, изображая на рисунках жизнь крестьян и красоты природы.
Талантливый и застенчивый
Сыну священника с раннего детства привили мысль о том, что скромность — главная добродетель. Когда мальчик вырос, то она переросла в неуверенность в себе. Скромный парень, успешно сдав экзамены в Императорскую академию художеств, не пришел узнать результаты. Он просто и помыслить не мог, что с первого раза будет туда зачислен! О своем успехе он узнал спустя год, когда отправился снова подавать документы. Каково же было его удивление, когда ему сообщили, что он давно числится среди студентов.
Впрочем, этот год он не терял времени даром, а отучился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Ему повезло сидеть в одной аудитории с Ильей Репиным, а преподавал им Иван Николаевич Крамской. Он заразил молодого художника любовью к портретам. Этот жанр живописи впоследствии станет для художника Васнецова чем-то особенным — отдушиной. Ни одного портрета Виктор Михайлович не написал под заказ. Все они были созданы по наитию души, а изображены на них только самые близкие: родные и дети друзей.
Живописец из глубинки
Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.
Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.
Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.
Работа в храмах
После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.
“Душа народа” или “На Руси”