Непродолжительный расцвет государства
4 мая 1113 года после смерти Святополка Изяславича «златой» киевский престол занял его двоюродный брат Владимир Мономах.
«Через несколько дней после похорон Святополка Изяславича в Киеве вспыхнул мятеж — горожане разграбили двор тысяцкого, напали на евреев-ростовщиков. Была опасность, что мятеж, вызванный, вероятно, непопулярной политикой князя, разгорится ещё больше. Киевские бояре пригласили на престол княжившего тогда в Переславле Владимира Мономаха, поскольку он пользовался большой известностью на Руси и был авторитетным князем. По принципу наследования он также являлся одним из кандидатов на вакантный киевский стол. Судя по летописному сообщению, после вокняжения Мономаха в Киеве мятеж прекратился», — пояснил Пчелов в беседе с RT.
Сразу после вступления на престол Владимир Мономах принял меры, ограничивающие произвол ростовщиков. Так, великий князь принял устав, согласно которому сумма выплачиваемых по кредиту процентов не должна превышать 20% в год.
За время своего правления Мономаху удавалось поддерживать духовное и политическое единство Руси. «добрым страдальцем за Русскую землю» называет его автор Ипатьевской летописи.
Также по теме
Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана
700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так…
По мнению историков, великий князь выработал нравственную систему, отражённую не только в его сочинениях, но и в его политике. В принятии решений Владимир Всеволодович руководствовался христианскими заповедями, которые он трактовал в «Поучении» — духовном завещании, обращённом к собственным сыновьям и другим русским князьям. Воспринимая князей как своих братьев не только по кровному, но и по духовному родству, Мономах стремился построить новое политическое здание Русского государства на принципах всепрощения и братолюбия.
«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех», — писал Владимир Мономах в своём «Поучении».
Помимо духовного завещания киевского князя до нас дошло пронизанное необыкновенным чувством христианского всепрощения письмо, отправленное Мономахом его врагу, князю Олегу Черниговскому.
«Наверное, это отчасти идеализированный образ. Как и всякий живой человек, Владимир не всегда соответствовал тому высокому идеалу, который сам создавал в своих сочинениях и к которому так стремился. Но он создал этот идеал — создал для себя и других, он искренне стремился достичь его, а это величайшая редкость и для политика, и для человека», — пишет в своей книге «Владимир Мономах» историк Алексей Карпов.
По мнению исследователей, Владимиру Мономаху благодаря его непререкаемому авторитету удалось на 12 лет потушить пожар княжеских междоусобиц. Однако после его смерти Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.
Великое княжение
После смерти великого князя Всеволода Ярославича (1093) его сын Владимир Мономах, первым оказавшийся у гроба умершего князя, решил не пытаться занять престол, чтобы избежать борьбы со Святополком. Святополк приехал из Турова, где до этого княжил, в Киев 24 апреля.
Узнавшие о смерти киевского князя половцы вторглись на Русь и направили к Святополку послов. Святополк захватил их, посоветовавшись лишь с младшими дружинниками, пришедшими с ним из Турова, не прибегая к советам киевских бояр, и вывел войска им навстречу на р. Стугну вместе с Владимиром Мономахом и его братом Ростиславом. Владимир советовал разместиться за водной преградой и выиграть время (Пока за рекою стоим, грозной силой, заключим мир с ними), но Святополк настоял на переправе через Стугну. В битве на Стугне 26 мая русские потерпели жестокое поражение, многие утонули в реке во время бегства, в том числе Ростислав Всеволодович. Святополк уже только киевскими силами вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желани, снова проиграл, но затем вместе с Мономахом ещё раз бился с половцами у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жёны дочь половецкого хана Тугоркана.
В 1096 году Святополк помогал Владимиру Мономаху в его борьбе против Олега Святославича. Совместными усилиями Олег был изгнан из Чернигова и Стародуба. Воспользовавшись отсутствием основных русских сил у южных границ, Боняк со множеством половцев атаковал земли вокруг Киева и сжёг княжеский двор в Берестове, Куря сжёг Устье на левобережье Днепра, затем Тугоркан 30 мая осадил Переяславль. 19 июля Святополк и Владимир разгромили его на Трубеже, погибли сам хан Тугоркан, его сын и многие другие ханы. 20 июля хан Боняк во второй раз пришёл к Киеву и сжёг всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские монастыри — Стефанов, Германов и Печорский — и, разграбив их, ушли обратно в степь.
В 1096—1097 годах завершилась ожесточённая борьба на востоке Руси между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом, за которого сражались новгородцы во главе с его старшим сыном Мстиславом и половцы. Любечский съезд в 1097 году вернул Святославичам наследство их отца и закрепил остальные земли за их текущими владельцами. Таким образом, непосредственная власть Святополка продолжала ограничиваться Киевом и Туровом.
Владения Святополка (зелёным) и Мономаха (розовым) в правление Святополка. Светлым оттенком показаны земли, потерянные Мономахом (1097) и приобретённые Святополком (1100)
Междоусобица на западе Руси началась почти сразу после Любечского съезда с ослепления Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским. Когда Давыд и Олег Святославичи и Владимир Мономах собрались на съезд в Городце и потребовали от Святополка наказать Давыда, Святополк едва не лишился киевского престола (1098). Выгнав же Давыда с Волыни, Святополк попытался овладеть и землями Ростиславичей, но безуспешно: его войска были разбиты на Рожном поле, а его союзник, венгерский король Кальман I Книжник — в сражении на Вагре (1099). По решению съезда в Уветичах Святополк получил Волынь, Давыд — Дорогобуж. Вскоре в киевской тюрьме умер родной племянник Святополка Ярослав Ярополчич, попытавшийся претендовать на какие-то владения на Волыни.
В 1102 году Святополк захотел отправить на княжение в Новгород своего сына Ярослава, что соответствовало бы сложившейся двухвековой традиции. Однако новгородцы настояли на кандидатуре Мстислава, сына Владимира Мономаха, и ответили Святополку: если у твоего сына две головы, отправляй его к нам.
В 1104 году произошёл последний за период правления Святополка внутриполитический инцидент: киевский воевода Путята Вышатич, Ярополк Владимирович, Олег Святославич и Давыд Всеславич ходили на Глеба Всеславича минского.
Победы над половцами
Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на совет в Долобске, где было принято беспрецедентное решение о первом походе против половцев в степь, ставшим первым в , переломивших ход русско-половецкого противостояния и перенёсших его на территорию степей. В 1103 году половцы были разгромлены на Сутени, в 1107 году были разбиты Боняк и Шарукан на Суле, в 1111 году Святополк, Давыд и Владимир вторглись в земли верховий Донца, взяли города Шарукань и Сугров, а затем разгромили половцев на Салнице.
Продолжение борьбы с Олегом Святославичем
Причиной междоусобий, происходивших при Святополке II, было продолжение споров, с одной стороны, за Чернигов, с другой – за Волынь. Олег Святославич, заточенный греческим правительством на остров Родос, пробыл там два года. Но с восшествием на византийский престол знаменитого Алексея Комнена обстоятельства изменились. Русский князь не только получил свободу, но, кажется, и помощь, с которою воротил себе Тмутараканский стол (в 1083 г.); причем строго наказал крамольных тмутараканских хазар и казнил главных виновников своей ссылки. Около десяти лет Олег сидел смирно в Тмутаракани; но по смерти Всеволода он в 1094 году явился с толпами половцев под Черниговом, чтобы завоевать свой наследственный удел. Владимир Мономах, еще не оправившийся от поражения на берегах Стугны, на этот раз не был готов к борьбе. Когда неприятели начали выжигать монастыри и села, лежащие около Чернигова, он после осьмидневной обороны помирился с Олегом, сдал ему город; а сам с своим семейством под прикрытием небольшой дружины прошел сквозь половецкие толпища и удалился в свой наследственный Переяславль. Однако Олег не вдруг утвердился в Черниговской области. Святополк и Владимир Мономах пригласили его идти вместе с ними на половцев; но он уклонился от войны с бывшими союзниками. В следующем 1096 году Святополк и Владимир послали звать Олега в Киев, чтобы сообща рассудить о защите Русской земли от варваров и подумать о том совокупно с епископами, игуменами, боярами и городскими старцами. Олег дал гордый ответ: «Не пристало судить меня епископам, игуменам и смердам». «Так ты нейдешь ни на поганых с нами, ни на совет к нам; а замышляешь поганым помогать против нас», – велели сказать ему Святополк и Владимир и, соединясь, пошли на Олега. Последний был изгнан из Чернигова; но вместо Тмутаракани он удалился теперь в другой наследственный удел Святославичей, в землю Муромо-Рязанскую. Незадолго до того времени один из сыновей Владимира Мономаха, Изяслав, выгнал из Мурома посадников Олега и завладел этим городом. Олег с Рязанцами пришел к Мурому, и под его стенами разбил Изяслава; последний пал в этой битве; а его ростовские и белозерские дружинники были взяты в плен и заключены в оковы. Не довольствуясь возвращением Муромского удела, Олег в свою очередь захватил соседние волости – Ростовскую и Суздальскую, наследственные в семье Мономаха, разместил там своих посадников и начал собирать дани. Тогда против Олега выступил его крестник, старший сын Мономаха Мстислав, княживший в Новгороде Великом. Он явился в Суздальской области и выгнал оттуда Олеговых посадников. Скромный Мстислав после того предложил крестному отцу мир. «Я моложе тебя, – велел он сказать Олегу, – пересылайся с моим отцом, возврати захваченную дружину; а я во всем тебя послушаю».
К тому же времени, вероятно, относится сохраненное в летописи письмо Мономаха к Олегу. Несмотря на печаль о потере младшего сына, Владимир однако склоняется на миролюбивые убеждения Мстислава; он обращается к своему врагу со словами примирения и в трогательном послании к нему изливает свои чувства отца и христианина. Но коварный Олег желал переговорами только выиграть время, чтобы приготовить силы и напасть врасплох. Была первая неделя Великого поста. Мстислав в Суздале однажды сидел за обедом, когда к нему пришла весть, что Олег уже появился на Клязьме. Молодой князь успел собрать свою дружину, состоявшую из новгородцев, ростовцев и белозерцев, поспешил навстречу Олегу и разбил его на берегах речки Колокши, впадающей в Клязьму. Преследуя своего крестного отца и дядю в глубь Рязанской области, Мстислав велел ему сказать: «Не бегай, а пошли лучше к братьям с просьбою; они не лишат тебя Русской земли (т.е. удела в Южной Руси); я также попрошу за тебя своего отца». Олег наконец последовал его совету, и на этот раз мирные переговоры повели к знаменитому Любечскому съезду, который прекратил жестокие междоусобия за Чернигов.
Княжение сыновей Ярослава Мудрого
После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) признаки раздробления государства стали еще более очевидны. У него было пять сыновей. Умирая, князь завещал им подчиняться старшему брату
Изяславу. Сыновья выполнили предсмертный наказ отца: они разделили между собой княжества и более 15 лет правили ими в мире и согласии. А великокняжеский престол занял Изяслав Ярославич. В 1068 г. он с братьями Всеволодом и Святославом проиграл сражение половцам и по решению народною вече был изгнан из Киева.
Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из «Из сборника Святослава». 1073 г.
Престолом же завладел князь Всеслав Полоцкий по прозвищу Чародей. Через год при помощи польского короля, приходившегося ему племянником, Изяслав вернул себе власть.
В 1073 г. братья Ярославичи впервые серьезно разругались, и Святослав с Всеволодом изгнали Изяслава из Киева. После этого союз Ярославичей распался. Святослав занял киевский престол, а Всеволод отошел в тень. Святослав попытался распространить свою власть на всю Русь.
Но эти усилия были уже исторически обречены на неудачу. Непосредственной причиной тому были постоянные усобицы между братьями. К этой борьбе они пытались привлекать союзников из Европы: польского князя Болеслава Смелого, германского императора Генриха IV и даже Папу Римского Григория IV. Ярославичи часто сменяли друг друга на великокняжеском престоле. И только после смерти в 1076 г. Святослава и гибели в бою в 1078 г. Изяслава престолом на долгий срок (1078—1093 гг.) завладел Всеволод Ярославич.
Основные предпосылки конфликта
Половцы – кочевой народ тюркского происхождения, проявил пик активности во второй половине XI – начале XII веков. В течение этого времени они совершали набеги на южные границы Руси с целью разорения ближайших селений.
Князь Владимир Мономах
Оно же стало началом цепочки последовательных трагических событий. Через 7 лет, в 1068 году, половцы вышли на берега Дона и Северного Донца и одержали победу над тремя старшими Ярославовичами: Изяславом, Святославом и Всеволодом.
Каждый из трех братьев был самостоятелен в принятии решений, как следствие ослабления сложившейся в стране политической системы. Поэтому совершенный ими в 1068 году поход на половцев не увенчался успехом: кочевники разгромили войска противника на реке Альте.
Постепенно в стране ослабилось влияние великого киевского князя, увеличилось число князей-изгоев, усилились междоусобицы. Враги воспользовались ослабленным положением страны, участились набеги на русские границы. В то время в степях половцев был кризис, из которого они пытались выйти путем разорения Руси.
«Крестовый поход в степь»
Со второй половины XI века половцы беспрестанно совершали набеги на русские земли. Будучи ещё князем Переяславля, Владимир задался целью объединить военные силы русских князей, чтобы вместе противостоять половцам. Для этого было необходимо прекратить княжеские междоусобицы из-за уделов. Начало «примирительной» политики Владимир положил на Любечском съезде 1097 года. Окончательно сплотить силы враждующих князей ему удалось в начале 1103 года на съезде у Долобского озера недалеко от Киева.
Владимир Всеволодович настаивал на выступлении войска весной, однако Великий Киевский князь Святополк Изяславич не хотел отрывать крестьян от посевных работ. Тогда Владимир произнёс короткую, но пламенную речь: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село его приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество? Так лошади вам жаль, а самого смерда не жаль».
Слова Мономаха убедили русских князей, и весной 1103 года дружины выступили в степь. Решающее сражение произошло 4 апреля на реке Сутени недалеко от Азовского побережья. За несколько часов русским воинам удалось одержать первую большую победу в степи. На несколько лет набеги половцев на Русь прекратились, однако вскоре вспыхнули с новой силой. Тогда Владимир Мономах предпринял новый поход против половцев.
В феврале 1111 года дружины русских князей выступили из Переславля. У ворот города был поставлен большой крест, отправлявшихся на битву воинов благословлял епископ. В походе войско сопровождали священники.
Также по теме
Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть
19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице,…
К концу марта русские дружины впервые достигли сердца Половецкой земли — города Шарукань недалеко от Дона. Спустя несколько часов после начала решающей битвы у притока Дона на реке Сальнице половцы бежали.
По словам кандидата исторических наук, заведующего кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгения Пчелова, победу удалось одержать благодаря организаторскому и военному таланту Владимира Мономаха.
«Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII века стала левым флангом общего наступления Европы на Восток», — писал Сахаров.
Необратимые процессы
Хотя князь Всеволод Ярославич и одержал победу, восстановить прежнее значение Киева ему не удалось. Времена переменились, и он был вынужден идти навстречу требованиям местной знати. А чего хотела феодальная знать? Независимых от Киева собственных вотчин-княжений.
И в этом противостоянии Всеволод проиграл. Отдельные княжества усилились настолько, что управлять ими из Киева стало невозможно. Феодалы в своих землях создавали нечто подобное государственному управлению, что обеспечивало им власть над населением. На место относительно единому древнерусскому государству пришла «самостийность» княжений-вотчин. Неизбежным следствием стали феодальные войны.
Потерявшая свое недавнее единство Русь вступила в полосу нескончаемой борьбы феодалов за земли-княжения, за укрепление своей власти и самостоятельное, независимое от киевского правления развитие своих территорий. Результатом тяжелых феодальных войн стало феодальное раздробление Руси в XII в., длившееся более 400 лет.
Тем не менее в начале XII в. была сделана попытка восстановить прежний политический устой.
Княжеские съезды
В 1094—1099 гг. русские князья (внуки и правнуки Ярослава Мудрого) погрязли в кровавых междоусобных конфликтах, и в это же время резко увеличилось количество опустошительных набегов на Русь половецких кочевников. Древнерусское государство оказалось на грани краха.
Половцы. Миниатюра из «Радзивилловской летописи».
Чтобы остановить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, князья время от времени собирались вместе. Так, в 1097 г. шесть самых влиятельных князей собрались в городе Любеч на Днепре. По инициативе Владимира Мономаха съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Иначе говоря, съезд решил, чтобы каждый из князей «держал» свою вотчину, то есть полученную от отца землю, и не посягал на владения других князей. Это означало возникновение нового политического строя на Руси. Также князья согласились признать Святополка Изяславича великим князем. Таким образом, русская земля была разделена на семь вотчин (седьмая принадлежала полоцкому князю Бсеславу, не приехавшему на съезд), однако все еще формально оставалась под властью великого князя.
