Аполлинарий васнецов: биография, фото и интересные факты

Московский Кремль

Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой – на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.

Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.

Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз

Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична

Детство и юность

В селе Рябове Вятской губернии 6 августа (25 июля) 1856 года в семье священника, происходившего из вятской фамилии Васнецовых, родился Аполлинарий Михайлович Васнецов. Семья их была многодетная (всего шесть детей: Николай, Виктор, Пётр, Аполлинарий, Аркадий, Александр), как устои и назначали священнику, достаток был не велик и не мал – их двор можно смело назвать середняками. Отец мальчика был человеком просвещённым, любил естественные науки, а в особенности – астрономию, любил рисовать, возил Василия и Аполлинария к бабушке Ольге Александровне, чтобы показать им её картины, написанные в молодости.

Михаил Васильевич привил отроку интерес и любовь к природе, откуда выйдет его увлечение пейзажем, а также страсть к изучению наук

«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», – сказал Аполлинарий Михайлович в «Автобиографии»

Но было в этом безмятежном времени и большое горе для Аполлинария Михайловича – в 1866 году умерла мама, Аполлинария Ивановна, а в 1870 – отец. Когда Виктор Михайлович приехал на малую родину, чтобы проводить родителя в последний путь, то увидел талантливые рисунки младшего брата. Аполлинарий был отдан после этого на обучение к поляку Эльвиро Андриолли. Этот художник был сослан за участие в восстании на родине, придерживался демократических взглядов, что оказало сильное влияние на мальчика.

Портрет Аполлинария Васнецова в юности

Литература[ | ]

  • Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856—1933). — М., 1950. — (17-я тип. Главполиграфиздата). — 39 с., 6 л. ил: — (Массовая библиотека).
  • Беспалова Л. А . Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856—1933. — Москва: Искусство, 1956. — 174 с., 1 л. портр.: ил.
  • Беспалова Л. А. М. Васнецов. 1856—1933. — М., 1956. — 174 с., ил.
  • Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения // Труды Музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VII. — М., Моск. рабочий, 1957. — 172с.+ вкл. илл. — 15 000 экз.
  • Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856—1933. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Искусство, 1983. — 232 с., ил. — 25 000 экз.
  • Москва в творчестве А. М. Васнецова: Сборник / Составитель сборника Е. К. Васнецова. — М., Моск. рабочий, 1986. — 272с., ил.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 34. — 454 с.
  • Соломко Н. З. Аполлинарий Васнецов: сказка о художнике, который искал себя: — Москва: Белый город, 2006. — 11 с.: цв. ил. — (Энциклопедия малыша) (Серия «Сказки о художниках»).
  • Гордеева М. Аполлинарий Михайлович Васнецов — Москва: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2010. — 49 с.: ил. — (Великие художники; том 61).
  • Ходырева О. В. Мир русского крестьянства в цикле рисунков А. М. Васнецова «Двенадцать месяцев года» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — Т. 31. — С. 1341—1345.

Краткая биография Виктора Васнецова

Родина Виктора Михайловича Васнецова — Вятская губерния (современная Кировская область). Село Лопьял, в котором он появился на свет 15 (по новому стилю) мая 1848 года, известно с 1740. В старину у села имелось два названия: Лопиал — по земскому учёту и Богоявленское — по имени сельской церкви Богоявления Господня. Жизнь Виктора Васнецова оказалась тесно связана с православием.

Его отец, Михаил Васильевич, был священником, как многие его предки. Так, ещё в 1678 году есть сведения о псаломщике Трифоне, сыне Васнецове. «Весь род был духовный», — так позже напишет Михаил, третий сын Виктора Васнецова.

У родителей будущего художника родилось шестеро детей, и все сыновья. Виктор был вторым по старшенству. Мать звали Аполлинария Ивановна. В 1850 году глава семейства был переведён в село Рябово, жителями которого в те времена были только священники. Семья прожила в селе 20 лет. Здесь прошли детские годы Васнецова и здесь похоронены его родители. Сейчас в Рябово филиал музея братьев Васнецовых. В этих вятских местах и взросла любовь будущего живописца к русской старине, к вековым народным традициям. «Я всегда только Русью и жил», — таково признание художника.


Дом Васнецовых в музее-усадьбе братьев художников Васнецовых в селе Рябово Кировской области


Надгробия родителей художников В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области.

Виктор с 10-летнего возраста бесплатно, как сын священника, учился несколько лет в духовном училище, а затем в Вятской семинарии. Но по стопам отца не пошел, в семинарии не доучился. Победу одержало желание рисовать. По согласию с отцом он в 1867 году перебрался в Петербург, чтобы получать художественное образование.

В первый год своей петербургской жизни Виктор Васнецов учился на курсе Ивана Крамского в Рисовальной школе. После — в Императорской Академии художеств (с 1868 по 1873 год).

Выставляться он начал ещё во время учёбы в Академии, а потом присоединился к выставкам Товарищества передвижников. На начальном этапе своей творческой жизни Васнецов писал в основном картины бытового содержания. Затем его начали увлекать сюжеты сказок, былин, исторические и религиозные темы.

Личная жизнь

Жизнь Аполлинария Михайловича была связана с именем одной женщины – Татьяной Ивановной Васнецовой, в девичестве Одоевцевой. Знакомство их произошло на одном из литературных вечеров, чувства не заставили долго ждать. Вскоре молодая пара поженилась.

Портрет Татьяны Ивановны Васнецовой

В 1901 году у них родился первый и единственный сын – Васнецов Всеволод Аполлинарьевич, ставший известным советским полярным исследователем. Мама писала множество писем сыну во время войны, которые сохранились до сих пор. В них она ласково называла его «Вовой».

Васнецов Всеволод Аполлинарьевич

Впоследствии Всеволод Аполлинарьевич женился на Екатерине Константиновой, с которой они и основали мемориальный музей в память отца, который был открыт в 1956 году.

Новый путь

Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим — каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.

Сближение с археологами

В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.

К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.

Биография[ | ]

А. М. Васнецов . «Родина». 1886. Холст, масло. 49 × 73. Государственная Третьяковская галерея, Москва. В картине «Родина» А. М. Васнецов предпринимает попытку осознать, что для него значат родные просторы и земля. Полотно художника оказало влияние на крупного русского пейзажиста Н. Н. Дубовского при написании им известной картины с одноимённым названием «Родина» (1905).

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне — в Зуевском районе Кировской области), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.

В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.

В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.

С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.

В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.

Мемориальная доска в Фурманном переулке, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956 года Могила А. М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве

В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.

Как театральный художник начал работать в 1885 году в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова. В начале 1900-х годов создал декорации к операм:

  • 1902—1903 — «Град Китеж» С. Н. Василенка (неосуществлённая постановка)
  • 1908 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» П. И. Чайковского для Мариинского театра
  • 1911 — «Опричник» П. И. Чайковского для частной оперы Зимина
  • 1912 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова для Народного городского театра
  • 1914 — финальная сцена к опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки для Большого театра (совместно с К. А. Коровиным)

В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».

Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок). В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

Примечания[ | ]

  1. 1234 Васнецов Аполлинарий Михайлович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 12 Apollinari Mikhailovich Vasnetsov
  3. 12 Encyclopædia Britannica (англ.)
  4. Беспалова Л. А. Аполлинарий Васнецов (рус.). Дата обращения 16 января 2009.
  5. Ан. Ш. Васнецов Аполлинарий Михайлович(неопр.) .Театр и его история .
  6. Васнецова Е. К., Ядохина Е. И. Противостояние Аполлинария Васнецова // «Наше наследие», 1995, № 35-36, с. 80—89.
  7. Могила А. Васнецова на Введенском кладбище
  8. Музей-квартира А. М. Васнецова
  9. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
  10. Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 сентября 2020. Архивировано 2 сентября 2020 года.

Галерея[ | ]

  • «Московский Кремль. Соборы». 1894. Холст, масло. 90 × 79. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке». 1926. Бумага, акварель, уголь. 45 × 60. Музей Москвы, Москва.
  • «Каменный мост (Калинкин мост) в петровские времена» (1902)
  • «Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века». 1901. Холст, масло. 155 × 285. Ярославский художественный музей, Ярославль.
  • «Озеро» (1902)
  • «Сумерки»
  • «Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век». 1918. Бумага, акварель, уголь. 64,5 × 92. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома.
  • «Троицкая церковь на Берсеневке» (1922)
  • «Красная площадь» (1897)
  • «Симонов монастырь. Облака и золотые купола» (1927)
  • «Московский Кремль при Иване III» (1921)
  • «Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)» (1912)
  • «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900)
  • «Вероятный вид белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Конец XIV века». 1922. Бумага на картоне, акварель, уголь. 51 × 80. Музей Москвы, Москва
  • «Строительство деревянных стен Кремля. XII век» (1903)
  • «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». 1922. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 × 109. Музей Москвы, Москва.
  • «Старая Москва» (1896)
  • «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке». 1916. Бумага на картоне, акварель, уголь, белила, карандаш. 50 × 67. Музей Москвы, Москва
  • Красная площадь при Иване Грозном
  • Красная площадь во второй половине XVII века

Сочинения[ | ]

Работы по теории искусства

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов, 1992.

Объект культурного наследия: № 4300795000
  • Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. — Москва: И. Кнебель, 1908. — , 133 с.
  • Облик старой Москвы // Грабарь И. . История русского искусства. Т. 2. — М., . — Гл. XIV. С. 225—250.
  • Происхождение красоты // журнал «Вопросы теории и психологии творчества», т. VIII. — Харьков, 1923.

Рассказы (иллюстрации автора)

  • Глашенька (Святки в селе), журнал «Живописное обозрение», 1885
  • Из поездки на Урал (Путевые очерки), журнал «Царь-колокол», 1892, № 2
  • Неудавшийся художник (Сельский иконописец), журнал «Артист»,1894, № 20
  • Поездка к Эльбрусу, журнал «Детский отдел», 1897, № 8
  • Дедушкино бюро, альманах «Сполохи», 1912
  • Грозы и дети, журнал «Нива», 1917, № 28, ,

Заключение

Великий мастер, «певец» русской старины, он не побоялся самобытно писать и исследовать интересные темы, не испугался другого пути, хоть и была торная дорога. От брата своего Виктора Михайловича отличался чуть ли не разительно, единственное, что точно у них было общим – так это любовь к родине, и у каждого из них в картинах она выразилась по-разному.

Аполлинарий Васнецов не только в живопись вложил огонь своего сердца. Он работал в области истории, литературы, археологии, геологии, астрономии, естествознания. И чтобы он не делал, во всех творениях красной нитью проходили славянские веяния, его корни, стремление погрузиться в историю России.

Чувства его к родине были самыми настоящими – его любимой исторической эпохой стал XVII на Руси, с трепетом относился к стране, в которой родился и жил, он принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию, сделал немалый вклад в становление молодой республики.

Аполлинарий Михайлович любил Россию, а не правителей или режим, готов был служить своей стране, чем мог, в любой её форме. С такого человека, как он, можно только брать пример и радоваться, что были, есть и будут люди, готовые бескорыстно служить отечеству.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: