«Ты, пожалуйста, живи»
Роберт прожил 62 года. В 1990 году у него обнаружили опухоль мозга, оперировать которую взялись в Париже. Творчество Роберта Рождественского и здесь помогло ему. Страшный диагноз не сломил поэта. Он с удивительной ироничностью написал «Неотправленное письмо хирургу».
Две сложные операции были перенесены им во Франции, но врачи все равно не спешили гарантировать его выздоровление. А по возвращении домой у него развился перитонит – его с трудом спасли.
Тем не менее поэт прожил еще 4 года и умер от сердечного приступа в Москве в 1994 году, в августе. Похоронен на кладбище в Переделкино. Все это время он писал. Умер Роберт Рождественский – память о нем осталась жива навеки.
А его вдова Алла Киреева вспоминает, что он не раз повторял ей слова: «Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи, счастливо живи всегда».
И Алла живет. Живет благодаря детям и внукам, которые стали их с Робкой продолжением…
«Как тебе сейчас живётся,
вешняя моя,
нежная моя,
странная моя?»
Биография
Родился в Туле, в семье священника 12 () мая года.
Первоначальные художественные навыки приобрел в Тульском духовном училище (-е гг). В 1900 году приехал в Москву и учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (—, с перерывом в —) у В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака; окончил 4 курса, но был отчислен за участие в революционных выступлениях. В годы учёбы сблизился с П. П. Кончаловским, И. И. Машковым, А. В. Куприным, А. В. Лентуловым, Р. Р. Фальком; в 1910 году вместе с ними организовал объединение «Бубновый валет» (—, ).
Жил в Москве. В — гг. совершил поездку за границу, побывал в Италии. В 1914 году был призван на военную службу, находился на фронте; в демобилизован. Много путешествовал по стране; бывал в Крыму, на Кавказе, в Карелии, Средней Азии, на Алтае. Регулярно работал в Подмосковье. Писал пейзажи, портреты, натюрморты; в конце -х — начале -х занимался плакатом. Прошёл через увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом; в -е годы обратился к реалистической манере.
Пейзаж кисти Рождественского, 1910 год
Портрет работы П. Кончаловского
С 1907 года — участник выставок. Экспонировал свои работы на выставках общества «Леонардо да Винчи», Московского товарищества художников, «Мира искусства» (, ), общества «Московские живописцы» (). Член и экспонент Общества московских художников (), АХРР — АХР (, ). Участвовал в V государственной выставке картин (—), выставках «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (), «10 лет работы Малого театра» (), художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (), «Красная Армия в советском искусстве», произведений революционной и советской тематики (обе — ), «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» () в Москве, 1-й государственной выставке искусства и науки () в Казани, выставке новейших течений в искусстве () в Ленинграде, юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и Ленинграде (—). Экспонент многих зарубежных выставок, в том числе, советского искусства в Берлине (, , ), Японии (—), Вене (, ), Стокгольме (—, ) Праге, Осло, Копенгагене (—), Амстердаме, Риге, Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте, Винтертуре (все — ), Данциге (), Цюрихе (), XIV, XVI и XVIII международных выставок искусств в Венеции (, , ), современной живописи в Питтсбурге () и других.
Преподавал в 1-й и 2-й Государственных свободных художественных мастерских (—). Выступил инициатором создания и руководителем (до 1922) Государственных свободных художественных мастерских в Удомле Тверской губернии.
Умер в Москве 20 мая 1963 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (36 уч.).
Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском областном художественном музее, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе и других.
Другие источники поиска данных о родственниках до революции по фамилии
Если ваши предки проживали до революции в Москве или Санкт-Петербурге, то существенно помогут в поисках адресные справочники «Вся Москва» и «Весь Петербург». Здесь вы можете отыскать по фамилии бесплатно данные об адресе вашего родственника, а также о его занятии. Эти справочники доступны в интернете на сайте исторической библиотеки https://www.shpl.ru.
Также могут помочь «Памятные книжки» — сборники сведений о людях в губерниях, занимающих какую-либо должность (от обычного врача до председателя собрания). Во всех таких книжках есть указатели, которые помогут отыскать нужного человека. Просмотреть некоторые бесплатные памятные книги можно на сайте http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9503.
Личная жизнь
Личная жизнь Роберта Рождественского связана с одной женщиной, любовь к которой он пронес через всю жизнь – с Аллой Борисовной Киреевой, литературным критиком и художником по профессии. В первую очередь поэт посвящал стихи о любви своей второй половинке.
У супругов выросли две дочери – Екатерина и Ксения. Первая, родившаяся в 1957 году, – переводчица, писательница и знаменитая фотохудожница, бывшая жена владельца холдинга «Семь дней» и мать троих детей.
Роберт Рождественский, его жена Алла Киреева и дети Младшая – работала журналисткой, кинокритиком и, закрепив писательское мастерство, стала автором нескольких литературных произведений в прозе. В 2021 году на 49-м году жизни Ксения впервые стала матерью, родив дочь.
Вдова поэта Алла Борисовна, прожившая с ним в браке более 40 лет, прожила 83 года, скончавшись в 2015-м.
Роберт Рождественский: тонкости творчества
Роберт Рождественский, стихи которого были особенно популярны и узнаваемы, творил во времена многих талантливых людей – это и Евтушенко, Ахмадуллина, и Цыбин, и Высоцкий, и многие другие — яркие, самобытные, уникальные.
Первоначально в поэзии Рождественского прослеживаются броские манифесты, которые помогали утвердиться в памяти и сознании читателей. Молодая поэзия в те годы была наполнена пафосом, чтобы со временем перерасти в нечто более глубокое и трогательное.
«…До рассвета семьдесят восемь минут. И сейчас, На распухшие пальцы дыша, Задыхаясь, Спеша, Обгоняя рассвет, Пишет песню, Последнюю песню, Поэт…»
Отличительный признак поэзии Роберта Рождественского – это современные проблемы, которые находили отклик в душе каждого, кто читал эти строки, будь то политик или рабочий на заводе. Актуальность поэзии – вот что сделало Роберта столь популярным и любимым. Прослеживая его творчество в хронологическом порядке, можно заметить черты общественной жизни, ее духовное развитие, возмужание. Вместе со своими стихами взрослел и сам поэт. Он рос духовно, его стихи становились все глубже.
Вообще, со временем молодежная поэзия сменяется на нечто другое. Поэты начинают искать духовную целостность и гармонию внутри себя. И это отражается в их стихах.
Кроме этого, в сознание уже повзрослевшего Рождественского врывается память о военном детстве, драматически переплетаясь с насущными проблемами. Это послужило толчком для формирования его лирического героя – цельного, страстного, любящего жизнь.
Творчество Роберта Рождественского приходится и на лирику. Немалая доля его поэзии – это любовная лирика, которую он посвящал любимой жене. Каждый его стих пропитан нежностью, гармонией, теплом. Его герой и здесь, оставаясь цельной личностью, всегда непросто приходит к любимой, его слова наполнены трепетным ожиданием и страстью. Поиск любви – это путь всей его жизни, способ становления его героя.
Роберт Рождественский родом из… Гродненской губернии
8 июля 1941 года в газете «Омская правда» было опубликовано стихотворение девятилетнего Роберта Петкевича «Фашистам не будет пощады!». Война застала мальчика в детском санатории (в некоторых источниках – в пионерском лагере), где он его и написал. Передать стих в редакцию он попросил своего воспитателя Сигизмунда Казимировича Шиманского, хорошо знавшего старшего Петкевича и как раз собиравшегося в Омск по своим делам. Перед отъездом тот внимательно просмотрел листки из блокнота мальчика и посоветовал ему кое-что в стихотворении исправить. Последний так и сделал, спросив при этом: «А можно ли другой фамилией подписать?» С чем было связано появление у него такого вопроса, сейчас трудно понять: может быть за этим скрывалось нежелание Роберта лишний раз упоминать имя находившегося под подозрением у НКВД своего отца, а может быть это было отражение боязни юного поэта за качество им написанного. Во всяком случае Шиманский после короткого молчания ему ответил: «Подписывайся той фамилией, под которой тебя знают в школе». В редакции газеты стихотворение приняли к печати и подписали: «Роберт Петкевич, ученик 3-го класса школы № 19, 10 лет». А ему было на год меньше, и перешёл он во второй класс. Ошибка случилась, скорее всего, из-за строки: «Хотя мне сегодня десятый лишь год…». Роберту за два дня до войны исполнилось девять лет, но слово «десятый» кто-то «округлил». Остальное понятно. Тогда в школу принимали с восьми, и раз ему десять, значит, перешёл в третий класс. А вообще он был не по годам рассудительным мальчиком. Когда его мама, Вера Павловна, не смогла пойти на собрание родителей завтрашних первоклассников, то он туда отправился сам. Аккуратно записал всё, что говорила учительница, ничего не напутал. И учился отлично. Любимый предмет – история. Любимые книги – энциклопедии. Увлечение, кроме стихов, – коллекционирование почтовых марок.
Много лет спустя, в одном своем интервью уже известный поэт рассказал об этой своей первой публикации так: «В этом стихотворении я сообщал, что родители ушли на войну, и я всячески грозился фашистам, что вот я скоро подрасту и им, естественно, будет очень плохо! Их спасло от ещё более кошмарной участи лишь то, что пока я подрастал, война кончилась». А свой первый гонорар юный поэт пожертвовал в Фонд обороны.
Вскоре после первой публикации Роберта Петкевича была призвана в армию в качестве военного врача и его мама. С уходом её на фронт мальчик остался с бабушкой. Надежда Алексеевна серьёзно болела, и на мальчишку навалилась уйма обязанностей. Надо было и воды из колонки принести, и дров для буржуйки наколоть помельче, и очередь за хлебом отстоять. И со всем этим внук справлялся. В 1943 году после смерти бабушки Роберта определили на учёбу в военно-музыкальное училище. Приехавшая в 1944 году ненадолго с фронта на побывку домой Вера Павловна Фёдорова принимает неожиданное решение забрать сына с собой, чтобы оформить его как сына полка. Эту идею Роберт воспринял с восторгом. Однако по дороге на фронт, в Москве, его мама почему-то изменяет своё решение и устраивает сына в Даниловский детский приёмник.
После Победы над фашистской Германией Вера Павловна Фёдорова, узнав о гибели на фронте Станислава Никодимовича Петкевича, вышла замуж за однополчанина, офицера Ивана Ивановича Рождественского (1899-1976), который был на четырнадцать лет её старше. Позже второй муж по настоянию Веры Павловны усыновляет Роберта, и он получает фамилию и отчество своего второго отца. Мать и отчим забирают его в Кёнигсберг (ныне Калининград), где проходила служба супругов после Победы. А после Кёнигсберга были Таганрог, Каунас, Вена, Ленинград, а в 1948 году – Петрозаводск.
В 1950 году Роберт Рождественский пытался поступить в Литературный институт имени М. Горького, но неудачно – вердиктом был отказ «ввиду творческой несостоятельности». Он год учился на историко-филологическом отделении Петрозаводского госуниверситета, а в 1951 со второй попытки поэту удалось поступить в Литинститут, который он окончил в 1956 году. Его сокурсниками были Гамзатов, Евтушенко, Айтматов и другие, позже прославившиеся литераторы. В стенах Литинститута поэт нашёл свою спутницу жизни. Его жена, Алла Киреева, училась курсом младше на отделении литературной критики и была первым читателем всех его литературных работ. Позже поэт так описал в стихах их единение:
Мы совпали с тобой,совпали,в день, запомнившийся навсегда.Как слова совпадают с губами,С пересохшим горлом –вода.
Смерть
В 1990-м врачи поставили Роберту Рождественскому страшный диагноз – «рак (злокачественная опухоль головного мозга)». Однако удачно сделанная во Франции операция продлила жизнь поэту на 4 года. Он не просто жил, но и продолжал творить.
Не стало Роберта Ивановича в августе 1994 года. Причина смерти – инфаркт. Похоронили автора строк, цитируемых и поныне, неподалеку от любимого Переделкино, в литературном некрополе. В память о знаменитом жителе одной из улиц поселка присвоено имя Рождественского.
Могила Роберта Рождественского Наследием автора стали сборники его стихов, которые продолжали выходить большими тиражами и после его смерти.
В Алтайском крае ежегодно в июне проводится литературный фестиваль Роберта Рождественского, где местные жители вспоминают своего земляка.
Интересные факты о Рождественском
Все мы знаем, кто такой Роберт Рождественский. Интересные факты же о нем известны немногим:
- В фильме «Мне 20 лет» Роберт играет самого себя и читает со сцены свои стихи.
- В 2007 году дочь и жена поэта написали о нем книгу «Удостоверение личности».
- Был удостоен 4 премий.
- Практически никогда не нуждался в деньгах.
- Имел дефект речи, что сильно осложняло знакомство со сверстниками в новых школах, которых из-за службы отца сменил немало.
- Объездил почти весь мир, считая, что поэт должен путешествовать, познавать все новое и писать об этом. Уходить в себя хорошо, конечно, говорил Рождественский, но поэт должен путешествовать по миру.
- Очень тосковал по жене во время отъездов и написал ей множество стихов.
Эти строки Роберт написал по просьбе Татьяны Лиозновой, режиссера фильма «Семнадцать мгновений весны». Она просила создать что-нибудь душещипательное — и Роберт превосходно справился с заданием. Несколько строк:
«…Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье,
где последнее…»
Жизнь Роберта Рождественского, биография которого сегодня была рассмотрена, — всего лишь мгновение, как и жизнь каждого из нас в необъятной вселенной. Однако этот человек оставил бессмертное наследие не только своим родным, но всем русскоговорящим народам, которые по сей день наслаждаются его творчеством.
Биография
Цитаты из произведений Роберта Рождественского, написанные в середине XX века, – ясная и суровая иллюстрация того, что происходит в веке XXI. Поэт если и не был провидцем, то совершенно точно обладал уникальным сочинительским даром и стал автором потрясающих по чистоте и глубине проникновения в душу стихов.
Соратники считали его «самым советским», поскольку власть к нему благоволила. Рождественский всегда оставался талантливым и умным человеком, а таких, как писал литературный критик и прозаик Кирилл Ковальджи, на Руси хватало. Говоря о Роберте Ивановиче, к этим характеристикам смело можно добавлять эпитеты «добрый» и «порядочный».
Общественная деятельность
В 1979 году Роберт Иванович был награжден Государственной премией СССР. Он был активным общественным деятелем.
Именно Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию Осипа Мандельштама и позаботился о скорейшей реабилитации поэта. Он возглавлял и комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой (добился открытия ее музея в столице) и Владимира Высоцкого. Поэт – составитель первой книги стихов Высоцкого, которая издана в СССР.
В 1993 году Роберт Рождественский подписал нашумевшее «Письмо сорока двух», под которым стоят подписи Алеся Адамовича, Беллы Ахмадулиной, Даниила Гранина, Юрия Нагибина и других представителей либеральной интеллигенции России.
Смерть
В 1990-м врачи поставили Роберту Рождественскому страшный диагноз – «рак (злокачественная опухоль головного мозга)». Однако удачно сделанная во Франции операция продлила жизнь поэту на 4 года. Он не просто жил, но и продолжал творить.
Не стало Роберта Ивановича в августе 1994 года. Причина смерти – инфаркт. Похоронили автора строк, цитируемых и поныне, неподалеку от любимого Переделкино, в литературном некрополе. В память о знаменитом жителе одной из улиц поселка присвоено имя Рождественского.
Наследием автора стали сборники его стихов, которые продолжали выходить большими тиражами и после его смерти.
В Алтайском крае ежегодно в июне проводится литературный фестиваль Роберта Рождественского, где местные жители вспоминают своего земляка.
Громкое эхо
Очень быстро фамилию Рождественского узнали миллионы – не только записных читателей и слушателей поэзии. Учился он не столько в литинститутском семинаре, сколько у Маяковского. Но и у поэтов тридцатых годов, чьи имена в те годы произносились вполголоса: прежде всего – у Павла Васильева и Бориса Корнилова. Их голоса можно расслышать в его строках. От Маяковского у Рождественского – не только повадка трибуна, но и тяга к жанру поэмы. Эпос в этой системе ценностей – нечто главное, коронное.
Существует мемуарная легенда (вполне возможно, что и достоверная), что Анна Ахматова как-то заочно упрекнула молодого поэта в слабом языковом вкусе. Разве оперное, экзотическое для России имя Роберт сочетается с архиправославной фамилией? Вероятно, и друзья предлагали ему поменять имя – и Рождественский ответил им, откуда взялось его вовсе не оперное, а революционное имя:
- Кулацкие обрезы ухали страшно.
- Кружилась над Алтаем рыжая листва…
- Мне шепчут:
- «Имя Роберт
- пахнет иностранщиной».
- А я усмехаюсь на эти слова.
- Припомнитесь, тридцатые!
- Вернись, тугое эхо!
- Над миром неустроенным громыхни опять.
- Я скажу о Роберте,
- о Роберте Эйхе!
- В честь его
- стоило детей называть!
- Я скажу об Эйхе.
- Я верю:
- мне знаком он —
- большой,
- неторопливый, как река Иртыш…
- Приезжал в Косиху
- секретарь крайкома.
- Веселый человечище.
- Могучий латыш.
- Он приезжал в морозы,
- по-сибирски лютые,
- своей несокрушимостью
- недругов разя.
- Не пахло иностранщиной!
- Пахло
- Революцией!
- И были у Революции
- ясные глаза…
Это неслабое стихотворение Рождественский написал в 1959-м. Потом он написал еще немало монологов в схожем стиле.
Он начинал как бунтарь, как поэт, который возрождал революционный дух после позднесталинского классицизма. В то время он действительно не видел барьеров – возможно, потому что слишком поверил в оттепель, придумал для себя её идеалы, от которых несколько лет старался не отступать. Он отбрасывал не только «перегибы» сталинского времени, но и «показуху высотных шпилей». Рискованный образ! Да и не то чтобы справедливый. Шпили-то неплохие получились. Но он в то время воевал с державностью.
А строки его «Реквиема» в последние годы звучат каждый год перед минутой молчания 9 мая. Он написал эту поэму в 1962 году, когда День Победы ещё не был красным днём календаря. Это поэма-поступок. Многоголосая, похожая на фольклорные заклинания. Наверное, реквием по миллионам павших и не мог быть иным. Несколько композиторов – из лучших – сочиняли песни и кантаты по «Реквиему». Но они не затмили поэмы. Она существует в нашей памяти как литературное, а не музыкальное произведение. Получилась формула, составленная из восклицаний, не требующая оркестров. Достаточно негромкого голоса самого Рождественского, для которого это и семейная трагедия, и история страны, войны, века:
- Помните!
- Через века, через года, —
- помните!
- О тех,
- кто уже не придет никогда, —
- помните!
- Не плачьте!
- В горле сдержите стоны,
- горькие стоны.
- Памяти павших будьте достойны!
А потом случился самый крупный скандал в его литературной жизни. Поэту было 30, но его стихи уже воспринимались как поступки государственного масштаба. Такое время.
Личная жизнь
Личная жизнь Роберта Рождественского связана с одной женщиной, любовь к которой он пронес через всю жизнь – с Аллой Борисовной Киреевой, литературным критиком и художником по профессии. В первую очередь поэт посвящал стихи о любви своей второй половинке.
У супругов выросли две дочери – Екатерина и Ксения. Первая, родившаяся в 1957 году, – переводчица, писательница и знаменитая фотохудожница, бывшая жена владельца холдинга «Семь дней» и мать троих детей.
Роберт Рождественский, его жена Алла Киреева и дети / «»
Младшая – работала журналисткой, кинокритиком и, закрепив писательское мастерство, стала автором нескольких литературных произведений в прозе. В 2019 году на 49-м году жизни Ксения впервые стала матерью, родив дочь.
Вдова поэта Алла Борисовна, прожившая с ним в браке более 40 лет, прожила 83 года, скончавшись в 2015-м.
Биография
Василий Рождественский родился в городе Туле, в семье священника.
Первоначальные художественные навыки приобрел в Тульском духовном училище (1890-е).
В 1900 приехал в Москву и учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900—1911, с перерывом в 1905—1906) у В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака; курса не окончил. В годы учебы сблизился с П. П. Кончаловским, И. И. Машковым, А. В. Куприным, А. В. Лентуловым, Р. Р. Фальком; в 1910 вместе с ними организовал объединение «Бубновый валет» (1910—1917, 1927).
Жил в Москве. В 1910—1912 совершил поездку за границу, побывал в Италии. В 1914 был призван на военную службу, находился на фронте; в 1917 демобилизован. Много путешествовал по стране; бывал в Крыму, на Кавказе, в Карелии, Средней Азии, на Алтае. Регулярно работал в Подмосковье. Писал пейзажи, портреты, натюрморты; в конце 1910-х — начале 1920-х занимался плакатом. Прошел через увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом; в 1920-е обратился к реалистической манере.
С 1907 — участник выставок. Экспонировал свои работы на выставках общества «Леонардо да Винчи», Московского товарищества художников, «Мира искусства» (1917, 1922), общества «Московские живописцы» (1925). Член и экспонент Общества московских художников (1928), АХРР — АХР (1926, 1928). Участвовал в V государственной выставке картин (1918—1919), выставках «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (1927), «10 лет работы Малого театра» (1927), художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), «Красная Армия в советском искусстве», произведений революционной и советской тематики (обе — 1930), «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» (1931) в Москве, 1-й государственной выставке искусства и науки (1920) в Казани, выставке новейших течений в искусстве (1927) в Ленинграде, юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и Ленинграде (1932—1934). Экспонент многих зарубежных выставок, в том числе, советского искусства в Берлине (1922, 1927, 1930), Японии (1926—1927), Вене (1927, 1930), Стокгольме (1927—1928, 1930) Праге, Осло, Копенгагене (1927—1928), Амстердаме, Риге, Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте, Винтертуре (все — 1929), Данциге (1930), Цюрихе (1931), XIV, XVI и XVIII международных выставок искусств в Венеции (1924, 1928, 1932), современной живописи в Питтсбурге (1930) и других.
Преподавал в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (1918—1920). Выступил инициатором создания и руководителем (до 1922) Государственных свободных художественных мастерских в Удомле Тверской губернии.
Образование и раннее творчество
Творческая биография Роберта Рождественского началась с публикации нескольких его «взрослых» стихов в Петрозаводском журнале «На рубеже» в 1950-м. Тогда поэту исполнилось 18. В этом же году он сделал попытку поступить в Московский литературный институт, но она оказалась неудачной.
«Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушел в спорт. “Достукался” до первых разрядов по волейболу и баскетболу. Ездил на всяческие соревнования, полностью ощутил азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. И казалось, что все идет прекрасно, но… Махнуть рукой на стихи не удалось».
Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко / @alla.kozlova.9
На следующий год юноша вновь штурмовал вожделенный вуз, на этот раз удачно. В 1956 году Роберт окончил литинститут. Еще в молодости, за год до получения диплома, у поэта набрался такой объем произведений, что он издал дебютный сборник стихов под названием «Флаги весны». Книга напечатана в издательстве Карелии.
Спустя год тут же появилась поэма Рождественского «Моя любовь». В том же 1955-м написана первая песня Роберта Ивановича «Твое окно». Это случилось после знакомства поэта с музыкантом Александром Флярковским. Молодые люди встретились на Алтае, где проходили практику.
Впоследствии творческое наследие Рождественского как поэта-песенника пополнилось множеством сочинений, большинство из которых стали известными и любимыми в СССР. Роберт Иванович вошел в историю советской и российской литературы вместе с несколькими талантливыми современниками-шестидесятниками, среди которых Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.
Критика и ограничения
Несмотря на популярность и несомненный талант в 1960 году Роберт написал стих «Утро», категорически не понравившийся секретарю ЦК КПСС Капитонову, который назвал его «упадническим».
«…человек погибает в конце концов, если он скрывает свою болезнь…»
Роберта после столь нелестной критики перестали печатать и приглашать на выступления. Он тяжело переживал эти ограничения, которые заметно сказались на состоянии его здоровья. После отставки Хрущева они были сняты, но неприятный осадок остался. Роберт Рождественский, стихи которого дышат талантом, не заслуживал подобной участи.
«Жил я впервые»
Он отказывался от своих прежних воззрений, которые считал иллюзиями. Попытался рассказать стихами о своем отречении от эпохи, от системы, под гипнозом которой пребывал много лет. Но это – слишком прямолинейное определение поздних метаний Рождественского. Всё больнее и сложнее.
А его поздние стихи всё-таки оказались высокого полёта. Их высоко ценят нынешние поклонники поэта – и заслуженно. Он стал искреннее, не потеряв мастерства. Без колебаний и суеверий писал о себе в прошедшем времени. Чего стоит такое завещание:
- Тихо летят паутинные нити.
- Солнце горит на оконном стекле…
- Что-то я делал не так?
- Извините:
- Жил я впервые
- На этой Земле.
- Я ее только теперь ощущаю.
- К ней припадаю.
- И ею клянусь.
- И по-другому прожить обещаю,
- Если вернусь…
- Но ведь я
- Не вернусь.
Это не просто печально, но и гармонично, глубоко. Знаю, что эти стихи сегодня любят и читают, да и вообще – Рождественский не забыт.
А все-таки грустно, что человек, носивший имя Роберта Эйхе, разуверился в «товарище Революции» и перечеркнул слишком многое и в жизни страны, и в собственной жизни. Но нужно ли считать воззрения позднего Рождественского окончательными? Остались живыми и многие его фанфарные оды, и молодое бунтарство, и закатное разочарование. Каким бы он стал после лета 1994 года – неизвестно. Но вряд ли он потерял бы потребность опираться на какую-нибудь большую идею. На какую же?
Тяжелое бремя войны
Вскоре началась война. Станислава призвали в ряды Красной Армии, а маму забрали в качестве медика. Маленький Роберт остался на попечении бабушки, которая умерла еще до окончания войны. Роберт остался на попечении у сестры матери. Однако вскоре Вера Павловна, мама будущего поэта, определила мальчика в детский дом на то время, пока находилась на фронте. Сначала она хотела взять его с собой на фронт, оформив как сына полка, но в дороге поменяла это решение, так как испугалась за жизнь мальчика. Роберт помнит те времена – письма от родителей, клумба с цветами под школой, где посадили картошку, надежда на возвращение родных… Чтобы вырваться из ненавистного детдома, он с другом поступил в военное училище, но не закончил его.
Его родной отец, Станислав, погиб в 1945-м.
После окончания войны Вера приехала за сыном уже с новым мужем. Им оказался однополчанин женщины с поэтичной фамилией Рождественский, которая как нельзя лучше подошла Роберту. Отчим сумел заменить ему родного отца. Вскоре Вера родила мужу сына Ивана.
Семья часто переезжала. Сразу по окончании войны они поселились в Кенигсберге, позже перебрались в Ленинград, а в 1948 году решили обосноваться в Петрозаводске, позже – переехали в Карелию. Роберт Рождественский, биография которого в молодые была написана им собственноручно, мало упоминает об этом периоде.