Художник эдвард мунк: произведения, биография

Мертвая мать и ее проклятие.

Эта картина, похоже, отражает некоторые из самых повторяющихся сожалений в карьере Мунка: страдание, отчаяние и безумие, элементы, которые возникают в глубоко тревожном образе и трудно оценить пассивным образом. Многие говорят, что, когда он впервые представил картину для публики, он вызвал такую ​​висцеральную реакцию, что произошло несколько обморочных заклинаний, и люди безутешно закричали.

В работе изображен небольшой, предположительно сестра Мунк, спиной к кровати, на которой покоится безжизненное тело женщины, его матери. Девушка закрывает уши руками и передает выражение, которое смешивает недоверие, страх и удивление. В то время Мунк описал работу с особым чувством горечи: «Болезнь, безумие и смерть — это черные ангелы, которые преследуют мою жизнь из колыбели».

Эта картина слишком беспокоит сама по себе, но окружающая ее история делает ее намного более странной.

Боль, которая вдохновила его творения.

Его картины отмечены сильной отрицательной энергией и являются отражением озабоченности Мунка относительно временных аспектов его существования и страданий, Несмотря на то, что он достиг определенной известности, чтобы быть одним из первых, кто рисковал в экспрессионизм, многие считали, что работы Мунка беспокоят и ограничивают его карьеру, достигая пика его популярности только после его смерти.

В 1885 году он начал рисовать картину, которую он назвал «Больной ребенок». Эта работа ознаменовала начало стиля, который будет продолжаться во время его творческой карьеры. Он выполнил несколько вариантов этой работы, точно так же, как и с другими произведениями, с чувствами, которые касались болезни и смерти, которые отмечали его детство. Эта конкретная работа была сообщением о смерти в 1877 году его сестры Софи, жертвы туберкулеза, когда ей было всего 15 лет.

Другие темные работы, написанные художником: меланхолия (1891) и Рядом с кроватью смерти (1895).

Картины Эдварда Мунка

«Больная девочка»

Одна из картин периода его становления – «Больная девочка», написанная в 1885 г. Однако художник до конца жизни считал ее одной из главных в своем творчестве. На полотне изображена рыжеволосая девушка, которая полусидит в своей постели, опершись на большую белую подушку.

Лицо девушки обращено к женщине, которая плачет, опустив голову на ту же подушку. Девушка с добротой смотрит на женщину и кажется, утешает ее. Они держатся за руки и явно ведут беседу, которая прерывается рыданиями родственницы, убитой горем.

Вся картина в мрачных, зеленоватых тонах, единственное светлое пятно здесь, фигура умирающей. Эта картина, как и все последующие в творчестве художника, глубоко автобиографична. Он сам признавался, что прообразом главной героини послужила его сестра, Софи Мунк. Она умерла от туберкулеза в 15 лет.

От той же болезни умерла их мать за девять лет до этого. Отец художника, был глубоко религиозным человеком, его сын говорил, что тот подарил ему «ростки сумасшествия».

Скорбь по любимым женщинам еще больше усугубила религиозность этого человека. Он превратил жизнь Эдварда в череду мрачных, наполненных горем дней. Мотивы смерти любимого человека, скорбь и утраты чего-то очень родного, легко читаются в картине.

Эта работа не была признана во время первого явления в свет. Сейчас она, безусловно, одна из самых узнаваемых в галерее живописца.

«Крик»

Самое знаменитое полотно Эдварда Мунка — «Крик». Эту картину знают все, даже те, кто не увлекается изучением искусств. На холсте мы видим человека, лицо которого исказилось в безмолвном крике отчаяния и ужаса. Он стоит на мосту. За ним – алое небо и темно синяя река, сливающиеся воедино на горизонте.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Изначально, живописец назвал картину «Крик природы». Идея картины пришла к нему, кода он с товарищами прогуливался по мосту. В одном из своих дневников он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. И он остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе. Силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него.

Некоторые критики приписывали картине пророческие мотивы, относящиеся к бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка. Это одна из самых эмоциональных картин в истории стала эмблемой экспрессионизма.

Впоследствии, этот образ оттуда, не раз использовался даже в популярной культуре. Например, тот же самый крик читается в знаменитой маске маньяка в фильме ужасов «Крик».

«Расставание»

Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Художник видел любовь неотделимой от страданий и смерти. Поэтому на этом его полотне, главный герой безутешно страдает, вспоминая свою возлюбленную.

Он изображён на первом плане. Очертания его четки, глаза закрыты. Рука жирно обведенная красным контуром, приложена к тому месту, где находится сердце человека. Однако очевидно, что от сердца героя мало что осталось. Человек изображен мрачным и страдающим.

Возможно именно так страдал художник в реальности и поэтому картина так отчаянно печальна. На заднем фоне светлое пятно. Это силуэт девушки, которая удаляется, унося за собой весь видимый радостный мир. Мужчина вспоминает ее и с болью чувствует, как она безвозвратно для него потеряна.

Печальный образ девушки в белом. Девушка радостно и надменно удаляется, воплощает то, как мастер видел любовь и жизнь в целом.

Видео

В этом видео дополнительная информация по теме «Эдвард Мунк: краткая биография и картины»

МирТесен

«Больная девочка» (1886)

Э. Мунк «Больная девочка». Холст, масло. 119,5х118,5 см. Национальная галерея (Осло)В основе картины – воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры Софи Мунк, которой было всего 15 лет. Девушка сидит в постели, опираясь на подушку. Её бледное лицо как будто излучает свет, оно выделяется ярким пятном в полумраке комнаты. Для этой картины позировала 11-летняя девочка Бетси Нильсен.Рядом с умирающей девушкой сидит, опустив в отчаянии голову, женщина – это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков.Картина впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 г. и была принята критикой отрицательно. Работу объявили незаконченным этюдом, считали её бесформенной, небрежной, несовершенной и не достойной выставки. Хотя были и более доброжелательные отзывы: в картине отметили её своеобразие и трогательность

После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства».Но сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом». Он создаёт несколько вариантов этой картины.В 1889 г. он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично

он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично.

Э. Мунк «Весна»В центре полотна в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми руками, которые безвольно покоятся у неё на коленях. Рядом с ней – мать или сиделка. Распахнутое окно уставлено цветами, в него врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца освещает лица сидящих в комнате, но он притягивает взор только живущего – женщины; умирающая же девушка, наоборот, отворачивается от него, т.к. этот луч слишком «громко» говорит о том, что жизнь её приближается к завершению.Картина являет собой контраст трагедии и оптимизма, и всё это – жизнь в её противоречии и одновременно в гармонии: угасание и возрождение слиты воедино.Уже в раннем творчестве Мунка появляется тема человека и природы . В сущности, почти все его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. Причём некоторые пейзажные полотна явно написаны под влиянием творчества импрессионистов. Например, картина «Вид на реку в Сен-Клу» (1890).

Э. Мунк «Вид на реку в Сен-Клу»Но в пейзажных картинах видно стремление художника к обобщению, т.к. чаще всего на этих полотнах присутствует человек. Природа для Мунка интересна не сама по себе, а как особый мир, живущий по своим законам, но в котором протекает жизнь человека.Но есть у художника и чисто пейзажные полотна, и чаще всего на них изображена суровая природа Скандинавии.

Э. Мунк «Прибрежный зимний пейзаж» (1915)

Э. Мунк «Весенний пейзаж с красным домом (Экелю)» (1935-1940)

Э. Мунк «Крик»

Широко известно собственное объяснение художником замысла своей картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».На картине изображено кроваво-красное небо, бесформенный обобщённый пейзаж и на его фоне – кричащая в отчаянии человеческая фигура. Пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги, а мир представляется художнику безрадостным, бездушным и угнетающим. В 1895 г. Мунк создал литографию на этот же сюжет.Картине приписывают мистический смысл, пророческий смысл (предвосхищение трагических событий XX в.: две мировые войны, экологические катастрофы и ядерное оружие), а некоторые считают, что эти картины (варианты картины «Крик») прокляты: люди, так или иначе входившие в контакт с полотном, заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Всё это создало картине недобрую славу, но, с другой стороны, привлекло к ней особый интерес.Известно, что художник страдал от маниакально-депрессивного психоза, поэтому, возможно, в его творчестве присутствуют мотивы смерти, страха, одиночества. К тому же эти мотивы были характерны для экспрессионизма – течения в европейском искусстве эпохи модернизма, одним из первых представителей которого был Э. Мунк. Экспрессионизм стремится не только к воспроизведению действительности, но более к выражению эмоционального состояния автора.Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80 км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраску зорь. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк.В связи с этим фигура на переднем плане картины могла бы изображать самого художника, защищающего себя от крика природы. Позу изображённого на полотне человека вполне можно назвать рефлекторной реакцией старающегося спастись от сильного воздействия извне.Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. Для этого нам следует обратиться к другим его картинам, а также к биографии.

