Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство
Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.
Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.
Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.
Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.
Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Филиппов Владимир Викторович родился 25 марта 1956 года в г. Вышний Волочек
Детские годы прошли в деревне Новое Котчище, где проживали братья Ткачевы, вблизи знаменитой в художественном мире «Академической дачи» имени И.Е.Репина. Это и повлияло на дальнейшую творческую судьбу. Посещение творческих мастерских, а также просмотры в конце потока, вызывали огромный интерес и восхищение картинами, уже тогда зародилась мечта стать художником.
Однако судьба распорядилась иначе, сначала закончил Железнодорожное училище, затем Армия, после армии закончил Сельскохозяйственную Академию, но мечта стать художником не пропала.
Первый натюрморт, акварельными красками с натуры, был написан в мастерской Заслуженного художника СССР Сысоева Николая Александровича, под его руководством.
Затем знакомство с Ленинградским художником Страховым Петром Ивановичем и его супругой Островой Лией Александровной. С 1970 года Страхов П.И. был наставником и учителем в моем творчестве.
- С 1980г. постоянный участник районных и областных выставок;
- 1991 г. — ХХV областная выставка произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Я люблю эту землю»;
- 1994 г. — Осенняя выставка Тверских художников в г. Тверь;
- 1996 г. — ХХVIII Зональная выставка произведений изобразительного искусства «Я люблю эту землю»;
- 1998 г. — Областная выставка в г. Тверь;
- 1999 г. — Областная выставка «Народная Пушкиниана», посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина;
- 2001 г. — Персональная выставка в г. Вышний Волочек;
- 2001 г. — Городская выставка «Летний вернисаж» в г. Вышний Волочек;
- 2005 г. — Выставка «Связь времен» в г. Могилев республики Беларусь, участие в выставке с известными художниками Ю.П. Кугач, М.Ю. Кугач;
- 2006 г. — Выставка «Современное искусство России» г. Москва;
- 2007 г. — Выставка в г. Вышний Волочек с династией Кугач и Б. Петренко;
- 2008 г. — Выставка Творческого Объединения «Москворечье» г. Москва;
- 2009 г. — Общероссийская выставка г. Москва;
- 2009 г. — Юбилейная выставка Тверского СХР;
- 2010 г. — Выставка Творческого Объединения «Москворечье» г. Москва;
- 2010 г. — Выставка Творческого Объединения «Москворечье» в г. Великий Новгород;
- 2011 г. — Выставка Творческого Объединения «Москворечье» г. Москва;
- 2011 г. — Выставка Творческого Объединения «Москворечье» в ЦДХ г. Москва;
- 2011 г. — Декабрь. Персональная выставка в США, Штат Юта (09.12.11-19.01.12);
- 2012 г. — Выставка Творческого объединения «Москворечье» в РАХ;
- 2012 г. — Персональная выставка в Народной галерее п. Солнечный Тверской области. «Я люблю эту землю» (июль);
- 2012 г. — Персональная выставка в Краеведческом музее г. Бологое «На Тверской земле»;
- 2013 г. — Выставка Творческого Объединения «Москворечье» в ЦДХ г. Москва;
- 2013 г. — Персональная выставка в Доме творчества «Академическая дача» (04.04.2013г.);
- 2013 г. — Выставка Творческого объединения «Москворечье» в Доме творчества «Академическая дача», посвященная 65-ти летию со дня второго рождения «Академички» (06.07.2013);
- 2014 г. — Персональная выставка в г.Вышний Волочек «…и сердцу дороги сюжеты» (февраль);
- 2014 г. — Участие в выставке, посвященной памяти учителя Ю.П. Кугача в Российской Академии Художеств;
- 2014 г. — Лауреат Губернаторской премии за вклад в искусство;
- 2014 г. — Персональная выставка в Выставочном зале г. Тверь;
- 2015 г. — Персональная выставка в Краеведческом музее г. Вышний Волочек;
- 2015 г. — Участие в выставке «Отраженный в Тверце» г. Торжок;
- С 1990 года моими наставниками стали Юрий Петрович Кугач и Михаил Юрьевич Кугач;
- С 2001 года совместная работа с Григорием Чайниковым, Андреем Захаровым, Иваном Кугач и другими художниками сыграла большую роль в творческом становлении;
- С 2003 года член Союза художников России.
Работая в творческом объединении «Москворечье», получаю возможность впитывать традиции великого русского реалистического искусства.
В настоящее время постоянно работаю в творческом сотрудничестве в мастерской Михаила Юрьевича Кугача, действительного члена Российской Академии художеств.
Работы находятся в музеях г.Могилева и г.Бобруйска республики Беларусь, в музее Китая в г. Харбин, частных коллекциях России, Чехии, Югославии, Румынии, Финляндии, Германии, Китая, США.
Не что-то порядочное, а шедевр
Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой. В Германии – с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи. В 1876 году уехал на Балканы добровольцем на сербско-турецкий фронт. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события.
Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях, не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий. Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что, хотя перепробовал все жанры живописи – исторический, пейзаж, марину, портрет, – ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр. С завидной регулярностью рисунки и этюды Поленова публиковались в журнале «Пчела». Современники уже тогда начали отмечать его колористический дар
Обратили внимание на свет, которому он придавал самостоятельную ценность в своих работах. Изобразить белую лошадь на фоне белой стены, согласитесь, сможет не каждый
Много позже искусствоведы скажут о Поленове, что он совершил прорыв в пленеризме.
Впрочем, главный успех художнику принесли мирные пейзажи – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В них он мастерски передал гармонию обыденной жизни и красоту дворянской усадьбы.
Бабушкин сад. 1878
В 1877 году художник приехал из Италии в Москву. В поисках квартиры для съема зашел в дом Баумгартена в Дурновском переулке около храма Спас на Песках. Вид из окна ему приглянулся. Тут же сделал этюд, а потом и картину, которую отправил в Санкт-Петербург на выставку передвижников. “Хотел выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным”, как писал он Крамскому, но создал шедевр, который купил Павел Третьяков.
Тогда покупка картины Третьяковым молодыми живописцами воспринималось не только как честь, но и как признание художественного дарования. “Картина из школьного учебника” принесла Поленову успех. После нее он окончательно охладел к исторической живописи и занялся бытописательством Москвы. Своими пейзажами он сильно выделялся на фоне художников-передвижников, ведь затронутыми темами никого и никуда не призывал и не учил. Его тут же окрестили “мастером интимного пейзажа”, задушевного и сокровенного.
Кстати, приобрел Третьяков второй вариант “Московского дворика”. В первом, который художник презентовал писателю Ивану Тургеневу, не было ни людей, ни лошади с телегой. Обе картины представлены на выставке.
Московский дворик. 1878
Опасная для народа картина
Дописывать картину из жизни Христа Поленов вернулся в Москву, но здесь в 1886 году его постигло новое горе. Скоропостижно скончался годовалый сын Федюшка. Живопись для Поленова перестала существовать. Из небытия его вывел все тот же Савва Мамонтов, который буквально силой перевез Поленова с женой в Абрамцево и заставил продолжить работу. В 1887 году картина, в которую Поленов вложил всего себя, была закончена. По словам художника он стремился дать «живой образ» Христа, «каким Он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем.
“Кто из вас без греха?” планировалось представить на 15-ой выставке передвижников, но картина цензурой была сочтена опасной. Президент Императорской академии великий князь Владимир Александровичем перед выставкой назвал полотно пусть и “интересным для образованных людей”, но “для толпы весьма опасным”, а обер-прокурор Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки. Для Поленова это был удар.
Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором, позволил демонстрировать полотно публике, но купил его у Поленова. Фактически это легализовало картину. А еще принесло сумму, позволившую купить Подленову землю на Оке и построить усадьбу по собственному проекту.
Несмотря на грандиозные размеры, картину перевесили в более выгодный для осмотра зал, а позже отправили экспонироваться в Москве. Впрочем, в каталоге выставки цензура потребовала изменить название на “Христос и грешница”
В Москве полотно вообще было представлено под вывеской “Блудная жена”, что противоречило евангельскому сюжету. “Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?…Иисус же, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимание. Когда же продолжали спрашивать Его, сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.” (Иоанн 8:4-7).
Почти десять лет картина провисела в залах Зимнего дворца, только в 1897 году была передана в коллекцию образованного тогда Русского музея. 130 лет в Москве не демонстрировалось одно из масштабных полотен Василия Поленова. Даже на последнюю персональную выставку художника в 1994 году Третьяковской галерее не удалось привезти работу. Именно поэтому полотно “Христос и грешница” в нынешней экспозиции, приуроченной к 175-летию, стало по настоящему программным произведением и гвоздем.
«Христос и грешница»
Поленовская комната
В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа… Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения.
Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция. В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.
Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Бель.
Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…
Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию. В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры. Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.
Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством.
Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков.
Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату.
О жизни и творчестве
- Братья Перцовы : сборник / автор-составитель В. В. Перцов. — Москва : Перо, 2014. — 350, с. : ил., портр., факс. — .
- Перцов, В. В. Не врать, не хвастать, не обманывать : / В. Перцов // Детская литература. — 1993. — № 6. — С. 62—66.
- Перцов, В. В. От художника книги / Владимир Перцов // Былины : русские эпические песни-сказания / пересказ А. Н. Нечаева ; худож. В. Перцов. — Москва : Фортуна ЭЛ, 2007. — С. 16—18.
- Перцов, В. В. Шрифт в детской книге / В. Перцов // Юный художник. — 2008. — № 5. — С. 38—41.
- Перцов, В. В. Звали нас мушкетёрами : / Владимир Перцов // Сказки А. К. Барышниковой (Куприянихи) ; художники В. Лосин, Е. Монин, В. Перцов, В. Чижиков. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — С. 82—85.
- Герасимова, Н. Связь с историей страны — кровная / Н. Герасимова // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 8. — С. 59—65. — (Чтение художественной литературы).
- Холодилова, Т. Потомок славного рода / Т. Холодилова // Юный художник. — 2015. — № 1. — С. 8—11. — (В мастерской художника).
- Чижиков, В. А. Владимир Перцов / Виктор Чижиков // Чижиков, В. А. Мои истории о художниках книги и о себе. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2015. — С. 228.
- Перцов, В. В. Прекрасно быть художником / Владимир Перцов. — Текст : электронный // Мурзилка : сайт. — (дата обращения: 01.12.2019).
- Перцов, В. В. О себе и своём деле / Перцов Владимир Валерьевич. — Текст : электронный // Книги детства : сайт. (дата обращения: 01.12.2019).
- Перцов Владимир Валерьевич . — Текст : электронный // Плим : сайт. (дата обращения: 01.12.2019).
- Еловская, Н. Владимир Перцов: «Столько надо успеть всего!» / Нина Еловская. — Текст : электронный // Агентство новостей Подмосковья : сайт. — (дата обращения: 01.12.2019).
- Выставка «Близкое далёкое» В. В. Перцова. — Текст : электронный // РГДБ : сайт. — (дата обращения: 01.12.2019).
Жанры
Передвижники считали, что мифологические сюжеты ведут к упадку искусства. Первоначальный интерес к сюжету сменяется равнодушием, а затем человек теряет интерес к живописи. Поэтому передвижники посвящали картины изображению повседневной жизни: элементам крестьянского быта, труду крестьян, праздникам, российским пейзажам.
Художники изображали не только бедность, но и красоту крестьянского мира. Некоторые полотна носили социально-политический подтекст. Например, полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге» изображает тяжелые условия, в которых трудятся простые люди.
У передвижников много полотен с изображением пейзажей. Картина Саврасова «Грачи прилетели» произвела фурор на первой выставке. Сегодня это полотно известно каждому школьнику. Среди других популярных полотен были изображения русского леса Ивана Шишкина, лунные ночи в украинской глубинке Архипа Куинджи.
Несмотря на то, что пейзажи передвижников популярны и сегодня, критики утверждали, что этот жанр не может продвигать прогрессивные взгляды, а значит, люди в них не нуждаются. От художников требовали включать в пейзаж «социальные комментарии». Ответом на подобную критику стала картина Исаака Левитана «Владимирка». Дорога, изображенная на картине, – это путь, по которому заключенных вели на каторгу в Сибирь.
К 1885 году передвижники утратили статус оппозиции к царскому правительству. Выставки передвижников посещала семья монарха, картины покупали император и близкие к нему люди. Представителей передвижников, Репина и Поленова, пригласили преподавать в Императорскую Академию художеств.
Награды, премии
- 1961 — диплом Всесоюзного конкурса «Искусство книги» за книгу «Сказки А. К. Барышниковой (Куприянихи)» с иллюстрациями В. Лосина, Е. Монина, В. Перцова, В. Чижикова.
- 1965 — диплом II степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу М. Сергеева «Капелька по капельке» (художники В. Лосин, Е. Монин, В. Перцов).
- 1971 — поощрительный диплом на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу Б. Шергина «Ваня Датский».
- 1974 — диплом II степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу «Находчивый солдат: солдатские сказки».
- 1974 — поощрительный диплом на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу Е. Осетрова «Твой Кремль» (художники Я. Манухин, Л. Хайлов, В. Перцов).
- 1978 — В. В. Перцову присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».
- 1979 — диплом II степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу Е. Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах».
- 1981 — диплом II степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу «Былины» (Киев : Веселка, 1981).
- 1983 — диплом имени Ивана Фёдорова на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу «Одиссея» Гомера (Советская Россия, 1983) с иллюстрациями М. Митурича в шрифтовом оформлении В. Перцова.
- 1995 — диплом Всероссийского конкурса «Искусство книги» и премия Академии художеств за книгу «Былины» (Саратов : Детская книга, 1994).
- 2002 — В. В. Перцову присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
- 2015 — специальный диплом «За особый вклад в искусство книжного дизайна, верность эстетическим принципам» на Всероссийском конкурсе «Образ книги».
Смерть Александра Иванова
Потомственный дворянин, сын историка и археолога, Василий Поленов увлекался живописью с детства. Рисовал с двух лет на всем, что подвернется под руку: на бумаге, стенах, песке. Но вкус к искусству ему привила мать, которая была художницей-любителем. Однажды пообещала детям пригласить в дом пенсионера Общества поощрения художеств Александра Иванова, только вернувшегося из Италии.
В 1858 году Иванов привез в Петербург долгожданное «Явление Христа народу», над которым трудился двадцать с лишним лет. Выставленная на всеобщее обозрение в Академии художеств картина потрясла четырнадцатилетнего Поленова. Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры.
Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл.