Музыка
В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.
Консерватория «Пиета» в Венеции
Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки
Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.
Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.
В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.
В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.
Антонио Вивальди
С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.
По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.
В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.
В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.
Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.
Австрийский император Карл VI
Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.
Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.
К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.
Детство и юность
Среди учёных неоднократно велись дискуссии по поводу даты рождения музыканта. Некоторые предполагали, что он появился на свет в 1675 году, существовали и другие версии. Но в январе 1963 года Эрик Пол обнаружил запись церковного прихода, благодаря которой удалось восстановить цепь событий. Стало известно, что Антонио был крещён в день рождения в соборе Святого Иоанна. Мальчик был очень слаб, родители переживали, что он может умереть сразу же после рождения.
Отец Вивальди был скрипачом, именно он обучал сына музыке с детства. Также он привлёк мальчика к работе в капелле, где трудился и сам. С десяти лет будущий композитор помогал отцу, после его смерти Антонио возглавил капеллу.
Ещё в юности он решил стать священником, но совмещать служение с музыкой удавалось плохо. Ходят слухи о том, что однажды композитор покинул свой пост прямо во время молитвы, поскольку срочно хотел записать идею фуги. Другие источники заявляют, что Вивальди ушёл из собора в связи со слабым здоровьем.
Первого сентября 1703 года Антонио становится преподавателем скрипки в венецианской консерватории. Его ученики имели возможность играть не только духовную, а и обычную, светскую музыку. Для них Вивальди пишет огромное количество различных произведений и уже в 1704 становится также преподавателем альта. После 12 лет службы композитора назначают руководителем учебного заведения.
Биографические сведения и мастерская Верроккьо
О личной жизни Андреа дель Верроккьо, настоящее имя которого было Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni), сохранилось мало сведений. Известно, что он родился во Флоренции (Firenze), примерно в 1435 году. В детстве и юности увлекался музыкой, проявлял склонность к техническим наукам, любил геометрию и астрономию. Семья будущего мастера не принадлежала к знатному роду, но, благодаря отцу, работавшему ремесленником, а позже трудившемуся в таможенной службе города, не испытывала особой материальной нужды.
Творческий путь молодого Андреа, как и многих знаменитых художников и скульпторов эпохи Возрождения, начался с обучения и работы в одной из ювелирных мастерских Флоренции. Там он занимался не только изготовлением драгоценных украшений, но и познавал основы живописи, пластики и архитектуры. Его первым учителем был Джулиано Веррокки, фамилию которого в несколько изменённом виде Андреа заимствовал для своего будущего псевдонима.
Историк искусств, Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), описывая ранний период творчества молодого мастера, отмечал «бесконечные старания и настойчивость», проявляемые им в работе.
Спустя несколько лет Андреа дель Верроккьо основал собственную художественную мастерскую, пользовавшуюся невероятной популярностью у жителей Флоренции. Это место стало источником разностороннего образования и бесценного профессионального опыта для целой плеяды молодых, подающих надежду художников и скульпторов, будущих титанов эпохи Возрождения. В их число входили:
- Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli);
- Пьетро Перуджино (Pietro Perugino);
- Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
- Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi);
- Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
В мастерской Верроккьо царила атмосфера бесконечной любви к искусству, науке, философии и литературе
Помимо изучения традиционных способов работы с красками, металлом, камнем, гипсом и кожей здесь уделялось особое внимание точным дисциплинам и их практическому применению в живописи и скульптуре, разгорались споры о художественной ценности тех или иных произведений, подробно обсуждались идеи гуманизма, велись дискуссии об античном наследии
Верроккьо снискал глубокое уважение и покровительство многих влиятельных граждан и меценатов Флоренции, получая от них различные заказы. Особый интерес к его творениям проявляли представители клана Медичи (Medici), являвшиеся в тот период негласными правителями республики. С большим талантом и находчивостью Верроккьо удавалось выполнять декорирование пиршеств знатных особ и оформление придворных празднеств.
Большую часть жизни он жил и творил в родном городе. В конце XV столетия переехал в Венецию (Venezia), где скончался в возрасте 53 лет, в 1488 году.
Последние годы
В середине мая 1740 года композитор покидает Венецию и отправляется к императору Карлу VI. На тот момент в Вене началась война, император скончался незадолго после прибытия Вивальди, наследники вступили в оживлённую борьбу. Из-за этого Антонио пришлось покинуть австрийский город, переехав в Дрезден. Вероятнее всего, именно там его и настигла болезнь.
У музыканта практически не было денег, близких людей, а проблемы со здоровьем становились всё серьёзнее с каждым днём. Он вернулся в Вену. Именно там Вивальди и умер 28 июля 1741 года. По словам врачей, смерть произошла из-за внутреннего воспаления. Его похоронили на кладбище для бедняков. Спустя месяц сёстрам Маргарите и Дзанетте пришло извещение о кончине композитора, а судебные приставы описали всё его имущество в счёт погашения задолженности.
Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.
https://youtube.com/watch?v=KlQ_Nx0J-tg
Интересные факты
- Как и многие музыканты того периода, композитор был духовным лицом.
- Вивальди обладал интересной внешностью. В особенности современников удивлял цвет его волос. За необычный оттенок его прозвали «рыжим священником».
- Несмотря на большое количество портретов музыканта, сказать точно, он ли на них изображен, невозможно.
- Вивальди на протяжении большей части жизни был известным и популярным композитором. Однако по мере стремительного развития музыкального искусства в 18-м веке, интерес к его творчеству становился все меньше. К концу отведенного ему срока, желание слушать Вивальди и вовсе пропало. Музыкант умер никому не нужным, заброшенным человеком. В тотальной нищете.
- Сочинитель отличался поразительной работоспособностью. Огромное произведение он мог закончить менее чем за неделю.
- После смерти композитора его творчество оставалось безвестным на протяжении почти 200 лет. Только в 20 столетии интерес к работам итальянского виртуоза проявился с новой силой. Причем по всему миру.
- Сейчас Вивальди считается одним из наиболее крупных и известных композиторов. Его имя знают, пожалуй, все.
Список произведений
Среди произведений Антонио Вивальди:
- 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
- 49 кончерто гроссо;
- 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
- 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);
- 32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.
- Свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.
ТВОРЧЕСТВО
Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал
Тадини), однако, принимая во внимание образование художника, можно сказть, что появление этих симптомов связано не столько с работами тосканских мастеров в Венеции и Падуе в 1440-е, сколько с вероятным пребыванием в Венеции Мазолино в 1435- 1440 и отголосками его искусства в творчестве Антонио Виварини. «Мадонна» (1448, Милан, пина- котека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции; но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях
Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок. 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр). Однако Беллини не удается достичь пространственной достоверности, присущей тосканской живописи, его работы всегда сохраняют готическую фантазию. Это доказывают и рисунки Якопо: последовательное увеличение изображения, словно растягивающее пространство до бесконечности, сочетается с единой точкой зрения и методом непрерывного пространственного повествования — все достаточно характерно для готики, но абсолютно чуждо точности ренессансной трактовки пространства. Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения — между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в.) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. 1450).
Среди рисунков Якопо Беллини впервые появляются сюжеты особого, характерного именно для венецианцев жанра: сцены из праздничной и повседневной жизни города. Этот жанр успешно нашел свое продолжение в творчестве сыновей Якопо, Джентиле и Джованни Беллини, а также целого ряда других мастеров в последующие годы.
Антонио Виварини
Вполне понятно, что ценных вкладов в развитие пейзажа в этом иконном производстве венецианцев раннего кватроченто нам не найти. На золотом фоне возносит Джамбоно роскошные готические «павильоны» своих мозаик, имеющие много общего с «павильонами» Бредерлама, на золото же вырисовываются аркады и портики, сочиненные для нею Кастаньо. Да и всюду золото на картинах венецианцев этого времени заменяет или всю природу, или, по крайней мере, небо. Так, золото играет главную роль и в алтаре позднего последователя Джентиле, болонского уроженца Микеле Ламбертини, в одном из самых сказочных украшений залы примитивов Венецианской академии.Иногда вместо золотого фона мы видим черный или же затейливую архитектуру. На пышной, убранной выпуклыми золочеными украшениями картине «Поклонение волхвов» Антонио Виварини (до 1441 года; Берлинский музей) мастер, находившийся под несомненным влиянием Пизанелло (превосходно изображены лошади, собаки, корова, осел), отваживается на смелости и в пейзаже: позади навеса на корявых стволах, за причудливой скалой, к которой прислонен навес, высятся розовые, восточного характера башни Вифлеема, стелются холмы с пастбищами и вздымаются горы. Но все это не передает ни простора, ни воздуха, все это лезет вперед, наваливается одно на другое, усиливая впечатление и без того уже преувеличенного нагромождения роскоши. Картина эта — одна из самых чудесных «сказок» в истории живописи, но для своей эпохи это уже отсталая, старомодная картина. Большая «Мадонна» 1446 года того же мастера, исполненная им, как и другие его работы до этого года, в сотрудничестве с «Иоганнесом из Германии» (в Венецианской академии), изображена на фоне золотой готической архитектуры. Однако эта архитектура страдает полным отсутствием той логической конструктивности, которая составляет основную красоту готики и которая так пленяет в произведениях нидерландцев. Что же касается неба, то его тяжелый тон не сообщает впечатления воздушности. Впрочем, отметим, что золото передано в архитектуре не посредством позолоты, а разными оттенками желтой краски. Итак, живописный принцип берет верх над декоративным.
Многоэтажный, весь переливающийся красками образ этот относится к 1430-м — 1440-м годам (на это указывают костюмы), между тем архитектурные декорации в сценах предэллы (да и вся оправа икон) носят отличительные черты готики треченто.
Л. С. Бакст. 1908 г. | «И, наконец, остервенясь, на город кинулась…». 1905-1916 г. | Масленица в Петербурге. 1910 г. |
- Графика Александра Бенуа
- Азбука в картинках от Александра Бенуа
- Письма от А.Н. Бенуа к родственникам и современникам
- Живопись Александра Бенуа
Дискография
Оперы:
- «Оттон в деревне», 1713;
- «Роланд, мнимый безумец», 1714;
- «Арсильда, царица Понта», 1716;
- «Коронация Дария»,1717;
- «Артабан», 1718;
- «Теузоне», 1719
- «Тит Манлий», 1719;
- «Фарначе», 1727 и другие.
Хоровая и вокальная музыка:
- Sacrum (месса);
- Laudate Dominum omnes gentes;
- Stabat Mater и другие.
- Псалмы:
- Beatus vir;
- Confitebor tibi Domine;
- Dixit Dominus;
- Lauda Jerusalem и другие.
Оратории:
- «Торжествующая Юдифь», 1716;
- «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
- «Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
- Кантаты для голоса с сопровождением:
- «Под сенью прекрасного бука»;
- «Мой взгляд к нему направлен»;
- «Амур, ты победил»;
- «Исчезли вы, дни золотые»;
- «Так плачьте, источники слёз» и другие.
Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:
- «Буря на море»;
- «Удовольствие»;
- «Охота»;
- «Времена года»;
- «Ночь»;
- «Щегленок»;
- «Прелюдия».
БИБЛИОГРАФИЯ
- Гращенков В. Н. Портреты Джованни Беллини. — В кн.: От эпохи Возрождения к 20 в. М., 1963
- Лазарев В. Н. Джованни Беллини. — В кн.: Старые итальянские мастера. М., 1972
- Художественная галерея № 158, Киев, 2007
- Беллини, венецианские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
5/5 — (1 голос)
Ранние годы
Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 г. на территории нынешней Венеции. Точная дата появления музыканта на свет долгое время оставалась вопросом дискуссионным. Окончательно прояснить все непонятные моменты удалось лишь в 60-е прошлого столетия.
О ранних годах музыканта известно не так много. Можно точно сказать, что его отца звали Джованни Баттиста. Мужчина был парикмахером. Ремесло цирюльника впоследствии стало семейным.
По косвенным признакам исследователи установили, что отец будущего композитора и сам был умелым музыкантом. Однако занимался ли тот профессиональным сочинительством сказать сложно. Но он однозначно умел играть на скрипке. По всей видимости, на довольно высоком уровне, поскольку помогал сыну освоить инструмент.
Джованни Баттиста Вивальди, отец композитора
Мать мальчика звали Камилли Каликчио. Чем она занималась, и какое происхождение имела — сказать невозможно.
По всей видимости, Антонио появился на свет слабым и болезненным ребенком. В будущие годы проблемы со здоровьем давали знать о себе довольно часто. Так, например, Вивальди не мог играть на духовых инструментов из-за давления в грудной клетке. Исследователи предполагают, что скрипач и композитор болел бронхиальной астмой.
Приобщаться к музыке Антонио начал довольно рано. По самой вероятной версии, учиться играть на скрипке Вивальди стал, едва ему исполнилось 5 лет.
Дом Вивальди в Венеции
Первым преподавателем молодого человека был его собственный отец. Мальчик быстро осваивал технику, продвигался вперед с бешеной скоростью. Всего через несколько лет он уже играл в церкви.
Дальнейшее обучение Антонио Вивальди остается загадкой. По одним сведениям, он брал уроки у Джованни Легренци. Но если сличить даты, получается, что это невозможно. Композитору приписываются и других наставников. Но вопрос так и остается загадкой.
Встреча с Пушкиным
В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.
Сумерки в бухте Золотой Рог
За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.
Айвазовский в Италии
Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.
Неаполитанский залив
Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.
Тифлис
Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.
Хаос. Сотворение мира. 1841
Наследие Айвазовского
В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.
«Ночь в Гурзуфе» (1891)
Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850
В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.
- Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
- Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Смерть композитора
В период до конца 20-х Вивальди оставался востребованным. Но к 30-м году у него появились серьезные финансовые затруднения. Кроме того, его музыка в один момент начала терять в популярности. На горизонте появились новые имена. Творчество известного композитора стали называть старомодным. А затем работы и вовсе перестали слушать.
Надеясь поправить свои денежные дела, Антонио Вивальди продавал рукописи, сочинения за сущие гроши. Он намеревался отправиться в Вену и найти свое место при дворе крупной аристократии. Однако началась война, которая охватила половину Европы. Власть имущим стало не до музыканта.
Портрет Вивальди. Художник Франсуа Морелон дё ля Кавэ, 1723 год
Последние годы жизни Антонио Вивальди провел в полной безвестности и нищете. Пытаясь найти свое место, он поехал в Саксонию, в Дрезден. По всей видимости, именно тут сочинитель и заболел. Состояние композитора стремительно ухудшалось.
28 июля 1741 года Вивальди умер от «внутреннего воспаления», современные исследователи считают, что причиной смерти было или тяжелое обострение астмы, или пневмонии. За давностью лет установить точную причину уже невозможно.
Композитор был похоронен в Вене, на кладбище для неимущих. К несчастью, могила знаменитого сочинителя, виртуозного скрипача и композитора до наших дней не сохранилась.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Предположительные даты жизни 1400—1470. Родился и умер в Венеции. Согласно документам, в 1423-1425 Якопо жил во Флоренции и учился у Джентиле да Фабриано. Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и других нового ренессансного стиля.
В 1424 Якопо переезжает в Венецию, где вскоре возглавит мастерскую, в которой после 1450 будут работать его сыновья, Джованни и Джентиле.
В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Вероне, одном из центров готики; в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано. Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло д’Эсте», а также «Мадонну Лионелло д’Эсте» (Париж, Лувр) — одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры.
Карло Кривелли | XVe | Carlo Crivelli
Карло Кривелли
(Carlo Crivelli; Ок. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи-Пичено) — итальянский художник. Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение — его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus). Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой. Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты. Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.Карло Кривелли — итальянский художник. Родился в Венеции в 1430 или 1435 году. Умер в 1495 в Асколи-Пичено.
Происходил из семьи художников. Учился в Венеции и Падуе. Большую часть жизни провёл в Марке, Асколи-Пичено и в Далмации. Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение — его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus).
Сын венецианского художника, работы которого ныне не известны, Якопо Кривелли, жившего в приходе Святого Моисея. В 1444 году в документах есть упоминание о младшем брате Карло Витторио. Дата рождения Карло неизвестна. В 1457 году он достиг совершеннолетия, так как был осуждён в Венеции за прелюбодеяние, совершённое с Тарсией, женой моряка Франческо Кортезе, на полугодовое тюремное заключение и денежный штраф.
Документально подтверждённых данных об обучении Кривелли нет. Но, основываясь на его первой подписной работе, предполагают знакомство художника с современной падуанской школой, прежде всего Скварчоне, и влияние идей Ренессанса, с которыми Венецию познакомили Липпи и Донателло. Возможно, что Карло был учеником Антонио Виварини, Джованни д’ Алеманьа и Бартоломео Виварини.
Два нотариальных акта (от 23 июня 1463 г. и 11 сентября 1465 г.) упоминают художника Кривелли — гражданина далматинского города Дзары. Вместе с ним там жил и работал брат Витторио.
В 1468 году переехал в Марки и работал там до своей смерти.
Автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле, светских картин Кривелли почти не писал. Произведения отмечены чертами феодально-рыцарской культуры. Автор преимущественно богато декорированных алтарных картин с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми. Для произведений Кривелли характерны сложная символика, перенасыщенность композиции тщательно выписанными деталями, тонкость художественного письма. Большая коллекция его работ находится в Национальной Галерее Лондона. Кривелли был надолго забыт и открыт вновь лишь в 1950 году.
Невозможно составить себе полное представление об итальянской живописи XV века без такого живописца, как Кривелли. Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времён и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными. (Бернард Беренсон. «История венецианской живописи»).
Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой. Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты. Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.
Автор множества полиптихов для церквей Марок, в настоящее время большей частью разрозненных и сохранившихся частично.
Влияние Карло Кривелли испытали его брат Витторе Кривелли и художник П. Алеманья.