Резюме презентации

Эдвард Мунк может апостериори считаться после Берлинской выставки 1892 года пионером экспрессионизма в современной живописи. С самого раннего возраста он был известен своей принадлежностью к новой художественной эпохе в Германии и Центральной Европе

Его работа и его важность признаны сегодня в Европе и во всем мире.

Самые известные работы Мунка — это работы, созданные в начале 1890-х годов, особенно Le Cri . Его работы не пользовались большим успехом в скандинавских странах до 1909 года, благодаря большой ретроспективной выставке, организованной его другом Яппе Нильссеном и Йенсом Тиисом, директором Национальной галереи в Осло. Отсутствующий художник временно выздоравливает в частной клинике в Копенгагене после того, как впал в состояние нервного срыва, став жертвой серьезных расстройств поведения, как физических, так и нервных, в 1908 году.

Его любимые техники — это в основном живопись и темпера на картоне. Он также является пионером доступного для всех искусства, искусства, которое раскрывается, демонстрируется и не скрывается на улицах и в общественных местах, в различных местах природы.

Эдвард Мунк всегда был очарован морскими пейзажами Осло- фьорда , которые он открыл в юности по грунтовым дорогам, а затем, когда был молодым художником с моря, благодаря Гансу Йегеру , капитану-фрахтователю небольших экскурсионных судов, и туристическому каботажу. Некоторые из его регионов стали знаковыми местами в его жизни.

Наследие и память

Музей Мунка

Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка (b) , открывшегося в 1963 году (b) . До того, как в 2015 году (b) наследие Мунка перешло в общественное достояние (b) , Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика (b) », «Мадонны (b) » и «Больной девочки (b) ») принадлежит Национальной галерее (b) в Осло. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.

Работы Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин (b) . В 2006 году (b) его гравюра «Двое (Одинокие) (b) » ушла с аукциона за 8,1 млн норвежских крон (b) (1,27 млн долларов США (b) ) и стала самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии (b) . В 2013 году (b) одна из версий картины «Крик (b) » была продана на аукционе за 119,9 млн $, став самым дорогим на тот момент произведением искусства.

Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. В 2013 году (b) в честь стопятидесятилетия со дня рождения Мунка Почта Норвегии (b) выпустила серию марок с репродукциями его работ.

«Фриз жизни»

В 1890 биография Эдварда Мунка немного светлеет: в Христиании проходит выставка его картин, где он получает более доброжелательные отклики. Вскоре он едет отдохнуть в Ниццу, и видит здесь картины Ван Гога и Гогена, которыми чуть позже будет восхищаться. В это время окончательно формируется стиль Мунка – четкие линии, символичные сюжеты и простые формы. Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни». Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». Через некоторое время он знакомится с А. Норманом, который в восхищении от творчества Эдварда. Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине. Картины художника получают множество положительных отзывов, он впервые чувствует настоящее признание. В это время у Мунка завязывается роман с богатой норвежкой, который не закончился ничем, кроме психологических травм.

Заключение

Полотна Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных произведений искусства. Наследие художника является достоянием Норвегии. Портрет экспрессиониста изображен на банкноте в 1000 норвежских .

Личность Эдварда Мунка — совокупность душевных метаний в сочетании с невероятной жизненной энергией. Искренность художника отразилась в его полотнах. В стиле виден его взгляд на действительность и ее отклик в сознании экспрессиониста. Тяжелые воспоминания детства, депрессивные состояния и сложность характера  нашли свой выплеск в оригинальной изобразительной манере, которая со временем стала новым течением европейского искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: