Судьба картины
Мне нравится1Не нравится
После смерти Мане картину купил композитор романтического направления Эммануэль Шабрие. Она долгое время висела над его кроватью. После смерти музыканта жена продала картину известному парижскому коллекционеру, связанному с импрессионистами, Полю Дюран Руэлю. Затем ее для своей коллекции приобрел французский предприниматель и коллекционер Огуст Пеллерен. В 1934 году холст был приобретен английским меценатом Самюэлем Курто – основателем Галереи в Лондоне, где картина находится и сейчас.
Хотя большая часть этого шедевра считается раскрытой, его окончательный смысл остается неясным. Была ли эта картина попыткой автора обеспечить себе членство в художественной академии? Думал ли Мане о баре в «Фоли Бержер», как об опасном и безнравственном месте, или это была обычная обстановка? Кого представляет собой буфетчица?
О знаменитой картине написаны статьи, научные труды, книги, сняты фильмы, где вплоть до мельчайших подробностей разбирается финальный труд Мане.
Художник очень любил жизнь, а эта картина была последним напоминанием о прожитых годах. А как думаете вы, в чем секрет этой необычной картины?
Эдуар Мане Бар в Фоли-Бержер: Описание произведения
В этом состоянии Мане пишет свою самую загадочную картину, новые толкования к которой предлагают арт-критики до сих пор – «Бар в «Фоли-Бержер». Мане редко требует сюжетной и символической трактовки образов – многие элементы на его картинах появлялись лишь потому, что того требовал живописный закон произведения. Мане часто играл с фактурами и цветами, а не рассказывал истории. Но только не в этой картине.
Пространство, созданное Мане в этой картине, совершенная иллюзия, нереальность которой начинаешь осознавать, только когда вглядываешься в нарочитые несоответствия.
Питерский искусствовед Илья Доронченков предлагает начинать список загадок картины прямо с жанра. Портрет? Похоже, но слишком сложно для портрета, хоть на нем и изображен конкретный человек – барменша Сюзонн, которую завсегдатаи «Фоли-Бержер» хорошо знали. Для бытовой сцены здесь тоже слишком много загадок-отражений: зеркало, отражающее толпу, бутылки, отражающиеся в зеркале в неправильном порядке, отражение мужчины, на месте которого по логике стоим именно мы, зрители. Держитесь крепче, мы стоим в воздухе! В зеркале это видно.
Все эти оптические иллюзии заставляют взгляд зацепиться и идти дальше – искать несоответствия психологические. Привлекательная девушка за барной стойкой – это маркетинговый ход подобных увеселительных заведений. Своим видом она должна остановить проходящего и заставить его купить бокал шампанского, но она смотрит сквозь нас, она отрешена и выключена из происходящего. А вот в отражении она же, но совсем с другими очертаниями фигуры, более плотная и округлая, ведет себя так, как должна бы, или так, как вела себя минуту назад – наклоняется к мужчине.
Социальные искусствоведы ищут в ее образе схожесть с товаром, который продается так же, как и выпивка в баре, а в ее грусти находят реакцию на такое положение. Классическое искусствоведение видит в положении ее рук аналогии с древними изображениями Божьей матери и Христа. Но ни одно предположение не подтверждается самим художником и не оказывается очевидным. Он взывает к активности зрительского взгляда, не давая ответов на наши вопросы.
Мане 20 лет только тем и занимается, что меняет глаза зрителя, растит в них новое восприятие живописи. И в конце жизни художник создает произведение, которое запустит новый процесс в отношениях между творцом и зрителем – совместное творчество и создание смыслов.
Кстати, годом ранее Мане набросал этот бар с другой героиней — в 2015-м эскиз был продан за $ 26,6 млн.
Судьба художника
Мане, принадлежавший к высшему обществу, был enfant terrible. Он не желал учиться ничему, успехи были посредственными во всем. Отец был разочарован поведением сына. А узнав о его тяге к живописи и амбициях художника, и вовсе оказался на грани катастрофы.
Был найден компромисс: Эдуард отправлялся в плавание, которое должно было помочь юноше подготовиться к поступлению в морское училище (куда, надо сказать, он не смог попасть с первого раза). Однако из вояжа в Бразилию Мане вернулся не с задатками моряка, а с набросками и эскизами. На этот раз отец, которому эти работы понравились, был благосклонен к увлечению сына и благословил его на жизнь художника.
«Завтрак на траве», 1863. (pintetest.com)
Ранние работы говорили о Мане как о подающем надежды, но ему не хватало своего стиля, сюжетов. Вскоре Эдуард сосредоточился на том, что знал и любил больше всего — жизни Парижа. Прогуливаясь, Мане делал зарисовки сцен из жизни. Такие скетчи современники не воспринимали как серьезную живопись, считая, что подобные рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Позднее это станут называть импрессионизмом. А пока Мане вместе с единомышленниками — Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега — доказывают свое право на свободное творчество в рамках созданной ими батиньольской школы.
«Олимпия», 1863. (pintetest.com)
Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.
Рубрика: Арт, искусство, Май 05, 2020 — 15:03, Tags Бар в «Фоли-Бержер», импрессионизм, картина, Эдуард Мане
У каждого произведения искусства есть свои секреты и своя история. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых знаменитых шедеврах мировой живописи. И сегодня мы поговорим о картине «Бар в «Фоли-Бержер»» художника-импрессиониста Эдуарда Мане.
Год создания: 1882
История создания: В период с 1890-х по 1920-е годы парижское варьете и кабаре «Фоли-Бержер» было крайне популярно среди любителей светских развлечений и представителей богемы. В их числе был и знаменитый импрессионист Эдурад Мане, которого обстановка заведения вдохновила на создание одного из величайших шедевров. Более того, эскизы к полотну он делал прямо находясь в баре, который располагался на первом этаже, справа от сцены. А позировать для картины в мастерской он попросил свою знакомую барменшу Сюзон и приятеля Андре Дюпри.
В результате на композиционно сложном полотне художник изобразил главную героиню — барменшу, которая стоит за стойкой напротив весёлой толпы, заполняющей помещение, но при этом она поглощена своими мыслями. В картине у художника получилось показать человека, испытывающего чувство одиночества в окружении шумных развлекающихся людей.
Интересные факты:
— Это последняя картина, которую Мане представил на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году.
— Знаменитое кабаре и варьете «Фоли-Бержер» располагается по адресу улица Рише, 32 в Париже. Оно открылось в 1869 году под названием Фоли Тревиз, а в 1872 г. его переименовали в «Фоли-Бержер». Здание в стиле оперы было построено архитектором Плюмере, а его фасад обновлен Пико в 1929 г. в стиле ар-деко. Сейчас заведение продолжает работать.
— Если присмотреться к полотну, то большинство отражений в зеркале за спиной барменши не соответствуют своим оригиналам. При чём нереальны не только отражения таких предметов, как бутылки, но и отражения самой главной героини. Барменша смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она повернулась лицом к мужчине в цилиндре. Эти различия как бы намекают на двойственность и даже иллюзорность мира на картине Мане.
— На основе образов полотна в 1934 году был создан балет «Бар в «Фоли-Бержер»» с хореографией Нинетты де Валуа и музыкой Шабрие.
— В фильме «Поездка в Америку» (1988) с Эдди Мерфи , в сцене вечеринки в доме МакДауэлла над диваном на стене висит картина-пародия, где главная героиня заменена темнокожей женщиной.
— В числе завсегдатаев бара Мане изобразил своих знакомых: женщина в желтых перчатках — дама полусвета Мери Лоран, а возле неё актриса Жанна де Марси и художник Гастон Латуш.
— Изображение электрического светильника на картине, который во времена Мане был новинкой, стало одним из первых в европейской живописи.
Конспект
XIX век не любил себя, предпочитая искать красоту в чем-то еще, будь то Античность, Средневековье или Восток. Первым красоту современности научился видеть Шарль Бодлер, а воплотили ее в живописи художники, которых Бодлеру не суждено было увидеть: например, Эдгар Дега и Эдуард Мане.
Картина «Бар в „Фоли-Бержер“» была выставлена в 1882 году, сначала снискала насмешки критиков, а потом быстро была признана шедевром. Ее тема — кафе-концерт, яркое явление парижской жизни второй половины века. Кажется, что Мане ярко и достоверно запечатлел быт «Фоли-Бержер».
Феминистская критика обращала внимание на то, что девушка своими очертаниями напоминает бутылку шампанского, стоящую на прилавке. Это меткое наблюдение, но едва ли исчерпывающее: меланхолия картины, психологическая изолированность героини противостоят прямолинейному истолкованию
Картина Мане, о которой идет речь, стала одной из самых знаменитых художественных произведениях искусства. На полотне изображено одно из знаменитейших кабаре Парижа, конца девятнадцатого века. Это излюбленное место художника, побудило его написать один из своих шедевров, изобразил это заведение кистью.
Почему он так любил там бывать? Яркая жизнь столицы была предпочтением Мане над спокойной бытовой размеренностью. Он чувствовал себя в этом кабаре, лучше, нежели дома.
Наброски и заготовки к картине, судя по всему, Мане делал прямо в баре. Этот бар находился на первом этаже варьете. Сидя справа от сцены, художник стал делать заготовки к полотну. После, он обратился к барменше и своему хорошему другу, с просьбой позировать ему, в своей мастерской.
Основой композиции должны были стать друг Мане и барменша, стоящие друг к другу лицом. Они должны быть увлечены общением друг с другом. Найденные наброски Мане подтверждают такой замысел мастера.
Но Мане решил сделать сцену несколько многозначительнее, чем она была. На заднем фоне находилось зеркало, отображающее толпы посетителей, заполнявших бар. Напротив всех этих людей, стояла барменша, она думала о своем, находясь за стойкой в бар. Хоть вокруг веселье и шум, барменше нет ни какого дела до толпы посетителей, она витает в своих собственных мыслях. Но справа видно, словно ее же отображение, только она беседует с одним посетителем. Как это понять?
Первое, отражение барменши должно быть в другом месте. Кроме того, ее поза в отражении отличается. Чем можно это объяснить? Видимо, картина в зеркале, это события прошедших минут, а в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад.
На мраморной стойке и в зеркале, даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу.
Хотя картина очень простая по сюжету, но она заставляет каждого зрителя задуматься и додумать что – то свое. Мане передал контраст между веселой толпой и одинокой девушкой, находящейся среди толпы.
Также на картине можно увидеть общество художников, со своими музами, эстетов и их дам. Эти люди находятся в левом углу на полотне. Одна женщина держит бинокль. Этим отражается суть общества, желающего посмотреть на других, и выставится перед ними собой. Вверху левого угла видно ноги акробатки. И акробатка, и толпа веселящихся людей, не может, скрасит одиночество и грусть барменши.
Игра черных цветов отличает картину Мане, от произведений других художников. Это очень трудно, заставить играть черный цвет на полотне, но у Мане все получилось.
Дата и подпись мастера отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.
Особенность этой картины Мане, в ее глубоком смысле, множестве символов, и скрытности. Обычно картины художника не отличались такими характеристиками. Эта же картина передает много глубин человеческих мыслей. В кабаре находятся люди разного происхождения и положения. Но все люди равны, в своем желании веселится и хорошо проводить время.
Два мира
Однако не меньше загадок таит в себе отражение, которое мы видим в зеркале. На нём напротив девушки мы видим мужчину. Учитывая то, насколько незначительным кажется расстояние между ними, разговор посетителя с барменшей вполне может носить весьма интимный характер. Более того, в отражении зеркала наклон головы и даже осанка девушки не кажутся дисгармоничными по отношению к окружающей весёлой обстановке.
Согласитесь, в варьете даже обслуживающему персоналу стоит улыбаться и стараться создать радостное настроение у клиента. Однако девушка в реальности и её отражение словно бы передают совершенно разные эмоции. И здесь, как мне кажется, заключается та самая гениальность Мане, которую он так ярко воплотил в своей работе.
Художник показал видимость, которая специально создаётся для клиентов, и истинную суть. Он словно бы призывает нас задуматься, что даже у людей, призванных дарить радость, может быть неспокойно на душе, они такие же, как и все остальные. Хотя, конечно, внешне это вряд ли можно заметить.
Кроме того, внимание привлекает и расположение бутылок на барной стойке. Оно отличается от того, что мы видим в отражении
К слову, на одной из них есть подпись автора – «Мане, 1882». Но зачем автор по-разному изобразил бутылки? Думаю, никому в голову прийти не может, что Мане просто ошибся – уж явно такой оплошности живописец не допустил бы. И здесь есть самые разные предположения.
Одна из версий говорит, что Мане изобразил два «параллельных мира» – истинный и видимый. По сути, и девушка, и сама обстановка вокруг неё значительно различаются, потому что словно бы находятся в разных реальностях. Прямо перед нами – настоящий мир, а вот в отражении – наигранный вариант, который требуется выбирать в качестве «этикетки» для посетителей кафе.
«Фоли-Бержер» – знаменитое варьете и кабаре в Париже / Jason Whittaker / flickr.com
Сюжет
Большую часть полотна занимает зеркало. Оно не только является предметом интерьера, придающим глубину картине, но активно участвует в сюжете. В его отражении мы видим то, что происходит с главной героиней в действительности: шум, игра огней, обращающийся к ней мужчина. То же, что Мане показывает как реальность, является миром грез Сюзон: она погружена в свои мысли, отрешена от суеты кабаре — словно окружающий вертеп совершенно ее не касается. Явь и сон поменялись местами.
Эскиз картины. (pintetest.com)
Отражение барменши отличается от ее реального тела. В зеркале девушка кажется полнее, она склонилась к мужчине, слушая его. Клиент же рассматривает как товар не только то, что выставлено на стойке, но и саму девушку. Об этом намекают бутылки шампанского: им самое место в ведре со льдом, но Мане оставил их так, чтобы мы видели, как их форма похожа на фигуру девушки. Можешь купить бутылку, можешь бокал, а можешь и ту, кто эту бутылку для тебя откупорит.
Барная стойка напоминает натюрморты в жанре vanitas, который отличался морализаторским настроением и напоминал, что все мирское — проходяще и бренно. Фрукты — символ падения, роза — плотских утех, бутылки — упадка и слабости, увядающие цветы — гибели и увядающей красоты. Пивные бутылки с этикетками Bass говорят, что англичане были частыми гостями в этом заведении.
Бар в Фоли-Бержер, 1881. (pintetest.com)
Электрическое освещение, так ярко и четко выписанное на картине, является, пожалуй, первым подобным изображением. Подобные лампы в то время только становились частью повседневности.
Эдуард Мане: литература
«Бар в Фоли-Бержер». 1882 г.Холст, масло. 97х130 см.Галерея института Варбурга и Курто, Лондон.Заказать постер
«… В Салоне 1881 года Мане ожидает долгожданная награда — вторая медаль за портрет Пертюизе, охотника на львов. Теперь Мане становится художником «вне конкурса» и имеет право экспонировать свои произведения без согласия жюри Салона.
Мане надеется сделать «нечто» для Салона 1882 года — для первого Салона, где его полотна будут фигурировать с отметкой «В.К.» («вне конкурса»). Уж этого он не упустит!
Но сейчас, когда наконец к нему пришла слава, с таким трудом завоеванная, неужели ее дары попадут в бессильные руки? Неужели как раз тогда, когда ему наконец воздадут за труды и лишения. все будет кончено?.. Болезнь Мане неумолимо прогрессирует; он это знает, и тоска гложет его, и глаза заволакиваются слезами. Жить! Жить! Мане сопротивляется. Неужели его воля не сможет пересилить болезнь?..