После Любечского съезда на Руси началась очередная междоусобица, переросшая в масштабную войну в западных княжествах. Она окончилась в 1100 г. съездом в Уветичах.
Долобский съезд князей — встреча князя Владимира Мономаха с князем Святополком. А. Кившенко. Из книги Н. И. Кутепова «Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI век. Исторический очерк». Этот княжеский съезд состоялся в 1103 г. у Долобского озера.
На нем обсуждался вопрос о совместных действиях против половцев. В необходимости этого Владимир Мономах долго убеждал Святополка
годы правления: 1093-1113
СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ (в крещении — Михаил) (08.11.1050-16.04.1113) — киевский князь с 1093 г.
Сын киевского князя Изяслава Ярославича и одной из его наложниц. В 1069-1071 гг. Святополк Изяславич был полоцким князем, в 1073-1077 гг. находился вместе с отцом в изгнании, в 1078-1088 гг. княжил в Новгороде, в 1088-1093 гг. — в Турове. В апреле 1093 г., после смерти в Киеве своего дяди, киевского князя Всеволода Ярославича, занял киевский стол. Решив начать войну с половцами, Святополк Изяславич приказал схватить половецких послов, которые явились к нему с намерением заключить мир. В ответ половцы совершили разорительный набег на Русскую землю. В 1095 г. Святополк Изяславич в союзе с переяславским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом напал на половецкие земли, захватил «скот и коней, верблюдов и челядь».
В 1096 г. Святополк и Владимир Мономах воевали с черниговским князем Олегом Святославичем. Они осадили Олега сначала в Чернигове, затем — в Стародубе и заставили его заключить мир, навязав свои условия. В мае 1096 г. половцы вновь напали на Русь и осадили Переяславль. 19 июля Святополк Изяславич и Владимир Мономах разгромили врага. В битве пали многие половецкие князья, в том числе и тесть Святополка Тугоркан с сыном. В том же году половцы опустошили окрестности Киева.
В 1097 г. по решению Любечского съезда князей — потомков Ярослава Мудрого — Святополк Изяславич получил Киев, Туров, Слуцк и Пинск. Сразу же после съезда Святополк и князь владимиро-волынский Давыд Игоревич захватили в плен князя теребовльского Василька Ростиславича и ослепили его. Против Святополка выступили князья Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи. Киевский князь помирился с ними и обязался начать войну против Давыда Игоревича. В 1098 г. Святополк Изяславич осадил Давыда Игоревича во Владимире-Волынском. Через семь недель осады Давыд покинул город и уступил его Святополку. После этого Святополк Изяславич попытался отобрать у Володаря и Василька Ростиславичей Червенские города. В 1099 г. Святополк пригласил венгров, а Ростиславичи заключили союз со своим бывшим врагом князем Давидом Игоревичем, который получил помощь от половцев. Святополк и венгры были разбиты, а Давыд Игоревич вновь овладел Владимиром-Волынским.
В августе 1100 г. Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи собрались на съезд в Уветичах и заключили между собой союз. Через несколько недель сюда прибыл Давыд Игоревич. Князья заставили его передать Святополку Изяславичу Владимир-Волынский. Святополк же передал Давыду Игоревичу Бужск, Дубно и Чарторыйск, а во Владимире-Волынском посадил своего сына Ярослава. Позднее Святополк обменял города Давыда Игоревича на Дорогобуж, где тот и умер в 1112 г., после чего Святополк отобрал у его сына и Дорогобуж. На съезде в Ветичах князья приняли еще одно решение — отнять Теребовль у князя Василька Ростиславича и передать его Святополку, но Василько и Володарь Ростиславичи не признали решение съезда, а начать с ними войну князья-союзники не решились. В 1101 г. против Святополка Изяславича начал войну его племянник, князь Ярослав Ярополкович, претендовавший на Владимир-Волынский. Подавив выступление, Святополк посадил племянника в темницу, но вскоре отпустил; в 1102 г. вновь взял под стражу и уморил в заточении.
Святополк Изяславич стремился поддерживать союз с переяславским князем Владимиром Мономахом и даже женил своего сына Ярослава на его внучке. Дочь Сбыславу он выдал замуж за польского короля Болеслава, а другую — Предславу — за венгерского королевича. Примирившись, князья объединили свои усилия в борьбе с половецкими набегами. Еще в 1101 г. на р. Золотича русские князья заключили мир с половцами. В 1103 г. Святополк и Владимир Мономах на встрече у Долобского озера договорились о совместном походе в половецкие степи. В том же году объединенная русская рать разгромила половцев, захватив огромную добычу. Походы русских князей на половцев повторялись в 1108, 1110 и 1111 гг.
Менее успешной была внутренняя политика Святополка. В памяти киевлян он остался князем сребролюбивым и скупым, пускавшимся с целью наживы во всевозможные авантюры. Князь закрывал глаза на многие злоупотребления киевских ростовщиков и сам не брезговал спекуляциями с солью. В его правление многие киевляне были разорены и попали в долговую кабалу. После смерти Святополка в Киеве вспыхнуло восстание, в ходе которого горожане разгромили дворы ростовщиков.
автор статьи А. Королев
Любечский и Витичевский съезды
В 1097 году Святополк и Владимир Мономах собрали всех русских князей в Любече для установления мира. Князья говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, Навлекая сами на себя ссоры? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают усобицы. Объединимся же и с этих пор будем чистосердечно охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей». На том все князья целовали друг другу крест, поклявшись: «Если теперь кто покусится на чужую волость, да будет против него крест честной и вся земля русская». Так порешив, все разошлись восвояси.
После съезда Святополк и Давыд Игоревич отправились вместе в Киев, и тут некоторые мужи стали наговаривать Давыду на князя Василька Ростиславича, будто тот сговорился с Владимиром Мономахом против него и Святополка. Давыд, поверив лживым наветам, начал наговаривать Святополку на Василька: «Кто убил брата твоего Ярополка? А теперь Ростиславичи злоумышляют против тебя и меня и сговорились уже с Владимиром. Позаботься же о своей Голове». Святополк поверил всем наветам Давыда, и начали оба думать о Васильке. Порешили на том, чтобы схватить его. Святополк послал к Васильку, который был ещё в Руднице под Киевом, с приглашением на именины. Василько приехал с небольшой дружиной на княжеский двор. Святополк проводил его в избу, где сидел Давыд. После они оба вышли, а Василька схватили и заперли, приставив к нему стражу. В ту же ночь Святополк отдал Василька Давыду. Пленника отвезли в Белгород и там ослепили, после чего Давыд увез его к себе на Волынь.
Узнав о случившемся, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи послали своих мужей к Святополку с обвинениями в его адрес:
«Зачем ты учинил это зло в Русской земле и всадил в нас нож? — говорили они. — Почему ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами и, доказав его вину, тогда бы и поступил с ним так. А теперь объяви нам вину его». |
Святополк отвечал:
«Поведал мне Давыд Игоревич, что Василько убил брата моего Ярополка, а теперь хочет и меня убить, а потом занять мою волость: Туров, Пинск и Берестье, и ещё говорил он, что Василько целовал крест с Владимиром, что сесть Владимиру по моей смерти в Киеве, а Васильку — во Владимире. Мне же надо свою голову блюсти. И не я его ослепил, а Давыд, который и повез его к себе». |
Но мужи Владимировы, Олеговы и Давыдовы сказали:
«Не ссылайся на то, будто Давыд ослепил его. Не в Давыдовом городе был он схвачен и ослеплен, а в твоем». |
И, сказав так, уехали из Киева.
На другое утро князья начали переправляться через Днепр, чтобы идти войной на Святополка. Святополк уже хотел бежать из Киева, но киевляне задержали его и послали к Владимиру его мачеху, вдову Всеволода, а с ней и митрополита Николу, чтобы они умоляли Владимира не начинать вновь усобицы и не разорять Русской земли. Владимир внял мольбам княгини. После этого начали князья пересылаться между собой и договорились на том, что Святополк должен пойти войной на Давыда и либо захватить, либо прогнать его.
В 1099 году Святополк со всем своим войском подступил к Владимиру Волынскому (Василька к этому времени уже освободил его брат Володарь) и стоял у города семь недель. Наконец Давыд начал просить: «Выпусти меня из города». Святополк согласился и выпустил его. Давыд бежал в Польшу, а Святополк занял Владимир. Прогнав Давыда, Святополк пошёл войной на Володаря и Василька Ростиславичей, так как хотел отнять у них волость своего брата. Полки сошлись в поле на Рожни и начался жестокий бой. Увидев, что Ростиславичи одолевают, Святополк бежал во Владимир, а оттуда — в Киев. Конец войне положил Витичевский съезд князей в 1100 году.