Краткое содержание
По сюжету страшная эпидемия — чума — поражает город в Алжире под названием Оран. Описываемые события происходят в середине двадцатого века. Жители города испытывают ужасные страдания, сильную боль и страх перед неизбежностью смерти. Город закрывают на карантин, и на протяжении эпидемии полностью меняются взгляды и поведение людей, находящихся в нём.
Описываются проблематика и множество примеров поведения человека в ситуации, когда чувства безысходности и горя являются приоритетными и неизбежными. Рассматривается, как справляются с этим разные персонажи и как меняются их чувства от начала эпидемии до её завершения на протяжении полутора лет.
Занятые своими постоянными делами, они поначалу не успевают осознать всю важность и кратковременность жизни, но с началом повальной болезни приходит возможность анализировать и думать о своём мировоззрении, о жизни и смерти, о добре и зле. Человечность этих людей хорошо раскрывается именно в этот решающий момент их жизни
Близость смерти даёт им шанс осознать настоящее счастье, которое было до начала эпидемии. И заботы о власти, благосостоянии оказываются ничтожно малыми перед лицом настоящей опасности — смерти.
Большинство людей в романе выбрало для себя позицию наблюдателей. Закрывая глаза на происходящее в начале эпидемии, бо́льшая часть жителей так и осталась пассивными созерцателями, перекладывая возможное освобождение на волю божью, чудо или других героев.
Автор романа Чума
Альбер Камю — французский писатель, годы жизни 07.11.1913−04.01.1960. Он стал нобелевским лауреатом в 1957 г. в возрасте 44 лет. Через два года писатель разбился на автомобиле, однако успел написать за свою жизнь много великих произведений и сделать тем самым большой вклад в современную философию. Сам он не считал себя экзистенциалистом, но его приурочивали именно к этому философскому течению. Экзистенциализм Камю, его стиль написания просматривается во многих написанных автором произведений. К лучшим произведениям можно отнести «Падение», «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Посторонний», «Размышления о гильотине», «Чума».
Экзистенциальный роман-притча «Чума», написанный Альбером Камю, впервые был опубликован в 1947 году. Написано произведение было в 1944 году, хотя первые наброски писатель делал ещё в 1938 году. Произведение было экранизировано в 1992 году аргентинским режиссёром Луисо Пуэнсо под одноимённым названием «Чума». На русский язык произведение перевела Н. Жаркова.
Роман относят к жанру абсурдизма и экзистенциализма, свойственному для автора. Очень часто «Чуму» трактуют как аллегоричный взгляд, как скрытую борьбу против фашизма и нацизма. Сам автор определил смысл романа как борьбу не только с чумой, но и со всем злом, неотделимым и неизбежным для человеческой жизни.
«Алая чума» Джека Лондона
Роман был опубликован в 1912 году. Действие разворачивается в XXI веке и представляет очень мрачное будущее: мир начала опустошать эпидемия, которая уничтожила цивилизацию за год, и в течение 60 лет люди возвращаются к первобытному состоянию.
Обложка pulp-журнала «Famous Fantastic Mysteries» с переизданием «Алой чумы». (Wikimedia.Commons)
Старик, бывший преподаватель литературы, рассказывает своим внукам-дикарям историю алой смерти и краха цивилизации. Однажды в 2013 году он услышал по радио о новой болезни, которая убивала человека за несколько часов. Эпидемия привела к массовой гибели. За ней последовал бунт и мародерство. Жители бежали из городов, распространяя чуму.
Роман можно назвать предостережением. Сторонник левых взглядов, Лондон критикует идеи превосходства западной цивилизации над другими. Он показывает, как легко может рухнуть благополучие под натиском эпидемии.
«Обрученные» Алессандро Мандзони
Исторический роман «Обрученные» высоко ценил Умберто Эко. Он считал это произведение образцом исторического романа. По мнению Эко, «любое действие, совершаемое Лючией, Ренцо и братом Кристофоро, может быть совершено только в Ломбардии и только в семнадцатом веке».
«Обрученные» — это романтическая история двух влюбленных. По вине злого аристократа герои оказываются разлучены в начале повествования и воссоединяются в финале. Лючия и Ренцо переживают много опасностей, в том числе эпидемию чумы 1630 года в Италии.
Ренцо и монатти в Милане. Литография к роману «Обрученные». (Wikimedia.Commons)
Мандзони восстанавливает картину бедствия, основываясь на сохранившихся документах, мемуарах и книге Джузеппе Рипамонти, написанной через 10 лет после эпидемии.
Ренцо во время поисков возлюбленной предстоит узнать гнев испуганных невежественных людей и познакомиться с жизнью монатти — людей, занятых уборкой трупов: «Ты пришёл искать защиты у монатти? Считай, что ты в церкви».
Осуждение нескольких «мазунов», якобы пропитывающих стены ядом и тем самым повинных в эпидемии, стало темой отдельного очерка Мандзони «История позорного столба». Сначала он был приложением к «Обрученным», позже стал издаваться как отдельное документальное произведение.
«Город чумы» и «Пир во время чумы» Александра Пушкина
Обратили ли вы внимание на скромный подзаголовок пьесы Пушкина «Пир во время чумы» — «Из вильсоновой трагедии: The city of the plague»? Основой для нее стала трагедия шотландского драматурга Джона Вильсона «Город чумы».
Пьеса посвящена печально знаменитой эпидемии в Лондоне в 1665 году. Морской офицер Франкфорт возвращается в город, чтобы найти своих мать и возлюбленную. Герой идет по гибнущему Лондону, видит пир на улице и выступление шарлатана-астролога, встречается с отчаявшимися людьми, которые рассказывают ему свои истории. Например, в пьесе есть колоритный могильщик, рассказывающий о пользе своей профессии. Его монолог уступает только диалогу могильщиков из «Гамлета».
Четвертая сцена первого действия описывает улицу, на которой пирует несколько молодых людей и девушек, доведенных чумой до отчаяния. Праздником руководит Вальсингам, потерявший жену и мать. Священник тщетно пытается образумить веселящихся
Именно эта сцена привлекла внимание Пушкина, который превратил ее в трагедию «Пир во время чумы».
Александр Трофимов в роли Вальсингама. (www.kino-teatr.ru)
Александр Сергеевич создал свою пьесу в 1830 году в Болдине, где поэт оказался из-за эпидемии холеры. В дорогу он взял том с сочинениями четырех английских поэтов. Среди них была пьеса Вильсона. Скорее всего, Пушкин читал «Город чумы» в сентябре. В подтверждение этому письма поэта, в которых именно с сентября он называет захлестнувшую Россию эпидемию чумой.
Оригинальная пьеса Вильсона была переведена на русский язык в XX веке поэтами Павлом Сухотиным и Юрием Верховским.
«Противостояние» Стивена Кинга
Один из романов, принесших Стивену Кингу славу «короля ужасов». Эта книга считалась важнейшей в его творчестве, пока это место не заняла «Темная башня».
По сюжету, в 1990 году штамм супергриппа вырывается из закрытой военной лаборатории. Охранник базы сбегает, пытаясь спасти свою семью, но вместо этого становится нулевым пациентом.
Кинг описывает связанные с эпидемией социальные бедствия: вспышки мародерства, зверство, перевороты в отдельных штатах. Военные и правительство отчаянно пытаются остановить вирус, но терпят поражение. В этом кошмаре живут несколько героев, которым суждено встретиться в городе Боулдере. А по вымирающей стране идет загадочный внушающий ужас Черный человек.
Комикс «Противостояние». (www.wired.com)
Примерно, один из сотни жителей планеты смог перенести вирус. Многие из уцелевших американцев услышали призывы матушки Эбигейл из Боулдера или Черного человека из Лас-Вегаса: выжившие собираются в двух городах. В противостоянии добра и зла далеко не всем персонажам удается выжить.
Есть две редакции книги — сокращенная (800 страниц) и полная (1100). Когда в 1990 году вышла полная версия романа, писатель перенес его действие на 10 лет вперед и поменял ряд культурных отсылок. Например, в переизданной полной редакции один из героев смотрит очередную часть «Кошмара на улице Вязов», серии фильмов, выходивших в 1980-е.
литература
- Луиджи Карлуччо: Священное и мирское в искусстве символистов. Каталог к выставке с 1 по 26 ноября 1969 г. Художественная галерея Онтарио, Торонто, 1969 г.
- Ульрих Кристоффель: В: Новая немецкая биография (NDB). Volume 2, Duncker & Humblot, Berlin 1955, ISBN 3-428-00183-4 , p. 373 ( ).
- Ханс Флорке : Бёклин и сущность искусства. Георг Мюллер, Мюнхен, 1927 г.
- Бернд Вольфганг Линдеманн , Катарина Шмидт (редактор): Арнольд Бёклин. По случаю выставки «Арнольд Бёклин — ретроспектива» в Базеле, Париже и Мюнхене 2001–2002 гг. Отредактировано Базельской публичной коллекцией произведений искусства / Художественным музеем и Баварией государственной охраны окружающей среды / Новой пинакотекой Мюнхена. Издание Braus, Гейдельберг 2001, ISBN 3-926318-97-X .
- Фриц фон Остини : Бёклин. (= Х. Кнакфус (Ред.): Монографии художников. Том LXX). Опубликовано Velhagen & Klasing, Bielefeld и Leipzig 1907.
- Эвальд Ратке: Арнольд Бёклин. Каталог выставки: Frankfurter Kunstverein , Франкфурт-на-Майне, 1964.
- Адриан Шеррер (ред.): Зеленый Генрих. Резюме между неудачей и успехом. Иоганн Готфрид Штеффан и швейцарские художники в Мюнхене с 1840 по 1890 год. Gut, Stäfa 2005, ISBN 3-85717-163-4 .
- Шик, Рудольф: дневниковые записи 1866, 1868, 1869 годов об Арнольде Бёклине . С многочисленными эскизами, основанными на рисунках и набросках Беклина, и с изображением Беклина того времени, вырезанным из дерева Альбертом Крюгером. Отредактированный Хьюго фон Чуди, просмотренный Цезарем Флейшленом.
Вымысел
- Йозеф Виктор Видманн : Арнольд Бёклин. В кн . : Стихи
- Хелен Либендорфер : Кариссима миа! Жена художника Арнольда Бёклина. Исторический роман. Фридрих Рейнхардт, Базель 2014, ISBN 978-3-7245-2019-1 .
Описание по главам
В романе пять глав. Название каждой главы характеризует проблемы и этапы развития эпидемии.
Глава 1
На всём протяжении романа крысы являются символом чумы.
«Из всех сараев и подвалов, погребов и сточных канав вылезали они длинными расслабленными шеренгами, неверными шажками выбирались на свет, чтобы, покружившись вокруг собственной оси, подохнуть поближе к человеку. Ночью в переулках, на лестничных клетках был отчётливо слышен их короткий предсмертный писк».
Сам Альбер Камю утверждал, что главный герой романа — это сама страшная, непобедимая зараза чума. Долго жители города не принимали и не понимали предстоящую опасность. Оказавшись заложниками собственных желаний, они боялись смотреть глобально и, как часто бывает, относились к предстоящей беде как к чему-то, что происходит не с ними.
Доктор Бернар Риэ, проявив незаурядную настойчивость и героизм, добивался всеми силами обращения внимания властей на сложившуюся ситуацию. Между тем число жертв росло с каждым днём, что не могло остаться незамеченным. Наконец, доктор Рио читает депешу, в которой сказано: «Официально объявить о чумной эпидемии. Город считать закрытым».
Глава 2
Общее дело объединило многих людей. Начинают приниматься меры, иногда не совсем действенные, например, властями объявляется неделя молений.
Стали сильно распространены попытки покинуть закрытый город, на улицах и в душах поселился изнуряющий страх.
Глава 3
Началась волна возникновения пожаров и, как установило следствие, это было дело рук отчаявшихся и потерявших разум от бед и утрат людей, вообразивших, что огонь убьёт чуму.
Из-за большого числа жертв с летальным исходом со временем похоронный обряд превратился в довольно-таки неприглядную формальность, и родственникам запрещали присутствовать на нём. Нехватка гробов и времени на ритуал погребения вынудили власти использовать большие ямы для похорон покойников, ставших жертвами чумы, а после вовсе начать сжигать трупы в мусоросжигательной печи.
Экономическая жизнь Орана быстро пошла на спад, в эти дни нищета оказалась сильнее страха, тем более что труд оплачивался в зависимости от степени риска. Эгоизм личности отошёл на второй план, на его место пришло только то, что интересовало всех прочих. Они вращались в кругу общих идей, и даже сама любовь приобретала абстрактное обличье.
https://youtube.com/watch?v=vrO-8qLQL48
Глава 4
Горе сделало своё дело, и постоянный страх обезличил людей, испытывающих его. Усталость заполонила сердца, и разуму необходимо было включить функцию самосохранения, которая вытекала из атрофирования чувств сострадания и жалости к другим. Чувство усталости и безразличия поселилось в душах. Машинальное исполнение своих обязанностей и холодный расчёт были возможностью самосохранения.
В любой беде есть люди, наживающиеся и использующие горе себе на пользу. Так и в городе Оране они не заставили себя долго ждать и при первой же возможности проявили качества своего духа. Казалось бы, страшная болезнь должна была упрочить узы равенства между всеми гражданами, а получилось совершенно иначе — чума в силу обычной игры эгоистических потребностей ещё больше усилила в сердцах жителей чувство несправедливости.
С крыс начинается 1 глава, на крысах заканчивается и четвёртая. Они снова появляются в городе, но уже не как знак не предстоящего бедствования, а освобождения. Случаи ремиссии повторяются всё чаще. Болезнь начала отступать.
Глава 5
Жители города не спешили предаваться ликованию. На протяжении всей эпидемии люди превзошли науку осмотрительности и постепенно отучились рассчитывать на близкий конец. Несмотря на это, в глубине каждого сердца зарождалась великая, потаённая надежда. Боясь разрушить свои мечты и ожидания, люди надевали маску скептицизма и предостережения, боясь ошибиться и спугнуть предстоящую радость и освобождение от всеобщего зла. Последней жертвой чумы стал друг и помощник доктора Бернара Риэ Тарру.
«И тогда наступил конец, слёзы бессилия выступили на глазах Риэ, и он не увидел, как Тарру очень резко отвернулся к стене и выпустил дух с глухим стоном, словно где-то в глубине его тела лопнула главная струна».
Камю пишет, на мой взгляд, немного мрачновато и пугающе.
Милашка
После прочтения «Чумы» захотелось перечитать остальные произведения Камю. Много красивых фраз и гениальных мыслей.
Антон
Прочитала роман на одном дыхании. Альбер Камю поражает глубиной мысли. Он действительно был гением и заслужил звание лауреата Нобелевской премии.
Кристина
Рекомендации
-
^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Франц, Анри (1911). «Бёклин, Арнольд «. В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 107–108. Это цитирует:
- Его жизнь, написанная Анри Мендельсоном
- Ф. Германн, Gazette des Beaux Arts (Париж, 1893 г.)
- Макс Лерс, Арнольд Бёклин, Ein Leitfaden sum Verständniss seiner Kunst (Мюнхен, 1897 г.)
- В. Риттер, Арнольд Бёклин (Ганд, 1895 г.)
- Katalog der Böcklin Jubiläums Ausstellung (Базель, 1897).
- ^ Шарп, Роберт V .; Макби, Уилсон, ред. (2013). Основное руководство. Художественный институт Чикаго. п. 234. ISBN 978-0-86559-255-1.