Мане собирает всю свою волю. Его слишком рано хотят похоронить. И вот уже его можно встретить в кафе «Новые Афины», у Тортони, в кафе Бад, в Фоли-Бержер; у приятельниц, дам полусвета. И он всегда шутит, иронизирует, веселится по поводу своей больной ноги, своих «немощей». Мане хочет осуществить новый замысел: новую сцену парижской жизни, вид бара Фоли-Бержер — прелестная Сюзон за стойкой, уставленной винными бутылками; Сюзон, которую хорошо знают все постоянные посетители этого места.
«Бар в Фоли-Бержер» — произведение живописной тонкости и необычайной смелости: белокурая Сюзон за стойкой; позади — большое зеркало, где отражаются зал и заполнившая его публика. У нее на шее та же самая черная бархотка, что была у Олимпии, она так же околдовывающе неподвижна, ее взор холоден, он волнует своим безразличием к окружающему.
Это сложнейшее произведение продвигается с трудом. Мане бьется над ним, многократно переделывая. В мае 1882 года он познает счастье, созерцая в Салоне «Весну» и «Бар в Фоли-Бержер», сопровождаемые табличкой «В.К.» Над его полотнами больше не смеются. Если кое-кто еще позволяет себе их критиковать, если, например, построение «Бара» с его зеркалом и игрой отражений находят слишком сложным, называют «ребусом», то все равно картины МАне рассматривают серьезно, внимательно, о них спорят как о произведениях, с которыми следует считаться. Впрочем, табличка «В.К.» располагает публику к уважению. Волею этих двух букв Мане становится признанным художником; буквы эти призывают к размышлениям, поощряют симпатии (прежде их не решались высказывать вслух), затыкают враждебные рты… «
***
«В своем последнем большом произведении «Бар в Фоли-Бержер» художник словно прощался с жизнью, которой так дорожил, о которой так много думал и которой не уставал восхищаться. Пожалуй, никогда еще мировосприятие мастера не выражало себя в отдельном произведении с такой полнотой
В нем есть и любовь к человеку, к его духовной иживописной поэзии, и внимание к его сложным, незаметным поверхностному взгляду взаимоотношениям с окружающим, и ощущение зыбкости бытия, и чувство светлой радости при соприкосновении с миром, и ирония, возникающая при наблюдении его. «Бар в Фоли-Бержер» впитал все то, что Мане с такой настойчивостью и убежденностью искал, находил и утверждал в жизни ничем не примечательной
Лучшие образы, вошедшие в его творчество, сплелись воедино, чтобы воплотиться в этой юной девушке, стоящей за стойкой шумного парижского кабака. Здесь, где люди ищут радости в контакте с себе подобными, где царит кажущееся веселье, чуткий мастер вновь открывает образ юной жизни, погруженной в печальное одиночество. Мир, окружающий девушку, суетен и многолик. Мане понимает это и ради того, чтобы прислушаться только к одному, особенно близкому ему голосу, заставляет мир этот снова зазвучать «под сурдинку» — стать зыбким отражением в зеркале, превратиться в неясное, расплывчатое марево силуэтов, лиц, пятен и огней. Иллюзорная двойственность видения, открывающаяся художнику, физически как бы приобщает девушку к мишурной атмосфере бара, но ненадолго. Мане не позволяет ей слиться с этим миром, раствориться в нем. Он заставляет ее внутренне выключиться даже из разговора со случайным посетителем, прозаичный облик которого тоже принимает в себя зеркало, находящееся прямо за стойкой,где под углом видится со спины и сама барменша. Как бы оттолкнувшись от того отражения, Мане возвращает нас к единственной подлинной реальности всего этого призрачного зрелища мира. Затянутую в черный бархат стройную фигурку окружает светлое сияние зеркал, мраморной стойки, цветов, фруктов, сверкающих бутылок. Только она в этом цвето-световоздушном мерцании остается самой ощутимо-реальной, самой прекрасной и неопровергаемой ценностью