Наследие
В 2013 году Музей Виктории и Альберта объявил, что картина «Посадка Святой Елены на Святую Землю» была написана Тинторетто (а не его современником Андреа Скьявоне , как считалось ранее) как часть серии из трех картин, изображающих легенду. Святой Елены и Святого Креста.
В 2019 году, в честь годовщины со дня рождения Тинторетто, Национальная галерея искусств в Вашингтоне в сотрудничестве с Gallerie dell’Accademia организовала передвижную выставку, первую в США. На выставке представлено около 50 картин и более десятка работ на бумаге, охватывающих всю карьеру художника — от царственных портретов венецианской аристократии до религиозных и мифологических сюжетных сцен.
Творчество Тинторетто
Сохранилось мало работ этого замечательного мастера. Возможно, причина в том, что он часто делал роспись фасадов. Одновременно он пишет «Чудо святого Марка», который искусствоведами считается началом творческого пути живописца. Это произведение написано для церковного братства, которое, по мере возможности, помогало беднякам.
«Чудо св. Марка», 1548. Галерея Академии в Венеции
Это произведение, по мнению некоторых искусствоведов, «выламывается» из традиции композицией и динамичностью. Братство отказалось от полотна и, соответственно, от оплаты работы.
Однако мнение горожан и горячее обсуждение, доходящее до яростных споров, привлекло внимание к художнику. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность
«Св. Рох, исцеляющий чумных», 1549
Братство, увидев успех произведения, и реакцию именитых горожан, выкупило заказ. Очень скоро Якопо окончательно закрепил успех новой серией работ. Это «Св. Рох, исцеляющий чумных», «Страшный суд» и др. Тинторетто увлекается сценками из мифов Древней Греции и пробует себя как портретист.
В 1553 г. мастер был приглашен для участия в росписи Дворца дожей. Это означало всеобщее признание его таланта и мастерства. Тинторетто был феноменально работоспособен, и скорость выполнения на высочайшем уровне заказов, скоро стала городской легендой.
В 1564 г. мастер начал работу, которая растянулась почти на два десятилетия. Он написал большую серию картин. Многолетнему сотрудничеству с Братством предшествовал интересный случай, который вновь демонстрирует работоспособность Якопо.
«Страшный суд», фрагмент
Победитель конкурса
Братство объявило конкурс на роспись потолка. Художники должны были в определенный день явиться с эскизами.
Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Якопо скромно стоял в уголке
Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок. Там было закреплено готовое полотно «Св
Рох во славе».
«Св. Рох во славе»
Конкурсанты попытались протестовать, но тщетно. Все заказы были безоговорочно отданы Якопо.
Робусти применял разные методы, чтобы переманить заказ. Он снижал цену, иногда совсем работал бесплатно. Заказчик должен был только приобрести для него холст, краски и кисти.
«Тайная вечеря» 1592—1594. Холст, масло. 365 × 568 см Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Личная жизнь
В 1550 г. мастер женился на молоденькой Фаустине де Вескови, которая была более знатного происхождения, чем он. Под ее влиянием художник изменил свой внешний облик и одевался в модную одежду. Якопо не изменил только характер и, чтобы подчеркнуть свою независимость, на улице, подходя к дому, специально немного пачкал грязью одежду.
Ридольфи представляет Фаустину скупой и жестокой. В семье родилось восемь детей. Трое из них (в т.ч. и дочка Мариэтта) продолжили династию живописцев.
Лучший живописец Венеции
Якопо никогда не стремился к богатству. Он жаждал только творить. Попробовать свое мастерство на новом поприще всегда перевешивало минимальный меркантильный интерес. Среди его заказчиков (в основном именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.
После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей. Это «Рай», который поразил венецианцев размером и реальностью изображения многих фигур.
«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей, Венеция
В конце жизни Якопо почти не отлучался из дома, но усердно работал. Он ушел из жизни 31 мая 1594 г. Венецианцы в глубокой печали пришли проводить в последний путь великого живописца.
В статье представлены картины художника. Посмотреть картины можно в этой подборке видео.
Видео
Дополнительная информация по теме «Тинторетто: картины и жизнь художника»
Личность
Христос у Галилейского моря (ок. 1575–1580)
Тинторетто почти никогда не выезжал из Венеции. Он любил все искусства и в юности играл лютня и различные инструменты, некоторые из которых были изобретены им самим, и проектировал театральные костюмы и свойства. Он также хорошо разбирался в механике и механических устройствах. Будучи очень приятным собеседником, ради работы он жил в основном уединенным образом и, даже когда не рисовал, обычно оставался в своей рабочей комнате в окружении слепков. Здесь он почти никого не допускал, даже близких друзей, и свои методы работы держал в секрете, делясь только со своими помощниками. Он был полон приятных остроумных высказываний, будь то великие люди или другие, но сам он редко улыбался.
На улице жена заставила его надеть мантию венецианского гражданина; если шел дождь, она пыталась заставить его носить верхнюю одежду, но он сопротивлялся. Когда он выходил из дома, она также заворачивала для него деньги в платок, ожидая строгой отчетности по его возвращению. Обычно Тинторетто отвечал, что потратил их на милостыню для бедных или заключенных.
Тинторетто поддерживал дружбу со многими писателями и издателями, включая Пьетро Аретино, который стал важным ранним покровителем.