- Берроуз, Брайсон. «Остров мертвых Арнольда Бёклина». В Метрополитен-музей Бюллетень, Vol. 21, No. 6 (июнь 1926 г.), стр. 146–148.
- Гринберг, Клемент. Нация. 22.03.1947, т. 164 Выпуск 12, стр. 340–342.
- Хольжей, Магдалена (2005). Джорджо де Кирико, 1888–1978: современный миф. Кёльн: Taschen. п. 11. ISBN 3822841528.
- «… И зови меня Роджером» »: Литературная жизнь Роджера Желязны, часть 2, Кристофер С. Ковач. Сборник рассказов Роджера Желязны, Том 2: Сила и свет, НЕСФА Пресс, 2009.
Карьера
Роджер освобождает Анжелику, 1873
Затем он выставил Большой парк, одно из самых ранних его произведений, в которых он рассматривает античную мифологию. Этого периода его Нимфа и Сатир, Героический пейзаж (Диана Хантинг), оба 1858 года, и Сафо (1859 г.). Эти работы, о которых много говорили, вместе с Ленбах по рекомендации, добился назначения профессором в Веймарская академия. Он занимал эту должность два года, раскрашивая Венера и любовь, а Портрет Ленбаха, а Святая Екатерина.
Он вернулся в Рим с 1862 по 1866 год и там дал свою фантазию и вкус к неистовой игре цвета в его творчестве. Портрет мадам Бёклин, И в Отшельник в пустыне (1863), а Римская таверна, и Вилла на берегу моря (1864). Он вернулся в Базель в 1866 году, чтобы закончить свои фрески в галерее и написать, помимо нескольких портретов, Магдалина со Христом (1868), Муза Анакреонта (1869), и Замок и воины (1871). Его Портрет себя, где Смерть играет на скрипке (1872), была написана после его возвращения в Мюнхен, где он выставил Битва кентавров, Пейзаж с мавританскими всадниками и Ферма (1875 г.). С 1876 по 1885 год Бёклин работал на Флоренция и нарисовал Пьета, Улисс и Калипсо, Прометей, а Священная роща.
С 1886 по 1892 год он поселился в Цюрихе, после чего жил в Сан Доменико, недалеко от Флоренции. С этого периода Наяды в игре, Морская идиллия, и Война.
Могила Арнольда Боклина, Чимитеро дельи Аллори, Флоренция, Италия
Бёклин умер 16 января 1901 г. Фьезоле. Он похоронен в Чимитеро дельи Аллори в южном пригороде Флоренции, Италия.
«Король Чума» и «Маска Красной смерти» Эдгара По
Рассказы Эдгара По также посвящены эпидемиям. В «Король Чума» действие разворачивается в Лондоне времен Великой Чумы XIV века. Два матроса сбегают из кабака, не заплатив, и спасаются от погони в закрытых чумных районах.
Мужчины заходят в лавку гробовщика и находят там странную компанию, которая называет себе королевским домом Чумы. У рассказа простой сюжет, но неповторимые описания Короля Чумы и членов его фамилии, а также их пиршества поражают воображение.
По одной из версий, Король Чума и его приближенные — карикатура на издателей и редакторов, которые отказывались публиковать рассказы По.
Артур Рэкхем, иллюстрация к рассказу «Король Чума». (Pinterest.ru)
«Маска Красной Смерти» рассказывает, как некий князь Просперо во время эпидемии укрылся от заразы в своем замке. Князь и его приближенные проводили время в пирах и маскарадах. Однажды в замок пришел незваный гость в красном одеянии и маске человека, умершего от красной смерти.
Этот рассказ был экранизирован в 1964 году. Одноименный фильм сочетает черты лавстори и ужасы произведения По. Князь Просперо в фильме — жестокий тиран, поклоняющийся темным силам, и его бал задуман как жертвоприношение. Сюда же добавлена сюжетная линия карлика и карлицы из рассказа «Прыг-Скок» и влюбленной пары крестьян Джино и Франчески. Последняя — символ непоколебимой добродетели, которую не удается поколебать даже Просперо.