Александр андреевич иванов — стиль и техника

Презентация на тему: Иванов Александр Андреевич

Презентация на тему: Иванов Александр Андреевич

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: Александр Андреевич Иванов Ученицы 11 класса Юрловой Марии Учитель: Реутова Надежда Михайловна пгт. Белоозерский 2012 год

№ слайда 2

Описание слайда:

Александр Андреевич Иванов (1806–1858) Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Петербурге в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова. Уже в одиннадцать лет, подготовленный отцом, он поступает в Академию

№ слайда 3

Описание слайда:

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1824) Александр Андреевич Иванов, доказав мастерское владение кистью, ему присуждают золотую медаль.

№ слайда 4

Описание слайда:

«Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827) Ученические годы художник завершает исполнением программной работы на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». Иванов получает звание художника и награждается золотой медалью первого достоинства.

№ слайда 5

Описание слайда:

«Беллерофонт отправляется в поход против Химеры»(1830) Весной 1830 года после завершения небольшого полотна Иванов получает, наконец, возможность уехать в Италию.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1834) В Италии он изучает античные памятники, знакомится с искусством Ренессанса, восхищается венецианскими фресками. Эта картина стала гимном лирическому настроению, светлому чувству дружбы, вдохновенному творчеству.

№ слайда 7

Описание слайда:

«Явление Христа Марии Магдалине» (1834-1835)

№ слайда 8

Описание слайда:

«Явление Христа народу» (1837—1857) Сюжет картины был взят из Евангелия. В этой библейской легенде художник видел возможность выразить мечту о свободе. По высокой и благородной красоте человеческого духа, по глубокому проникновению в человеческие страдания образ раба явился настоящим откровением в русской и мировой живописи.

№ слайда 9

Описание слайда:

«Понтилийские болота» 1838 «Неаполитанский залив у Кастелламаре»

№ слайда 10

Описание слайда:

«Мальчики на Неаполитанском заливе» «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках»

№ слайда 11

Описание слайда:

Заключение Христос в Гефсиманском саду Иванов хотел в поэтических образах воплотить народные предания, которые своеобразно преломились в библейских легендах. Сопоставляя библейские сюжеты с мифами греков, египтян, ассирийцев, он угадывал в них общую основу. Это было невиданное до сих пор понимание и восприятие религиозных сюжетов.

№ слайда 12

Описание слайда:

Интернет – источники http://biopeoples.ru http://www.hrono.ru http://nplit.ru

№ слайда 13

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Биография художника Иванов Александр Андреевич

Живописец, график

Сын известного живописца А. И. Иванова; первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1817–1828 состоял «посторонним» учеником ИАХ в классе исторической живописи, занимался под руководством отца и А. Е. Егорова.

В 1824 за программу «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» был награжден малой золотой медалью, в 1827 за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» и картон со слепка «Лаокоон с детьми» — большой золотой медалью из средств Общества поощрения художников, в 1828 получил звание классного художника.

В 1830 отправлен пенсионером ОПХ в Италию; по пути посетил Германию, Австрию, города Северной Италии, Флоренцию. В 1831 прибыл в Рим.

В 1830–40-х неоднократно предпринимал путешествия по Италии, с целью «изучить характер всех школ»: в 1834 путешествовал по Северной Италии (Болонья, Венеция, Падуя, Виченца, Верона, Брешия, Бергамо, Милан, Парма), в 1839 — по Средней и Северной Италии, в 1846 посетил Палермо, в 1847 — Флоренцию, Ливорно, Геную, Милан; неоднократно бывал в Неаполе.

Создавал произведения на библейские сюжеты; обращался к пейзажу, выполнил множество жанровых зарисовок и акварелей. В 1831 по заданию ОПХ копировал фрески Микеланджело «Сотворение Адама» в росписях потолка Сикстинской капеллы.

В 1836 за присланную в Совет ИАХ картину «Явление Христа Марии Магдалине» был удостоен звания академика.

С 1833 работал над эскизами к картине «Явление Христа народу», в 1837 приступил к исполнению картины, Работал с перерывами до начала 1850-х, выполнив за этот период более 400 подготовительных этюдов.

В 1851 получил книгу Д. Штрауса «Жизнь Христа», послужившую основополагающим источником в разработке плана и системы росписей на библейские сюжеты на стенах задуманного художником особого храма. В 1851–1857 воплотил идеи росписей в серии «библейских эскизов».

В 1857 совершил поездку в Вену и Интерлакен для лечения, в сентябре того же года посетил Лондон. В мае 1858 возвратился в Петербург, где состоялась выставка картины «Явление Христа народу» с этюдами к ней, вызвавшая противоречивые оценки критики (приобретена Александром II и пожертвована в Московский Румянцевский музей после смерти художника).

Ретроспективные выставки творчества Иванова проходили в Москве (1897, 1898, 1926, 1956, 1981–1982) и Ленинграде (1956).

Иванов — выдающийся русский художник первой половины XIX века.

Его ранние работы («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824; «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827; «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829; «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831–1834) в целом отвечают классицистической традиции; им свойственны уравновешенность композиции, равномерное распределение масс на плоскости, фигур и предметов по планам, плавный контурный рисунок, локальный колорит. Произведения зрелого периода («Явление Христа народу», эскизы к картине, цикл «библейских эскизов», 1837–1857) тяготеют к эстетике позднего романтизма, что выразилось в ощущении глубинности пространства, динамики форм, стремлении к эмоциональной выразительности. Характерной особенностью зрелого творчества мастера является ярко выраженный религиозно-философский, нравственный характер работ.

Подготовительные работы к «Явлению» составляют самостоятельную область художественной деятельности Иванова. Демонстрирующие достижения в изучении натуры (постижении пространства, воплощении в персонажах определенных качеств и состояний), они вместе с тем отличаются философской глубиной ее восприятия.

Особенно выразительны выполненные на пленэре пейзажные этюды, в которых Иванов стремился объективно передать все многообразие жизни природы, познать основные законы ее развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо.

Этюды голов и фигур, напротив, представляют собой сложный синтез работы с живой натуры и по образцам классического искусства.

Произведения Иванова находятся в крупнейших музейных собраниях России — Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

ФАТАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Запрет на официальное «пенсионерство» удалось обойти с помощью недавно организованного Общества поощрения художников (ОПХ), давшего деньги на четырехлетнее пребывание молодого живописца в Италии. К слову, этой же возможностью несколькими годами раньше воспользовался Карл Брюллов. Впрочем, поездка Иванова чуть не сорвалась, и тут напрашивается очевидная рифма с судьбой отца художника. Иванов, влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, решил жениться на ней — этот поступок закрыл бы ему дорогу в Европу. Отцу с большим трудом удалось отговорить сына от опрометчивого шага.

Несколько забегая вперед, хотелось бы сразу «закрыть» женскую тему жизни Иванова. Его якобы фатальное одиночество нередко служило сюжетом для более или менее мифологических интерпретаций особенностей его натуры. Но дело в том, что это одиночество вовсе не было фатальным. Так, уже в его итальянских письмах, датируемых летом 1831 года, вновь зазвучали слова о необходимости создания семьи. Вероятно, они были вызваны увлечением Витторией Кальдони, которая в конце концов предпочла Иванову его приятеля Григория Лапченко и вышла за последнего замуж.

Около восьми лет (с 1836-го года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть глухие упоминания в его переписке. Опыт этот был не слишком удачным. Тереза трижды обворовывала его, делала сцены, которые «интроверт» Иванов на дух не переносил, и в 1844 году он с ней расстался. Наконец, в 1847 году Александр не без взаимности страстно влюбился в графиню Марию Апраксину. Но и тут его ждала катастрофа — «Машеньку» (как художник называл девушку в своих записках) выдали замуж за князя Мещерского. Вот, кажется, и все романтические истории художника. И, как итог, самоприговор: «Я обрек себя умереть на пути к пользе отечества». Или, как обмолвился современник: «Картина заменила ему семью».

Детство и юность

Александр Иванов родился в 1806 г. в семье художника, академика, впоследствии профессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова, известного картинами на религиозные темы. У Андрея Ивановича и его супруги Екатерины Ивановны было 10 детей, трое из которых умерли в младенчестве.

Александр, второй ребенок, воспитывался как главный помощник отца. В семье царила атмосфера любви и взаимного уважения. Александр получил хорошее домашнее образование. Способности к рисованию проявились рано, и отец начал учить его рисовать, как только мальчик смог держать в руках карандаш.

В 1817 году Александр стал посещать Академию художеств в качестве вольного слушателя. В отличие от других учеников во время учебы он жил не в воспитательном училище Академии, а дома, и выполнял задания в мастерской отца.  Он быстро освоил основы академического искусства и техники живописи.

Работы молодого художника были настолько совершенны, что преподаватели сомневались, пишет ли он самостоятельно, без помощи отца. Картины на сюжеты греческой мифологии отличались необычной для академического стиля эмоциональностью изображения героев.

Наследник семейных традиций

Александр Иванов родился 28 июля 1806 года в Санкт-Петербурге. Его отец, живописец Андрей Иванов, был адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Он воспитывал сына как своего преемника и рассчитывал, что тот пойдет по его стопам. Начальное образование мальчик получал дома, уроки ему давали профессора Академии. Больше всего времени он уделял рисованию.

В 1817 году Александр Иванов поступил в Императорскую Академию художеств. В Российской империи на тот момент только здесь готовили будущих художников, архитекторов, скульпторов. Обычно учились 15 лет: девять лет — в воспитательном училище и шесть — в самой Академии. Иногда срок сокращался, но исключительно редко. За это время ученики получали основательную базовую подготовку, а потом лучших воспитанников отправляли за границу за счет Общества поощрения художников. Тогда это была единственная возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Почти все ученики жили при Академии под строгим контролем воспитателей и были оторваны от окружающего мира. В отличие от них Александр Иванов остался дома: он работал в мастерской отца. Юный художник достаточно быстро освоил принципы академического искусства и изучил основные техники. Вскоре преподаватели стали отмечать его успехи в рисовании и живописи. Некоторые даже подозревали, что картины Иванова на самом деле может писать его отец.


Александр Иванов. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Александр Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры. 1829. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Александр Иванов. Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона. 1827. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На одном из экзаменов 18-летний Иванов представил полотно на сюжет из гомеровской «Илиады» — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Этот сюжет у художников был популярен, однако Иванов передал его в ином свете: изобразил героев очень эмоциональными, что не было свойственно для академической живописи. За эту работу он получил малую золотую медаль.

Через два года Александр Иванов представил учителям дипломную картину на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». Она принесла Иванову звание художника XIV класса и большую золотую медаль. На выставке 1827 года работу высоко оценили критики. Общество поощрения художников решило отправить Александра Иванова за границу, однако до отъезда он должен был создать еще одну картину. Сюжет выбрали из греческой мифологии — «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Друг и душеприказчик Иванова Михаил Боткин предполагал, что таким образом художника еще раз проверяли, не помогал ли ему в работе отец.

Однако Иванов медлил с написанием картины: в этот период он познакомился с дочерью учителя музыки и влюбился. Он даже подумывал отказаться от пенсиона и заграничной поездки и связать свою судьбу с возлюбленной. Отец был против женитьбы, но убедили Иванова только уговоры товарища, Карла Рабуса. Художник начал работать над картиной и в 1829 году закончил ее. В этот же период он создал несколько картонов — рисунков карандашом и мелом — в натуральную величину с античных статуй — Лаокоона, Бойца и Венеры Медицейской.

Явление Христа народу (1837-1857)

Главной идеей грандиозного полотна Иванова является напоминание о событии, изменившем историю человечества – пришествии Христа в мир людей.

В одном произведении соединено два эпизода из Евангелия от Иоанна: проповедь Иоанна Крестителя перед собравшимися людьми из Иудеи, их крещение в водах Иордана и явление Христа народу.

Событие происходит на фоне красивейшего пейзажа под вековым оливковым деревом. По выжженной солнцем каменистой равнине смиренно ступает к людям сын Божий. Его темные одежды резко контрастируют с голубыми очертаниями гор.  Силуэт Христа несколько размыт. В этом есть некая таинственность. По всей вероятности, автор намеренно делает акцент не на фигуре сына Божия, пришедшего в мир для избавления человечества от грехов, а на реакцию иудеев к этому явлению. В статье «Исторический живописец Иванов» Гоголь пытался «рассказать» картину:

Каждый персонаж картины достоин отдельного исследования.

На первом плане картины показаны люди разных сословий и верований, пришедшие к Священной реке, чтобы очиститься от грехов. Они смотрят на Крестителя по-разному: с умилением, с недоверием, со злобой.

Иоанн Креститель является центральной фигурой композиции. Это высокий человек, одетый в верблюжью шкуру и светлый плащ.  Он призывает народ к покаянию и указывает на явившегося Спасителя. В левой руке он держит крест – символ новой веры. Его жест говорит о восторге, с которым он встречает Мессию.

Слева от Иоанна стоит группа апостолов (будущих учеников Христа), оживленно обсуждающих свершившееся чудо. В центральной группе показан сомневающийся молодой мужчина с черной бородой, кутающийся в длинный синий хитон. Его опущенные вниз глаза говорят о его неуверенности в правоте пророка. Седобородый мужчина в темном плаще с боязнью прислушивается к словам Иоанна. Это скорее всего язычники, слушающие проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо.

В водах Иордана остановился старик, опирающийся на палку. Рядом с ним обнаженный мальчик, только что совершивший омовение. Они с любопытством всматриваются в Христа и уже готовы принять новую религию.

Справа от пророка расположились на земле люди, еще не определившиеся в выборе веры. Их лица озлоблены. Враждебно настроенными к проповеднику героями являются книжники и первосвященники, сторонники старой веры.

Ближе всех к зрителю виден зажиточный господин, которому подает одежду раб с веревкой на шее. Невольник с умилением слушает пророка. Слова Крестителя произвели на него настолько сильное впечатление, что можно быть уверенным в том, что раб обязательно примет христианство. По мнению художника, новая вера должна объединять людей разных сословий.

Справа спускается с холма толпа фарисеев и саддукеев, не принявших Христа – посланника Бога. Среди них заметна фигура беззаконника в коричневом облачении, в этом персонаже узнается друг художника Н. В. Гоголь

На конях сидят римские легионеры, наблюдающие за порядком.

Иванов долго искал натуру для пейзажа. Оливковое дерево можно назвать лучшим пейзажным этюдом художника.

Под деревом еле видна группа кающихся людей, воздевших руки к небесам и передвигающихся к вершине холма.

Автор следует академическим законам (требующим идеальной правильности от изображения) постольку, поскольку они служат «идеологии», но его следование нельзя назвать абсолютным. Известен факт: художник С. К. Зарянко заметил неверность в расположении стоп Христа. По мнению искусствоведов, автор сознательно обращается к опыту иконописцев, изображавших Спасителя не идущим, а летящим «по земле».

Н. В. Гоголь дал следующее описание этой картины:

В своей работе художник показал людей разных сословий и вероисповеданий, их неоднозначные (противоречивые) чувства по отношению к новой вере.

Рядом с этим шедевром все остальные академические произведения художника заметно меркнут. Продолжительность работы над картиной всей жизни вызывает восхищение. Называть Иванова «автором одной картины» не совсем правомерно. Автору потребовалось выполнить свыше 600 подготовительных этюдов. Метод работы художника над этим шедевром – тщательнейшее исследование всех возможных вариантов ее написания и поиск единственно-точного исполнения. Задолго до выбора сюжета в 1829 году Иванов писал о своей задаче:

В 1831 году художник сообщал своей сестре об особенностях работы:

Сформулировав задачу, он обдумывал достойный сюжет, отвечающим художественным принципам исторической живописи, которой был верен.

Личная жизнь

Первой женой пародиста, которому было уже глубоко за 30, стала блондинка по имени Эля. Александр познакомился с ней на отдыхе в Крыму, сразу сделал предложение и привез свою избранницу в Москву. У женщины уже был сын-подросток, к которому Александр привязался всей душой.

Эля не выдержала испытания «высшим светом» Москвы – стала вести разгульный образ жизни, изменять мужу. Среди многочисленных любовников она выбрала обеспеченного югослава. Узнав о неверности жены, обычно спокойный А. Иванов с треском выгнал ее из дома.

Со второй супругой, ставшей верной спутницей до конца его жизни, пародист познакомился в конце 70-х на гастролях в Ленинграде. Ей стала Ольга Леонидовна Заботкина, советская балерина и актриса, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В кино она сыграла роль Кати Татариновой в фильме «Два капитана» по одноименному роману В. Каверина.

Ольга Заботкина

Вскоре после знакомства поэт переехал к возлюбленной в Ленинград. Когда ему поступило предложение стать ведущим телепередачи «Вокруг смеха», Ольга оставила сцену и переехала в Москву. Официально А. Иванов и О. Заботкина поженились в 1980 году.

С Ольгой Заботкиной

Ольга Заботкина скончалась в 2001 от рака в Москве в возрасте 65 лет, похоронена в Санкт-Петербурге. Детей у пары не было.

ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Жизнь он при этом вёл более чем скромную. Буквально сразу же по приезде в Италию художник лишился материальной поддержки отца — тот, вследствие интриг, был вынужден уйти из Академии, потеряв профессорское жалованье и казенную квартиру. На жизнь Андрей Иванович с тех пор зарабатывал, расписывая петербургские церкви.

Иванову младшему приходилось постоянно искать деньги — на материалы, на аренду мастерской, на оплату натурщиков. На два года выручило ОПХ, продлив в 1834 году его командировку. В 1838 году в мастерскую художника заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову трёхлетнее содержание. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц — Ф. Чижова, Н. Гоголя, небезызвестной «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. В 1845 году Иванова в Риме посетил император Николай I, даровав художнику 300 червонцев. Наконец, в 1857 году вдовствующая императрица Александра Фёдоровна, узнав о том, что Иванов в кропотливой работе над картиной почти загубил глаза, отправила его на свои средства на лечение в Германию — это был первый выезд живописца из Италии за 27 лет.

Описание картины Александра Иванова «Ветка»

Александр Иванов был удивительно разноплановым художником. Так сложилось, что широкому кругу людей он известен, в первую очередь, своими шедеврами на библейскую тематику. Но творчество Иванова не ограничивалось только этим. Он умел очень тонко и душевно писать картины природы.

Одно из таких полотен носит название «Ветка». На первый взгляд, в ней нет ничего особенного. Все очень просто, безыскусно. Наверное, нужно быть настоящим художником, чтобы в этой обычности разглядеть нечто, достойное запечатления.

На первый план вынесена ветка дерева. Она как бы случайно «заглядывает» в картину, оставляя свой ствол за рамой. По толщине ветки можно предположить, что это совсем молодое, изящное деревце. Диагональ ветки направлена сверху вниз.

В результате этого ветка с листьями занимает центральное место на холсте. Ярко, четко, детально прорисованы на ветке листочки. Для большей реалистичности художник использует разные оттенки зеленого цвета.

Основной холодно-зеленый тон разбавлен желтыми и темно-зелеными оттенками.

Задний план картины лишь обозначен, но не прорисован достаточно четко. Это своего рода декорация, общий фон

Он не отвлекает внимание зрителя от созерцания ветки дерева, главного объекта композиции. Для фона использованы оттенки голубого и сиреневого цветов

Это придает картине свежесть и таинственность. Кажется, что все теряется в тумане, в загадочной утренней дымке.

Задний фон картины поделен линией горизонта на две части. Но это деление не строго горизонтальное. В картине видна перспектива, простор и устремленность вдаль. В бледно-желтых отсветах неба угадывается присутствие солнца. Совсем скоро оно взойдет и все вокруг окрасится в яркие, сочные, летние цвета. А пока что ничто не нарушает прозрачную прохладу раннего утра.

  • Год написания картины: конец 1840-х.
  • Размеры картины: 46,5 х 62,4 см.
  • Материал: бумага на холсте.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: пейзаж
  • Стиль: романтизм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Работы художника

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

В 1834 году Общество поощрения художников удовлетворило ходатайство Иванова о продлении срока пенсионерства на два года. За дополнительные два итальянских года следовало отчитаться. Этим отчетом и стало полотно «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Отчёт оказался настолько удачным, что художник получил за него звание академика.

Аппиева дорога при закате солнца

Дорогу из Рима в Капую прокладывали в конце IV века до н. э. Постепенно возле неё появились постоялые дворы, гостиницы… и гробницы. Эта дорога оказалась дорогой «сквозь века», так как исправно служила вплоть до новейшего времени. Именно историческую «глубину» хотел показать Иванов. Сообщая о своей новой работе, он напишет: «Пожалуй, могут истолковать, что торжествующий Пётр, или католицизм над древним миром находится при своём закате».

Ave Maria

По свидетельству самого Иванова, эта работа стала его первым акварельным опытом. Тремя годами позже художник в письме к поэту В. Жуковскому призывал молодых живописцев к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Если вспомнить множество акварелей самого Иванова и свойственную ему «быстроту эскизного исполнения», то этот призыв покажется странным.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением

Общество поощрения художников требовало с художников каждые 2 месяца письменные отчёты и в оговоренные сроки законченные картины. Таких картин в первые 6 лет за границей Иванов создал две — в том числе и картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Иванов относился к этой работе с нежностью и всю жизнь держал её на стенах своих мастерских.

Библейские эскизы

Рисунками, составившими серию «Библейские эскизы», Иванов занимался на протяжении восьми с лишним лет — начиная с 1849 года. Этот грандиозный замысел захватил художника, когда он, по утверждению искусствоведов, несколько устал от своей «главной картины», начал разочаровываться в ней. Продиктован замысел был верой в мессианскую, «обобщительную» роль русского народа, признанного, по мнению Иванова, «установить вечный мир на земле». «С чего же начнем? — писал он. — Не изящными ли произведениями всех книг Откровения? Таковые изображения, созданные со всем самоотвержением русского, будут самыми ясными наставниками для исправления и развития нравственных способностей». Так появилась идея грандиозного храма, на стенах которого человеческая история была бы интерпретирована как история последовательного восхождения к Духу. Всего Иванов задумал проиллюстрировать 500 сюжетов — это была своеобразная программа для тех, кто пойдёт вслед за ним. Сам художник успел выполнить более 200 эскизов. Отметим, что «фактологическим» подспорьем для Иванова в этой работе стала изданная в 1835 году книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», исторически и рационалистически трактовавшая евангельскую историю.

«Явление Христа народу»

Начался титанический подготовительный труд. Для вдохновения Иванов отправился в путешествие по Италии. Он работал в Венеции, где копировал работы колористов XVI века, в частности картины Тициана «Мученичество Святого Петра Доминиканца» и «Взятие на небо Божией Матери», подолгу бывал в Ливорно, где зарисовывал местных жителей, писал пейзажи в маленьких городах и искал местность, напоминающую Восток. Он даже просил Академию художеств проспонсировать поездку в Иерусалим, на реку Иордан, но на свое письмо получил ответ: «Рафаэль не был на Востоке, а создал великие творения».

В 1838 году мастерскую Иванова посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. К тому моменту художник обозначил на картине цветовые пятна и грубо проработал объем и форму основными тонами. Гость остался очень доволен полотном и дал Иванову содержание на три года. В подарок цесаревичу Иванов преподнес несколько акварельных жанровых композиций: «Октябрьский праздник», «Итальянка на ярмарке покупает себе золотые вещи», «Ave Maria».


Александр Иванов. Жених, выбирающий серьги для невесты. 1838. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Александр Иванов. Октябрьский праздник. 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Александр Иванов. Аве Мария. 1839. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После визита наследника императора Общество поощрения художников продлило содержание еще на один, последний год. С этого момента Иванов урезал все свои расходы, чтобы только закончить работу. Поддержки и денег со стороны у него не было, потому что он твердо решил не зарабатывать искусством. Не писал на продажу ни одной картины, не создавал портреты на заказ, а в свою мастерскую пускал бесплатно.

В конце 1838 года Иванов познакомился с Николаем Гоголем. Писатель в то время находился в Италии, и он захотел лично увидеть художника, который пишет грандиозное полотно. Позже Гоголь написал своим друзьям, просил помочь живописцу: «Не скупитесь! Деньги все вознаградятся. Достоинство картины уже начинает обнаруживаться всем. Весь Рим начинает говорить гласно, судя даже по нынешнему ее виду, в котором далеко еще не выступила вся мысль художника, что подобного явления еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да-Винчи».

Однако чем дольше Иванов работал над картиной, тем больше в ней находил недостатков. Чтобы персонажи получались максимально яркими и выразительными, он создавал несколько этюдов для каждого героя — карандашом и масляными красками. По пятницам и субботам ходил в римскую синагогу и внимательно всматривался в движения, мимику и черты лиц местных прихожан, делал множество заметок из Священного писания.


Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иванов вел аскетичный образ жизни. Его день начинался рано: в пять утра художник уже был на ногах и принимался за работу, в полдень на два часа прерывался, а затем трудился допоздна. Он любил работать в одиночестве, редко бывал в людных местах. Каждое лето художник проводил в окрестностях Рима, где делал самые разные зарисовки. Здоровье все чаще стало его подводить, и он по несколько месяцев не мог работать. Немногие понимали это стремление к совершенству. Василий Жуковский недоумевал, почему художник работал так долго: «Куда он пишет такую картину, ее ведь и повесить некуда будет».

Помимо «Явления», Иванов пробовал себя и в других жанрах живописи. Он создавал бытовые сцены, например «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле» и «Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии»; писал пейзажи с «купающимися мальчиками»: «Мальчики на Неаполитанском заливе», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», этюд «Обнаженный мальчик».

До всенародной славы

Будущий сатирик родился в Москве 9 декабря 1936 года в творческой семье. Отец был художником, и от него мальчику передались способности к рисованию. С детских лет мальчик начал писать стихи. Родители Александра умерли рано.

Позже А. Иванов не раз иронически отвечал на соответствующий вопрос, что фамилия у него настоящая – от папы с мамой.

По окончании средней школы Александр поступил в московский заочный педагогический институт (МГЗПИ) по направлению черчения и рисования. Получив диплом в 1960 году, молодой человек устроился преподавателем начертательной геометрии и черчения в один из столичных техникумов.

За высокий рост в сочетании с астеничной и прямой, как палка, фигурой ученики прозвали его «Циркуль», но уважали за терпение и чувство юмора.

Работа не приносила Александру удовлетворения, и все свободное время он посвящал литературным экспериментам. Он много читал – повсюду в его небольшой комнате в коммуналке лежали стихотворные сборники и литературные журналы. Спустя много лет с экрана Иванов расскажет, как обрел дар пародиста:

«Когда я читал хорошие стихи, я понимал, что так писать не могу. Когда читал плохие стихи, я понимал, что так я могу. И еще и не так могу!».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: